Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-11452/2021 от 04.03.2021

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

                                      дело № 33а-11452/2021

№ 2а-1474/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 марта 2021 года                             город Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего судьи             Онохова Ю.В.

судей:                         Морозовой Н.А., Суслова К.К.

при секретаре                         Шепилове А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лоцманова Николая Константиновича к Администрации муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительства и ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию, понуждении в установлении в генеральном плане зоны в отношении земельных участков,

по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края на решение Тихорецкого районного суда Краснодарского края от 4 декабря 2020 года, которым заявленные административные исковые требования удовлетворены.

Признан незаконным отказ Администрации муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства;

На Администрации муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края возложена обязанность устранить техническую ошибку, возникшую в результате внесения изменений в генеральный план сельского поселения в 2017 году, также выдать разрешение на ввод в эксплуатацию спорного объекта капитального строительства.

Заслушав доклад судьи Онохова Ю.В., судебная коллегия,

установила:

Лоцманов Н.К. обратился в суд с административным иском, с учетом уточнений, к Администрации муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края о признании незаконными отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию «комплекса по подготовке семян сельскохозяйственных растений производительностью по 10 т/ч», расположенного в Тихорецком районе <№...> обязать Администрацию муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края устранить техническую ошибку, возникшую в результате внесения изменений в Генеральный план Алексеевского сельского поселения в 2017 году, восстановить земельным участкам с кадастровыми номерами <№...>, <№...> <№...>, <№...>, <№...> территориальную зону производственного и коммунально-складского назначения (ПР-301) в соответствии с решением Алексеевского сельского поселения № 77 от 25 декабря 2015 года «О внесении изменений в генеральный план Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района»; обязать выдать разрешение на ввод в эксплуатацию данного объекта капитального строительства.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что с 2014 года являлся собственником земельного участка с кадастровым номером: <№...>, расположенного в <Адрес...>, который впоследствии был разделен на два самостоятельных земельных участка с кадастровыми номерами: <№...> и <№...>

Согласно утвержденного 27 октября 2016 года градостроительного плана земельный участок с кадастровым номером: <№...>, отнесен к зоне производственного и коммунально-складского назначения (ПЗ-301), в связи с чем, получив разрешение и завершив строительство объектов, входящих в комплекс по подготовке семян сельскохозяйственных растений производительностью по 10 т/ч, в 2020 году обратился в Администрацию муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края с заявлением о выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, на что получил отказ, ввиду того, что земельный участок с кадастровым номером: <№...>, расположен в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (СХЗ-701), не предусматривающей возведение объектов капитального строительства.

Решением Тихорецкого районного суда Краснодарского края от 4 декабря 2020 года требования административного истца удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с постановленным по делу судебным решением, Администрацией муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края подана апелляционная жалоба с требованием решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, признавая решение суда незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права.

Признавая доводы апелляционной жалобы необоснованными, истец представил возражение, согласно которого признает выводы суда законными и обоснованными, непротиворечащими положениям действующего законодательства.

В судебном заседании представитель административного истца Кислицына Т.И. возражала против удовлетворения доводов жалобы, указывая на их необоснованность, противоречие фактическим обстоятельствам дела, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель административного ответчика Давыдов Н.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных им требований.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме, согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Как установлено статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности включает названный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (пункт 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Как установлено и следует из материалов дела, согласно договора купли-продажи от 20 мая 2014 года Лоцманов Н.К. является собственником земельного участка с кадастровым номером: <№...>, расположенного в <Адрес...> С учетом внесенных изменений в Генеральный план Алексеевского сельского поселения на основании решения Совета Алексеевского сельского поселения от 23 декабря 2015 года № 77 в отношении функциональных зон в границах населённых пунктов, включая территорию земельных участков, расположенных в станице Краснооктябрьской, спорный земельный участок отнесен к зоне производственного и коммунально-складского назначения.

Постановлением Администрации муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края от 27 октября 2016 года № 1818 утвержден Градостроительный план на указанный земельный участок с кадастровым номером: <№...>, с определением вида разрешенного использования: зона производственного и коммунально-складского назначения (ПР-301).

Как следует из пунктов 2 и 7 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.

Судом установлено, что Лоцманов Н.К., представив соответствующую проектную документацию, 8 ноября 2019 года получил разрешение за № <...> на строительство объектов капитального строительства, входящих в комплекс по подготовке семян сельскохозяйственных растений производительностью 10 т/ч: семенного завода, двух складов насыпного исходного продукта за № 1и № 2 и склада готовой продукции.

Впоследствии решением собственника, земельный участок с кадастровым номером: <№...> разделен на два самостоятельных земельных участка, которым 31 марта 2020 года присвоены кадастровые номера: <№...> и <№...>

Завершив строительство данного комплекса, Лоцманов Н.К. 11 ноября 2020 года обратился к администрации муниципального образования с заявлением о выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, на что получил отказ.

Письмом Администрации муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края от 13 ноября 2020 года № 9542 Лоцманову Н.К. в вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства отказано, поскольку комплекс расположен на вновь образованном земельном участке с кадастровым номером: <№...>, а согласно приложенного к заявлению градостроительного плана от 5 ноября 2020 года № РФ-23-4-33-2-01-2020-1015 и генерального плана Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района, указанный земельный участок расположен в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (СХЗ 701), строительство объектов капитального строительства в данной зоне не предусмотрено требованиями действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Согласно пункта 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 2 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из системного анализа положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно части 3 которой подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц.

Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьями 5.1 и 28 данного кодекса (часть 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Заключение о результатах публичных слушаний по своей правовой природе не может носить ни рекомендательного, ни императивного характера, а является основанием для подготовки рекомендаций и им предшествует.

Как установлено из материалов дела, 10 мая 2017 года проведены публичные слушания по проекту внесения изменений в генеральный план Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района (протокол № 13.2).

Согласно Заключения о результатах публичных слушаний от 17 мая 2017 года Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования района предложено внести ряд изменений в проект генерального плана Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района: в ст. Новоархангельской по ул. Краснозвездной по нечетной стороне в огородах увеличить зону сельскохозяйственных угодий, а зону индивидуальной жилой застройки напротив уменьшить; предусмотреть изменение зоны под инженерную зону в районе ул. Первомайская ст. Краснооктябрьской; перенести зону « промышленности» под инвестиционную площадку к межпоселковой автодороги, а на месте инвестиционной площадки предусмотреть огороды вдоль ул. Светлой в пос. пригородном; земельный участок секции 4 контур 54 Алексеевского сельского поселения включить в границы населенного пункта и изменить зону сельскохозяйственных угодий на зону индивидуальной жилой застройки»; вдоль прудов в пос. Овощном изменить зону «сельскохозяйственных угодий» на зону «рекреаций»; увеличить инженерную зону существующими лупингами АО «Черномортранснефть» в пос. Школьном.

Советом муниципального образования Тихорецкий район 29 июня 2017 года принято решение о внесении изменений в генеральный план Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района, утверждённый решением Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 28 декабря 2010 года № 72, изложив его в новой редакции с опубликованием в газете Тихорецкие вести № 72 11 июля 2017 года

Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым указать на то, что в силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования, к которым отнесен генеральный план поселения (статья 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Из систематического толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Судом установлено, что 10 ноября 2017 года по проекту внесения изменений в решение Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 20 июня 2012 года № 145 «Об утверждении правил землепользования и застройки Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района состоялись публичные слушания (протокол № 29.1). Согласно пункта 5 заключения о результатах публичных слушаний от 13 ноября 2017 года предложено на карте градостроительного зонирования <Адрес...>, заменить СХЗ 702.

Однако, приложение № 1 к решению Совета муниципального образования Тихорецкий район «О внесении изменений в правила землепользования и застройки сельских поселений Тихорецкого района» от 23 ноября 2017 года № 384 в новой редакции в материалы дела сторонами не представлено.

Вместе с тем, согласно сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, представленной по запросу от 23 января 2020 года № 799 земельный участок с кадастровым номером <№...>, расположенный в <Адрес...>, относится к категории земель: земли населенных пунктов. В соответствии с правилами землепользования и застройки Алексеевского сельского поселения от 20 июня 2012 года № 145 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Алексеевского сельского поселения» с учетом внесенных изменений решением Совета от 23 ноября 2017 года № 384, спорный земельный участок отнесен к территориальной зоне – зона сельскохозяйственных угодий (СХЗ701).

В силу изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о неоднозначности сведений, содержащихся в документах территориального планирования Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района и документах градостроительного зонирования указанного муниципального образования.

Вместе с тем, судебная коллегия указывает на то, что в соответствии с частью 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования, и согласно положениям части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

Исходя из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для функциональной зоны согласно генеральному плану

Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.

Оценивая доводы апелляционной жалобы о выдаче Лоцманову Н.К. в 2016 году градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером<№...>, находящийся в зоне производственного и коммунально-складского назначения, с учетом действовавших на тот момент Правил землепользования и застройки Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района, и вместе с тем – доводы об отсутствии предусмотренных законодательством оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство 8 ноября 2019 года, судебная коллегия приходит к выводу о недоказанности и противоречивости приведенных ответчиком доводов.

Согласно материалов административного дела, постановлением Администрации муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края от 27 октября 2016 года № 1818 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером: <№...>, расположенного на территории <Адрес...> с видом разрешенного использования - зона производственного и коммунально-складского назначения (ПР 301).

Также установлено, что Администрацией муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края 8 ноября 2019 года административному истцу выдано разрешение № <...> на строительство объекта капитального строительства (комплекса по подготовке семян сельскохозяйственных растений производительностью по 10 т/ч), на земельном участке с кадастровым номером: <№...>

Как следует из пункта 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Также оценивая доводы апелляционной жалобы о правомерности отказа в выдаче разрешения на ввод спорного объекта капитального строительства в эксплуатацию в связи с тем, что в Едином государственном реестре недвижимости у земельного участка с кадастровым номером: <№...>, на момент принятия решения об утверждении изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки был установлен вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования, судебная коллегия полагает необходимым разъяснить следующее.

Вопросы выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства регламентированы в статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в силу статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1), и закрепляет перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче соответствующего разрешения (часть 3).

В свою очередь, часть 5 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность уполномоченного органа обеспечить в установленный срок проверку наличия и правильности оформления необходимых документов, а также осмотр объекта капитального строительства, в ходе которого осуществляется проверка соответствия такого объекта, в частности, требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

При этом по завершении перечисленных мероприятий уполномоченный орган может отказать в выдаче искомого разрешения с указанием причин отказа. Часть 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации закрепляет перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, одним из которых является несоответствие объекта разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации именно на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 этого Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию (пункт 5).

Сами по себе приведенные нормативные положения, обеспечивая обязательность соблюдения правового режима земельных участков и исполнения градостроительных регламентов, подлежат применению во взаимосвязи с иными предписаниями Градостроительного кодекса Российской Федерации и не предполагают принятия уполномоченными органами решений в нарушение прав застройщиков и вопреки требованиям федерального законодательства.

Согласно представленных в материалы дела выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 24 декабря 2020 года № 99/2020/367700459 и от 31 марта 2020 года в отношении вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами: <№...> и <№...> соответственно, указано, что данные земельные участки предназначены для сельскохозяйственного использования.

В силу статьи 7 Закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» обеспечение принципа достоверности сведений ЕГРН является необходимым условием возможности оборота недвижимости как особой категории вещей. Достоверность государственного реестра означает, с одной стороны, соответствие сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились данные в Единый государственный реестр недвижимости, с другой - что такие сведения соответствуют объективной реальности.

В соответствии с пунктом 4 стати 7 указанного Закона орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 13 Закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав: в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации; в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости; в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.

На основании изложенного, с учетом фактических обстоятельств дела и представленных сторонами суду доказательств, судебная коллегия приходит к выводу, о несоответствии объекта капитального строительства виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: <№...> предназначенного для сельскохозяйственного использования, что определяет правомерность отказа администрации в выдаче соответствующего разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым указать на то, что генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории поселения в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначение территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности. Правила землепользования и застройки в рамках установленных генеральным планом функциональных зон выделяют территориальные зоны и действующие в рамках каждой из них правила застройки, в том числе, устанавливаются ограничения и требованиях к характеристикам объектов капитального строительства.

Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования. Правила землепользования и застройки как документы по реализации генеральных планов не могут противоречить генеральному плану, а равно и применяться без учета содержания его положений.

Между тем положения градостроительного законодательства, регламентирующие порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки, утверждение таких правил, а также внесение в них изменений, не предполагают произвольного применения, в том числе в отступление от требований статей 35 и 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При этом решения и действия органов местного самоуправления и их должностных лиц, связанные с разработкой, утверждением и изменением документов территориального планирования или градостроительного зонирования, подлежат судебной проверке в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд первой инстанции не правомочен рассматривать требования административного истца об устранении технической ошибки, возникшей в результате в несения изменений в Генеральный план Алексеевского сельского поселения в 2017 году и восстановить земельным участкам с кадастровыми номерами <№...>, <№...>, <№...>, <№...>, <№...> территориальную зону производственного назначения, поскольку данное влечет внесение изменений в нормативно-правовой акт.

Генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Генеральные планы поселений как документы, принимаемые представительными органами местного самоуправления, являются нормативными правовыми актами, и рассмотрение дела об их оспаривании в силу статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относится к подсудности областных и равных им судов.

Согласно части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (пункт 1); об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (пункт 2).

Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов закреплен в главе 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления в соответствии с положениями статей 17.1 - 21 названного кодекса рассматриваются районным (городским) судом по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Требования Лоцманова Н.К. о признании незаконным действия администрации муниципального образования об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию подлежали рассмотрению городским судом в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При этом вопрос о законности Генерального плана и Правил землепользования и застройки, должен быть разрешен по подсудности Краснодарским краевым судом, в соответствии с положениями главы 21 названного кодекса.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенные выше обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о неправильном применении и толковании судом первой инстанции норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, что повлияло на исход административного дела, в связи с чем, решение нижестоящего суда в части признания незаконным действия (бездействия) администрации и обязании в силу положений пунктов 1, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных требований Лоцманова Н.К. в данной части, в остальной части решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду не подсудности суду разрешенного вопроса.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тихорецкого районного суда Краснодарского края от 4 декабря 2020 года отменить. В части принять по делу новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований Лоцманова Н.К., в части, признания незаконным действия Администрации муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края, выразившихся в отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Комплекс по подготовке семян сельскохозяйственных растений производительностью по 10 т/ч», расположенного в <Адрес...> и возложении обязанности устранить допущенные нарушения в отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию спорного объекта капитального строительства «Комплекс по подготовке семян сельскохозяйственных растений производительностью по 10 т/ч», расположенного в <Адрес...> отказать.

В части административных исковых требований Лоцманова Н.К. к Администрации муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края о понуждении в восстановлении земельным участкам с кадастровыми номерами <№...>, <№...>, <№...> <№...>, <№...> территориальной зоны производственного и коммунально-складского назначения (ПР-301) в соответствии с решением Алексеевского сельского поселения № 77 от 25 декабря 2015 года «О внесении изменений в генеральный план Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района», производство по делу прекратить.

    Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения, через Тихорецкий районный суд Краснодарского края.

Председательствующий                      Ю.В. Онохов

Судьи:                                  Н.А. Морозова

                                     К.К. Суслов

33а-11452/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с прекращением производства
Истцы
Лоцманов Николай Константинович
Ответчики
Администрация Алексеевского сельского поселения Тихорецкого р-на
Администрация МО Тихорецкий р-н
Другие
Кислицына Т.И.
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Онохов Юрий Владимирович
Дело на странице суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
04.03.2021Передача дела судье
25.03.2021Судебное заседание
12.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее