Дело № 2-771/2021
УИД 92RS0003-01-2021-000142-10
Категория 2.127
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 апреля 2021 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Фисюк О.И. при секретаре – Мальцевой И.И. с участием представителя истца – Белоконной Я.А., лица, в интересах которого прокурор обратился с иском, - Милосердовой М.А., представителя ответчика – Третьяковой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах Милосердовой Марины Анатольевны к Департаменту городского хозяйства города Севастополя о понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
18.01.2021 прокурор Ленинского района города Севастополя в интересах Милосердовой М.А. обратился в суд с данным иском к ответчику, просит обязать Департамент городского хозяйства города Севастополя профинансировать расходы по устранению нарушений закона в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалида Милосердовой М.А. к месту проживания по адресу: <адрес>, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид; обязать Департамент городского хозяйства города Севастополя организовать беспрепятственный доступ инвалида Милосердовой М.А. к месту проживания, расположенного по адресу: <адрес>, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом его потребностей в соответствии с требованиями Правил обеспечения доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649.
Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой Ленинского района г. Севастополя Прокуратурой Ленинского района города Севастополя по поручению прокуратуры города Севастополя проведена проверка по обращению Милосердовой М.А. об исполнении законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности Департамента городского хозяйства города Севастополя, по результатам которой выявлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, выразившиеся в том, что общее имущество в многоквартирном доме, в котором проживает Милосердова М.А., не оборудовано соответствующими средствами, а именно: плавными спусками, поручнями, пандусом для спуска и подъема на кресле-коляске.
Поскольку в добровольном порядке нарушения не устранены, прокурор обратился в суд с данным иском.
В судебном заседании представитель истца и Милосердова М.А. иск поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, подала письменные возражения, которые сводятся к тому, что Правительством Севастополя выделены средства на проектно-изыскательские работы по установке пандуса, Департамент городского хозяйства города Севастополя определен распорядителем средств только на проведение проектных работ, проект разработан, и I этап выполнен. Также полагает, что к полномочиям ответчика относится только проведение ремонтных работ, тогда как устройство пандуса – это новое строительство, а не ремонтные работы. Также указала, что строительство пандуса противоречит нормам ЖК РФ, поскольку для этого необходимо согласие всех собственников имущества в МЖД, проведение голосования не относится к полномочиям Департамента.
Дополнительно пояснила, что по результатам I этапа работ Департамент в Правительство Севастополя с заявкой на финансирование следующего этапа не обращался, поскольку полагает, что проведение следующих этапов не относится к его компетенции.
Представитель третьего лица на стороне истца без самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамента социальной защиты населения города Севастополя, представители третьих лиц на стороне ответчика без самостоятельных требований относительно предмета спора – ООО «УК «Центр», ООО «УК «Жилсервис первый» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, мнений по иску не выразили, ООО «УК «Жилсервис первый» о причинах неявки суд не уведомило, представитель ООО «УК «Центр» подал заявление о рассмотрении дела без его участия в связи с занятостью в другом деле.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без их участия.
Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ (далее – Федеральный закон №181-ФЗ) реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и пользования средствами транспорта, связи и информаций, а также обеспечение инвалидов и их членов семьи информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Согласно ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям), местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использование их инвалидами не допускаются.
Во исполнение Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 (далее ГП «Доступная среда»), разработана и принята государственная программа города Севастополя «Доступная среда», утвержденная постановлением Правительства Севастополя от 14.04.2016 № 323-ПП. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 308-р продлена ГП «Доступная среда» до 2025 года.
Во исполнение ГП «Доступная среда» разработан Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51261-2017 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.11.2017 № 1772-ст (далее - ГОСТ Р 51261-2017), которым предусмотрено установление стационарных опорных реабилитационных устройств в общественных зданиях, сооружениях и средствах общественного пассажирского транспорта и предназначенные для использования инвалидами, в том числе инвалидами, использующими для передвижения кресла-коляски, и другими маломобильными группами населения.
В соответствии с абз. 2 п. 1 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 (далее – Правила № 649), доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Согласно п.п. 23, 24 Правил № 649 территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях. Толщина швов между плитами покрытия составляет не более 15 миллиметров. Покрытие из рыхлых и сыпучих материалов не допускается. Перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия. Одиночные ступени должны быть заменены пандусами, лестницы должны быть дублированы пандусами. Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалида на кресле-коляске, не должен превышать 5 процентов, поперечный - 2 процента. При устройстве съезда с тротуара на проезжую часть уклон должен быть не более 1:12, а около многоквартирного дома и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 метров. На перепадах горизонтальных поверхностей высотой более 0,45 метра устанавливаются ограждения с поручнями.
На участке дорожного покрытия перед крыльцом многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, оборудуются:
а) рельефная (тактильная) полоса дорожных указателей шириной 0,5 - 0,6 метра из рельефной тротуарной плитки или аналогичного дорожного покрытия на расстоянии 0,8 метра от подступенка нижней ступени марша до ближайшего края рельефной (тактильной) полосы;
б) разворотная площадка для кресла-коляски перед пандусом размером 1 х 1,5 метра;
в) металлические пандусы, жестко закрепленные на неровных покрытиях или на ступенях лестницы.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства об обеспечении прав и законных интересов инвалидов при реализации мероприятий по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах с учетом их потребностей прокуратурой выявлены нарушения Закона № 181-ФЗ, ГОСТ Р 51261-2017, Правил № 649 в части непринятия мер по обеспечению доступности в местах проживания инвалидов в многоквартирных домах.
Постановлением Правительства города Севастополя от 01.02.2018 № 57-ПП «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), предоставляющим услуги по содержанию жилых помещений в многоквартирных домах, на финансовое обеспечение затрат по мероприятиям подпрограммы 1 «Улучшение технологического состояния и развитие жилищного хозяйства города Севастополя» государственной программы «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017-2022 годы» (с изменениями и дополнениями) предусмотрено выделение денежных средств на обустройство пандуса к <адрес>.
Согласно п. 5 указанного Порядка главным распорядителем бюджетных средств является Департамент городского хозяйства города Севастополя.
Прокурорской проверкой установлено, что Милосердова М.А. является инвалидом группы, инвалидность установлена бессрочно, проживает по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, общее имущество в многоквартирном доме, в котором проживает Милосердова М.А., не оборудовано соответствующими средствами, а именно: плавными спусками, поручнями, пандусом для спуска и подъема на кресле-коляске.
Так, с целью восстановления своих прав на доступную среду, Милосердова М.А. обращалась с письменными заявлениями в различные органы и организации г. Севастополя с просьбой обеспечить ей доступную среду, в том числе, в Департамент городского хозяйства города Севастополя. Так, Департаментом городского хозяйства города Севастополя Милосердовой М.А. письмами от 11.10.2019, 19.02.2020, 09.04.2020 сообщено, что в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 01.02.2018 № 57-ПП в 2018 году ООО «Техдомион» по заказу ООО «УК «Центр» разработана проектно-сметная документация по устройству пандуса по адресу: <адрес>, также сообщено, что изыскиваются финансовые возможности на выполнение строительно-монтажных работ по устройству пандуса, начало производства работ запланирована на март-апрель 2020 года. Однако до настоящего времени указанные работы не произведены.
Согласно абз. 1 Раздела II Постановления Правительства Севастополя от 21.11.2016 № 1112-ПП (ред. от 05.12.2020) «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017 2022 годы», повышение комфортности условий проживания, в том числе обеспечение доступности МКД для инвалидов и других маломобильных групп населения, относится к приоритетным направлениям развития жилищно-коммунальной инфраструктуры.
Согласно пп. 1, 3, 6 п. 9.1 Постановления Правительства города Севастополя от 16.09.2016 № 875-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя» Департамент в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Севастополя координирует работу по реализации мероприятий, направленных на обеспечение финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального хозяйства; организует в установленном законом порядке управление многоквартирными домами; организует проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, ненадлежащее соблюдение Департаментом городского хозяйства города Севастополя требований законодательства о социальной защите инвалидов нарушает право инвалида-колясочника Милосердовой М.А. на беспрепятственный доступ к месту проживания по адресу: <адрес>, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, что свидетельствует об обоснованности иска и наличии оснований для его удовлетворения.
Доводы представителя ответчика относительно того, что обустройство пандуса не относится к его полномочиям, являются несостоятельными, поскольку прокурор просит лишь организовать эту работу через подведомственные Департаменту организации в соответствии с действующим законодательством и в рамках компетенции ответчика. Также несостоятельны и ссылки ответчика на отсутствие финансирования для обустройства пандуса, поскольку с заявками в Правительство он не обращался, отказа не получал.
На основании ст. 98 ГПК РФ судебные расходы по государственной пошлине не распределяются, поскольку стороны освобождены от ее уплаты в силу закона (п/п 9 и 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 196, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах Милосердовой Марины Анатольевны к Департаменту городского хозяйства города Севастополя о понуждении совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать Департамент городского хозяйства города Севастополя профинансировать расходы по устранению нарушений закона в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалида Милосердовой Марины Анатольевны к месту проживания, по адресу: <адрес>, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид.
Обязать Департамент городского хозяйства города Севастополя организовать беспрепятственный доступ инвалида Милосердовой Марины Анатольевны к месту проживания по адресу: <адрес>, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом его потребностей в соответствии с Правилами обеспечения доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 12.04.2021 г.
Судья –