Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-285/2017 (2-4215/2016;) ~ М-3341/2016 от 21.11.2016

                                 Дело № 2-285/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2017 года г.Канск

Канский городской суд Красноярского края

в составе: председательствующего судьи Чернышовой Р.В.,

при секретаре Мартынчук Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Куприянова СС и Будько НС к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищный сектор» о признании законным права истцов на отказ от оплаты обслуживающей организации ООО «Жилищный сектор» дополнительных услуг и пени по данной услуге, взыскании морального вреда, исключении из квитанций начисления дополнительной услуги, а также суммы долга и пени по данной услуге, обязании ООО «Жилищный сектор» приостановить начисление дополнительных услуг и пени по данным услугам,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Куприянов С.С. и Будько Н.С. обратились в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что проживают в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес>, являются собственниками,(Куприянов С.С. является собственником <адрес>, Будько Н.С. собственником 1/3 доли в <адрес>), не являются членами ТСЖ, не заключали договоров с ответчиком, не заключали договоров с ТСЖ. Считается, что управление домом № 9 осуществляется ООО « Жилищный Сектор « и ТСЖ «Северный». При этом с июня 2015 года предъявляются платежные документы с заведомо завышенными и ничем необоснованными счетами на оплату жилищных и коммунальных услуг и распространяется не соответствующая действительности и ущемляющая человеческое достоинство информация о якобы существовании задолженности перед ответчиком обслуживающей организацией ООО «Жилищный Сектор». ТСЖ «Северный» уклоняется от заключения договора управления. С 2015 года истцам предъявляются платежные документы от ООО «Жилищный Сектор», которые не заключили прямых договоров управления с истцами. При таких обстоятельствах не может возникнуть задолженности по оплате, однако в платежных документах, ежемесячно выставляемых квитанциях, указываются суммы в специально отведенном поле под названием «задолженность за предыдущие периоды». Истцы своевременно вносят плату за жилищные и коммунальные услуги, т.е., вносят оплату за три графы в квитанциях, а от оплаты 4 графы - «на установку учета тепла» отказываются, считая ее незаконной, необоснованно навязанной услугой. При этом, на сумму квитанции организации начисляет пени и штрафы. Истцы полагают, что никто не обязан оплачивать счета при отсутствии договора. С июня 2015 года в платежном документе появилась новая услуга – «установка общедомового учета тепла». Исходя из положений закона данная услуга как «установка общедомового учета» является дополнительной услугой и может оказываться только с согласия конкретного потребителя. Ответчиком выставляется плата и долг по коммунальным услугам истцам, однако истцы считают, что долга по оплате у них не существует. Решением Канского городского суда от 01 июля 2016 года по делу решено взыскать незаконно взысканные средства и обязать ООО «Жилищный сектор» изъять из квитанций плату за установку общедомового учета. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 01 июня 2016 г. действия ответчика по начислению оплаты за общедомовой учет тепла признаны незаконными. Однако, ответчик не убрал эту задолженность, а сумма долга еще больше увеличилась. В период с 2014 года в платежном документе появилась еще одна непонятная услуга, тариф по которой каждый месяц меняется. Платежный документ не содержит сведений о том, что означает строка «электроэнергия МОП». Согласно свидетельств о регистрации права Будько Н.С. и Куприянов С.С. являются собственниками жилого помещения – <адрес> кВ. 45 соответственно <адрес>, право собственности на общее имущество многоквартирного дома они не имеют, а значит и не должны нести обязанности по содержанию общего имущества. В платежном документе имеется строка – «содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома» с тарифом 15,07руб. за 1 кв.м., однако истцы полагают, что установленный тариф незаконен, ответчиком не подтвержден нормативно-правовыми актами предъявляемый ими размер платы за вышеуказанную услугу.

Кроме того, истцы считают, что ответчик ошибочно считает себя управляющей компанией, тогда как таковой не являются, т.к. у них отсутствует Свидетельство на право управления чужим имуществом». Истцы полагают, что деятельность ООО «Жилищный сектор» является незаконной. Также истцы полагают, что ответчик своими действиями по распространению сведений о наличии у истцов задолженности причинили им моральный вред.

Истцы просят суд признать право истцов на отказ от оплаты Обслуживающей организации ООО « Жилищный сектор» дополнительной услуги в виде «Установка общедомового приборов учета», а также пени по данной услуге, и оплаты «Электроэнергии МОП (мест общего пользования)»; взыскать с ООО «Жилищный Сектор» 300 000 рублей и в пользу каждого истца в порядке компенсации причиненного морального вреда от распространения информации о наличии долга (задолженности); наложить запрет на деятельность ООО «Жилищный Сектор» по предъявлению истцам Куприянову С. С., Будько Н. С. каких- либо счетов до заключения договора управления.

Позже исковые требования были уточнены, в соответствии с просительной частью истцы просят суд признать законным право истов на отказ от оплаты обслуживающей организации ООО «Жилищный сектор» дополнительных услуг в виде: установки общедомовых приборов учета, а также пени по данной услуге, начиная с 05.07.2016 г.; электроэнергии МОП (мест общего пользования; техобслуживание и АДО (аварийно-диспетчерское обслуживание) ВДГО (внутридомовое газовое оборудование; ОДН (общедомовые нужды) за ХВС (холодное водоснабжение); ОДН (общедомовые нужды) за ГВС (горячее водоснабжение) теплоноситель; ОДН (общедомовые нужды за ГВС (горячее водоснабжение) теплоэнергия, а также пени по данным услугам, начиная с 01.01.2017г.; взыскать с ООО «Жилищный сектор» в пользу истцов в порядке компенсации морального вреда по 300000 рублей в пользу каждого; обязать ООО «Жилищный сектор» исключить из квитанций истцов начисление дополнительной услуги в виде установки общедомовых приборов учета, а также суммы долга и пени по данной услуге с 05.07.2016 г.; обязать ООО «Жилищный сектор» приостановить начисление дополнительных услуг в виде: электроэнергии МОП; техобслуживание и АДО ВДГО; ОДН за ХВС холодное водоснабжение; ОДН и ГВС теплоноситель; ОДН за ГВС теплоэнергия, а также пени по данным услугам, начиная с 01.01.2017г. до момента заключения между сторонами соответствующего договора.

Истцы Будько Н.С., Куприянов С.С., их представитель Куприянова Е.Д. исковые требования с учетом их уточнений поддержали, дав пояснения по сути заявленных требований.

Представитель ответчика ООО «Жилищный сектор» Ду-Бао-Сян М.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив суду, что ООО «Жилищный сектор» является управляющей организацией <адрес>. Все указанные в квитанциях начисления, а также сумма образовавшейся задолженности указаны законно и обоснованно. В соответствии с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда, Будько Н.С. возращена произведенная ею сумма оплаты в размере 2519 руб., а у Куприянова С.С. данная сумма изъята из квитанции за установку общедомового прибора учета потребленной тепловой энергии, поскольку суд принял решение о признании незаконным действий ООО «Жилищный сектор» по начислению оплаты за установку общедомового прибора учета потребленной тепловой энергии, недействительным решения внеочередного общего собрания собственников помещений, проведенного в форме заочного голосования в период с 20 по 27 мая 2015 года, оформленного протоколом № 16 от 01.06.2015 г. 5 июля 2016 года вновь было проведено общее собрание собственников в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в форме очного голосования, о чем свидетельствует Протокол . собранием собственников жилого <адрес> было принято решение об установке общедомовых (коллективных) приборов учета потребления ресурсов (тепловой энергии). Утвержден локальный сметный расчет, утвержден размер платы по установке общедомовых (коллективных) приборов учета потребления ресурсов (тепловой энергии) в размере 84,70 руб. за 1 кв.м. жилого помещения. Утвержден порядок и способ оплаты по установке общедомовых (коллективных) приборов учета потребления ресурсов (тепловой энергии) – рассрочка на 3 месяца. Протокол общего собрания от 05 июля 2016 года является действующим, до настоящего времени никем не оспорен в судебном порядке, следовательно, с 05 июля 2016 года указание сумм в квитанциях в качестве оплаты за установку общедомового прибора учета производится на законных основаниях. Пеня по данной услуге ответчикам не начислена.

Суд, заслушав истцов, их представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В соответствии со ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Согласно ч. 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

На основании статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Согласно пункту 44 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 09.07.2016), предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Согласно п.34 г) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку(п.г).

Согласно ст.40 данных Правил, Потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран, либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Объем электроэнергии, приходящийся на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю имущества.

В соответствии с Федеральным законом №261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» не запрещена установка приборов учета.

В соответствии со ст.48 вышеуказанного закона требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта:

1) здания, строения, сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

В судебном заседании установлено, что истец Куприянов С.С. является собственником жилого помещения, расположенного по адрес: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 16.10.2009 года.

Будько Н.С. является собственником 1/3 доли в праве на жилое помещение по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 22.10.2004 г.

Жилой дом, в котором проживают истцы, является многоквартирным жилым домом. Управление МКД N 9 осуществляется ООО "Жилищный сектор», что не оспорено в суде, а также установлено ранее состоявшимся решением Канского городского суда от 01 июля 2016 года и Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 01 июня 2016 года.

Согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Кроме того, в материалы дела представлены следующие документы: Протокол общего собрания собственников помещений в МКД по адресу, в т.ч. Северный, 9 о создании ТСЖ «Северный» в форме заочного голосования от 17 ноября 2008 года, выбран способ управления ТСЖ, название ТСЖ «Северный»;

Договор управления многоквартирными домами между управляющей компанией ООО «Жилищный сектор» и ТСЖ «Северный» от 30 сентября 2014 года, в соответствии с которым управляющая компания взяла на себя обязанности по оказанию, выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставление коммунальных услуг Собственникам помещений в таком доме и лицам, пользующимся на законном основании помещениями в этом доме, одним из пунктов которого является: выставлять собственникам помещений счета за коммунальные услуги, включая содержание и ремонт общего имущества.

По инициативе управляющей компании в период с 20 по 27 мая 2015 года было организовано и проведено внеочередное собрание собственников помещений в многоквартирном доме путем заочного голосования, где собственниками было принято решение по вопросу установки общедомового прибора учета потребленной тепловой энергии, утверждении локального сметного расчета стоимости его установки, размера платы за установку для каждого собственника, порядка и способа оплаты собственниками расходов по установке с рассрочкой на три месяца. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 01 июня 2016 года было отменено решение Канского горсуда от 10.02.2016 года и установлено, что внеочередное собрание было проведено с нарушением порядка его созыва и суд принял решение о признании незаконным действий ООО «Жилищный сектор» по начислению оплаты за установку общедомового прибора учета потребленной тепловой энергии, недействительным решения внеочередного общего собрания собственников помещений, проведенного в форме заочного голосования в период с 20 по 27 мая 2015 года, оформленного протоколом № 16 от 01.06.2015 г. Все действия по установке прибора учета без проведения нового собрания являются незаконными. Судом было принято решение о взыскании в пользу истца Будько Н.С. платы 2519 руб., начисленной ответчиком за установку данного прибора и произведенной истцом, принято решение об обязании ООО «Жилищный сектор» изъять из квитанции по оплате коммунальных услуг в отношении Куприянова С.С. платы за установку общедомового прибора учета в размере 2519 руб.

Ответчиком в материалы дела представлен Протокол № 1 общего собрания собственников в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, проводимого в форме очного голосования, от 05 июля 2016 года. Из текста данного документа следует, что собранием собственников жилого <адрес> было принято решение об установке общедомовых (коллективных) приборов учета потребления ресурсов (тепловой энергии). Утвержден локальный сметный расчет по установке общедомовых (коллективных) приборов учета потребления ресурсов (тепловой энергии). Утвержден размер платы по установке общедомовых (коллективных) приборов учета потребления ресурсов (тепловой энергии) в размере 84,70 руб. за 1 кв.м. жилого помещения. Утвержден порядок и способ оплаты по установке общедомовых (коллективных) приборов учета потребления ресурсов (тепловой энергии) – рассрочка на 3 месяца. Расчет стоимости установки общедомового прибора учета на теплоснабжение за 1 кв.м. общей площади для населения (собственников помещений <адрес> следующий: всего по смете 376000 руб. /общая площадь дома 4439,3 кв.м. = 84,70 руб.кв.м. / на 3 месяца (рассрочка) = 28,24 руб.кв.м.

Ориентировочно для однокомнатной квартиры: 31,1 кв.м х 84,70 руб/кв.м. = 2634,17 руб./ на три месяца = 878,06 руб/мес,

Для двухкомнатной квартиры:47,5 кв.м х 84,70 руб/кв.м. = 4023,25 руб./ на три месяца = 1341,08 руб/мес,

Для трехкомнатной квартиры:62,4 кв.м х 84,70 руб/кв.м. = 5285,28 руб./ на три месяца = 1761,76 руб/мес,

Протокол № 1 общего собрания собственников в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, проводимого в форме очного голосования, от 05 июля 2016 года является действующим, до настоящего времени никем не оспорен в судебном порядке. Следовательно, требования истцом о признании права истцов на отказ от оплаты Обслуживающей организации ООО « Жилищный сектор» дополнительной услуги в виде «Установка общедомового приборов учета» с 05 июля 2016 года не подлежат удовлетворению, поскольку суд считает, что указание ответчиком сумм в квитанциях в качестве оплаты за установку общедомового прибора учета производится на законных основаниях. Пеня по данной услуге ответчикам не начислена. По указанной причине не подлежат удовлетворению и требования истцов об обязании ООО «Жилищный сектор» исключить из квитанций Куприянова С.С. и Будько Н.С. начисление дополнительной услуги в виде установки общедомовых приборов учета, сумм долга и пени по данной услуге.

Как следует из текста Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 года № 1498, а именно п. 30, содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств. Пунктом 38 (1) названного постановления установлено, что в случае, если собственники помещений в МКД до 1.01.2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с ч.12 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» был установлен общедомовой прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы по установке такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанном в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание жилого помещения и (или) в составе установленных для членов ТСЖ либо жилого кооператива обязательных платежей (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. Счета на оплату расходов на установку коллективных (общедомовых) приборов учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществляющей в соответствии с ч.12 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установку коллективного (общедомового) прибора учета. Для расходов на установку коллективного) общедомового прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

Как следует из текста Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 года № 1498, а именно п. 29, размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, отражается в платежных документах отдельной строкой по каждому виду ресурсов. На вышеназванные факты в своем заявлении об уточнении исковых требований ссылаются и истцы, указывая, что в связи с изменениями действующего законодательства с 01.01.2017 года в платежном документе в оплате за жилищную услугу с 01 января 2017 года согласно Постановлению Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» появились новые дополнительные услуги в виде: техобслуживание и АДО ВДГО, ОДН за ХВС (общедомовые нужды за холодное водоснабжение), ОДН за ГВС теплоноситель (общедомовые нужды за горячее водоснабжение). ОДН за ГВС теплоэнергия (общедомовые нужды за горячее водоснабжение, теплоэнергия).

Истцы указывают на то, что до настоящего времени договор между собственниками жилых помещений Куприяновым С.С., Будько Н.С. и управляющей компанией не заключен. Правомочность ООО «Жилищный сектор» распоряжаться от имени собственников общедомовым имуществом МКД по адресу: <адрес> отсутствует и не подтвержден документально, поэтому полагают, что ответчик незаконного с 01.01.2017 года в счет-квитанциях на оплату указывает начисления по дополнительным услугам.

Суд не соглашается с данными утверждениями истцов.

В силу ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники жилых домов обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Многоквартирный жилой дом N 9 в мкр. Северный оборудован счетчиком общедомового потребления электроэнергии, на основании Акта приемки № 19 в эксплуатацию общедомовой прибор учета ЦЭ 6803 М № 009082045002234 классом точности 1,0, дата поверки прибора учета 3 квартал 2011 года законность установки и введения в эксплуатацию подтверждена материалами дела, (т. 1 л. д. 59).

Учитывая положения ст. ст. 36, 39, ч. 1 ст. 153, ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 249, 290, п. 1 ст. 539, п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации; п. п. 2, 8, 10, 14, 40, 44, 80, подп. "б" п. 17, абз. 1 п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее Правила N 354) суд пришел к выводу о том, что управляющая компания вправе начислять и взимать с потребителей (собственников помещений в многоквартирном доме) плату за потребление электроэнергии, в том числе и в местах общего пользования.

В силу ст. ст. 309, 310, 328 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, а сторона, получившая исполненное по обязательству другой стороной, обязана предоставить встречное обязательство.

В данном случае, исходя из принципа возмездности предоставляемых коммунальных услуг (ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации), истец, получив коммунальную услуг (электроэнергию) обязан оплатить ее.

Согласно п. 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Пункт 8 Правил N 354 предусматривает, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в п. п. 9 и 10 данных Правил (то есть, как управляющая, так и ресурсоснабжающая организации). При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с п. п. 14 - 17 Правил N 354.

В силу п. 30 Правил предоставления коммунальных услуг, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в п. п. 14, 15, 16 и 17 данных Правил.

Части 7 и 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ) закрепляют возможность внесения платы за коммунальные услуги либо управляющей организации, либо ресурсоснабжающим организациям. При этом в настоящее время, положения ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) позволяют гражданам вносить плату ресурсоснабжающим организациям за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм материального права в их взаимосвязи, управляющая компания становится исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей только после заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги.

В соответствии с положениями ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).

Согласно ч. 12 ст. 161 ЖК РФ на управляющую компанию возложена обязанность заключить в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоры с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Избранный собственниками многоквартирного дома способ управления определяет порядок внесения собственниками помещений платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

По общему правилу, предусмотренному ч. 7 ст. 155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором управление осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Исключением из этого правила являются положения ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, предусматривающие, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

Существует императивное правило ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, не допускающее возможность прямой оплаты собственниками помещений многоквартирного дома иным лицам, кроме управляющей организации, коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

ст. 155 ЖК РФ, из которой следует, что независимо от способа управления многоквартирным домом (через управляющую компанию, при непосредственном управлении или управлении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) внесение платы ресурсоснабжающим организациям за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, не предусмотрено. Плата подлежит внесению исполнителю коммунальных услуг.

Поскольку ООО «Жилищный сектор осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, именно оно и является исполнителем коммунальных услуг и имеет право взимать плату за оказанные услуги электроснабжения в местах общего пользования. Управляющие компании, в силу статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по энергоснабжению.

Исходя из положений вышеназванных норм не подлежат удовлетворению требования истцов о признании за ними права на отказ от оплаты дополнительных услуг (иными словами о признании незаконным действий ответчика по начислению платы за предоставление дополнительных услуг в виде: техобслуживание и АДО ВДГО; ОДН за ХВС холодное водоснабжение; ОДН за ГВС теплоноситель; ОДН за ГВС теплоэнергия, начиная с 01.01.2017г.; обязании ООО «Жилищный сектор» приостановить начисление дополнительных услуг в виде: электроэнергии МОП; техобслуживание и АДО ВДГО; ОДН за ХВС холодное водоснабжение; ОДН и ГВС теплоноситель; ОДН за ГВС теплоэнергия, начиная с 01.01.2017г. до момента заключения между сторонами соответствующего договора.

Если управление домом осуществляется управляющей организацией плату за коммунальные услуги собственники вносят управляющей компании. В соответствии с пунктом 1, подпунктом "а" пункта 9 Правил и положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчиком в рамках представленных ему полномочий заключены самостоятельно договоры с ресурсоснабжающими организациями. Договор № 1056 на отпуск воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 29 октября 2013 года, Договор № 8867 теплоснабжения и поставки горячей воды от 22 июля 2015 года.

Суд считает, что управляющая организация не является исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению в том понимании, которое дается действующим законодательством.

Согласно пункту 3 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), взрывобезопасность, механическая, пожарная, термическая, химическая, экологическая и электрическая безопасность, а также исправность внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в процессе их использования и содержания достигаются путем технического обслуживания и ремонта указанного оборудования, выполняемых на основании договора, заключаемого между заказчиком и исполнителем, а также соблюдения указанными сторонами договора иных требований, предусмотренных настоящими Правилами и инструкцией по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд.

В соответствии с пунктом 4 Правил N 410, безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления комплекса работ (услуг): техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерское обеспечение, техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замена оборудования.

Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем (пункт 6).

Суд считает обязательным при пользовании газом в многоквартирных жилых домах заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования, расположенного в многоквартирном доме.

Согласно пункту 17 Правил N 410, заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений.

В пунктах 2 - 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила N 491), указано имущество, входящее в состав общего имущества. Так, в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.

В силу пункта 10 Правил N 491, одними из требований к содержанию общего имущества являются соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.

Согласно пункту 5.5.6 Правил N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключить договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, являются обязательными.

Учитывая, что ответчик приступил к управлению многоквартирным жилым домом, взимает с граждан, проживающих в доме плату за содержание жилого помещения, то, несмотря на отсутствие договора управления с каждым из собственников помещений в многоквартирном жилом доме, данный ответчик, как лицо, отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, в том числе системы газоснабжения, обязан заключить со специализированной организацией договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО, так как именно управляющая организация должна обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, в том числе безопасное функционирование внутридомового газового оборудования. И такой договор в материалы дела представлен (л.д.62-73, т.1, Договор -Кн от 24.12.2014 г. на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования). В соответствии с п.1.1. договора ОАО «Красноярсккрайгаз» обязуется осуществлять техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, ООО «Жилищный сектор» обязуется оплатить оказанные услуги. Согласно приложению к данному договору в перечень домов, обслуживаемых ООО «Жилищный сектор» включен <адрес>.

Ответчиков в суд представлены подробные пояснения по иску и расчет начислений за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, верно указывая, что с 1 января 2017 года плата за холодную, горячую воду, электроэнергию, отведение сточных вод, потребленные на содержание общего имущества, включается в оплату за содержание жилого помещения. Управляющая организация начисляет плату за указанные коммунальные ресурсы в размере норматива потребления, который утвержден органами государственной власти субъектов РФ –для Красноярского края - Постановлением правительства Красноярского края от 11.10.2016 г. № 518-п, в размере 2,14 квт.час. в месяц на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с п.1 и 2 части 1 ст. 36 ЖК РФ для электрической энергии в целях содержания общего имущества при расчете платы применяются площади лестничных площадок, лестницы, лифты, подвалы, коридоры. В <адрес> помещений, входящих в состав общего имущества, составляет 420 кв.м., таким образом: 420,0 кв.м. х 2,14 квт.час. = 898 квт.час. Далее, 898 квт. час./4330,8 кв.м. (площадь дома) = 0,207 квт. час./кв.м. общей площади жилого помещения. 0,207 квт.час х 44,6 кв.м. (площадь квартиры № 45) = 9,232 квт.час. х 3,60 руб. (тариф по Эл.энергии в домах с газом) = 33,32 руб./квартира.

До января 2017 года начислялось по показаниям общедомового прибора учета в зависимости от использования соц.нормы с тарифом 1,58 руб/квт.час и 2,52 руб/квт час.

Холодное водоснабжение, потребляемое при содержании общего имущества, с 1 января 2017 года начисляется в квитанции за содержание общего имущества» по нормативу 0,0319 куб.м./кв.м. (Постановление Правительства Красноярского края № 370-п от 30 июля 2013 г.) площади мест общего пользования, которая для ХВС и ГВС по дому <адрес> составляет 462,0 кв.м. Расчет: 0,0319 куб.м./кв.м. х 462,0 кв.м. /4330,8 кв.м. (площадь дома) х 44,6 кв.м.х 37,52 руб/куб.м. = 5,70 руб. – 1 квартира.

До 1 января 2017 года ОДН (общедомовые нужды) за ХВС (холодное водоснабжение) начислялось в квитанции ООО «Водоканал-Сервис», с 1 января 2017 года эта услуга перенесена в квитанцию ООО «Жилищный сектор» согласно Постановлению правительства РФ № 1498 от 26.12.2016 г. в том же самом размере.

Горячее водоснабжение, потребляемое при содержании общего имущества. С 1 января 2017 года также начисляется в квитанции за «Содержание общего имущества» двумя строками: ГВ теплоноситель: расчет: 0,0319 куб.м./кв.м. х 462,0 кв.м. /4330,8 кв.м. (площадь дома) х 44,6 кв.м.х 15,93 руб./куб.м. = 2,42 руб. 1 квартира.

ГВ, теплоэнергия: Расчет: 0,0319 куб.м./кв.м. х 462,0 кв.м. /4330,8 кв.м. (площадь дома) х 0,06 (60,0 градусов, температура воды для нагрева 1,0 куб.м. ХВС) х 44,6 = 0,0091 Гкал х 1499,36 руб/Гкал = 13,64 руб.

До января 2017 года общедомовые нужды по горячему водоснабжению начислялись в квитанции ООО «Сибирская теплосбытовая компания», с января 2017 года перенесена в расходы при содержании общего имущества.

Техобслуживание и аварийно-диспетчерское обслуживание внутридомового газового оборудования (ТО и АДО ВДГО) начисляется в размере 1,0 руб./кВт.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства и положения правовых норм, суд считает необходимым отказать истцам в удовлетворении заявленных исковых требований. Поскольку в удовлетворении иска отказано и судом не установлено нарушение прав истцов как потребителей коммунальных услуг, требования Куприянова С.С. и Будько Н.С. о взыскании суммы компенсации морального вреда с ответчика в размере 300000 рублей в пользу каждого истца суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Отказать в удовлетворении исковых требований Куприянова СС и Будько НС к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищный сектор» о признании права на отказ от оплаты обслуживающей организации ООО «Жилищный сектор» дополнительных услуг в виде: установки общедомовых приборов учета, а также пени по данной услуге, начиная с 05.07.2016 г.; электроэнергии МОП (мест общего пользования; техобслуживание и АДО (аварийно-диспетчерское обслуживание) ВДГО (внутридомовое газовое оборудование; ОДН (общедомовые нужды) за ХВС (холодное водоснабжение); ОДН (общедомовые нужды) за ГВС (горячее водоснабжение) теплоноситель; ОДН (общедомовые нужды за ГВС (горячее водоснабжение) теплоэнергия, а также пени по данным услугам, начиная с 01.01.2017г.; о взыскании с ООО «Жилищный сектор» в пользу истцов в порядке компенсации морального вреда по 300000 рублей в пользу каждого; обязании ООО «Жилищный сектор» исключить из квитанций истцов начисление дополнительной услуги в виде установки общедомовых приборов учета, а также суммы долга и пени по данной услуге с 05.07.2016 г.; обязании ООО «Жилищный сектор» приостановить начисление дополнительных услуг в виде: электроэнергии МОП; техобслуживание и АДО ВДГО; ОДН за ХВС холодное водоснабжение; ОДН и ГВС теплоноситель; ОДН за ГВС теплоэнергия, а также пени по данным услугам, начиная с 01.01.2017г. до момента заключения между сторонами соответствующего договора.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.

Судья                             Р.В.Чернышова

Мотивированное решение изготовлено 2 августа 2017 года.

2-285/2017 (2-4215/2016;) ~ М-3341/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
куприянов Сергей Степанович
Будько Нина Степановна
Ответчики
ООО Жилищный сектор
Другие
Куприянова Е.Д.
Суд
Канский городской суд Красноярского края
Судья
Чернышова Р.В.
Дело на странице суда
kanskgor--krk.sudrf.ru
21.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.11.2016Передача материалов судье
25.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.12.2016Предварительное судебное заседание
15.02.2017Судебное заседание
21.03.2017Судебное заседание
18.04.2017Судебное заседание
15.05.2017Судебное заседание
25.07.2017Судебное заседание
02.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2017Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
28.11.2017Изучение поступившего ходатайства/заявления
25.12.2017Судебное заседание
17.01.2018Судебное заседание
24.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее