Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-960/2010 ~ М-721/2010 от 19.04.2010

4605.html

Дело № 2-960/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 мая 2010г. Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Потехиной О.Б., при секретаре М., с участием прокурора- старшего помощника прокурора ЗАТО г.Железногорск Рябых И.А., представителя ответчика- директора МОУ СОШ № ... ФИО0, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г.Железногорск в интересах ФИО9 к Муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школы № ..., Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края о взыскании задолженности за выполнение функций классного руководителя,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ЗАТО г.Железногорск в интересах ФИО9 обратился в суд с иском к Муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школы № ..., Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края о взыскании задолженности по выплатам за выполнение функций классного руководителя. Свои исковые требования прокурор мотивирует тем, что в 2006 - 2007г.г. ответчиком - МОУ средней общеобразовательной школой № ... выплата вознаграждения за выполнение функций классного руководителя ФИО9 производилась без учета процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то есть при выплате указанного вознаграждения начислялся лишь районный коэффициент в размере 20%, а районный коэффициент в размере 10% и надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 30% не выплачивались.

В результате ФИО9 не была выплачена заработная плата в указанной части и задолженность ответчика перед ФИО9 составляет 7370,62 рублей.

Прокурор Рябых И.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, сославшись на изложенные в исковом заявлении доводы.

Истица ФИО9, надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, в своем заявлении, адресованном суду, на исковых требованиях настаивала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика - МОУ средней общеобразовательной школы № ...- директор ФИО0 исковые требования признала, изложенные в исковом заявлении обстоятельства не оспаривала, а равно не оспаривала, что в 2006 -2007г.г. ФИО9 не доплачивалась процентная надбавка к выплатам за выполнение функций классного руководителя, поэтому у образовательного учреждения имеется задолженность по выплатам заработной платы в размере, указанном в исковом заявлении. Начисление процентной надбавки производилось в размере, предусмотренном постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск «О порядке выплаты вознаграждения педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных учреждений ЗАТО Железногорск за выполнение функций классного руководителя». Указанным постановлением была предусмотрена процентная набавка к указанным выплатам лишь в размере 20%. Поскольку деятельность учреждения финансируется за счет бюджета МО, выйти за пределы указанного нормативного акта, производить начисление и затем выплату процентной надбавки в предусмотренном законом размере школа не имела права. Кроме как из бюджета МОУ средняя общеобразовательная школа № ... никаких иных доходов не имеет, является бюджетным учреждением.

Представитель ответчика - Администрации ЗАТО г. Железногорск, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в своем заявлении, адресованном суду, ответчик просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из представленных суду возражений следует, что ответчик исковые требования не признал, не оспаривая обстоятельств, изложенных в исковых заявлениях, и наличия задолженности по заработной плате, полагал, что Администрация ЗАТО Железногорск не является надлежащим ответчиком, поскольку выплаты педагогическим работникам за классное руководство являются государственными полномочиями, переданными органам местного самоуправления с соответствующим финансовым обеспечением в форме субвенций. Указанные субвенции предоставлялись без учета процентной надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, учреждениях и организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Красноярского края, а также районного коэффициента, установленного Красноярским краем, а поэтому вины Администрации ЗАТО Железногорск в недостаточном финансировании образовательного учреждения не имеется, по исковым требованиям должен отвечать «высший орган исполнительной власти РФ».

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Уставу муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № ... по своей организационно-правовой форме является муниципальным образовательным учреждением, некоммерческой организацией. Учредителем МОУ средней общеобразовательной школы № ... является муниципальное образование ЗАТО Железногорск Красноярского края в лице Администрации ЗАТО г. Железногорск.

Согласно п. 1.5 Устава МОУ средняя общеобразовательная школа № ... отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник - ЗАТО Железногорск.

Истица ФИО9 состоит в трудовых отношениях с МОУ средней общеобразовательной школы № ... в должности учителя, в 2006 - 2007г. на основании соответствующих приказов руководителя МОУ средней общеобразовательной школы № ... ей выплачивалось вознаграждение за выполнение функций классного руководителя, на размер указанного вознаграждения начислялся районный коэффициент 20%.

Прокурор ЗАТО г.Железногорск, ссылаясь на нарушение трудовых прав истицы при выплате ей заработной платы, просит взыскать с ответчика-работодателя, а при недостаточности денежных средств - взыскать в субсидиарном порядке - с собственника учреждения задолженность по указанным выплатам.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005г. №850 (с изменениями от 07.09.2006) «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя» с 1 января 2006г. педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений установлено ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в размере 1000 рублей.

Вознаграждение учителей за классное руководство предусматривается и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года №38-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-2008 годы».

Из содержания преамбулы, статей 8, 41, 54, 56, Закона Российской Федерации «Об образовании», следует, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных) цензов.

Участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающегося. На педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.

Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу статей 146, 315, 317 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается труд работников занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Районный коэффициент и порядок его применения устанавливается Правительством РФ, в то же время органы государственной власти субъектов РФ вправе за счет средств соответствующего бюджета устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов.

Постановлением администрации Красноярского края от 21 августа 1992 года №311 -П и от 13 ноября 3 992 года №393 на территории отдельных городов и районов края установлен повышенный районный коэффициент -1,3. Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года №1029, Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года №794 в южных районах Красноярского края применяется процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Красноярского края.

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчислении средней заработной платы» относятся и вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством. Финансирование образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. Нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

При признании приоритета требований истцов суд помимо вышеизложенных нормативных положений руководствуется правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 15 августа 2007г. и от 01 октября 2008г.

Так, Верховный Суд РФ признал противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункт 11 Положения о выплате вознаграждения педагогическим работникам краевых государственных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя, утвержденного постановлением Совета администрации Красноярского края от 7 февраля 2007 г. № 26-п в той части, в которой он не предусматривает при определении средств на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам учитывать процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также районный коэффициент, установленный субъектом Российской Федерации.

Помимо этого, Верховным Судом РФ указано также, что вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам является составной частью заработной платы.

Определением Верховного Суда РФ от 01 октября 2008г. оставлено без изменения Решение Красноярского краевого суда от 10 июня 2008 года, которым признан недействующим пункт 6 Порядка предоставления местным бюджетам муниципальных образований Красноярского края субвенций на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений Красноярского края в той части, в которой он не предусматривает при определении средств на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений Красноярского края, учитывать процентную надбавку за непрерывный стаж работы на предприятиях, учреждениях и организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Красноярского края, а также районный коэффициент, установленный Красноярским краем.

Решением Железногорского городского суда от 12 февраля 2008г. признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению абзацы 3 и 4 пункта 10 Порядка выплаты вознаграждения педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений ЗАТО Железногорск за выполнение функций классного руководителя, утвержденного постановлением Администрации ЗАТО Железногорск Красноярского края № 385 от 28 февраля 2007 года в той части, в которой они не предусматривают осуществление выплат вознаграждения за выполнение функций классного руководителя с учетом процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также районного коэффициента, установленного субъектом Российской Федерации.

Таким образом, судебными решениями на основании анализа норм, регламентирующих соответствующие правоотношения, признано и подтверждено право истицы на получение вознаграждения за выполнение функций классного руководителя с учетом процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также районного коэффициента, установленного субъектом Российской Федерации.

Ответчиками указанное право истицы также не оспаривается.

Истица имеет право на получение соответствующей процентной надбавки в общем размере 60%.

Истице в период 2006 - 2007г.г. при выплате вознаграждения за выполнение функций классного руководителя выплачивалась процентная надбавка в размере 20%.

Ответчиками не оспаривалось, что не начисление и не выплата процентной надбавки к выплате за классное руководство, в размере, установленном вышеназванными нормативными актами, являлось незаконным.

Размер задолженности по недополученным истице суммам ответчиками также не оспаривался.

Ответчикам положения ст. 68 ГПК РФ, согласно которым признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств, судом разъяснены, ответчики свою позицию не изменили.

Учитывая указанные обстоятельства, суд удовлетворяет исковые требования прокурора о взыскании с работодателя - МОУ средняя общеобразовательная школа № ... в пользу ФИО9 задолженности по недополученным суммам заработной платы в размере, указанном в исковом заявлении.

Суд полагает также обоснованными требования прокурора о взыскании с ответчика -Администрации ЗАТО Железногорск - указанной суммы задолженности в субсидиарном порядке при отсутствии у МОУ средняя общеобразовательная школа № ... денежных средств и не соглашается с доводами Администрации ЗАТО г. Железногорск.

Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии со ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

По вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей - учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей - казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как установлено судом, что не оспаривается и ответчиком - Администрацией ЗАТО Железногорск- муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № ... создано муниципальным образованием ЗАТО Железногорск Красноярского края. В лице муниципального образования Учредителем учреждения выступает Администрация ЗАТО Железногорск.

По мнению суда к ответственности по обязательствам - по выплатам сумм заработной платы - должны быть привлечены оба ответчика.

Исходя из смысла вышеназванных правовых норм, МОУ средняя общеобразовательная школа № ... несет ответственность в силу обязанности своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату (ст. 56 ТК РФ), недофинансирование учреждения со стороны собственника имущества не является основанием для освобождения МОУ средней общеобразовательной школы № ... от ответственности за неисполнение обязательств по трудовому договору.

Вместе с тем, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Деятельность учреждения полностью или частично финансируется собственником (учредителем) посредством передачи учреждению денежных средств. При недостаточности этих средств обязанности, вытекающие из трудовых отношений, в частности по заработной плате, возлагаются дополнительно на собственника (учредителя) в соответствии со ст. 20 ТК РФ.

Такая ответственность для собственника (учредителя) наступает и в том случае, когда в нарушение установленного порядка финансирование не произведено либо произведено не в полном объеме или с нарушением установленных сроков.

Судом установлено, что не оспаривается ответчиком - Администрацией ЗАТО Железногорск - в 2006 -2007г.г. финансирование вознаграждения за выполнение функций классного руководителя с учетом процентной надбавки в размере, установленном законодательством производилось не в полном объеме.

Исходя из смысла положений ст. ст. 38, 158, 289 БК РФ каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством. Следовательно, организация, финансируемая из муниципального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

У ответчика МОУ средней общеобразовательной школы № ... отсутствовали (и отсутствуют в настоящее время) денежные средства на соответствующие выплаты по заработной плате (соответственно смете расходов).

Отсутствие надлежащего бюджетного финансирования для выполнения МОУ средней общеобразовательной школой № ... своих обязательств по выплате заработной платы позволяет привлечь к дополнительной ответственности орган, не обеспечивший надлежащее бюджетное финансирование.

Исходя из положений статьи 120, 399 ГК РФ правовой статус учреждения и неспособность отвечать по обязательству независимо от основания его возникновения являются условиями для субсидиарной ответственности собственника учреждения.

Суд не может признать основательными доводы ответчика об отсутствии оснований для привлечения Администрации в качестве ответчика.

Согласно п. 10 ст.158 Бюджетного кодекса РФ в суде от имени муниципального образования по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.

В силу ст. 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Муниципальное образование ЗАТО Железногорск Красноярского края в лице Администрации ЗАТО г. Железногорск является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

На основании вышеизложенного, суд полагает исковые требования законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора ЗАТО г.Железногорск в интересах ФИО9 удовлетворить.

Взыскать с муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № ..., а при недостаточности его денежных средств - в субсидиарном порядке - взыскать с Администрации ЗАТО Железногорск за счет казны муниципального образования ЗАТО Железногорск Красноярского края сумму задолженности по выплатам за выполнение функций классного руководителя в пользу ФИО9 в размере 7370 (семь тысяч триста семьдесят) рублей 62 копейки.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня его вынесения, путем подачи жалобы в Железногорский городской суд.

Судья Железногорского городско городского суда О.Б. Потехина

2-960/2010 ~ М-721/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ПРОКУРОР ЗАТО
ЧЕРТУСЕВА ЛАРИСА ВАСИЛЬЕВНА
Ответчики
АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАТО
ШКОЛА № 104
Суд
Железногорский городской суд Красноярского края
Судья
Потехина Оксана Борисовна
Дело на странице суда
gelgor--krk.sudrf.ru
19.04.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2010Передача материалов судье
23.04.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2010Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2010Судебное заседание
17.05.2010Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2010Дело оформлено
25.02.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее