Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-328/2020 от 23.03.2020

УИД 10RS0011-01-2020-002751-98

№ 12-328/2020

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

21 мая 2020 г. г. Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Кузнецова Ирина Александровна, при секретаре Аксеновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника акционерного общества «Тандер» Бойко В.А. на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Карелия, начальника отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 2 марта 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Тандер»,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Карелия, начальника отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 2 марта 2020 г. АО «Тандер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.

С таким постановлением не согласен защитник АО «Тандер» Бойко В.А., в жалобе просит его отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что отсутствует событие административного правонарушения, допущены нарушения норм материального и процессуального права, привлечение юридического лица к административной ответственности является нарушением его прав и законных интересов и может повлечь негативные последствия. АО «Тандер» не извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по юридическому адресу. Проверка фактически не проводилась, административное дело не возбуждалось, административный орган на место не выезжал. Протокол составлен на основании недопустимых доказательств, представленных заинтересованным лицом, доказательства, подтверждающие фактическое обнаружение события административного правонарушения, не представлены, наличие в действиях АО «Тандер» состава административного правонарушения не доказано. Из протокола об административном правонарушении не понятно, что именно нарушено, допущено действие или бездействие. Можно предположить, что АО «Тандер» вменяется не соблюдение условий раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Постановлением о привлечении АО «Тандер» к административной ответственности от 2 марта 2020 г. вменяется произведение некорректной инвентаризации образующихся в результате производственного процесса отходов производства, а именно отходов группы 40100000000 «отходы пищевой продукции, напитков, табачных изделий», не организован раздельный сбор указанных отходов производства, допущено смешивание отходов производства и ТКО. Однако не приведено ни одной нормы права, обосновывающей наличие объективной стороны данного правонарушения. Статьей 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлена возможность раздельного накопления отходов, но не обязанность. В постановлении не указан какой-либо нормативный акт субъекта Российской Федерации, устанавливающий порядок осуществления раздельного сбора. Контролирующему органу не предоставлено право на ограничение предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, в том числе выбора способа организации способа накопления ТБО. Субъект предпринимательской деятельности самостоятельно избирает приемлемый для него механизм выполнения норм действующего законодательства. На основании вышеизложенного, событие вменяемого АО «Тандер» административного правонарушения отсутствует, поскольку общество обеспечивает соблюдение норм действующего законодательства.

В судебном заседании защитник АО «Тандер» Бойко В.А., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал в полном объеме, с учетом представленного Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия отзыва, что вменяемые действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия просило провести судебное заседание в отсутствие своего представителя и отказать в удовлетворении жалобы.

Заслушав объяснения защитника, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, проверив дело в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно статье 1 которого отходы производства и потребления определены как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, к твердым коммунальным отходам также относены отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательств; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В силу пунктов 2, 3 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Программа производственного экологического контроля содержит, в том числе, сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения.

Статья 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» регламентирует способы накопления отходов, которые допускаются только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, в том числе путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В феврале 2018 г. на территории Республики Карелия в соответствии с требованиями законодательства статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами наделено ООО «Автоспецтранс».

Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия № 81 от 23.03.2018 установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия, в том числе для предприятий торговли.

Требования к обращению с отходами I-V классов опасности установлены статьей 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», где определен порядок паспортизации отходов, определения данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации, при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 утвержден порядок ведения государственного кадастра отходов.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, при осуществлении хозяйственной деятельности по розничной торговле продовольственными товарами образуются, в том числе отходы, отнесенные к группе коммунальных, с кодом 4 01 000 00 00 0 «отходы пищевой продукции, напитков, табачных изделий».

Из постановления должностного лица от 2 марта 2020 г. следует, что основанием для привлечения АО «Тандер» к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило то обстоятельство, что 26 июля 2019 г. по адресу: <адрес>, на обособленной (собственной) площадке АО «Тандер» (магазин «<данные изъяты>») в нарушение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления АО «Тандер» некорректно произведена инвентаризация образующихся в результате производственного процесса отходов производства, а именно отходов группы 4 01 000 00 00 0 «отходы пищевой продукции, напитков, табачных изделий», не организован раздельный сбор указанных отходов производства, допущено смешивание отходов производства с твердыми коммунальными отходами.

Согласно поступившему в адрес министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от ООО «<данные изъяты>» акту от 26 июля 2019 г. с фотоматериалами, в контейнерах по вышеуказанному адресу выявлено наличие упаковок с яйцами, лотков с шампиньонами, хлебобулочных изделий, то есть продуктов питания, не подлежащих дальнейшей реализации.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание административным органом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

По смыслу части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязательным доказательством состава административного правонарушения является протокол об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена обязанность должностного лица, составляющего протокол об административном правонарушении, известить в установленном порядке законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, о времени и месте составления данного протокола.

Согласно частям 3 и 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, должны быть разъяснены его права и обязанности, предоставлена возможность представить объяснения и замечания по содержанию протокола.

Вышеуказанные нормы при составлении протокола об административном правонарушении по настоящему делу были нарушены.

Данный протокол составлен в отсутствие законного представителя юридического лица, которым согласно выписке из ЕГРЮЛ с 21 марта 2019 г. является управляющая организация ПАО «Магнит». Вместе с тем, сведений о его надлежащем извещении о времени и месте составления протокола в материалах дела не имеется. Соответствующее извещение было направлено лишь в адрес филиала юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, - АО «Тандер» в г.Петрозаводске.

Согласно части 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

В силу пункта 1 статьи 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Согласно части 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» и подлежащих применению по аналогии, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с деятельностью филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, извещение о времени и месте судебного заседания суду необходимо направить не только по месту нахождения самого юридического лица, но и по месту нахождения соответствующего филиала (представительства).

Таким образом, перечень законных представителей юридического лица является закрытым. Представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Юридическое лицо должно быть извещено по месту нахождения самого юридического лица любым доступным способом, позволяющим установить факт получения уведомления и только дополнительно по месту нахождения его филиала или представителя. Поэтому извещение филиала АО «Тандер» не может рассматриваться как надлежащее извещение законного представителя.

Учитывая вышеизложенное в совокупности, порядок составления протокола об административном правонарушении, установленный статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, был существенно нарушен, что привело к нарушению прав лица, в отношении которого ведется производство по настоящему делу. Поскольку допущенное процессуальное нарушение на стадиях рассмотрения дела и пересмотра постановления является неустранимым, протокол об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует признать недопустимым доказательством.

Кроме того, рассмотрение дела об административном правонарушении состоялось в отсутствие законного представителя АО «Тандер» при отсутствии сведений о его извещении о времени и месте рассмотрения дела.

Учитывая вышеприведенные обстоятельства, вопреки выводам должностного лица состав административного правонарушения в действиях АО «Тандер» не может считаться доказанным.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Соответственно, вынесенное по делу постановление должностного лица подлежит отмене, производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь положениями статей 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Карелия, начальника отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 2 марта 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Тандер» отменить.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).

Судья И.А. Кузнецова

12-328/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Акционерное общество "ТАНДЕР"
Другие
ПАО "Магнит"
Бойко Владимир Александрович
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Кузнецова И.А.
Статьи

ст. 8.2 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
23.03.2020Материалы переданы в производство судье
24.03.2020Истребованы материалы
13.04.2020Поступили истребованные материалы
13.05.2020Судебное заседание
21.05.2020Судебное заседание
21.05.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
01.06.2020Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
02.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.06.2020Вступило в законную силу
18.06.2020Дело оформлено
19.06.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее