РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 апреля 2014 года г. Свободный
Свободненский гарнизонный военный суд в составе председательствующего по делу судьи Шишляева А.Ю., при секретаре судебного заседания Михасевой О.В., с участием ФИО6. и заместителя военного прокурора Свободненского гарнизона подполковника юстиции Филатова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, гражданское дело по заявлению военнослужащего военной прокуратуры Свободненского гарнизона подполковника юстиции ФИО7 об оспаривании действий военного прокурора этого же гарнизона, связанных с нарушением порядка исключения из списков личного состава воинской части,
УСТАНОВИЛ:
ФИО8, проходящий военную службу в военной прокуратуре <адрес> гарнизона, обратился в суд с заявлением, в котором указал, что приказом военного прокурора этого же гарнизона (далее – военный прокурор) от ДД.ММ.ГГГГ № № (в редакции от 9, 23 января, 26 февраля и ДД.ММ.ГГГГ № № соответственно), изданного во исполнение приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 247 об увольнении с военной службы по п.п. «б» п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по состоянию здоровья), с 4 мая 2014 года исключен из списков личного состава воинской части. При этом на день такового исключения ему не предоставлен отпуск в полном объеме за 2013 год, нарушен порядок направления в отпуск за 2014 год, отказано в направлении на военно-врачебную комиссию (далее – ВВК), а также до настоящего времени не обеспечен жилым помещением по избранному им после увольнения с военной службы месту жительства.
Считая, что своими действиями военный прокурор нарушил его права и охраняемые законом интересы, ФИО9 просил суд признать их незаконными и обязать указанное должностное лицо отменить свой приказ от 24 декабря 2013 года № № (в редакции от 9, 23 января, 26 февраля и ДД.ММ.ГГГГ № № соответственно) в части, касающиеся его исключения из списков личного состава воинской части и направления его в основной отпуск за 2014 год, и направить его на ВВК. Кроме того, заявитель просил суд обратить решение к немедленному исполнению.
В ходе судебного заседания ФИО10. свои требования поддержал и дал пояснения аналогичные вышеизложенному. При этом он сообщил, что приказы о направлении и продлении отпуска за 2013 год им не оспариваются.
Заместитель военного прокурора Свободненского гарнизона Филатов И.А. требования заявителя не признал и пояснил, что военный прокурор действовал в пределах предоставленных ему полномочий и согласно действующему законодательству.
Суд, выслушав мнение сторон и исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (далее – Положение) военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен всеми видами довольствия. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Как видно из п. 5 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск.
При этом п. 16 ст. 29 Положения устанавливает, что предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы.
Анализ вышеуказанных правовых норм позволяет суду придти к выводу о том, что военнослужащий не может быть исключен из списков личного состава воинской части без полного расчета по всем видам довольствия и до окончания отпусков, право на получение которых, он получил в период прохождения военной службы.
Абзац 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливает, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по состоянию здоровья без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст.15 данного Федерального закона.
Из указанной нормы видно, что законодатель гарантировал военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставление им жилых помещений по месту увольнения с военной службы до исключения их из списков личного состава части. То есть запретил исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части без обеспечения таковым жилым помещением.
Согласно абз. 4 п.п. «а» п. 22 и п. 23 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Минобороны РФ от 30 сентября 2002 года № 350, командир воинской части перед увольнением военнослужащего с военной службы по желанию последнего обязан направить его на медицинское освидетельствование в гарнизонную или госпитальную военно-врачебную комиссию (далее - ВВК).
Как видно из абз. 3 п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе», заключение ВВК о категории годности к военной службе действительно в течение года с даты медицинского освидетельствования, если иное не определено в этом заключении.
Анализ указанных норм позволяет суду придти к выводу о том, что командир воинской части обязан по желанию военнослужащего направить последнего на ВВК, заключение которой действительно в течение года с момента его вынесения. То есть в случае не исключения военнослужащего по истечении года с момента вынесения ВВК заключения, командир воинской части вновь по желанию военнослужащего обязан направить последнего на ВВК.
Согласно п. 24 ст. 34 Положения военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы.
Пункт 42 Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов вооруженных сил РФ», устанавливает, что командир (начальник) перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения.
Анализ вышеприведенных норм позволяет суду придти к выводу о том, что военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. При этом командир воинской части (в данном случае военный прокурор), перед отдачей приказа об исключении военнослужащего из указанных списков, обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения, в том числе и в части обеспечения военнослужащего положенными видами довольствия, отпусков, получения им жилого помещения по избранному месту жительству и прохождения военнослужащим ВВК.
Как видно из заявления ФИО11. и выписок из приказов военного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, 9, 23 января, 26 февраля и ДД.ММ.ГГГГ №№ № и № соответственно, заявитель исключен из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ. То есть дата исключения заявителя носит будущий характер.
Согласно выпискам из приказов военного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № № от 9 и ДД.ММ.ГГГГ № №, соответственно, ФИО12 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предоставлен основной отпуск за 2013 год.
Как следует из выписки из приказа военного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № №, ФИО13 в период с 25 марта по ДД.ММ.ГГГГ продлен основной отпуск за 2013 год в связи с его болезнью во время такового отпуска.
Из выписки из приказа военного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № № следует, что ФИО14. в период с 28 февраля по ДД.ММ.ГГГГ предоставлен отпуск за 2014 год с выездом в <адрес>. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что военный прокурор, с целью соблюдения прав заявителя перед исключением его из списков личного состава воинской части, предоставил последнему отпуск за 2014 год.
Согласно копий сообщений Федерального государственного казенного учрежедения «Восточное региональное управление Жилищного обеспечения» МО РФ (далее – ФГКУ «Востокрегионжилье») 2 отдел от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № №, направленных в адрес военного прокурора, ФИО15 распределено жилое помещение и в настоящее время последним собираются документы для получения данного жилья. То есть должностному лицу, чьи действия оспариваются, перед отдачей приказа об исключении заявителя из списков личного состава воинской части было известно о распределении заявителю жилого помещения и произведения последним действий, направленных на получение данного жилого помещения.
Из копии свидетельства о болезни № № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что ФИО16. ДД.ММ.ГГГГ пройдено ВВК.
Как видно из рапорта ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ и ответа военного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № №, заявитель просил военного прокурора направить его на ВВК, но в этом ему отказано. При этом основанием такового отказа являлось нахождение заявителя в основном отпуске за 2013 год. То есть военным прокурором не отказано в дальнейшем направлении заявителя на ВВК, а лишь указано о невозможности такового направления в момент обращения.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что ФИО18 на день рассмотрения данного дела, не исключен из списков личного состава воинской части, то есть его права в настоящее время не нарушены, следовательно предъявленные требования к военному прокурору в части отмены приказа об исключении его из списков личного состава воинской части заявлены преждевременно.
Кроме того, в ходе судебного заседания установлено, что ФИО19 предоставлен основной отпуск за 2014 год в связи с предстоящим исключением его из списков личного состава воинской части. То есть действия военного прокурора в части предоставления заявителю указанного отпуска с 28 февраля по ДД.ММ.ГГГГ, являются законными и обоснованными, а требования заявителя не подлежащие удовлетворению.
Разрешая требования заявителя в части отказа военного прокурора в направлении последнего на ВВК, суд исходит из того, что в ходе судебного заседания установлено, что военный прокурор указал о невозможности направления заявителя в день его обращения на ВВК, в связи с нахождением ФИО20. в основном отпуске за 2013 год, но не отказал в последующем таковом направлении. То есть действия военного прокурора в данной части так же являются законными и обоснованными, а требования заявителя не подлежащие удовлетворению.
В связи с тем, что в удовлетворении основных требований заявителю отказано, то не подлежит удовлетворению и его требование в части обращения решения к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ военный суд,
РЕШИЛ:
ФИО21 в удовлетворении его заявления об оспаривании действий военного прокурора Свободненского гарнизона, связанных с нарушением порядка исключения из списков личного состава воинской части, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Дальневосточный окружной военный суд через Свободненский гарнизонный военный суд в месячный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий по делу А.Ю. Шишляев