Дело №2а-816/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2018 года г.Зея, Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,
при секретаре Легкой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации города Зеи к заместителю начальника ОСП по Зейскому району Носковой О. В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области и ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
20 февраля 2018 года Зейским районным судом постановлено решение по иску прокурора Зейского района в интересах Ильиной М.Е. к администрации города Зеи Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма, которым исковые требования удовлетворены, на администрацию города Зеи возложена обязанность по предоставлению Ильиной М.Е. жилого помещения по договору специализированного найма в городе Зее, отвечающего санитарным и иным установленным требованиям, площадью не менее установленной в городе Зее нормы предоставления жилой площади 28 квадратных метров.
Указанное решение вступило в законную силу 23 апреля 2018 г.
01 июня 2018 года на основании указанного решения заместитель начальника ОСП по Зейскому району Носкова О.В. вынесла постановление о возбуждении исполнительного производства <Номер обезличен>–ИП, которым установил должнику срок для добровольного исполнения требований 5 дней.
18 июня 2018 года заместитель начальника ОСП по Зейскому району Носкова О.В. вынесла постановление о взыскании с администрации города Зеи исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Администрация города Зеи обратилась в суд с вышеназванным административным иском и просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Федеральной службы судебных приставов УФССП России по Амурской области от 18 июня 2018 года, указывая на то, что требования исполнительного документа не были выполнены истцом в срок, установленный для добровольного исполнения по причинам, не зависящим от воли и действий должника.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен на надлежащим образом.
Административный ответчик - заместитель начальника ОСП по Зейскому району Носкова О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом.
Представители ответчиков - Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области и ОСП по Зейскому району УФССП по Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, отзыв на иск не представили.
Изучив и оценив представленные доказательства, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 21 июля 1997 г №118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 2 октября 2007 г №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч.12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствие со ст.105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 г №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»:
1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
7. Суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 июля 2001 г №13-П, исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле ст.57 Конституции РФ. Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведённых норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что 20 февраля 2018 года Зейским районным судом постановлено решение по иску прокурора Зейского района в интересах Ильиной М.Е. к администрации города Зеи Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма, которым исковые требования прокурора удовлетворены, на администрацию города Зеи возложена обязанность по предоставлению Ильиной М.Е. жилого помещения по договору специализированного найма в городе Зее, отвечающего санитарным и иным установленным требованиям, площадью не менее установленной в городе Зее нормы предоставления жилой площади 28 квадратных метров.
1 июня 2018 года на основании указанного решения заместитель начальника ОСП по Зейскому району Носкова О.В. вынесла постановление о возбуждении исполнительного производства <Номер обезличен>–ИП, которым установил должнику срок для добровольного исполнения требований 5 дней.
18 июня 2018 года заместитель начальника ОСП по Зейскому району Носкова О.В. вынесла постановление о взыскании с администрации города Зеи исполнительского сбора в размере 50000 рублей в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в установленный 5-дневный срок для добровольного исполнения.По смыслу ст.55 Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершённого деяния. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П, с учётом особенностей публично-правовой ответственности за предусмотренное в пункте 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» нарушение условий и порядка исполнительного производства, - направленного, в конечном счёте, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, - правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
Финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета.
Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством Амурской области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Объём субвенции на реализацию полномочия, установленного пунктом 3 части 1 настоящей статьи, определяется в соответствии с методикой формирования объёма субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на финансовое обеспечение расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению №1 к настоящему Закону.
Субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Согласно ст.ст.1, 52 Закона Амурской области от 11.04.2005 г №472-ОЗ, уполномоченный орган - министерство социальной защиты населения Амурской области обязано перечислять в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов средства, необходимые для исполнения полномочий; обеспечивать передачу органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления полномочий.
В соответствии с Порядком расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утверждённым постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года №113, главный распорядитель средств областного бюджета на основании заявок органов местного самоуправления муниципальных образования, а также на основании сводной ведомости росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств, предельных объёмов финансирования после поступления субвенции осуществляет её перечисление муниципальным районам и городским округам на балансовый счёт Управления Федерального казначейства по Амурской области для последующего перечисления в установленном порядке на единый счёт бюджета соответствующего муниципального образования.
Как следует из материалов дела, администрация города Зеи неоднократно обращалась в министерство социальной защиты населения Амурской области с просьбой рассмотреть возможность выделения денежных средств из областного бюджета с целью обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Из сообщения министерства социальной защиты населения Амурской области от 18 апреля 2016 года следует, что поскольку областной бюджет на 2016 год сформирован в условиях сокращения поступления налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, и необходимости сокращения государственного долга, Правительство Амурской области не имеет возможности предусмотреть выделение администрации г.Зея дополнительной субвенции на обеспечение жилыми помещениями
детей- сирот.
Из сообщения министерства социальной защиты населения Амурской области от 22 мая 2017 года следует, что на 2017 год в областном бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия по предоставлению жилых помещений детям - сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в сумме 169478,14 тыс. руб. (в том числе за счёт средств федерального бюджета 76123,3 тыс. руб., за счёт средств областного бюджета 93354,8 тыс.руб.). Для сравнения в 2016 году на реализацию указанного мероприятия было предусмотрено 248428,4 тыс.руб. (в том числе за счёт средств федерального бюджета 155073,3 тыс. руб., за счёт средств областного бюджета 93354,8 тыс. руб.). Средства, предусмотренные в областном бюджете на 2017 год на приобретение жилых помещений для детей - сирот распределены по муниципальным образованиям пропорционально количеству граждан вышеуказанной категории, состоящих на регистрационном учёте в муниципальных образованиях.
Согласно информационному письму начальника финансового управления администрации города Зеи от 27 июня 2018 года, субвенция на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения из средств областного бюджета направлена и фактически исполнена в следующих размерах по годам: 2013 год – в сумме 2424608 рублей; 2014 год – 3806000 рублей; 2015 год - 8649000 рублей; 2016 год - 10952300 рублей; 2017 год – 5222301 рубль. На 2018 год запланировано средств в сумме 4006200 рублей. Фактически исполнено по состоянию на 27 июня 2018 г. в сумме 4002390 руб.
Согласно справке КУМИ города Зеи от 27 июня 2018 года, по состоянию на 27 июня 2018 г. в собственности муниципального образования города Зеи отсутствуют свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда, соответствующие требованиям, предъявляемым законодательством об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Изложенное свидетельствует об отсутствии бездействия административного истца по исполнению решения суда.
Из административного иска и приложенных документов следует, что на сегодняшний день в собственности муниципального образования города Зеи отсутствует муниципальный жилищный фонд, соответствующий требованиям, предъявляемым законодательством об обеспечении жильём детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Анализируя представленные доказательства, а также учитывая требования закона, предъявляемые к порядку обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд считает, что исполнение судебного решения должником требует определённых временных затрат, в связи с чем, у администрации города Зеи отсутствовала объективная возможность исполнить решение Зейского районного суда от 20 февраля 2018 года и предоставить Ильиной М.Е. жилое помещение во исполнение решения суда в пятидневный срок, установленный в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве».
С учётом изложенного, суд находит заявленные требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству <Номер обезличен>–ИП, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации города Зеи удовлетворить.
Освободить администрацию города Зеи от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству <Номер обезличен>–ИП, возбужденному 1 июня 2018 года заместителем начальника ОСП по Зейскому району Носковой О. В. на основании исполнительного листа, выданного Зейским районным судом Амурской области 16 мая 2018 года по делу <Номер обезличен> г.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его провозглашения.
Председательствующий О.Б. Ворсина