Дело № 12-119/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград 3 апреля 2019 года
Судья Ленинградского районного г.Калининграда Таранов А.В., при секретаре Осадчук Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ООО «НИКИНВЕСТ» на постановление заместителя начальника отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Г.Д.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 73.1 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Генералова Д.С. от 19 марта 2018 года ООО «НИКИНВЕСТ» признано виновным в том, что оно, осуществляя вырубку зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером 39:15:131843:40 в соответствии с порубочным билетом № от 11.10.2017 года, допустило вырубку двух деревьев, не подлежащих вырубке, то есть в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 73.1 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>
В жалобе ООО «НИКИНВЕСТ» просит отменить данное постановление и прекратить производство по делу, обосновывая требование указанием на то, что, поскольку правонарушение было выявлено 30.11.2017 года, к моменту рассмотрения дела истек двухмесячный срок давности привлечения лица к административной ответственности, а кроме того, не учтено, что ООО «НИКИНВЕСТ» выполнило условия порубочного билета, уплатив компенсационную стоимость за вырубку и произведя компенсационное озеленение. Высаженные зеленые насаждения в настоящее время передаются в муниципальную собственность.
Защитник ООО «НИКИНВЕСТ» Генделева О.Г. в судебном заседании поддержала жалобу, изложила доводы, аналогичные описанным в жалобе, и пояснила, что ООО «НИКИНВЕСТ» 1 июля 2015 года получил порубочный билет, в соответствии с которым на земельном участке с кадастровым номером № было разрешено вырубить все имеющиеся деревья и кустарники, и согласно акту освидетельствования вырубки, все работы были произведены согласно указанному порубочному билету, а ООО «НИКИНВЕСТ» уплатило компенсационную стоимость и произвело компенсационное озеленение. 11 октября 2017 года ООО «НИКИНВЕСТ» вновь получило порубочный билет № на тот же земельный участок с кадастровым номером №, согласно которому вырубке подлежали 7 деревьев, а сохранению 23 дерева. Действительно, из подлежащих сохранению 23 деревьев 2 дерева (тополь № и ель №) не были сохранены. Тополь был ошибочно срублен ИП ФИО6, которая производила снос и обрезку зеленых насаждений в соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ № (поскольку данный тополь, произраставший рядом с тополями, подлежащими сносу, был расценен, как часть тополя, подлежащего сносу), а ель (на которую имелось разрешение на снос в 2015 году) была в 2015 году сохранена для проведения мероприятий по празднованию Нового года, с перемещением ее в другое место в пределах участка, а затем вырублена, поскольку ООО «НИКИНВЕСТ» полагало, что имеет на это право, в связи с получением ранее порубочного билета на эту ель, выплатой компенсационной стоимости и проведением работ по компенсационному озеленению. Также указала, что ООО «НИКИНВЕСТ» дважды уплатил компенсационную стоимость и произвел компенсационное озеленение за снос одних и тех же деревьев, поскольку очевидно, что с 2015 по 2017 год на участке не могли вырасти деревья диаметром ствола 16-124 см (согласно расчету компенсационной стоимости к акту № от ДД.ММ.ГГГГ).
Исследовав письменные материалы дела и заслушав защитника, суд приходит к следующему.
11 октября 2017 года ООО «НИКИНВЕСТ» был получен порубочный билет № в соответствии с котором ООО «НИКИНВЕСТ» было разрешено производить работы по вырубке (сносу) зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, согласно которому вырубке подлежали 7 деревьев, а сохранению 23 дерева.
Из акта освидетельствования места вырубки (сноса), пересадки и обрезки зеленых насаждений № от 30 ноября 2017 года, составленным должностным лицом комитета городского хозяйства Администрации городского округа «Город Калининград», следует, что тополь № и ель №, подлежащие сохранению, вырублены, а тополь №, подлежащий вырубке, сохранен. Указанный акт письмом от 27.12.2017 года № И-КГХ-24750 был направлен Министру природных ресурсов и экологии Калининградской области, и был получен 28.12.2017 года, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции.
19 февраля 2018 года Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области в адрес ООО «НИКИНВЕСТ» почтой было направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении на 2 марта 2018 года на 12 часов 00 минут. 19 февраля 2018 года аналогичное уведомление было направлено телеграммой.
2 марта 2018 года в 12 часов 00 минут в отношении ООО «НИКИНВЕСТ» по вышеуказанном факту должностным лицом ФИО7 был составлен протокол об административном правонарушении №, из которого следует, что ООО «НИКИНВЕСТ» вменяется уничтожение зеленых насаждений (двух деревьев: тополь № и ель №), подлежащих сохранению, при осуществлении работ по порубочному билету от 30 ноября 2017 года №. Указанный протокол был составлен в отсутствие представителя ООО «НИКИНВЕСТ».
11 марта 2018 года (согласно отметки на почтовом конверте) ООО «НИКИНВЕСТ» почтой было направлено сопроводительное письмо от 5 марта 2018 года №-эк с приложением копии протокола об административном правонарушении и определения о назначении рассмотрения дела на 15 марта 2018 года на 12 часов 30 минут.; указанное почтовое отправление 13 апреля 2018 года было возвращено отправителю в связи с невостребованием его адресатом (о чем свидетельствует штамп на конверте).
7 марта 2018 года уведомление о времени и месте рассмотрения дела было направлено также телеграммой.
15 марта 2018 года должностным лицом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО7 было вынесено определение №, которым определено, что в тексте протокола об административном правонарушении № в отношении ООО «НИКИНВЕСТ БАЛТИК» фразу «…акт освидетельствования места вырубки (сноса)», пересадки и обрезки зеленых насаждений от 11.10.2017 года №…» читать как «…акт освидетельствования места вырубки (сноса)», пересадки и обрезки зеленых насаждений от 30.11.2017 года №…», а «…порубочного билета от 30.11.2017 года №…» читать как «…порубочного билета от 11.10.2017 года №…».
Указанное определение от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении описок в протоколе об административном правонарушении в адрес ООО «НИКИНВЕСТ» не направлялось.
Постановлением № заместителя начальника отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Г.Д.С. от ДД.ММ.ГГГГ (резолютивная часть оглашена ДД.ММ.ГГГГ) ООО «НИКИНВЕСТ» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 73.1 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Положениями статьи 1 Закона Калининградской области от 21.12.2006 N 100 «Об охране зеленых насаждений» (далее – Закон) установлено, что под зелеными насаждениями понимается древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая растительность в парках, скверах, садах, иных рукотворных зеленых зонах, а также отдельно стоящие деревья и кустарники и иную растительность), а под уничтожением зеленых насаждений - вырубка (снос), повреждение или выкапывание растений зеленых насаждений, повлекшее прекращение их роста или утрату экологических, декоративных и иных полезных свойств насаждений.
Частью 2 статьи 4 Закона установлено, что вырубка (снос) зеленых насаждений и/или пересадка зеленых насаждений на территории Калининградской области осуществляются на основании разрешительной документации на вырубку (снос) зеленых насаждений и/или пересадку зеленых насаждений.
В соответствии со статьей 7 Закона, граждане, должностные и юридические лица, виновные в повреждении, уничтожении зеленых насаждений, а также в повреждении зеленых насаждений в результате пересадки, повлекшем прекращение их роста или утрату экологических, декоративных и иных полезных свойств насаждений, или в нарушении иных установленных действующим законодательством Калининградской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления требований по охране зеленых насаждений, несут ответственность в соответствии с Законом Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях".
Статьей 73.1 КоАП Калининградской области установлена ответственность за повреждение, уничтожение зеленых насаждений, а также повреждение зеленых насаждений в результате пересадки, повлекшие прекращение их роста или утрату экологических, декоративных и иных полезных свойств насаждений, или нарушение иных установленных действующим законодательством Калининградской области по охране зеленых насаждений требований гражданами, должностными и юридическими лицами.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2 ст. 26.2 КоАП РФ).
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с частями 1-2 статьи 28.2. КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса; в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Частями 3-5 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе; физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу; протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
После составления протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (ч.1 ст.28.8 КоАП РФ).
Согласно части 3 статьи 28.8 КоАП РФ, в случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
Из изложенных положений закона следует, что законом предусмотрены правовые гарантии соблюдения права на защиту лица привлекаемого к административной ответственности в виде обязательного предоставления данному лицу права на участие в составлении протокола об административном правонарушении и получении его копии, что во всяком случае должно быть обеспечено до рассмотрения дела по существу.
Судом установлено, что при производстве по настоящему делу об административном правонарушении было допущено существенное нарушение вышеуказанных процессуальных требований, установленных КоАП РФ, поскольку не было обеспечено вручение копии протокола об административном правонарушении до рассмотрения дела (копия направлена только 11 марта 2018 года), а также после составления протокола об административном правонарушении, передачи его на рассмотрение и принятия к производству лицом, полномочным рассматривать данное дело, были устранены недостатки протокола об административном правонарушении, путем вынесения определения от 15.03.2018 года.
Устранение недостатков протокола об административном правонарушении на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ допускается только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Необеспечением права лица на получение копии протокола об административном, а также возвращением протокола об административном правонарушении лицу его составившему с поледующим внесением изменений в указанный протокол без извещения лица привлекаемого к административной ответственности и без вручения ему копии данного определения, существенно и невосполнимо нарушено право лица привлекаемого к административной ответственности на защиту, что является безусловным основанием для отмены постановления, вынесенного по результатам рассмотрения дела.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством по делу, в связи с чем постановление надлежит отменить, а производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление № заместителя начальника отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Г.Д.С. от 19 марта 2018 года в отношении ООО «НИКИНВЕСТ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 73.1 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Таранов