Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1254/2017 ~ М-1268/2017 от 02.10.2017

Дело № 2а-1254/2017

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Саранск 27 октября 2017 г.

Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия

в составе: су­дьи Юркиной С.И.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Мордовия к Хайровой Марине Ивановне о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Мордовия (далее – Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Мордовия) обратилась в суд с административным иском к Хайровой М.И. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

В обоснование административный истец указал, что 27.01.2017 ХайроваМ.И. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, однако не уплатила своевременно страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Сумма пеней, начисленных административному ответчику за несвоевременную уплату страховых взносов с 22.03.2016 по 20.11.2016 составила:

<данные изъяты> - пени на страховую часть трудовой пенсии;

<данные изъяты>. – пени на обязательное медицинское страхование.

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск направило административному ответчику требование об уплате фиксированного платежа от 20.11.2016, в котором было предложено добровольно оплатить сумму задолженности, однако денежные средства в счет погашения задолженности перечислены не были.

На основании Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование» с 1 января 2017 г. функции по контролю и обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов, том числе по взысканию недоимок по ним, перешли от Пенсионного фонда к налоговым органам.

По заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Мордовия мировым судьей судебного участка №3 Пролетарского района города Саранска Республики Мордовия вынесен судебный приказ от 19 мая 2017 г. о взыскании с Хайровой М.И. образовавшейся задолженности по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В связи с тем, что от должника поступили возражения мировым судьей судебного участка № 3 Пролетарского района города Саранска вынесено определение от 14.06.2017 об отмене судебного приказа.

На основании изложенного и статей 14, 18, 25 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», а также статей 32, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, просит взыскать с Хайровой Марины Ивановны пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование:

<данные изъяты> - пени на страховую часть трудовой пенсии;

<данные изъяты>. – пени на обязательное медицинское страхование.

В соответствии со статьей 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данное дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения устного разбирательства.

Исследовав письменные доказательства, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) и пункту 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию, соответственно.

В силу положений пунктов 1, 2 статья 18 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ « О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (указанный Федеральный закон действовал до 01.01.2017) (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

В силу части 2 статьи 14 Федерального закона №212-ФЗ и пункта 2 части 2 статьи 17 Федерального закона № 326-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию и по обязательному медицинскому страхованию.

В соответствии с положениями частей 1 и 5 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью третьей настоящей статьи.

Согласно статье 25 Федерального закона № 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неоплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как следует из материалов дела Хайрова М.И., 26.03.1962 года рождения, состояла на учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Мордовия в качестве индивидуального предпринимателя с 25.09.2003 по 27.01.2017, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Согласно расчету, представленному административным истцом, Хайровой М.И. начислены пени за период с 22.03.2016 по 20.11.2016 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме <данные изъяты>., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - <данные изъяты>

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск выставило Хайровой М.И. требование от 20.11.2016 об уплате указанной задолженности в сумме <данные изъяты>., в срок до 08.12.2016.

Данное требование направлено заказной корреспонденцией по месту регистрации Хайровой М.И. по адресу: <адрес>, что подтверждается реестром полученной заказной корреспонденции для доставки заказ № 26870 от 23.11.2016.

Хайрова М.И. обязанность по уплате указанной задолженности в установленный законом срок не исполнила.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 48Налоговогокодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 48Налоговогокодекса Российской Федерации заявление овзысканииналога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подается в суд общей юрисдикцииналоговыморганом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплатеналога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи48Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 48 Налоговогокодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Из материалов дела усматривается, что мировым судьей судебного участка № 3 Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия 19.05.2017 выносился судебный приказ по заявлению Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Мордовия о взыскании с Хайровой М.И. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в сумме 15272 руб. 38 коп.

Данный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка № 3 Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия от 14.06.2017 г. по заявлению Хайровой М.И. о том, что она не осуществляла деятельность индивидуального предпринимателя.

Учитывая, что налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Хайровой М.И. задолженности по пени в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования от 20.11.2016 об уплате налога, пени и штрафа (до 08.05.2017), и настоящее административное исковое заявление подано им в районный суд 02.10.2017 в течение шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа, суд приходит к выводу, что административным истцом не пропущен срок давности на обращение в суд с иском.

Что касается заявления Хайровой М.И. об отмене судебного приказа мирового судьи по причине не осуществления ею деятельности индивидуального предпринимателя, то суд исходит из следующего.

В абзаце 4 пункта 3.3 Определения Конституционного Суда РФ от 12.04.2005 № 165-О «По жалобе гражданки Хомяковой Людмилы Алексеевны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьи 20 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» разъяснено, что в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

Изложенное свидетельствует о том, что лицо, осуществлявшее предпринимательскую деятельность, может ссылаться на некие экстраординарные обстоятельства, не позволившие ему своевременно прекратить статус индивидуального предпринимателя, а суд при разрешении спора о взыскании задолженности по обязательным платежам может эти обстоятельства принять во внимание при условии их доказанности.

Обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса и не связана с фактическим осуществлением предпринимательской деятельности и получением доходов. Только с момента аннулирования свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин перестает быть страхователем.

Аналогичные разъяснения даны и в определении Конституционного Суда РФ от 20.06.2006 № 175-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Белоглазова Геннадия Николаевича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Доказательства, подтверждающие, что Хайрова М.И. не осуществляла деятельность индивидуального предпринимателя и при фактическом прекращении предпринимательской деятельности в силу непреодолимых обстоятельств, существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) не могла в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, в суд не представлены.

При таких обстоятельствах, оценив установленные по делу доказательства в совокупности, с учетом того, что расчет задолженности произведен правильно, порядок обращения в суд не нарушен, процедура уведомления плательщика страховых взносов о необходимости погасить задолженность предшествующая обращению в суд соблюдена, срок давности на обращение в суд с иском не пропущен, суд приходит к выводу, что административный иск является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Согласно части первой статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что в силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С учетом положений статей 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины по настоящему делу, рассмотренному районным судом, подлежит в доход местного бюджета.

Исходя из имущественного характера требований, на основании положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в бюджет городского округа Саранск с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 611 рублей, от уплаты которой истец освобожден при подаче иска в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй указанного кодекса.

Руководствуясь статьями 175-180, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия

решил:

административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Республике Мордовия к Хайровой Марине Ивановне о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, удовлетворить.

Взыскать с Хайровой Марины Ивановны, <данные изъяты> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Мордовия пени на страховую часть трудовой пенсии по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 22.03.2016 по 20.11.2016 в размере <данные изъяты>), пени на обязательное медицинское страхование за период с 22.03.2016 по 20.11.2016 в размере <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>

Взыскать с Хайровой Марины Ивановны в бюджет городского округа Саранск государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения через Пролетарский районный суд г. Саранска.

Судья Пролетарского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия С.И. Юркина

1версия для печати

2а-1254/2017 ~ М-1268/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная ИФНС №1 по РМ
Ответчики
Хайрова Марина Ивановна
Другие
ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в го Саранск РМ
Суд
Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Юркина Светлана Ивановна
Дело на странице суда
proletarsky--mor.sudrf.ru
02.10.2017Регистрация административного искового заявления
02.10.2017Передача материалов судье
04.10.2017Решение вопроса о принятии к производству
04.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2017Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
27.10.2017Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
27.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее