Судья Тлецери Х.А. дело № 7-308 2018
Р Е Ш Е Н И Е
29.08.2018 года г. Майкоп
Судья Верховного суда Республики Адыгея Мейстер В.М., рассмотрев жалобу Давояна <данные изъяты> на постановление судьи Теучежского районного суда от 18.08.2018, которым он признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением судьи Теучежского районного суда Республики Адыгея от 18.08.2018 Давоян М.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Давоян М.С. обратился в Верховный суд Республики Адыгея с жалобой на указанное судебное постановление, не вступившее в законную силу, в которой ставит вопрос о его изменении в части назначенного наказания и исключении наказания о выдворении.
Изучив доводы жалобы, выслушав Давоян М.С. и его защитника Натхо А.И., поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в нарушении иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно статье 2 названного Федерального законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Давоян М.С. с 28.01.2017 по настоящее время незаконно находится на территории Российской Федерации.
Согласно протокола об административном правонарушении от 18.08.2018, составленного в отношении гражданина Республики Армения Далояна М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца Республики Армения, последний, являясь гражданином Республики Армения, с ДД.ММ.ГГГГ проживает на территории РФ в нарушение установленного порядка пребывания иностранных граждан.
В судебном заседании при рассмотрении жалобы Давоян М.С. пояснил, что с 2007 года систематически приезжает в Российскую Федерацию для проживания и работы. Срок его очередного пребывания закончился ДД.ММ.ГГГГ, однако он своевременно не выехал из-за создавшихся финансовых трудностей. В августе 2018 года обратился в отделение по вопросам миграции МО МВД России «Адыгейский» с просьбой разъяснить порядок легализации проживания на территории РФ, где в отношении него и был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 статьи 18.1 КоАП РФ. В Армении он не имеет своего жилья. Его гражданская жена и все её родственники проживают в России на законных основаниях. Связи с Арменией не имеет. Выдворение из страны создаст препятствия для общения с близкими родственниками супруги. Обещает выехать из Российской Федерации самостоятельно и в дальнейшем не нарушать законы Российской Федерации.
Факт совершения Давояном М.С. правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, подтверждается материалами дела и Давояном М.С. не оспаривается. Совершенное Давояном М.С. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Далояна М.С. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного наказания.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. В соответствии с общими правилами назначения административного наказания - административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно части 2 статьи 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В судебных заседаниях 1 и 2 инстанции установлено, что Давоян М.С. с 21.08.2007 систематически приезжает в РФ, на территории РФ создал фактическую семью с гражданкой Армении, все родственники которой проживают длительное время на территории РФ на законных основаниях. К административной и уголовной ответственности по каким-либо категориям дел ранее не привлекался, признал свою вину и глубоко раскаялся, оплатил штраф по оспариваемому в части постановлению до вступления постановления в законную силу, с целью прекращения правонарушения, приобрел автобусный билет для выезда в Армению (копия билета 000014 на 05.09.2018 приложена).
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судьей Теучежского районного суда не установлено.
С учетом личности Давояна М.С., ранее не привлекавшегося к административной ответственности за нарушений требований в области миграционного законодательства Российской Федерации, а также конкретных обстоятельств настоящего дела, указывающих на нарушение права Давояна М.С. на уважение семейной жизни и права на выбор места проживания, назначение ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.
Учитывая изложенное, постановление судьи Теучежского районного суда Республики Адыгея от 18.08.2018 подлежит изменению – исключению из постановления указания на назначение Давояну М.С. дополнительного наказания в виде административного выдворения из Российской Федерации.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л А:
постановление судьи Теучежского районного суда от 18.08.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении гражданина Республики Армения Давояна <данные изъяты> изменить.
Исключить из него указание на назначение Давояну Мартуну Сергеевичу административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Теучежского районного суда от 18.08.2018 года оставить без изменения.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея – В.М. Мейстер