Дело № 2-7515/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2018 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Галлямова М.З.,
при секретаре Еникеевой Г.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лущиковой Е.С. к Рахманкулову Б.Р., Еникеевой Л.Р., Гизатуллиной Р.Г., Закирову Э.А. об изменении схем расположения земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Лущикова Е.С. обратилась в суд к Рахманкулову Б.Р., Еникеевой Л.Р., Гизатуллиной Р.Г., Закирову Э.А. об изменении схем расположения земельных участков с кадастровыми номерами № и № согласно предложенной схеме, мотивируя тем, что Лущикова Е.С. является собственником 1/6 доли земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на основании договора купли-продажи от 14.08.2015, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.08.2015, и земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 249 кв.м., принадлежащего на основании договора купли-продажи от 12.03.2015, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.01.2016, расположенных по адресу: г. Уфа, у. Крестьянская, 24. Также на данном участке расположен жилой дом общей площадью 234,6 кв.м., принадлежащего истцу на праве собственности, в котором проживает сестра Гурская Е.С. и ее муж Гурской И.И. В 2015-2016 годы гражданами Рахманкулову Б.Р., Еникеевой Л.Р., Гизатуллиной Р.Г., Закирову Э.А. были приобретены доли в земельном участке с кадастровым номером № и жилом доме, расположенном на данном участке. При технической проверке была выявлена реестровая ошибка, по результатам которой был изготовлен новый кадастровый паспорт, согласно которому жилой дом с кадастровым номером №, принадлежащий истцу на праве собственности, располагается между земельными участками с кадастровыми номерами № и № Вследствие этого фактически большая часть земельного участка с кадастровыми номерами № используется не истцом. Однако его расположение дает возможность истцу и собственникам соседнего земельного участка использовать его как проезжую часть, по которому осуществляется доступ и проезд другими собственниками к своему дому. Несмотря на это, между истцом и жильцами дома истца и другими собственниками возникали конфликты. Истец предложила всем собственникам изменить схемы расположения земельных участков с кадастровыми номерами № и № по их фактическому пользованию, где их площади остаются неизменными, согласно предложенной схеме. Согласия на изменение схемы от других собственников получено не было.
Определением суда от 28.09.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по РБ, ФГБУ «ФКП Росреестра».
Определением суда от 14.11.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Кибис И.О.
Истец Лущикова Е.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.
Ответчики Рахманкулов Б.Р., Еникеева Л.Р., Гизатуллина Р.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайствуют о рассмотрении дела в свое отсутствие, с иском не согласны, требуют рассмотрения дела по существу.
Ответчик Закиров Э.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Третье лицо Кибис И.О. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представила заявление о рассмотрении дела без своего участия, с иском не согласна, просит рассмотреть дело по существу.
Суд, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при указанной явке.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 2 пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях: образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с частью 10 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории; при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежало в установленном этим законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами (статьи 39, 40 Закона о кадастре).
Аналогичное требование воспроизведено и в статье 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Приведенные положения законов направлены на обеспечение учета законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты уточнением местоположения границ земельного участка.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, разрешаются в судебном порядке (часть 5 статьи 40 Закона о кадастре, статья 64 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте - плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы исправляется на основании документов свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Как указано в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
При наличии между собственниками недвижимости спора о площадях и границах вновь образуемых земельных участков разногласия сторон, относящиеся к характеристикам участков, разрешаются судом на основании результатов проведенных по его определению кадастровых работ исходя из сформировавшегося порядка пользования земельным участком, требований земельного и градостроительного законодательства, поведения сторон, а также имеющихся между ними соглашений, соображений разумности и справедливости.
Из приведенных норм права следует, что исковое требование об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ или исправления реестровой ошибки. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек. На основании межевого плана и приложенного к нему судебного акта сведения о вновь установленной границе вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
Соответственно, резолютивная часть решения суда по делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков, должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в реестр объектов недвижимости: площадь и текстовое описание местоположения границ земельных участков либо указание документ, содержащий необходимые сведения, как неотъемлемую часть решения.
При этом наличие или отсутствие реестровой (кадастровой, технической) ошибки в сведениях реестра об объектах недвижимости, вовлеченных в спор, входит в предмет доказывания по исковому требованию об установлении (определении) спорной части границ.
Из материалов дела следует, что истцу Лущиковой Е.С. принадлежит 1/6 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г. Уфа, <адрес>, на основании договора купли-продажи от 14.08.2015, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.08.2015.
Кроме того, Лущикова Е.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 249 кв.м., расположенного по адресу: г. Уфа, <адрес>, на основании договора купли-продажи от 12.03.2015, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.01.2016,.
Истцу Лущиковой Е.С. принадлежит на праве собственности жилой дом с кадастровыми номерами №, общей площадью 234,6 кв.м., расположенный по адресу: г. Уфа, <адрес>. Жилой дом находится в пределах земельных участков с кадастровыми номерами № и №.
Из дел правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером № следует, что сособственниками также являются Рахманкулов Б.Р., Еникеева Л.Р., Гизатуллина Р.Г., Закиров Э.А., Кибис И.О.
Истцом в адрес ответчиков были направлены досудебные претензии о согласовании изменения схем расположения земельных участков, ответов на которые не поступило.
В силу положений пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1-4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В силу положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно части 3 статьи 22 названного федерального закона, в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В силу положений части 5 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством образование земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером, с указанием сведений об образуемых земельных участках и содержащего сведения о проведении согласования местоположение границ земельных участков с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
На основании частей 1, 2 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение требований названных норм закона истцом не представлен суду межевой план, подготовленный кадастровым инженером, с указанием сведений об образуемых земельных участках и содержащий сведения о проведении в установленном законом порядке согласования местоположение границ земельных участков с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
Требование об изменении схем расположения земельных участков с кадастровыми номерами № и № согласно предложенной схеме является ненадлежащим способом защиты права и не влечет восстановления нарушенных по ее мнению прав, поскольку такой формы образования земельных участков земельным законодательством не предусмотрено.
При указанных обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении искового заявления Лущиковой Е.С. к Рахманкулову Б.Р., Еникеевой Л.Р., Гизатуллиной Р.Г., Закирову Э.А. об изменении схем расположения земельных участков с кадастровыми номерами № и № согласно предложенной схеме отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░ № ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 21.12.2018.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░