Дело № 2-176/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 мая 2019 года город Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Пуцыкиной Н.Ю.,
при секретаре Рогальской И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, действующего в интересах Баканова Феликса Леонидовича к обществу с ограниченной ответственностью «Народная управляющая компания г. Питкяранта» о корректировке платы по содержанию жилого помещения,
установил:
истец обратился в суд по тем основаниям, что на основании обращения Баканова Ф.Л. проведена внеплановая документарная проверка в рамках лицензионного контроля ООО «Народная управляющая компания г. Питкяранта». Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ № выявлено нарушение части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, пп. «ж» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами».
По результатам проверки в адрес ООО «Народная управляющая компания г. Питкяранта» выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений лицензионных требований, срок исполнения по которому прошел 06.08.2018.
Уточнив требования истец просит обязать ООО «Народная управляющая компания г. Питкяранта» исполнить предписание Комитета № от ДД.ММ.ГГГГ: выполнить корректировку платы собственнику жилого помещения <адрес> за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную в целях содержания общего имущества, за период с сентября 2017 по март 2018, исходя из утвержденного норматива (0 куб. м/кв.м.); выполнить корректировку платы собственнику жилого помещения <адрес> за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, водоотведению, предоставленные в целях содержания общего имущества, начисленные в платежных документах с сентября 2017 по май 2018, исходя из утвержденных нормативов (0,038 куб.м/кв.м и 0,038 куб. м/кв.м), а также, площади жилых и нежилых помещений, общего имущества, указанной в технической документации; с июля 2018 производить начисление платы собственнику жилого помещения <адрес> за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, водоотведению, электроэнергии предоставленные в целях содержания общего имущества, исходя из утвержденных нормативов (0,038 куб.м/кв.м и 0,038 куб.м./кв.м), а также площади жилых и нежилых помещений, общего имущества, указанной в технической документации. Определить срок по исполнению требований предписания - в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании истец Баканов Ф.Л. и его представитель Зайцева Н.С., действует по устному заявлению в порядке ст. 53 ГПК РФ, исковые требования поддержали по вышеуказанным основаниям.
Представитель истца –Государственный комитет РК по строительному, жилищному и дорожному надзору в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель ответчика- представитель ООО «Народная управляющая компания г. Питкяранта» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель третьего лица – конкурсный управляющий ООО «Народная управляющая компания г. Питкяранта» Бокунович В.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, просит рассмотреть дело в ее отсутствие. Согласно отзыву на исковое заявление просит отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку требования предъявлены ненадлежащему ответчику.
Представитель третьего лица АО «Единый расчетный центр Республики Карелия» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав Баканова Ф.Л. и его представителя Зайцеву Н.С. считает установленными следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что управление домом <адрес>, в котором проживает Баканов Ф.Л., на основании договора управления МКД от 01.02.2014 осуществляет ООО «Народная управляющая компания г. Питкяранта».
Многоквартирный жилой дом <адрес> оборудован центральной системой электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения. Дом имеет закрытую систему горячего водоснабжения, нагрев холодной воды производится путем подогрева холодной воды при помощи водоводяных нагревателей, расположенных в тепловых узлах.
На основании пункта 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ, управляющая компания является исполнителем коммунальных услуг в МКД путем приобретения коммунального ресурса и предоставляет его собственникам помещений в жилом доме и на общедомовые нужды.
В соответствии с п.п. 2 ч.1 ст. 154 ЖК РФ, в состав платы за содержание жилого помещения включены расходы на оплату коммунальных ресурсов по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Коммунальные ресурсы по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме является жилищной услугой и рассчитывается с квадратных метров.
С 01.01.2017 плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату общедомовых нужд определяется при наличии общедомового прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Исключения составляют: 1) оснащение многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов; 2) принятие на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций ОДН: исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний общедомового прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ (а); исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям общедомового прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ (б).
Порядок расчета платы за коммунальные услуги, в том числе предоставленные на содержание общего имущества многоквартирного дома. Регламентируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
В соответствии с пунктом 48 Правил объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящий на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения №2 к Правилам № 354, согласно которой общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в МКД для начисления платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД должна применяться согласно техническому паспорту.
По данным технического паспорта, общая площадь всех жилых и нежилых помещений составляет 7224, 4 кв.м.; площадь мест общего пользования -1093 кв.м.
Тем не менее, управляющая компания при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную в целях содержания общего имущества применяет площадь жилых и нежилых помещений- 6559,1 кв.м, площадь мест общего пользования- 1123,2 кв.м. (1093 кв.м.- уборочная площадь лестничных клеток+ 30,2 кв.м.- уборочная площадь лифтов).
Собственниками помещений МКД не принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Нормативы потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме установлены: для ХВС, ГВС, Водоотведение на СОИ с июня 2017 – Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК от 21.05.2017 № 156 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Карелия». Согласно Приказу Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК № 156, для категории домов с закрытой системой горячего водоснабжения с централизованным холодным водоснабжением, с водонагревателями и водоотведением норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества не установлен.
При расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на содержание общего имущества с сентября 2017 по март 2018 ООО «Народная управляющая компания г. Питкяранта» применяло норматив потребления коммунального ресурса в размере 0,028 куб.м/ кв.м., тогда как норматив потребления холодной воды в целях содержания общего имущества данной категории МКД с июня 2017 составляет 0,038 куб.м/кв.м, норматив на водоотведение- 0,038 куб.м/кв.м.
Таким образом, в период с сентября 2017 по май 2018 управляющая организация неверно начисляла плату за коммунальные ресурсы по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, потребляемые при использовании и содержании общего имущества МКД в связи с некорректным применением нормативов потребления коммунальных ресурсов.
ДД.ММ.ГГГГ Баканов Ф.Л. обратился к истцу по вопросу начисления ответчиком платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме <адрес>.
На основании обращения в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № инициирована внеплановая документарная проверка.
Актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ выявлено нарушение ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ, подп. «ж» п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении лицензионных требований со сроком исполнения 06.08.2018. До настоящего времени предписание не исполнено.
Факт неисполнения предписания подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов предусмотренных п.п. «ж» п.4 Правил № 416, в которые входит в том числе, организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Оценивая фактические обстоятельства по делу, суд считает действия управляющей компании по начислению платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, предоставленные в целях содержания общего имущества из расчета 0,028 куб.м/ кв.м., не основаны на законе и договоре, а потому исковые требования подлежат удовлетворению.
Рассматривая требование истца об установлении срока устранения нарушений, суд считает его разумным и обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон. С учетом части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает необходимым предоставить для исполнения требований предписания № от ДД.ММ.ГГГГ срок в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
По правилам п.п 19 п.1 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче иска истец был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей в доход Питкярантского муниципального района.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
обязать общество с ограниченной ответственностью «Народная управляющая компания г. Питкяранта» исполнить предписание Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ: выполнить корректировку платы собственнику жилого помещения <адрес> за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную в целях содержания общего имущества, за период с сентября 2017 по март 2018, исходя из утвержденного норматива (0 куб. м/кв.м.); выполнить корректировку платы собственнику жилого помещения <адрес> за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, водоотведению, предоставленные в целях содержания общего имущества, начисленные в платежных документах с сентября 2017 по май 2018, исходя из утвержденных нормативов (0,038 куб.м/кв.м и 0,038 куб. м/кв.м), а также, площади жилых и нежилых помещений, общего имущества, указанной в технической документации; с июля 2018 производить начисление платы собственнику жилого помещения <адрес> за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, водоотведению, электроэнергии предоставленные в целях содержания общего имущества, исходя из утвержденных нормативов (0,038 куб.м/кв.м и 0,038 куб.м./кв.м), а также площади жилых и нежилых помещений, общего имущества, указанной в технической документации.
Определить срок по исполнению предписания № от ДД.ММ.ГГГГ – в течение 15 дней со дня вступления решения суда.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Народная управляющая компания г. Питкяранта» государственную пошлину в доход бюджета Питкярантского муниципального района в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Ю. Пуцыкина
Мотивированное решение составлено в порядке ст. 199 ГПК РФ 13 мая 2019 года.