Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея, Амурской области 19 сентября 2017 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Гришиной В.В.,
с участием представителей истца ФИО4, ФИО3, представителя ответчика – адвоката Генералова Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району к ФИО1 о взыскании суммы субсидии, излишне выплаченной получателю,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району (далее ГКУ АО УСЗН по г. Зея и Зейскому району) обратилось в суд с иском к ответчику ФИО1 с вышеуказанным иском, в обоснование заявленных требований указало, что ФИО1 ранее являлась получателем ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕСВ) и ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) по категории ветеран труда в ГКУ АО УСЗН по г. Зея и Зейскому району, по адресу <адрес>. С заявлениями о предоставлении социальной поддержки в форме ЕДВ и на выплату компенсации по оплате топлива по категории ветеран труда ФИО1 обратилась в ГКУ АО УСЗН по <адрес> и <адрес> <Дата обезличена>. Выплаты ЕДВ и ЕСВ ФИО1 произведены за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. Из информации представленной ОВМ МО МВД России «Зейский» от <Дата обезличена> ГКУ АО УСЗН по <адрес> и <адрес> стало известно о том, что ФИО1 с <Дата обезличена> снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>. В связи с переменой места жительства ФИО1 на основании распоряжения ГКУ АО УСЗН по <адрес> и <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, <Номер обезличен> выплаты ЕДВ с <Дата обезличена> и ЕСВ с <Дата обезличена> прекращены. В соответствии с п. 2.20 раздела II Порядка назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ЕСВ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, граждане, получающие ЕСВ, обязаны извещать учреждение о наступлении обстоятельств, влияющих на размер и условия предоставления ЕСВ (в том числе в случаях изменения состава семьи, площади занимаемого жилого помещения, места жительства, перечня потребляемых услуг, основания для получения ЕСВ) в течение 10 дней с даты наступления указанных обстоятельств и представлять в ГКУ УСЗН документы, подтверждающие произошедшие изменения, за исключением документов, предусмотренных подпунктами 2-4 пункта 2.2 настоящего Порядка. В связи с тем, что ЕДВ и ЕСВ на оплату ЖКУ с июля 2011 года по ноябрь 2016 года ФИО1 были выплачены, а право на ЕДВ она утратила с <Дата обезличена>, на ЕСВ с <Дата обезличена>, то сумма неосновательно приобретенных денежных средств за счет ГКУ АО УСЗН по <адрес> и <адрес> составила 50578 руб. 51 коп: ЕДВ за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 39355 рублей; ЕСВ на оплату электроэнергии за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 8648 руб. 81 коп; ЕСВ на оплату на приобретение твердого топлива за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 2594 руб. 70 коп, которые истец просит взыскать с ответчика.
Представители истца ФИО4 и ФИО5 в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требований настаивали, пояснив об обстоятельствах, указанных в иске, также пояснили, что с заявленными требованиями ГКУ АО УСЗН по <адрес> и <адрес> обратилось в суд в пределах срока исковой давности, поскольку о снятии с регистрационного учета ФИО1 по месту жительства и как следствие о незаконном получении ею субсидии в спорный период, истцу стало известно только в ноябре 2016 года.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, согласно информации Отдела адресно-справочной службы УМВД России по <адрес> ФИО1 значится снятой с регистрационного учета в <адрес> с <Дата обезличена> в <адрес> (без регистрации). Из сведений представленных МО МВД России «Зейский» ФИО1 зарегистрированной на территории г. Зеи и Зейского района не значится, снята с регистрационного учета <Дата обезличена>.
Определением суда от <Дата обезличена> ответчику ФИО1 назначен представитель – адвокат.
Представитель ответчика – адвокат Генералов Н.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, пояснил, что ФИО1 не была предупреждена о необходимости сообщить в ГКУ АО УСЗН по г. Зея и Зейскому району о наличии обстоятельств, влекущих прекращение выплат, а также о последствиях такого не извещения, также заявил о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения участников процесса, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса РФ,
Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса (1).
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (2).
В силу 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона Амурской области от 05 декабря 2005 года № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», право на получение социальной поддержки имеют лица, в том числе имеющие звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им страховой пенсии по старости, а в случае получения иных видов пенсий - по достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин (далее - ветераны труда).
На основании п. 1, 2 ст. 2 того же Закона, мерами социальной поддержки граждан являются ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) и ежемесячная социальная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕСВ).
В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона, Порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки устанавливается Правительством области.
В соответствии с п. 1.2 Порядков назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной денежной выплаты и ЕСВ, назначение и выплата ЕДВ и ЕСВ гражданам осуществляются государственными казенными учреждениями Амурской области - управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам Амурской области по месту жительства граждан.
В соответствии с п. 2.20 Порядка назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной денежной выплаты, граждане, получающие ЕСВ, обязаны извещать ГКУ-УСЗН о наступлении обстоятельств, влияющих на размер и условия предоставления ЕСВ (в том числе в случаях изменения состава семьи, площади занимаемого жилого помещения, места жительства, перечня потребляемых услуг, основания для получения ЕСВ), в течение 10 дней с даты наступления указанных обстоятельств и представлять в ГКУ-УСЗН документы, подтверждающие произошедшие изменения, за исключением документов, предусмотренных подпунктами 2 - 4 пункта 2.2 настоящего Порядка.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является ветераном труда, что подтверждается удостоверением серии В <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> ФИО1 обратилась в ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району с заявлениями о предоставлении ей как ветерану труда мер социальной поддержки в форме ЕДВ, <Дата обезличена> ФИО1 было подано заявление на выплату ЕСВ по оплате твердого топлива.
Протоколом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> принято решение о назначении ФИО1 ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в сумме 453 рубля с <Дата обезличена> пожизненно; выплаты ЕСВ на оплату коммунальных услуг (электроэнергии) назначены с <Дата обезличена>; выплаты ЕСВ на оплату твердого топлива назначены на период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>; распоряжениями ГКУ АО УСЗН по г. Зея и Зейскому району с <Дата обезличена> выплаты ЕДВ и ЕСВ на оплату коммунальных услуг (электроэнергии) ФИО1 продлены.
Денежные средства ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району перечисляло ответчику на её счет в отделение Сберегательного банка России.
<Дата обезличена> ГКУ АО УСЗН по г. Зея и Зейскому району обратилось в МО МВД России «Зейский» с запросом о предоставлении сведений о регистрации ответчика ФИО1 в г. Зея с целью установления правомерности получения ею мер социальной поддержки.
<Дата обезличена> из сообщения МО МВД России «Зейский», ГКУ АО УСЗН по <адрес> и <адрес> стало известно о том, что <Дата обезличена> ФИО1 была снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>, в связи с чем распоряжениями от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и <Номер обезличен>а с <Дата обезличена> прекращены: ежемесячная социальная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и ЕСВ на твердое топливо; распоряжением от <Дата обезличена> <Номер обезличен> с <Дата обезличена> приостановлена ежемесячная денежная выплата.
Факт перемены места жительства ФИО1 подтверждается информационной справкой МО МВД России «Зейский» от <Дата обезличена>, адресной справкой отдела адресно-справочной службы УМВД России по <адрес> от <Дата обезличена>.
Таким образом, в судебном заседании сведения относительно назначения и прекращения выплаты, а также размера сумм ЕДВ и ЕСВ за периоды, указанные в иске, нашли свое подтверждение представленными доказательствами.
Согласно сведениям ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> ФИО1 была получена ЕДВ в размере 39335 рублей за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, ЕСВ на оплату электроэнергии в размере 8648 рублей 81 коп, ЕСВ на приобретение твердого топлива за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 2594 рублей 70 коп. Таким образом, из расчета исковых требований следует, что общая сумма неосновательного обогащения составила 50578 рублей 51 коп.
Факт перечисления денежных средств на расчетный счет, открытый на имя ФИО1 - ЕДВ в период с августа 2011 года по ноябрь 2016 года в размере 39335 рублей, ЕСВ на приобретение твердого топлива в период с июля по декабрь 2011 года в размере 2594 рублей 70 коп, ЕСВ на оплату электроэнергии в период с июля 2011 года по ноябрь 2016 года подтверждается представленными истцом в материалы дела платежными поручениями и ежемесячными списками на оплату ЕСВ и ЕДВ ветеранам труда.
Поскольку ответчица с <Дата обезличена> была снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>, в связи с выездом за пределы <адрес>, что следует из информационного письма МО МВД России «Зейский», основания для получения ФИО1 ЕДВ и ЕСВ на территории г. Зея и Зейского района отпали.
Как следует из заявления ФИО1 от <Дата обезличена> о предоставлении ей мер социальной поддержки как ветерану труда в форме ЕДВ, ответчик обязалась сообщать об обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной выплаты, однако данную обязанность не исполнила, от получения ЕДВ в период с июля 2011 года по дату приостановления выплаты (<Дата обезличена>) не отказалась, в связи с чем, с учетом положений приведённых выше правовых норм, у суда имеются основания полагать, что ФИО1 действительно необоснованно получила в период с июля 2011 года по ноябрь 2016 года денежную сумму в размере 39355 рублей, которая должна быть возвращена истцу.
Вместе с тем, представителем ответчика до принятия судом решения по делу было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно ч. 2 ст. 199 ГК РФ, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Исходя из вышеуказанных норм права, в их системном толковании, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности по требованиям о взыскании неосновательного обогащения по выплаченным ЕДВ распространяется на период с июня 2014 года по ноябрь 2016 года, соответственно период взыскания ЕДВ с августа 2011 года по май 2014 года подлежит отказу в удовлетворении, при этом суд учитывает, что выплата за июнь 2014 года подлежит взысканию с ответчика, поскольку была произведена истцу <Дата обезличена>, то есть с учетом даты подачи искового заявления в суд (<Дата обезличена>) и трехлетнего срока исковой давности (<Дата обезличена>) в пределах этого срока. Таким образом, требования истца в указанной части подлежат частичному удовлетворению за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в сумме 18900 рублей.
Доводы представителей истца о том, что срок исковой давности начинает течь с момента, когда они узнали о снятии с регистрационного учета ФИО1 по месту жительства и как следствие о незаконном получении ею субсидии в спорный период, то есть с ноября 2016 года, суд считает необоснованными.
Так, при обращении в суд с настоящим иском истцом не учтено, что ч. 1 ст. 200 ГК РФ, предусматривает добросовестное отношение обеих сторон к реализации своих прав и обязанностей и определяет, что течение срока исковой давности может исчисляться и со дня, когда лицо должно было узнать о нарушении своего права. То есть истец толкует данную норму права в свою пользу, в чем усматривается намерение переложить ответственность на ответчика, находящегося явно в более проигрышном положении, по сравнению с государственным органом, имеющем в своем штате специализированные отделы, квалифицирующиеся в области социального законодательства. По мнению суда еще в мае 2013 года, когда выплата ЕДВ ответчику была приостановлена (вплоть до <Дата обезличена>, когда выплата ответчику была возобновлена) распоряжением ГКУ АО УСЗН по г. Зея и Зейскому району в виду отсутствия сведений о доходах, работникам (специализированному отделу) истца ввиду отсутствия сведений об ответчике, было необходимо сделать запрос о наличии у ФИО1 регистрации на территории г. Зея и Зейского района, а соответственно узнать об отсутствии таковой.
Разрешая требования истца о взыскании с ФИО1 суммы неосновательно приобретенных денежных средств за счет ГКУ АО УСЗН по г. Зея и Зейскому району ЕСВ на приобретение твердого топлива за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 2594 руб. 70 коп, и ЕСВ на оплату электроэнергии за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 8648 руб. 81 коп суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела <Дата обезличена> ФИО1 обратилась в ГКУ АО УСЗН по г. Зея и Зейскому району с заявлением на выплату ЕСВ по оплате твердого топлива, при этом ссылки на то, что ФИО1 была предупреждена о необходимости сообщать в ГКУ АО УСЗН об обстоятельствах, влекущих прекращение перечисления ЕСВ по оплате твердого топлива, ни данное заявление, ни иные материалы дела не содержат. Также суду не было представлено доказательств, по аналогичному предупреждению ФИО1 об основаниях прекращения перечисления ЕСВ на оплату коммунальных услуг (электроэнергии).
При таких обстоятельствах, суд полагает недоказанным представленными документами по ЕВС по оплате твердого топлива и ЕВС на оплату коммунальных услуг, наличие у ответчика обязанности уведомлять органы социальной защиты о своем убытии в другое место жительства, при выполнении обязанности снятия с регистрации по прежнему месту жительства и регистрации по новому месту жительства. Ссылки истца, на недобросовестность ответчика, следующие из приведенных в исковом заявлении положений нормативно-правовых актов, суд находит не убедительными, так как они следуют из толкования данных положений, направленных на удовлетворение исковых требований и намерения переложить ответственность, за свое бездействие (выразившееся в не уведомлении гражданина об обстоятельствах влекущих прекращение ЕСВ и возможных последствиях, а также в виде несвоевременного направления запроса о наличии у ответчика регистрации на территории г. Зея и Зейского района), на пенсионера.
Суд полагает недопустимым возложение ответственности за бездействия государственного органа при исполнении законодательства субъекта РФ на гражданина, более того, когда данный орган был создан для обеспечения социальных гарантий, а гражданин относится к наименее социально защищенной категории.
Таким образом, суд не усматривает в действиях ответчика по получению указанных видов выплат (ЕСВ по оплате твердого топлива и ЕВС на оплату коммунальных услуг) недобросовестности.
При таких обстоятельствах требования истца о взыскании с ФИО1 суммы неосновательно приобретенных денежных средств за счет ГКУ АО УСЗН по г. Зея и Зейскому району ЕСВ на приобретение твердого топлива за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 2594 руб. 70 коп, и ЕСВ на оплату электроэнергии за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 8648 руб. 81 коп, удовлетворению не подлежат.
Кроме того, суд также отмечает, что с учетом положений ст. 196 ГК РФ, срок исковой давности по заявленным требованиям в данной части истцом также пропущен.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как следует из п.п. 1.4 п. 1 Устава ГКУ Амурской области - Управления социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району, Управление находится в ведомственном подчинении министерства социальной защиты населения Амурской области, входящим в структуру исполнительной власти Амурской области, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение государственной политики и осуществляющим управление в сфере социальной защиты населения на территории г. Зеи и Зейского района
С учетом изложенного, истец относится к категории субъектов, освобожденных от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.
Поскольку истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, судебные расходы подлежат взысканию с ответчика в доход бюджета <адрес> пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району, удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу ГКУ Амурской области Управление социальной защиты населения по г. Зея и Зейскому району неосновательное обогащение в сумме 18900 (восемнадцать тысяч девятьсот) рублей.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 756 (семьсот пятьдесят шесть) рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Плешков
Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.
Судья А.А. Плешков