РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«23» июля 2019 года
Кунашакский районный суд Челябинской области в составе председательствующего Насыровой Д.М.
при секретаре Тафтеевой М.Ф.
с участием прокурора Думбровского Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кунашак гражданское дело по иску прокурора Кунашакского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц администрации Кунашакского муниципального района, администрации Халитовского сельского поселения об обязании оборудовать кладбище местом для мусора, огородить, оборудовать площадками с твердым покрытием, установить емкости для сбора мусора
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кунашакского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации к администрации Кунашакского муниципального района, администрации Халитовского сельского поселения об обязании оборудовать кладбище, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № местом для мусора, огородить, оборудовать их площадками с твердым покрытием, установить емкости для сбора мусора, заключить договор с специализированной организацией на вывоз мусора, в срок до 01.12.2019 г.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Кунашакского района проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле, в том числе земельного законодательства и санитарно-эпидемиологических норм при размещении и содержании кладбищ. Согласно п. 6.7 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие. Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, находится действующее кладбище <адрес>. Площадь земельного участка, занятого кладбищем, согласно кадастровому паспорту, составляет 50 575 кв.м. Кладбище по периметру огорожено металлическим забором, на территории кладбища для мусора места не отведены, мусоросборники отсутствует, площадки не ограждены, твердого покрытия (асфальтирование, бетонирование) не имеют. Указанный земельный участок на основании постановления главы администрации Кунашакского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № был передан на праве постоянного (бессрочного) пользования администрации Халитовского сельского поселения. Бездействие администрации Кунашакского муниципального района и администрации Халитовского сельского поселения, выразившееся в не оборудовании кладбища местами для мусора, урнами для мусора, площадками для мусора с твердым покрытием свидетельствует о невыполнении гигиенических требований содержания кладбищ, а также затрагивает и нарушает социальные права граждан при посещении кладбищ.
В судебном заседании прокурор Думбровский Д.С. поддержал исковое заявление по тем же основаниям, с учетом устранения ответчиком – администрацией Халитовского сельского поселения части нарушений.
Представитель ответчика администрации Кунашакского муниципального района Махмутов В.Ж. в судебном заседании с исковыми требованиями согласен.
Представитель ответчика администрации Халитовского сельского поселения Шавалеев А.А. с требованиями прокурора согласен, пояснил, что часть требований исполнена – установлены плиты и мусорные баки, убран мусор, в ближайшее время будет установлено ограждение.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 этого же Федерального закона).
На основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ" уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными, экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (пункт 1).
При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (пункт 4).
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 года N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).
Согласно п. 6.6, п. 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Судом установлено и из материалов дела следует, что уставом Кунашакского муниципального района к вопросам местного значения Кунашакского муниципального района отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (п. 1 ст. 21 Устава).
Таким образом, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельные участки, фактически занимаемые общественными кладбищами, находятся в ведении органов местного самоуправления в силу прямого указания закона.
Из материалов дела следует, что Кунашакской районной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о погребении и похоронном деле, в том числе соблюдения земельного законодательства и санитарно – эпидемиологических норм при размещении и содержании кладбищ. По результатам проверки установлен, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 50 575 кв.м., с кадастровым номером 74:13:0410009:6, находится действующее кладбище <адрес>. Площадь земельного участка, занятого кладбищем, согласно кадастровому паспорту, составляет 50 575 кв.м. Кладбище по периметру огорожено металлическим забором, по периметру кладбища у металлического забора сваливается мусор. На территории кладбища для мусора места не отведены, мусоросборники отсутствует, площадки не ограждены, твердого покрытия (асфальтирование, бетонирование) не имеют, мусор не вывезен.
Факт указанных нарушений подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, прилагаемой фототаблицей.
Постановлением главы администрации Кунашакского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок общей площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен в бессрочное пользование администрации Халитовского сельского поселения под кладбище. На администрацию Халитовского сельского поселения возложена ответственность за санитарное состояние и благоустройство предоставленных земельных участков и прилегающей территории из земель общего пользования шириной 4,5 м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на земельный участок зарегистрировано за Администрацией муниципального образования «Халитовское сельское поселение» ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации №.
В судебном заседании установлено, что на земельном участке под кладбище выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм при размещении кладбищ, представителями ответчиков данный факт не оспаривается.
В связи с тем, что кладбище на земельном участке с кадастровым номером 74:13:0410009:6 расположено в границах Халитовского сельского поселения, то его содержание, в том числе и обеспечение соблюдения санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, относится к вопросам местного значения и полномочиям администрации Халитовского сельского поселения.
В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что администрацией Халитовского сельского поселения место для мусора оборудована площадкой с твердым покрытием, на котором установлен контейнер для мусора.
При указанных обстоятельствах суд считает необходимым обязать администрацию Халитовского сельского поселения оборудовать кладбище, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № а именно огородить место для мусора, заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В иске прокурора Кунашакского района к администрации Кунашакского муниципального района следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Кунашакского района удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Халитовского сельского поселения обязанность оборудовать кладбище, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, а именно огородить место для мусора, заключить договор со специализированной организацией на вывоз мусора, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В иске прокурора Кунашакского района к администрации Кунашакского муниципального района отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Кунашакский районный суд.
Председательствующий Д.М. Насырова