Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2592/2018 от 05.09.2018

Судья Окорокова Э.Н. Дело № 33-2592

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 октября 2018 г. г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Курлаевой Л.И.

судей Сивашовой А.В., Жидковой Е.В.

при секретаре Морозовой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рубан Елены Александровны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонное) об обязании засчитать периоды работы и периоды нахождения на курсах повышения квалификации в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонное) на решение Ливенского районного суда Орловской области от 19 июля 2018 г., которым постановлено:

«Исковые требования Рубан Елены Александровны удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонное) засчитать Рубан Елене Александровне периоды работы в качестве медсестры:

- с 01 ноября 1999 года по 20 января 2010 года в Здоровецком отделении социальной реабилитации Центра социального обслуживания населения Ливенского района;

- с 21 января 2010 года по 28 ноября 2011 года в Здоровецком доме ветеранов Областного государственного учреждения «Центр социального обслуживания населения Ливенского района»;

- с 29 ноября 2011 года по 29 августа 2014 года в в Здоровецком доме ветеранов Бюджетного учреждения Орловской области «Центр социального обслуживания населения Ливенского района,

в льготном исчислении - один год работы как за один год и 3 месяцев в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонное) засчитать Рубан Елене Александровне период нахождения на курсах повышения квалификации с 29.08.2016 по 23.09.2016 в ее страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

В удовлетворении оставшейся части требований отказать».

Заслушав доклад судьи Сивашовой А.В., выслушав объяснения представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонное) Чумичевой Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Рубан Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Рубан Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонное) (далее – ГУ УПФ РФ в Ливенском районе Орловской области) об обязании засчитать периоды работы и периоды нахождения на курсах повышения квалификации в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

В обоснование указала, что имея стаж работы с 1991 г. в сфере осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Однако решением пенсионного органа от 15 марта 2018 г. ей было отказано в назначении пенсии, поскольку в специальный стаж не были включены периоды ее работы с 1 сентября 1999 г. по 20 января 2010 г. в Здоровецком отделении социальной реабилитации Центра социального обслуживания населения Ливенского района; с 21 января 2010 г. по 28 ноября 2011 г. в Областном государственном учреждении «Центр социального обслуживания населения Ливенского района»; с 29 ноября 2011 г. по 29 августа 2014 г. в Бюджетном учреждении Орловской области «Центр социального обслуживания населения Ливенского района».

Также не были включены в стаж период нахождения на курсах повышения квалификации с 29 августа 2016 г. по 23 сентября 2016 г. и периоды отпусков по коллективному договору с сохранением среднего заработка с 02 июня 2015 г. по 08 июня 2015 г., с 03 августа 2017 г. по 04 августа 2017 г. во время исполнения обязанностей медицинской сестры терапевтического отделения стационара «Центра диагностики и реабилитации» ООО «Газпром трансгаз Москва».

Полагая отказ во включении в специальный стаж указанных периодов нахождения на курсах повышения квалификации и работы незаконным, с учетом уточнения требований, истец просила суд обязать ответчика включить спорные периоды работы в качестве медсестры в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья, в льготном исчислении - один год работы как за один год и 3 месяцев, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации и отпусках.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Ливенском районе Орловской области просит решение суда отменить как незаконное.

Полагает, что судом необоснованно зачтены в специальный стаж спорные периоды работы истца, поскольку наименование учреждений «Центр (отделение) временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов», «Дом ветеранов», «Центр социального обслуживания населения» не предусмотрены Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, действующими в указанные периоды.

Обращает внимание, что судом исследовались Уставы Центра социального обслуживания населения Ливенского района лишь начиная с
31 марта 2005 г., в то время как истцом заявлены требования о включении в специальный стаж периода работы в данном учреждении с 01 сентября 1999 г.

Считает необоснованными выводы суда о том, что функции Здоровецкого отделения социальной реабилитации фактически тождественны функциям дома-интерната для престарелых инвалидов, поскольку в Здоровецкий дом ветеранов принимались граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию, тогда как дом-интернат представляет собой учреждение стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Находит ошибочным вывод суда о неточном наименовании отделения учреждения, выбранного учредителем, без принятия во внимание рекомендуемой номенклатуры учреждений социальной защиты населения, поскольку согласно Уставу Центра социального обслуживания населения Ливенского района в его состав входило «Отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов (Здоровецкий дом ветеранов), наименование которого соответствовало Письму Минтруда РФ от 5 января 2003 г. № 30-ГК «О номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов».

Приводит довод о том, что судом первой инстанции не было учтено, что спорные периоды работы в выписке из индивидуального (персонифицированного) учета истца содержатся без кода особых условий труда.

Считает, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации необоснованно были включены в льготный стаж, поскольку включение данного периода не предусмотрено пунктом 5 Правил № 516, утвержденных Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г., в оспариваемые периоды работник не осуществляла свои трудовые функции.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – ФЗ «О страховых пенсиях»), вступившего в силу с 1 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно ч.ч. 3, 4 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665) определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

В соответствии с подп. «н» п. 1 постановления Правительства РФ от
16 июля 2014 г. № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (далее - Список № 781);

- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от
22 сентября 1999 г. № 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список № 1066);

- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список № 464).

Списками №1066 и №781 право на льготное пенсионное обеспечение установлено с 01 ноября 1999 г. для медицинских сестер, осуществляющих деятельность в доме-интернате для престарелых и инвалидов.

Как следует из трудовой книжки истца, с 10 августа 1991 г. по 01 сентября 1999 г. Рубан Е.А. работала в качестве медицинской сестры Здоровецкой больницы Ливенского района, после ликвидации данного лечебного учреждения принята медсестрой в Здоровецкое отделение социальной реабилитации, организованного при Управлении социальной защиты населении Ливенского района, в последующем в 2006 г. данная запись уточнена в части наименования учреждения – Центр социального обслуживания населения Ливенского района, 21 октября 2010 г. муниципальное учреждение «Центр социального обслуживания населения Ливенского района» переименовано в областное государственное учреждение, 29 ноября 2011 г. областное государственное учреждение переименовано в бюджетное учреждение Орловской области «Центр социального обслуживания населения Ливенского района», 29 августа 2014 г. Рубан Е.А. уволена по собственному желанию, после чего продолжила работу в качестве медицинской сестры в Центре диагностики и реабилитации филиала ООО «Газпром трансгаз Москва».

01 марта 2018 г. Рубан Е.А. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет.

Уведомлением ГУ УПФ РФ в Ливенском районе Орловской области от
15 марта 2018 г. № 07-1820 истцу было сообщено о том, что не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ периоды работы в качестве медицинской сестры с 01 сентября 1999 г. по 20 января 2010 г., с 21 января
2010 г. по 28 ноября 2011 г., с 29 ноября 2011 г. по 29 августа 2014 г. в Здоровецком отделении социальной реабилитации Центра социального обслуживания населения Ливенского района в связи с несоответствием наименования учреждения перечню учреждений, содержащихся в Списке профессий и должностей, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, осуществляющим лечебную деятельность, а также не был включен период нахождения на курсах повышения квалификации с 29 августа 2016 г. по 23 сентября 2016 г.

Разрешая спор и частично удовлетворяя иск Рубан Е.А. о включении периода работы с 01 ноября 1999 г. по 29 августа 2014 г. в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения ей страховой пенсии по старости, суд первой инстанции, с учетом характера, специфики и условий осуществляемой истцом работы, выполняемых ею функциональных обязанностей по занимаемой должности, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждения, в котором она осуществляла работу в период с
01 ноября 1999 г. по 29 августа 2014 г., пришел к выводу, что Здоровецкий дом ветеранов следует отнести к дому-интернату для престарелых и инвалидов, предусмотренному списками №№1066, 781.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с таким выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются, в том числе, стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками). Данный Закон действовал в спорный период работы истца и утратил силу лишь с 1 января 2015 г. в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 02 августа 1995 г.
№ 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает в себя, в том числе, стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования).

Статьей 20 указанного закона было предусмотрено, что стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

Данный Закон также утратил силу лишь с 1 января 2015 г.

Приказом Минсоцзащиты РФ от 23 мая 1995 г. № 60 была утверждена и действовала в период работы истца в Здоровецком отделении социальной реабилитации (Здоровецком доме ветеранов) «Номенклатура учреждений (подразделений) социальной защиты населения, работа в которых дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда в соответствии с п. 1.6 Перечня, утвержденного приказом Минздравмедпрома России от 20 февраля 1995 г. № 35». В указанной номенклатуре поименован дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов.

Действующей в настоящее время «Примерной номенклатурой организаций социального обслуживания», утвержденной приказом Минтруда России от 17 апреля 2014 г. № 258н, в число организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, включены дома-интернаты (пансионаты), в том числе, детский, малой вместимости, для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, милосердия.

Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 г. № 535-ст утвержден и введен в действие с 1 января 2007 г. «ГОСТ Р 52498-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания». Данным документом установлены виды учреждений социального обслуживания (п. 4.3), среди которых - дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов (п. 4.3.21).

Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 г. № 145 «Об утверждении положений о доме-интернате для престарелых и инвалидов и психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР» (действовал до 12 февраля 2018 г.) предусмотрено, что дом-интернат является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В зависимости от контингента проживающих дома-интернаты подразделяются на дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для инвалидов в возрасте от 18 до 40 лет и «Пансионат ветеранов труда» (п.1).

Основными задачами дома-интерната являются:

- материально-бытовое обеспечение престарелых и инвалидов, создание для них благоприятных условий жизни, приближенных к домашним, основанных на правилах социалистического общежития.

- организация ухода за проживающими лицами, оказание им медицинской помощи и проведение культурно-массовой работы.

- осуществление мероприятий, направленных на социально-трудовую реабилитацию инвалидов (п. 11).

На каждого поступающего в дом-интернат престарелого или инвалида заводятся история болезни, к которой приобщаются все медицинские документы со времени нахождения престарелого или инвалида в доме-интернате (п. 14.2).

В дом-интернат для престарелых и инвалидов принимаются престарелые граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды I и II групп старше 18 лет (п.16 Положения о доме-интернате).

Постановлением администрации Ливенского района Орловской области от 05 января 1994 г. в целях дальнейшего совершенствования в районе системы социально-бытового обслуживания престарелых граждан, инвалидов и других групп населения, нуждающихся в социальной поддержке, был образован Центр социального обслуживания. На базе Здоровецкой участковой больницы имелись социальные палаты для размещения и обслуживания престарелых граждан, инвалидов ВОв и труда, именовавшиеся Здоровецким домом-интернатом (л.д. 94-97).

Постановлением администрации Ливенского района Орловской области от 30 июня 1999 г. Здоровецкая участковая больница перепрофилирована в учреждение социальной защиты населения, по завершении ремонта здания бывшей сельской участковой больницы с 01 сентября 1999 г. в д.Зубцово для постоянного проживания ветеранов Войны и труда Ливенского района открыто отделение социальной реабилитации (постановление администрации Ливенского района Орловской области от 31 августа 1999 г.).

На основании приказа Управления социальной защиты населения Ливенского района Орловской области от 06 октября 1999 г. №172 пожилые граждане, инвалиды ВОВ и труда, проживавшие ранее в социальных палатах на базе Здоровецкой, Новоселковской и Барановской участковых больниц, частично утратившие способность к самообслуживанию заселены на постоянное место жительства в отделение социальной реабилитации в д.Зубцово с 01 сентября 1999 г. (общее число – 24 чел.).

Согласно журналу движения проживающих Здоровецкого дома ветеранов с 01 сентября 1999 г. по 2011 г. в указанное учреждение заселялись инвалиды
1 и 2 групп, а также престарелые граждане, достигшие к моменту заселения пенсионный возраст. При этом из приказа от 05 сентября 2000 г. №120 на заселение в Здоровецкое отделение социальной реабилитации, медицинской карты стационарного больного ФИО11 (инвалида 1 группы, проживавшей в отделении с 2000 г. по 2014 г.) следует, что граждане заселялись на постоянное место жительства.

Показаниями допрошенных судом свидетелей ФИО12 и ФИО13 подтверждается, что Рубан Е.А. в спорные периоды работала медсестрой в Здоровецком отделении социальной реабилитации, образованном в 1999 году на базе бывшей участковой больницы как отделение для постоянного и временного проживания граждан престарелого возраста и инвалидов, старше 18 лет, утративших способность к своему самообслуживанию, а в последующем и граждан, частично сохранивших данную способность. После образования муниципального учреждения «Центр социального обслуживания населения Ливенского района» Здоровецкое отделение социальной реабилитации стало называться домом ветеранов.

Из устава Муниципального учреждения «Центр социального обслуживания населения Ливенского района», зарегистрированного 29 декабря 1999 г., в ред. 31 марта 2005 г., следует, что в состав учреждения входило 5 отделений (отделение социальной помощи на дому, отделение срочной социальной помощи, отделение торгового обслуживания, Успенский дом ветеранов), в том числе отделение - Здоровецкий дом ветеранов (с.Зубцово), предназначенный для медико-социального обслуживания граждан пенсионного возраста и инвалидов в условиях стационара, нуждающихся в уходе и оказании медицинской помощи. Как стационарное учреждение отделение осуществляло материально-бытовое обеспечение престарелых и инвалидов, предоставляло постельные принадлежности, одежду, обувь по сезону, а также прием и размещение с учетом возраста, заболеваний, пола, способностей к самообслуживанию, а также организовывало 4-х разовое питание с учетом возраста и заболеваний, уход за проживающими, оказание медицинской, физиотерапевтической помощи согласно медицинским показаниями, оказание санитарно-гигиенической помощи, проведение культурно-массовых мероприятий, проведение мероприятий по адаптации граждан к новым условиям проживания.

Согласно Положению о Здоровецком доме ветеранов от 01 июля 2005 г. Здоровецкий дом ветеранов принимал одиноких престарелых граждан и инвалидов, частично утративших способность к самообслуживанию, нуждающихся в посторонней помощи по состоянию здоровья, а также граждане из их числа, проживающих в семьях, члены которых по объективным причинам временно не могут осуществлять за ними уход, и не имеющих медицинских противопоказаний для заселения в социальное учреждение (п. 3.1 Положения).

Врачом-терапевтом заводилась история болезни, к которой приобщались вес медицинские документы за время нахождения на социальном учреждении (п. 3.9 Положения).

Исходя из уставных документов, в последующем изменялся вид учреждения Центра социального обслуживания населения Ливенского района (далее – ЦСОН Ливенского района) (в связи с передачей из муниципальной собственности в государственную Орловской области менялся вид учреждения с муниципального учреждения на учреждение Орловской области) с сохранением перечня входящих в его состав учреждений, в том числе Здоровецкого дома ветеранов.

Кроме того, в 2009 году в Уставе ЦСОН Ливенского района указано, что предметом деятельности центра является в том числе оказание граждан наряду с социальными медицинских услуг (п. 2.2 Устава), конкретизировано, что отделение временного проживания граждан (Здоровецкий дом ветеранов) предназначен для постоянного, временного (сроком до 6 мес.) и пятидневного в неделю проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов 1 и 2 групп, полностью или частично сохранивших способность к самообслуживанию, нуждающихся в уходе, бытовом и медико-социальном обслуживании, реабилитационных услугах. Отделение организовано для проживания 22 человек.

С 03 августа 2010 г. по 2015 г. у ЦСОН Ливенского района имелась лицензия на осуществление доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу при осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по терапии.

Из штатных расписаний ЦСОН Ливенского района с 1999 г. следует, что с момента образования в Здоровецком доме ветеранов предусматривались должности врача-терапевта, 2 медицинских сестер, за особые условиях труда медсестрам предусмотрена надбавка.

Согласно должностным обязанностям медицинской сестры Центра социального обслуживания населения от 01 марта 2005 г. в обязанности Рубан Е.А. входило: оказание доврачебной медицинской помощи, ухода за больными, подготовки пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача, обеспечение выполнения врачебных назначений, осуществления мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенического режима.

Из карточки работника Рубан Е.А. формы Т-2, свидетельств о повышении квалификации следует, что с 17 октября 2006 г. по 15 ноября 2006 г., с
05 сентября 2011 г. по 01 октября 2011 г. Рубан повышала квалификацию по направлению «сестринское дело», а в период с 16 февраля 2009 г. по 29 апреля 2009 г. по направлению «диетология».

Таким образом, учреждение, в котором осуществляла свою деятельность Рубан Е.А. с 01 сентября 1999 г. по 29 августа 2014 г. является учреждением, осуществляющим социальное обслуживание населения и лечебную деятельность.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о возможности установления тождественности выполнявшейся истцом работы в качестве медицинской сестры в Здоровецком доме ветеранов ЦСОН Ливенского района медицинской сестры в доме-интернате для престарелых и инвалидов, что соответствует разъяснениям, данным в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», поскольку как подтверждено совокупностью доказательств по делу в спорный период Здоровецкий дом ветеранов как отделение ЦСОН Ливенского района принимал для постоянного проживания либо временного в условиях стационара (до 6 мес. 5 дней в неделю) на обслуживание престарелых граждан (женщин с 55 лет, мужчин с 60 лет) и инвалидов I и II групп, частично утративших способность к самообслуживанию, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, реабилитационных услугах, что соответствует понятию дома-интерната для престарелых и инвалидов, приведенному как в Типовом положении о доме для престарелых и инвалидов, утвержденном постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 20 июня 1978 г. № 202, и в Положении о доме-интернате для престарелых и инвалидов, утвержденном приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 г. № 145.

Учитывая, что работа истца протекала в сельской местности, а также протекает в настоящее время в городе, ответчиком не оспаривалось выполнение работы в спорный период на полную ставку, то судом первой инстанции обоснованно включен спорный период в сельской местности с 01 ноября 1999 г. по 29 августа 2014 г. в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» из расчета 1 год работы как один год и 3 месяца.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, отсутствие в Списках №№1066, 781 в перечне учреждений социального обслуживания наименований «Центр (отделение) временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов», «Дом ветеранов», «Центр социального обслуживания населения» не может являться основанием для отказа во включении периода работы истца в Здоровецком отделении социальной реабилитации (Здоровецком доме ветеранов) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ по приведенному выше основанию.

Отклоняя довод Управления, который приводится и в апелляционной жалобе, о невозможности зачета в специальный стаж спорных периодов работы ввиду отсутствия сведений о льготном характере работы на лицевом счете истца в системе персонифицированного учета, судебная коллегия учитывает, что в соответствии с требованиями ст. ст. 6, 9 Федерального закона от
01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предоставление необходимых сведений (в том числе, о характере работы застрахованного лица) в пенсионный орган является обязанностью страхователей (работодателей), в связи с чем неисполнение страхователями указанной обязанности само по себе, при доказанности правовых оснований для включения спорного периода работы в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии, не может служить основанием для отказа в реализации права застрахованного лица на пенсионное обеспечение.

Принимая во внимание, что решение суда в указанной части постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.

Указание в жалобе на то, что судом исследовались Уставы Центра социального обслуживания населения Ливенского района лишь начиная с
31 марта 2005 г., в то время как истцом заявлены требования о включении в специальный стаж периода работы в данном учреждении с 1 сентября 1999 г., не влияют на правильность выводов суда, поскольку первоначальная регистрация данного устава произведена на основании постановлением Главы администрации Ливенского района от 29 декабря 1999 г., как следует из распоряжения Главы администрации Ливенского района от 28 марта 2005 г. №98-Р в новой редакции изложен пункт 1 устава, иные положения остались прежними. Доказательств внесения иных изменений в устав ответчиков суду не представлено (ст. 56 ГПК РФ).

Также судом установлено и не оспаривалось сторонами, что с 29 августа 2016 г. по 23 сентября 2016 г. истец направлялась на курсы повышения квалификации во время работы медсестрой в терапевтическом отделении стационара «Центра диагностики и реабилитации» ООО Газпром трансгаз Москва».

Указанный период включен судом в специальный стаж.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном включении судом в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации, судебная коллегия также считает несостоятельными в силу следующего.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работа (должность) и средняя заработная плата.

В силу ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от организационно - правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Как указывалось выше, в период с 29 августа 2016 г. по 23 сентября 2016 г. Рубан Е.А. направлялась работодателем на курсы повышения квалификации.

В указанные периоды за истцом сохранялось рабочее место, средняя заработная плата и производились отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации. Доказательств обратному ответчиком не представлено.

Данные курсы имели место в периоды работы истца в должности медсестры терапевтического отделения стационара «Центра диагностики и реабилитации» ООО Газпром трансгаз Москва», которые были включены пенсионным органом в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании уточняющей справки работодателя, что не противоречит п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 г. № 258н, в связи с чем исключению из специального стажа период нахождения истца на курсах повышения квалификации не подлежат.

Таким образом, разрешая вопрос о включении в специальный стаж Рубан Е.А. спорных периодов работы, а также периода нахождения на курсах повышения квалификации, суд первой инстанции правильно установил юридически значимые обстоятельства по делу и дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит приведенные, а также иные доводы апелляционной жалобы ответчика основанными на неверном толковании норм материального права и направленными на переоценку обстоятельств по делу, в связи с чем полагает необходимым оставить ее без удовлетворения, а решение суда без изменения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену либо изменение решения, судом также не допущено.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ливенского районного суда Орловской области от 19 июля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Окорокова Э.Н. Дело № 33-2592

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 октября 2018 г. г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Курлаевой Л.И.

судей Сивашовой А.В., Жидковой Е.В.

при секретаре Морозовой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рубан Елены Александровны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонное) об обязании засчитать периоды работы и периоды нахождения на курсах повышения квалификации в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонное) на решение Ливенского районного суда Орловской области от 19 июля 2018 г., которым постановлено:

«Исковые требования Рубан Елены Александровны удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонное) засчитать Рубан Елене Александровне периоды работы в качестве медсестры:

- с 01 ноября 1999 года по 20 января 2010 года в Здоровецком отделении социальной реабилитации Центра социального обслуживания населения Ливенского района;

- с 21 января 2010 года по 28 ноября 2011 года в Здоровецком доме ветеранов Областного государственного учреждения «Центр социального обслуживания населения Ливенского района»;

- с 29 ноября 2011 года по 29 августа 2014 года в в Здоровецком доме ветеранов Бюджетного учреждения Орловской области «Центр социального обслуживания населения Ливенского района,

в льготном исчислении - один год работы как за один год и 3 месяцев в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонное) засчитать Рубан Елене Александровне период нахождения на курсах повышения квалификации с 29.08.2016 по 23.09.2016 в ее страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

В удовлетворении оставшейся части требований отказать».

Заслушав доклад судьи Сивашовой А.В., выслушав объяснения представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонное) Чумичевой Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Рубан Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Рубан Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонное) (далее – ГУ УПФ РФ в Ливенском районе Орловской области) об обязании засчитать периоды работы и периоды нахождения на курсах повышения квалификации в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

В обоснование указала, что имея стаж работы с 1991 г. в сфере осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Однако решением пенсионного органа от 15 марта 2018 г. ей было отказано в назначении пенсии, поскольку в специальный стаж не были включены периоды ее работы с 1 сентября 1999 г. по 20 января 2010 г. в Здоровецком отделении социальной реабилитации Центра социального обслуживания населения Ливенского района; с 21 января 2010 г. по 28 ноября 2011 г. в Областном государственном учреждении «Центр социального обслуживания населения Ливенского района»; с 29 ноября 2011 г. по 29 августа 2014 г. в Бюджетном учреждении Орловской области «Центр социального обслуживания населения Ливенского района».

Также не были включены в стаж период нахождения на курсах повышения квалификации с 29 августа 2016 г. по 23 сентября 2016 г. и периоды отпусков по коллективному договору с сохранением среднего заработка с 02 июня 2015 г. по 08 июня 2015 г., с 03 августа 2017 г. по 04 августа 2017 г. во время исполнения обязанностей медицинской сестры терапевтического отделения стационара «Центра диагностики и реабилитации» ООО «Газпром трансгаз Москва».

Полагая отказ во включении в специальный стаж указанных периодов нахождения на курсах повышения квалификации и работы незаконным, с учетом уточнения требований, истец просила суд обязать ответчика включить спорные периоды работы в качестве медсестры в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья, в льготном исчислении - один год работы как за один год и 3 месяцев, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации и отпусках.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Ливенском районе Орловской области просит решение суда отменить как незаконное.

Полагает, что судом необоснованно зачтены в специальный стаж спорные периоды работы истца, поскольку наименование учреждений «Центр (отделение) временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов», «Дом ветеранов», «Центр социального обслуживания населения» не предусмотрены Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, действующими в указанные периоды.

Обращает внимание, что судом исследовались Уставы Центра социального обслуживания населения Ливенского района лишь начиная с
31 марта 2005 г., в то время как истцом заявлены требования о включении в специальный стаж периода работы в данном учреждении с 01 сентября 1999 г.

Считает необоснованными выводы суда о том, что функции Здоровецкого отделения социальной реабилитации фактически тождественны функциям дома-интерната для престарелых инвалидов, поскольку в Здоровецкий дом ветеранов принимались граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию, тогда как дом-интернат представляет собой учреждение стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Находит ошибочным вывод суда о неточном наименовании отделения учреждения, выбранного учредителем, без принятия во внимание рекомендуемой номенклатуры учреждений социальной защиты населения, поскольку согласно Уставу Центра социального обслуживания населения Ливенского района в его состав входило «Отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов (Здоровецкий дом ветеранов), наименование которого соответствовало Письму Минтруда РФ от 5 января 2003 г. № 30-ГК «О номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов».

Приводит довод о том, что судом первой инстанции не было учтено, что спорные периоды работы в выписке из индивидуального (персонифицированного) учета истца содержатся без кода особых условий труда.

Считает, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации необоснованно были включены в льготный стаж, поскольку включение данного периода не предусмотрено пунктом 5 Правил № 516, утвержденных Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г., в оспариваемые периоды работник не осуществляла свои трудовые функции.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – ФЗ «О страховых пенсиях»), вступившего в силу с 1 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно ч.ч. 3, 4 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665) определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

В соответствии с подп. «н» п. 1 постановления Правительства РФ от
16 июля 2014 г. № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (далее - Список № 781);

- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от
22 сентября 1999 г. № 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список № 1066);

- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список № 464).

Списками №1066 и №781 право на льготное пенсионное обеспечение установлено с 01 ноября 1999 г. для медицинских сестер, осуществляющих деятельность в доме-интернате для престарелых и инвалидов.

Как следует из трудовой книжки истца, с 10 августа 1991 г. по 01 сентября 1999 г. Рубан Е.А. работала в качестве медицинской сестры Здоровецкой больницы Ливенского района, после ликвидации данного лечебного учреждения принята медсестрой в Здоровецкое отделение социальной реабилитации, организованного при Управлении социальной защиты населении Ливенского района, в последующем в 2006 г. данная запись уточнена в части наименования учреждения – Центр социального обслуживания населения Ливенского района, 21 октября 2010 г. муниципальное учреждение «Центр социального обслуживания населения Ливенского района» переименовано в областное государственное учреждение, 29 ноября 2011 г. областное государственное учреждение переименовано в бюджетное учреждение Орловской области «Центр социального обслуживания населения Ливенского района», 29 августа 2014 г. Рубан Е.А. уволена по собственному желанию, после чего продолжила работу в качестве медицинской сестры в Центре диагностики и реабилитации филиала ООО «Газпром трансгаз Москва».

01 марта 2018 г. Рубан Е.А. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет.

Уведомлением ГУ УПФ РФ в Ливенском районе Орловской области от
15 марта 2018 г. № 07-1820 истцу было сообщено о том, что не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ периоды работы в качестве медицинской сестры с 01 сентября 1999 г. по 20 января 2010 г., с 21 января
2010 г. по 28 ноября 2011 г., с 29 ноября 2011 г. по 29 августа 2014 г. в Здоровецком отделении социальной реабилитации Центра социального обслуживания населения Ливенского района в связи с несоответствием наименования учреждения перечню учреждений, содержащихся в Списке профессий и должностей, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, осуществляющим лечебную деятельность, а также не был включен период нахождения на курсах повышения квалификации с 29 августа 2016 г. по 23 сентября 2016 г.

Разрешая спор и частично удовлетворяя иск Рубан Е.А. о включении периода работы с 01 ноября 1999 г. по 29 августа 2014 г. в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения ей страховой пенсии по старости, суд первой инстанции, с учетом характера, специфики и условий осуществляемой истцом работы, выполняемых ею функциональных обязанностей по занимаемой должности, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждения, в котором она осуществляла работу в период с
01 ноября 1999 г. по 29 августа 2014 г., пришел к выводу, что Здоровецкий дом ветеранов следует отнести к дому-интернату для престарелых и инвалидов, предусмотренному списками №№1066, 781.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с таким выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются, в том числе, стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками). Данный Закон действовал в спорный период работы истца и утратил силу лишь с 1 января 2015 г. в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 02 августа 1995 г.
№ 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает в себя, в том числе, стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования).

Статьей 20 указанного закона было предусмотрено, что стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

Данный Закон также утратил силу лишь с 1 января 2015 г.

Приказом Минсоцзащиты РФ от 23 мая 1995 г. № 60 была утверждена и действовала в период работы истца в Здоровецком отделении социальной реабилитации (Здоровецком доме ветеранов) «Номенклатура учреждений (подразделений) социальной защиты населения, работа в которых дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда в соответствии с п. 1.6 Перечня, утвержденного приказом Минздравмедпрома России от 20 февраля 1995 г. № 35». В указанной номенклатуре поименован дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов.

Действующей в настоящее время «Примерной номенклатурой организаций социального обслуживания», утвержденной приказом Минтруда России от 17 апреля 2014 г. № 258н, в число организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, включены дома-интернаты (пансионаты), в том числе, детский, малой вместимости, для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, милосердия.

Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 г. № 535-ст утвержден и введен в действие с 1 января 2007 г. «ГОСТ Р 52498-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания». Данным документом установлены виды учреждений социального обслуживания (п. 4.3), среди которых - дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов (п. 4.3.21).

Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 г. № 145 «Об утверждении положений о доме-интернате для престарелых и инвалидов и психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР» (действовал до 12 февраля 2018 г.) предусмотрено, что дом-интернат является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В зависимости от контингента проживающих дома-интернаты подразделяются на дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для инвалидов в возрасте от 18 до 40 лет и «Пансионат ветеранов труда» (п.1).

Основными задачами дома-интерната являются:

- материально-бытовое обеспечение престарелых и инвалидов, создание для них благоприятных условий жизни, приближенных к домашним, основанных на правилах социалистического общежития.

- организация ухода за проживающими лицами, оказание им медицинской помощи и проведение культурно-массовой работы.

- осуществление мероприятий, направленных на социально-трудовую реабилитацию инвалидов (п. 11).

На каждого поступающего в дом-интернат престарелого или инвалида заводятся история болезни, к которой приобщаются все медицинские документы со времени нахождения престарелого или инвалида в доме-интернате (п. 14.2).

В дом-интернат для престарелых и инвалидов принимаются престарелые граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды I и II групп старше 18 лет (п.16 Положения о доме-интернате).

Постановлением администрации Ливенского района Орловской области от 05 января 1994 г. в целях дальнейшего совершенствования в районе системы социально-бытового обслуживания престарелых граждан, инвалидов и других групп населения, нуждающихся в социальной поддержке, был образован Центр социального обслуживания. На базе Здоровецкой участковой больницы имелись социальные палаты для размещения и обслуживания престарелых граждан, инвалидов ВОв и труда, именовавшиеся Здоровецким домом-интернатом (л.д. 94-97).

Постановлением администрации Ливенского района Орловской области от 30 июня 1999 г. Здоровецкая участковая больница перепрофилирована в учреждение социальной защиты населения, по завершении ремонта здания бывшей сельской участковой больницы с 01 сентября 1999 г. в д.Зубцово для постоянного проживания ветеранов Войны и труда Ливенского района открыто отделение социальной реабилитации (постановление администрации Ливенского района Орловской области от 31 августа 1999 г.).

На основании приказа Управления социальной защиты населения Ливенского района Орловской области от 06 октября 1999 г. №172 пожилые граждане, инвалиды ВОВ и труда, проживавшие ранее в социальных палатах на базе Здоровецкой, Новоселковской и Барановской участковых больниц, частично утратившие способность к самообслуживанию заселены на постоянное место жительства в отделение социальной реабилитации в д.Зубцово с 01 сентября 1999 г. (общее число – 24 чел.).

Согласно журналу движения проживающих Здоровецкого дома ветеранов с 01 сентября 1999 г. по 2011 г. в указанное учреждение заселялись инвалиды
1 и 2 групп, а также престарелые граждане, достигшие к моменту заселения пенсионный возраст. При этом из приказа от 05 сентября 2000 г. №120 на заселение в Здоровецкое отделение социальной реабилитации, медицинской карты стационарного больного ФИО11 (инвалида 1 группы, проживавшей в отделении с 2000 г. по 2014 г.) следует, что граждане заселялись на постоянное место жительства.

Показаниями допрошенных судом свидетелей ФИО12 и ФИО13 подтверждается, что Рубан Е.А. в спорные периоды работала медсестрой в Здоровецком отделении социальной реабилитации, образованном в 1999 году на базе бывшей участковой больницы как отделение для постоянного и временного проживания граждан престарелого возраста и инвалидов, старше 18 лет, утративших способность к своему самообслуживанию, а в последующем и граждан, частично сохранивших данную способность. После образования муниципального учреждения «Центр социального обслуживания населения Ливенского района» Здоровецкое отделение социальной реабилитации стало называться домом ветеранов.

Из устава Муниципального учреждения «Центр социального обслуживания населения Ливенского района», зарегистрированного 29 декабря 1999 г., в ред. 31 марта 2005 г., следует, что в состав учреждения входило 5 отделений (отделение социальной помощи на дому, отделение срочной социальной помощи, отделение торгового обслуживания, Успенский дом ветеранов), в том числе отделение - Здоровецкий дом ветеранов (с.Зубцово), предназначенный для медико-социального обслуживания граждан пенсионного возраста и инвалидов в условиях стационара, нуждающихся в уходе и оказании медицинской помощи. Как стационарное учреждение отделение осуществляло материально-бытовое обеспечение престарелых и инвалидов, предоставляло постельные принадлежности, одежду, обувь по сезону, а также прием и размещение с учетом возраста, заболеваний, пола, способностей к самообслуживанию, а также организовывало 4-х разовое питание с учетом возраста и заболеваний, уход за проживающими, оказание медицинской, физиотерапевтической помощи согласно медицинским показаниями, оказание санитарно-гигиенической помощи, проведение культурно-массовых мероприятий, проведение мероприятий по адаптации граждан к новым условиям проживания.

Согласно Положению о Здоровецком доме ветеранов от 01 июля 2005 г. Здоровецкий дом ветеранов принимал одиноких престарелых граждан и инвалидов, частично утративших способность к самообслуживанию, нуждающихся в посторонней помощи по состоянию здоровья, а также граждане из их числа, проживающих в семьях, члены которых по объективным причинам временно не могут осуществлять за ними уход, и не имеющих медицинских противопоказаний для заселения в социальное учреждение (п. 3.1 Положения).

Врачом-терапевтом заводилась история болезни, к которой приобщались вес медицинские документы за время нахождения на социальном учреждении (п. 3.9 Положения).

Исходя из уставных документов, в последующем изменялся вид учреждения Центра социального обслуживания населения Ливенского района (далее – ЦСОН Ливенского района) (в связи с передачей из муниципальной собственности в государственную Орловской области менялся вид учреждения с муниципального учреждения на учреждение Орловской области) с сохранением перечня входящих в его состав учреждений, в том числе Здоровецкого дома ветеранов.

Кроме того, в 2009 году в Уставе ЦСОН Ливенского района указано, что предметом деятельности центра является в том числе оказание граждан наряду с социальными медицинских услуг (п. 2.2 Устава), конкретизировано, что отделение временного проживания граждан (Здоровецкий дом ветеранов) предназначен для постоянного, временного (сроком до 6 мес.) и пятидневного в неделю проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов 1 и 2 групп, полностью или частично сохранивших способность к самообслуживанию, нуждающихся в уходе, бытовом и медико-социальном обслуживании, реабилитационных услугах. Отделение организовано для проживания 22 человек.

С 03 августа 2010 г. по 2015 г. у ЦСОН Ливенского района имелась лицензия на осуществление доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу при осуществлении амбулаторно-поликлинической помощи в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по терапии.

Из штатных расписаний ЦСОН Ливенского района с 1999 г. следует, что с момента образования в Здоровецком доме ветеранов предусматривались должности врача-терапевта, 2 медицинских сестер, за особые условиях труда медсестрам предусмотрена надбавка.

Согласно должностным обязанностям медицинской сестры Центра социального обслуживания населения от 01 марта 2005 г. в обязанности Рубан Е.А. входило: оказание доврачебной медицинской помощи, ухода за больными, подготовки пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача, обеспечение выполнения врачебных назначений, осуществления мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенического режима.

Из карточки работника Рубан Е.А. формы Т-2, свидетельств о повышении квалификации следует, что с 17 октября 2006 г. по 15 ноября 2006 г., с
05 сентября 2011 г. по 01 октября 2011 г. Рубан повышала квалификацию по направлению «сестринское дело», а в период с 16 февраля 2009 г. по 29 апреля 2009 г. по направлению «диетология».

Таким образом, учреждение, в котором осуществляла свою деятельность Рубан Е.А. с 01 сентября 1999 г. по 29 августа 2014 г. является учреждением, осуществляющим социальное обслуживание населения и лечебную деятельность.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о возможности установления тождественности выполнявшейся истцом работы в качестве медицинской сестры в Здоровецком доме ветеранов ЦСОН Ливенского района медицинской сестры в доме-интернате для престарелых и инвалидов, что соответствует разъяснениям, данным в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», поскольку как подтверждено совокупностью доказательств по делу в спорный период Здоровецкий дом ветеранов как отделение ЦСОН Ливенского района принимал для постоянного проживания либо временного в условиях стационара (до 6 мес. 5 дней в неделю) на обслуживание престарелых граждан (женщин с 55 лет, мужчин с 60 лет) и инвалидов I и II групп, частично утративших способность к самообслуживанию, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, реабилитационных услугах, что соответствует понятию дома-интерната для престарелых и инвалидов, приведенному как в Типовом положении о доме для престарелых и инвалидов, утвержденном постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 20 июня 1978 г. № 202, и в Положении о доме-интернате для престарелых и инвалидов, утвержденном приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 г. № 145.

Учитывая, что работа истца протекала в сельской местности, а также протекает в настоящее время в городе, ответчиком не оспаривалось выполнение работы в спорный период на полную ставку, то судом первой инстанции обоснованно включен спорный период в сельской местности с 01 ноября 1999 г. по 29 августа 2014 г. в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» из расчета 1 год работы как один год и 3 месяца.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, отсутствие в Списках №№1066, 781 в перечне учреждений социального обслуживания наименований «Центр (отделение) временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов», «Дом ветеранов», «Центр социального обслуживания населения» не может являться основанием для отказа во включении периода работы истца в Здоровецком отделении социальной реабилитации (Здоровецком доме ветеранов) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ по приведенному выше основанию.

Отклоняя довод Управления, который приводится и в апелляционной жалобе, о невозможности зачета в специальный стаж спорных периодов работы ввиду отсутствия сведений о льготном характере работы на лицевом счете истца в системе персонифицированного учета, судебная коллегия учитывает, что в соответствии с требованиями ст. ст. 6, 9 Федерального закона от
01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предоставление необходимых сведений (в том числе, о характере работы застрахованного лица) в пенсионный орган является обязанностью страхователей (работодателей), в связи с чем неисполнение страхователями указанной обязанности само по себе, при доказанности правовых оснований для включения спорного периода работы в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии, не может служить основанием для отказа в реализации права застрахованного лица на пенсионное обеспечение.

Принимая во внимание, что решение суда в указанной части постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.

Указание в жалобе на то, что судом исследовались Уставы Центра социального обслуживания населения Ливенского района лишь начиная с
31 марта 2005 г., в то время как истцом заявлены требования о включении в специальный стаж периода работы в данном учреждении с 1 сентября 1999 г., не влияют на правильность выводов суда, поскольку первоначальная регистрация данного устава произведена на основании постановлением Главы администрации Ливенского района от 29 декабря 1999 г., как следует из распоряжения Главы администрации Ливенского района от 28 марта 2005 г. №98-Р в новой редакции изложен пункт 1 устава, иные положения остались прежними. Доказательств внесения иных изменений в устав ответчиков суду не представлено (ст. 56 ГПК РФ).

Также судом установлено и не оспаривалось сторонами, что с 29 августа 2016 г. по 23 сентября 2016 г. истец направлялась на курсы повышения квалификации во время работы медсестрой в терапевтическом отделении стационара «Центра диагностики и реабилитации» ООО Газпром трансгаз Москва».

Указанный период включен судом в специальный стаж.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном включении судом в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации, судебная коллегия также считает несостоятельными в силу следующего.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работа (должность) и средняя заработная плата.

В силу ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от организационно - правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Как указывалось выше, в период с 29 августа 2016 г. по 23 сентября 2016 г. Рубан Е.А. направлялась работодателем на курсы повышения квалификации.

В указанные периоды за истцом сохранялось рабочее место, средняя заработная плата и производились отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации. Доказательств обратному ответчиком не представлено.

Данные курсы имели место в периоды работы истца в должности медсестры терапевтического отделения стационара «Центра диагностики и реабилитации» ООО Газпром трансгаз Москва», которые были включены пенсионным органом в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании уточняющей справки работодателя, что не противоречит п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 г. № 258н, в связи с чем исключению из специального стажа период нахождения истца на курсах повышения квалификации не подлежат.

Таким образом, разрешая вопрос о включении в специальный стаж Рубан Е.А. спорных периодов работы, а также периода нахождения на курсах повышения квалификации, суд первой инстанции правильно установил юридически значимые обстоятельства по делу и дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит приведенные, а также иные доводы апелляционной жалобы ответчика основанными на неверном толковании норм материального права и направленными на переоценку обстоятельств по делу, в связи с чем полагает необходимым оставить ее без удовлетворения, а решение суда без изменения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену либо изменение решения, судом также не допущено.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ливенского районного суда Орловской области от 19 июля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-2592/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Рубан Елена Александровна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в Ливенском районе
Суд
Орловский областной суд
Судья
Сивашова Алена Валерьевна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
19.09.2018Судебное заседание
03.10.2018Судебное заседание
17.10.2018Судебное заседание
30.10.2018Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее