Решение по делу № 2-2180/2018 ~ М-2269/2018 от 15.10.2018

                     дело № 2-2180/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

4 декабря 2018 года                                                                               г. Керчь

Керченский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Даниловой О.А.,

при секретаре судебного заседания Никитиной Е.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Керчи, действующего в интересах Самышевой Веры Георгиевны, к администрации города Керчи Республики Крым, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым о признании незаконным бездействия по непринятию мер к переселению граждан, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, заключить договор социального найма, третьи лица: Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Управление капитального ремонта многоквартирных домов», Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Совет Министров Республики Крым,

    У С Т А Н О В И Л:

заместитель прокурора города Керчи, действующий в интересах Самышевой В.Г., обратился в суд с иском к администрации города Керчи Республики Крым, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым о признании незаконным бездействия по непринятию мер к переселению граждан, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, заключить договор социального найма, третьи лица: Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Управление капитального ремонта многоквартирных домов», Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Совет Министров Республики Крым.

В обоснование требований истец указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства администрацией <адрес> Республики Крым. В ходе проведения проверки установлено, что ФИО4 проживает в жилом помещении, а именно в комнатах 14,15, расположенные по адресу: <адрес> на основании ордера на жилое помещение «В» от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по указанному адресу признан аварийным и включен в Региональную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018 году на территории Республики Крым».

На протяжении длительного времени администрацией <адрес> Республики Крым не приняты меры по предоставлению другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. Бездействие администрации <адрес> Республики Крым нарушает жилищные права граждан, ставит под угрозу их жизнь и безопасность, в связи с длительным проживанием в доме, признанным аварийным.

С учетом уточнения исковых требований, просит суд признать незаконным бездействие администрации <адрес> Республики Крым по непринятию мер к переселению граждан из аварийного жилья, а именно из комнат 14,15, расположенных в <адрес> Республики Крым. Возложить на администрацию <адрес> Республики Крым обязанность по предоставлению ФИО4 другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта <адрес>, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, не менее 58,5 кв.м. и находящемуся в черте населенного пункта <адрес>, включив в договор социального найма, совместно проживающих членов семьи – несовершеннолетних ФИО3, ФИО2, ФИО1. Возложить на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> Республики Крым обязанность по заключению с ФИО4 договора социального найма на другое благоустроенное жилье, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта <адрес>, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, не менее 58,5 кв.м. и находящемуся в черте населенного пункта <адрес>, включив в договор социального найма совместно проживающих с ФИО4 членов семьи, а именно: ФИО3, ФИО2, ФИО1

В судебном заседании представитель истца ФИО6 доводы, изложенные в иске, поддержала, просила суд исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании истец ФИО4 доводы, изложенные в иске, поддержала, просила суд исковые требования удовлетворить. Дополнительно пояснила, что проживает в комнатах ,15 по <адрес> в <адрес> Республики Крым с тремя несовершеннолетними детьми. Договор социального найма не заключался, поскольку дом признан аварийным в 2012 году. С 2012 года по настоящее время администрация <адрес> Республики Крым другое благоустроенное жилого помещение не предлагала. В комнатах проживать становиться опасным, провисает потолок, трещины в потолке.

В судебное заседание представитель ответчика администрации <адрес> Республики Крым не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще, причина неявки суду неизвестна. Ранее в судебном заседании пояснил, что постановлением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по указанному адресу признан аварийным и включен в Региональную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018 году на территории Республики Крым». В рамках данной программы и будет предоставлено жилое помещение. Обязанность по предоставлению жилых помещений по договору социального найма должна быть возложена на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> Республики Крым. Кроме того, переселение граждан из аварийного жилья должно осуществляться в рамках Региональной программы и в сроки, установленные программой, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> Республики Крым ФИО7 не возражала против удовлетворения исковых требований в части возложения обязанности по заключению договора социального найма на жилое помещение, которое будет предоставлено истцу администрацией <адрес> Республики Крым. Дополнительно пояснила, что с 2012 года по настоящее время строительство жилых домов в городе Керчи Республики Крым не ведется. <данные изъяты> годах была разработана адресная программа по переселению граждан из аварийного жилья, однако она не была реализована. В настоящее время на сайте госзакупок опубликована информация о приобретении 121 квартиры для переселения граждан из аварийного жилья, на что предусмотрено выделение денежных средств в сумме 193 миллиона рублей. Данные квартиры планируется приобрести до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание представитель третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще, причина неявки суду неизвестна.

Протокольным определением Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены: Государственное казенное учреждение Республики Крым «Управление капитального ремонта многоквартирных домов», Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Совет Министров Республики Крым.

В судебное заседание представитель третьего лица Государственного казенного учреждения Республики Крым «Управление капитального ремонта многоквартирных домов» не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще, причина неявки суду неизвестна. Ранее в судебном заседании представитель пояснил, что в <данные изъяты> администрацией <адрес> Республики Крым выделено 3 земельных участка под строительство многоквартирных жилых домов для переселения граждан из аварийного жилья. Однако данные земельные участки не подошли для осуществления строительства. Был проведен мониторинг цен в <адрес>, по результатам которого стоимость 1 квадратного метра превышает лимит, который заложен в рамках реализации региональной программы. Таким образом, в настоящее время региональная программа не выполняется.

В судебное заседание представитель третьего лица Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще, причина неявки суду неизвестна.

В судебное заседание представитель третьего лица Совета Министров Республики Крым не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще, причина неявки суду неизвестна.

Суд, выслушав пояснения сторон, заключение Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации <адрес> Республики Крым в порядке статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, приходит к следующему.

На основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В силу части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (часть 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела установлено, что ФИО4 обратилась к прокурору <адрес> с заявлением о принятии мер по бездействию администрации <адрес> Республики Крым по переселению граждан из аварийного жилья (л.д.7).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 выдан ордер на семью из трех человек, в том числе дочери ФИО3, сына ФИО2 на вселение в комнаты ,15, жилой площадью 38,3 кв.м. по <адрес> Республики Крым. Основанием для выдачи ордера послужило решение исполкома от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).

По сведениям справки о регистрации ООО Управляющая компания «Авентин» от ДД.ММ.ГГГГ, в комнатах 14,15, общей площадью 58,5 кв.м. зарегистрированы: ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ, сын ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, сын ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ, дочь ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).

Из акта межведомственной комиссии по вопросам эксплуатации и градостроительного регулирования в жилищном фонде <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что двухэтажное домовладение, состоит из 15 квартир по <адрес>. Техническое состояние, согласно заключения Керченского института «КрымНИИ», основные несущие конструкции здания находятся в неудовлетворительном, аварийном состоянии. Инженерные сети и оборудование находятся в неудовлетворительном состоянии. Деформации несущих конструкций здания не соответствуют режиму нормального проживания (л.д.10 оборот,60-62).

Решением исполнительного комитета Керченского городского совета Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ домовладение по <адрес> признано аварийным. Физический износ основных конструкций здания более 70%. Жители дома включены в план отселения на <данные изъяты> (л.д.10).

ДД.ММ.ГГГГ принято решение об актуализации решений о признании жилых домов аварийными и непригодными для проживания, находящихся в коммунальной собственности (л.д.11,63-65).

Из сообщения Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что во исполнение постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О Региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018 году на территории Республики Крым», жилой дом по <адрес> включен в региональную программу. Муниципальным образованием городского округа Керчь проведена работа по информированию собственником и нанимателей жилых помещений аварийного жилищного фонда о порядке и условиях участия в Программе, определены и выделены площадки для строительства жилых домов, сформирована картография, определяющего потребность расселяемого и предоставляемого жилья, путем его строительства для расселения граждан из аварийных многоквартирных домов. От ФИО4 имеется заявление –согласие на переселение из аварийного жилого дома по <адрес>. Жилые помещения ,15 являются муниципальной собственностью. По сведениям лицевого счета, площадь комнат составляет 38,3 кв.м. В пользовании также находится кухня, площадью <данные изъяты> кв.м и туалет, площадью <данные изъяты> кв.м.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ свободные жилые помещения для переселения данной категории граждан в <адрес> отсутствуют. Переселение граждан необходимо осуществлять в рамках Региональной программы (л.д.30-44).

По сведениям Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 не имеет в собственности жилых помещений (л.д.25).

Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> Республики Крым, утвержденного решением 16 сессии Керченского городского совета 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ , на Управление жилищно-коммунального хозяйства возложена обязанность по заключению, изменению, расторжению договоров социального найма (л.д.66-72).

Факт того, что жилое помещение по <адрес> представляет опасность для истца и ее несовершеннолетних детей также подтверждается актами обследования от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, фотографиями (л.д.93-97).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Доводы представителя ответчика о том, что переселение истца должно проводиться в сроки и в соответствии с Региональной программой суд находит неубедительными и противоречащими положениям пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат).

Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

Предоставление жилого помещения взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия Региональной программы переселения граждан и срока его реализации, а также отсутствия в муниципальном жилом фонде свободных благоустроенных жилых помещений, как это указано в сообщении администрации <адрес> Республики Крым.

Кроме того, из материалов дела установлено, что жилой дом по <адрес> в <адрес> Республики Крым признан аварийным в <данные изъяты> году на основании акта от <данные изъяты> года. С указанного времени администрация <адрес> Республики Крым сроки переселения граждан из указанного дома переносила. Со слов истца ФИО4 и не опровергнутых ответчиком администрацией <адрес> Республики Крым, с <данные изъяты> года по настоящее время, ей не предлагалось жилое помещение для переселения из аварийного жилья. В указанных комнатах истец проживает с тремя несовершеннолетними детьми, жилой дом признан аварийным. Предоставленные истцом фотографии подтверждают наличие угрозы жизни и здоровью истцу и членам ее семьи дальнейшего проживания в аварийном жилом доме.

При таких обстоятельствах, установление очередного срока переселения в <данные изъяты> году, исходя из вышеизложенного, не гарантирует истцу выполнение обязательств, данных в рамках новой целевой муниципальной программы, а также может привести к необратимым неблагоприятным последствиям для истца и членов ее семьи, проживающих в непригодном для проживания помещении. Доказательств отсутствия угрозы жизни и здоровью истцов ответчиком не представлено.

Кроме того, суд обращает внимание администрации <адрес> Республики Крым на то обстоятельство, что применительно к положениям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации критерий равнозначности не исключает возможности предоставления гражданам в порядке переселения жилого помещения большей площади взамен ранее занимаемого жилого помещения при отсутствии в муниципальном жилищном фонде на момент предоставления жилого помещения, равного по площади ранее занимаемому жилому помещению (п. 59 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).

В судебном заседании установлено бездействие со стороны администрации <адрес> Республики Крым в части непринятия мер по переселению истца из аварийного жилья, что подтверждается тем обстоятельством, что с <данные изъяты> года по настоящее время ФИО4 не переселена.

Обязанность по предоставлению другого благоустроенного жилого помещения возложена на органы местного самоуправления положениями статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Поскольку Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> Республики Крым, действует от имени собственника с правом заключения, изменения, расторжения договоров социального найма на основании Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> Республики Крым, утвержденного решением 16 сессии Керченского городского совета 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ , суд полагает возможным требования заместителя прокурора <адрес> о возложении обязанности по заключению договора социального найма удовлетворить.

Таким образом, в совокупности предоставленных доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований заместителя прокурора <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194- 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

    исковые требования заместителя прокурора города Керчи, действующего в интересах Самышевой Веры Георгиевны, к администрации города Керчи Республики Крым, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым о признании незаконным бездействия по непринятию мер к переселению граждан, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, заключить договор социального найма, третьи лица: Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Управление капитального ремонта многоквартирных домов», Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Совет Министров Республики Крым – удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие администрации города Керчи Республики Крым по непринятию мер к переселению граждан из аварийного жилья- комнат 14,15, расположенных в <адрес> Республики Крым.

    Возложить на администрацию города Керчи Республики Крым обязанность предоставить ФИО4 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Керчи, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, не менее <данные изъяты> кв.м. и находящемуся в черте населенного пункта города Керчи Республики Крым.

    Возложить на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым обязанность заключить с Самышевой Верой Георгиевной договор социального найма на другое благоустроенное жилье, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Керчи, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, не менее 58,5 кв.м. и находящемуся в черте населенного пункта города Керчи, включив в договор социального найма совместно проживающих с Самышевой Верой Георгиевной членов семьи: ФИО1, ФИО2, ФИО3.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                  (подпись)                                        О.А. Данилова

Копия верна

Судья

Секретарь

2-2180/2018 ~ М-2269/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Самышева Вера Георгиевна
Прокуратура г. Керчь
Ответчики
Администрация города Керчи Республики Крым
Другие
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым
Суд
Керченский городской суд Республики Крым
Судья
Данилова Ольга Андреевна
Дело на странице суда
kerch--krm.sudrf.ru
15.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.10.2018Передача материалов судье
16.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.10.2018Предварительное судебное заседание
31.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2018Судебное заседание
04.12.2018Судебное заседание
07.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2019Дело оформлено
13.05.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее