Дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
27 июня 2017 г.
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Двухжиловой Т.К.
при секретаре судебного заседания ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к ФИО1 о взыскании суммы излишне выплаченных денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратилось в суд с указанным иском к ФИО1 о взыскании суммы излишне выплаченных денежных средств указывая на то, что подполковник ФИО1 проходил военную службу в войсковой части №. Приказом командира восковой части № ответчик исключен из списков личного состава части ДД.ММ.ГГГГ. В период ДД.ММ.ГГГГ г. со счета ФИО7 ответчику были перечислены денежные средства в качестве денежного довольствия, в состав которого входили надбавки:
-Оклад по воинской должности;
-Оклад по воинскому званию;
-Надбавка за выслугу лет.
Из произведенных выплат Ответчику не причитается по закону <данные изъяты> Ответчику были перечислены денежные средства в качестве надбавки за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 30 процентов оклада денежного содержания, за период ДД.ММ.ГГГГ. в размере 40 процентов оклада денежного содержания. В апреле 2016г. сотрудниками органами в <данные изъяты> (программа расчета денежного довольствия военнослужащих) была произведена корректировка сведений учета длительности стажа военной службы ответчика, что подтверждается фотокопией базы данных «просмотр Трудовая книжка» и установлена процентная надбавка за выслугу лет в размерах:
- 25 процентов ДД.ММ.ГГГГ
- 30 процентов с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО8 в автоматическом режиме был произведен перерасчет денежного довольствия за вышеуказанный период, в результате которого за ответчиком образовалась задолженность в размере <данные изъяты>
За период ДД.ММ.ГГГГ. ответчику со счета ФИО9 были перечислены денежные средства, которые в соответствии с действующим законодательством ему не полагались и были выплачены излишне в размере <данные изъяты>, которые подлежат возврату в государственный бюджет.
В связи с чем, истец просит суд взыскать с ФИО1 излишне выплаченные денежные средства в сумме <данные изъяты>, в пользу ФИО10
В судебном заседании истец не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик ФИО1 извещавшийся надлежащим образом о месте и времени, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, возражений на иск не представил.
В силу ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка посылается по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата, и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и реализует их по своему усмотрению.
Из материалов дела усматривается, что о проведении судебного заседания ФИО1 извещался повесткой с уведомлением о вручении с указанием даты и времени рассмотрения дела, по адресу его проживания.
Тот факт, что направленная судом повестка ответчиком не получена и уведомление возвращено в связи с истечением срока хранения, не свидетельствует о нарушении судом положений ГПК РФ о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, поскольку не опровергает факта выполнения судом всех необходимых действий, направленных на надлежащее извещение ответчиков.
Кроме того, возвращение корреспонденции с данной отметкой почтовой связи в силу абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК РФ признается надлежащим извещением ответчика о времени и месте рассмотрения дела.
Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 13 "О применении норм Гражданского процессуального законодательства РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции" предусмотрено, что при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статей 167 и 233 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
Третье лицо Командир войсковой части № не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о денежном довольствии денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии с п. 39 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № надбавки выплачиваются на основании приказов соответствующих командиров (начальников) одновременно с выплатой окладов денежного содержания и отражаются в расчетно-платежной (платежной) ведомости в отдельных графах.
Судом установлено, что Подполковник ФИО1 проходил военную службу в войсковой части № Приказом командира восковой части № ответчик исключен из списков личного состава части ДД.ММ.ГГГГ
В период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ действовал приказ Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ "О приказах по личному составу", в соответствии с которым Министр обороны РФ подписывал проекты приказов представляемые ему на подпись от воинских частей, в том числе проекты приказов об установлении (выплате) военнослужащим денежных надбавок к денежному довольствию.
Согласно сведениям в/части №, Административно-хозяйственной группой войсковой части № был подготовлен проект приказа Министра обороны РФ об установлении процентной надбавки за выслугу лет подполковнику ФИО1, в размере 25 процентов к окладу денежного содержания, в соответствии с п. 40 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ 2011 г. №.
Приказом Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (по строевой части) подполковнику ФИО1 установлена ежемесячная надбавка за выслугу лет (календарная - 17 лет) в размере 25 процентов к окладу денежного содержания (копию прилагаю).
В соответствии с п. 40 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих, утвержденного приказом Министра обороны РФ 2011 г. №, денежная надбавка за выслугу лет выплачивается со дня достижения военнослужащим определенной выслуги лет, дающей право на ее получения.
В связи с отсутствием ДД.ММ.ГГГГ г. в войсковой части № специального программного обеспечения «Алушта» (программы расчёта и выплаты денежного довольствия военнослужащим), некорректный ввод данных об установлении процентной надбавки за выслугу лет подполковнику ФИО1 мог произойти по причине сбоя данных о военнослужащем, при выгрузке в СПО «Алушта» операторами Главного управления кадров Вооруженных Сил РФ данных о ФИО1
В период с ДД.ММ.ГГГГ. со счета Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ФИО11 ответчику были перечислены денежные средства в качестве денежного довольствия, в состав которого входили надбавки:
-Оклад по воинской должности;
-Оклад по воинскому званию;
-Надбавка за выслугу лет.
Произведенная выплата подтверждаются расчетными листами за указанный период, а так же заявками на кассовый расход и реестрами на зачисление денежных средств.
Выплаты, составляющие денежное довольствие военнослужащих, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Закон о денежном довольствии) и Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок).
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о денежном довольствии денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Ответчику были перечислены денежные средства в качестве надбавки за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 30 процентов оклада денежного содержания, за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере № процентов оклада денежного содержания (расчетные листы прилагаются).
В ДД.ММ.ГГГГ. сотрудниками органами в <данные изъяты> (программа расчета денежного довольствия военнослужащих) была произведена корректировка сведений учета длительности стажа военной службы ответчика, что подтверждается фотокопией базы данных «просмотр Трудовая книжка» и установлена процентная надбавка за выслугу лет в размерах:
- 25 процентов с ДД.ММ.ГГГГ
- 30 процентов с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО12» в автоматическом режиме был произведен перерасчет денежного довольствия за вышеуказанный период, в результате которого за ответчиком образовалась задолженность в размере <данные изъяты>
В соответствии с п. 40 Порядка надбавка за выслугу лет выплачивается со дня достижения военнослужащими выслуги лет, дающей право на ее получение, и по день исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы на основании приказов соответствующих командиров (начальников) с указанием выслуги лет и размера надбавки. Ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в размерах:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Периоды военной службы для назначения надбавки исчисляются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ К53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Правилами исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет.
В соответствии с пп. «а» п.4 «Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет» Военнослужащим в выслугу лет засчитывается на льготных условиях (1 месяц службы за 1,5 месяца) время военной службы на воинских должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом: в Воздушно-десантных войсках, военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, осуществляющих подготовку военнослужащих по основным профессиональным образовательным программам для Воздушно-десантных войск, в воинских частях и подразделениях специального (особого) назначения (специальной разведки), десантно-штурмовых соединениях, воинских частях и подразделениях, разведывательных десантных подразделениях Сухопутных войск, в разведывательных десантных подразделениях морской пехоты, подразделениях специального назначения, десантно-штурмовых воинских частях и подразделениях Военно-Морского Флота, в поисково-спасательной и парашютно-десантной службах авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, Союза ССР, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств.
Стаж военной службы ответчика на ДД.ММ.ГГГГ составлял ДД.ММ.ГГГГ и надбавка за выслугу лет полагается в размере 25 процентов оклада денежного содержания, стаж военной службы ответчика на ДД.ММ.ГГГГ составлял 20 лет и надбавка за выслугу лет полагается в размере 30 процентов оклада денежного содержания.
В соответствии с п. 39 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № надбавки выплачиваются на основании приказов соответствующих командиров (начальников) одновременно с выплатой окладов денежного содержания и отражаются в расчетно-платежной (платежной) ведомости в отдельных графах.
В материалы дела представлена выписка из приказа Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. установлена надбавка повышающая коэфиценты к окладу по воинской должности в размере 25% к окладу денежного содержании. Также представлена выписка из приказа командующего командования противовоздушной и противоракетной обороны № от ДД.ММ.ГГГГ. в которой указано, что в в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации»: единовременное пособие при увольнении с военной службы в размере 7 окладов денежного содержания.
В связи с выше изложенным, за период с ДД.ММ.ГГГГ. ответчику со счета ФИО13 были перечислены денежные средства, которые в соответствии с действующим законодательством ему не полагались и были выплачены излишне (справка расчет прилагается).
Излишне выплаченные денежные средства в размере <данные изъяты> подлежат возврату в государственный бюджет исходя из следующего:
ФИО15 осуществляет свою деятельность на основании Устава о ФИО14 и Временного порядка взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы в Едином расчетном центре Министерства обороны Российской Федерации (далее - Временный порядок), с использованием специального программного обеспечения «Алушта».
В соответствии с п. 2 Временного порядка, границами ответственности ФИО16 являются:
- выполнение централизованного своевременного расчета денежного довольствия и заработной платы;
- администрирование базы данных, обеспечивающей централизацию расчетов денежного довольствия и заработной платы.
Внесение в базу данных в полном объеме изданных приказов, а также сведений по военнослужащим возложены на кадровые органы в соответствии с границами ответственности. Внесение сведений в СПО «Алушта» и обмен данных происходит в электронном формате с использованием существующих каналов связи (системы передачи данных МО РФ; каналов межвидовой системы обмена электронной корреспонденции; автоматизированной информационной системы электронного документооборота МО РФ) на основании подлинных документов.
Согласно временному порядку, приказы в ФИО17 не поступают и ФИО18 не могло достоверно знать об изменении статуса военнослужащего.
Следовательно, сотрудники ФИО19 производя начисления денежного довольствия военнослужащим по информации, уже имеющейся в СПО «Алушта», не могут обладать информацией о произведенных в нарушении законодательства выплатах.
Таким образом, на дату выплаты денежных средств, ФИО20 не обладало сведениями о статусе ответчика, не могло знать, что данная выплата полагалась в меньшем размере.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ N 17-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П, что, заключая контракт о прохождении военной службы, гражданин реализует конституционное право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности. Также, в указанных судебных актах определено, что военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и осуществляемой в публичных интересах.
Этим обусловливается правовой статус военнослужащих, а также содержание характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству. Военная служба отличается от других видов трудовой деятельности, и поэтому реализация конституционного 5 права на труд в условиях военной службы имеет свои особенности. Так, порядок выплаты денежного довольствия военнослужащим регулируются нормами не трудового или гражданского, а военного законодательства (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Абзацем 2 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснено, что военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей, являются публично-правовыми. Согласно правовым позициям, высказанным Европейским Судом по правам человека, споры, связанные с прохождением военной службы, не являются спорами о гражданских правах, в том числе при наличии требований материального характера.
Тем самым, военно-служебные отношения характеризуются особыми публичными правами и обязанностями военнослужащих, которые не имеют аналогов в частно-правовых отношениях, а также в иных государственно-служебных отношениях. Для таких отношений характерен метод исключительно законодательного регулирования в отличие от договорного регулирования, преобладающего в трудовом праве.
Данная позиция находит свое отражение и в п. 3 ст. 2 ГК РФ, согласно которому к имущественным отношениям, основанным на административном и ином властном подчинении одной стороны другой гражданское законодательство не применяется.
В соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Истец узнал о нарушенном праве в апреле 2016г. после расчета денежного довольствия с учетом внесенных сотрудниками кадровых органов изменений в <данные изъяты>».
Таким образом, денежные средства подлежат возврату ФИО21 как излишне выплаченные. При этом перечисленные денежные средства в большем размере при изложенных обстоятельствах противоречит действующему законодательству и нарушает законные права и интересы государства.
Исходя из принципа, установленного ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый вправе рассчитывать на равное вознаграждение лишь за равный труд.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, не должен нарушаться справедливый баланс между правом военнослужащего на получение денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу и правомерными интересами общества и государства, в соответствии с которыми подлежит признанию и защите имущество, находящееся в федеральной собственности, в том числе денежные средства, выплаченные военнослужащему в большем, чем следовало, размере.
Поскольку денежное довольствие в качестве средств к существованию было выплачено ответчику в причитающемся размере, а взыскиваемые денежные средства были выплачены сверх причитающихся по закону, они подлежат возврату в федеральный бюджет как излишне выплаченные.
Требование о возврате не полагающихся по закону денежных средств, выплаченных военнослужащему, направлено также на своевременное и справедливое финансовое обеспечение военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, сбалансированность и стабильность бюджетной системы Российской Федерации и является одним из способов контроля Министра обороны Российской Федерации за целевым расходованием бюджетных средств в соответствии с его компетенцией.
Таким образом, возврат излишне выплаченных денежных средств направлен в том числе на обеспечение стабильности, целостности и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.
Оценивая представленные по делу доказательства, суд считает их относимыми, допустимыми и достоверными, и в их совокупности и взаимной связи достаточными для разрешения гражданского дела, а исковые требования – подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193 – 199, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу ФИО22 излишне выплаченные денежные средства в размере <данные изъяты>,
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мособлсуд через Балашихинский городской суд в течение месяца.
Судья Т.К. Двухжилова