Дело №2-181/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июня 2020 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Курчавовой Н.Л.
при секретаре Кутузовой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федорова П. С. к администрации Петрозаводского городского округа о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,
установил:
Федоров П.С. обратился в суд с названным иском к администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов в <адрес>, автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, совершил наезд на препятствие - выбоину на проезжей части, необозначенную дорожными знаками. Автомобиль истца получил механические повреждения. Согласно отчету ИП Малахова С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> стоимость ремонтно-восстановительных работ автомобиля истца составляет <данные изъяты> рублей. По изложенным в иске основаниям истец просит взыскать с администрации Петрозаводского городского округа сумму ущерба в размере 124779 рублей, расходы на оплату услуг по оценке ущерба – 2500 рублей, возместить расходы по уплате государственной пошлины.
В последующем истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика стоимость восстановительного ремонта автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, в размере <данные изъяты> рубля в соответствии с судебной экспертизой, а также в соответствии с дополнительной судебной экспертизой (включая повреждения переднего бампера) в размере 41278 рублей, стоимость заключения ИП Малахова С.Н. в размере 2500 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 3745,58 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей.
В судебном заседании истец и его представитель – Федосенко О.М., действующая на основании ч.6 ст.53 Гражданского процессуального кодекса РФ, уточненные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, извещен о рассмотрении дела в установленном порядке, в предыдущих судебных заседаниях высказал позицию о несогласии с иском.
Третье лицо ООО «ТехРент» в судебное заседание своего представителя не направили о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили в материалы дела отзыв, в котором указали, что свои обязательства как подрядчика по выполнению комплекса работ в рамках контракта выполнили надлежащим образом в том объеме, в каком установлено контрактом.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.п.1 и 2 ст.15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу п.1 ст.1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Условиями ответственности за причинение вреда являются - противоправность поведения причинителя вреда, наступление вреда, причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом, вина причинителя вреда.
В судебном заседании установлено, что 08 октября 2019 года в 19 часов в <адрес>, произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП), в котором истец, управляя автомобилем <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, совершил наезд на препятствие - выбоину на проезжей части, необозначенную дорожными знаками. Факт ДТП подтверждается материалом о дорожно-транспортном происшествии, не оспаривается сторонами по делу, в связи с чем не нуждается в дальнейшем доказывании.
Из акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленного сотрудником ГИБДД, следует, что на проезжей части в месте ДТП у <адрес> имеются дефекты асфальтобетонного покрытия (выбоина), размеры которой превышают предельно допустимые параметры, а именно: длина – <данные изъяты> см., ширина – <данные изъяты> см., глубина – <данные изъяты> см.
В связи с тем, что в результате указанного ДТП автомобилю истца были причинены повреждения, истец обратился к ИП Малахову С.Н., согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> стоимость восстановительного ремонта автомобиля составляет 124 779 рублей.
Согласно квитанции №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ расходы по оценке ущерба составили 2 500 рублей.
В рамках судебного разбирательства по делу по ходатайству представителя ответчика была назначена судебная экспертиза, производство которой было поручено эксперт индивидуальному предпринимателю Каппи О.Ю.
В соответствии с заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> в результате ДТП произошедшего 08 октября 2019 года около 19:00 в <адрес> автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, от наезда на выбоину мог получить следующие повреждения: <данные изъяты>. Не мог получить следующие повреждения (деталь требовала замены, окраски): <данные изъяты>. Рыночная стоимость восстановительного ремонта автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, поврежденного в результате ДТП от 08 октября 2019 года составляет без учета износа 22142 рубля, с учетом износа 7734 рубля.
Не согласившись с указанным заключением эксперта, сторона истца заявила ходатайство о назначении дополнительной судебной экспертизы, производство которой было поручено экспертам ООО «Консалтинговая компания «КРОНОС-Карелия».
В соответствии с заключением эксперта №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ выявленные повреждения переднего бампера в нижней правой части, в виде трещин, разрывов, автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>. могли образоваться при обстоятельствах ДТП от ДД.ММ.ГГГГ. Выявленные повреждения брызговика заднего крыла заднего правого в верхней части, в виде царапины, задиров, автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, не могли образоваться при обстоятельствах ДТП от 08 октября 2019 года. Стоимость восстановительного ремонта переднего бампера автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, исходя из повреждений, полученных в результате дорожно-транспортного происшествия 08 октября 2019 года, составляет: 41278,40 рублей.
Сторона истца согласилась с заключением эксперта, изменив заявленные требования с учетом стоимости восстановительного ремонта, определенной экспертом.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством РФ, законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения городского округа дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа в соответствии с законодательством РФ. К таким полномочиям относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования.
Согласно п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, определены, в том числе, ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утвержден приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст).
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Участок дороги, расположенный по <адрес>, на котором произошло ДТП, находится в ведении администрации Петрозаводского городского округа.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Петрозаводского городского округа и ООО «ТехРент» был заключен муниципальный контракт № <данные изъяты> на выполнение комплекса работ по текущему содержанию автомобильных дорог общего пользования и обеспечению безопасности дорожного движения в границах Петрозаводского городского округа в пределах видов и объемов работ, определенных в приложениях к контракту; срок выполнения работ по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Приложением № 4.3. к контракту (в редакции доп. Соглашения № 6) изложены Виды, объемы и стоимость работ по текущему содержанию объектов дорожно-мостового хозяйства и обеспечению безопасности дорожного движения в границах Петрозаводского городского округа на <данные изъяты> – <данные изъяты> года, согласно которому ООО «ТехРент» подлежало выполнение ямочного ремонта в <данные изъяты> году в объеме <данные изъяты> кв.м.
Данный вид работ выполнен в полном объеме в <данные изъяты> и <данные изъяты> года, однако, производство работ на Ветеринарном переулке заказчиком не согласовывалось. В период <данные изъяты> – <данные изъяты> года производство ямочного ремонта контрактом не предусмотрено. В <данные изъяты> – <данные изъяты> года ООО «ТехРент» производило работы по монтажу предупреждающих дорожных знаков 1.16 «Неровная дорога». Установка знаков на Ветеринарном переулке не производилось – заказчиком не согласовывалась. Вместе с тем, ООО «ТехРент», исполняя условия контракта уведомило заказчика – администрации Петрорзаводского городского округа о наличии дефектов асфальто-бетонного покрытия дорог г.Петрозаводска письмом от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, на Ветеринарном переулке на всем протяжении. Однако, ответ со стороны заказчика не поступил. С ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТехРент» приступило к выполнению обязательств по текущему содержанию объектов дорожно-мостового хозяйства (далее - Объекты) и обеспечению безопасности ого движения с применением технических средств организации дорожного движения в границах Петрозаводского городского округа в рамках муниципального контракта № <данные изъяты> от <данные изъяты> года в пределах видов и объемов работ, определенных в соответствующих приложениях к контракту, являющихся неотъемлемой частью контракта.
Согласно пункту 1.4. контракта, виды, объемы и стоимость работ по содержанию объектов дорожно-мостового хозяйства и обеспечению безопасности дорожного движения в границах Петрозаводского городского округа, выполняемых по контракту, перечислены в Приложениях №№ 4.1 - 1 контракту.
Срок выполнения работ по контракту: начало выполнения работ - с даты заключения контракта, не ранее ДД.ММ.ГГГГ. Окончание выполнения работ- ДД.ММ.ГГГГ (п. 1.5. контракта).
Согласно приложений № 4.1.1. - 4.1.4 к муниципальному контракту от 23.05.2019г. ООО «ТехРент» надлежало выполнить работы по устранению деформаций и повреждений а/б покрытий с использованием горячих а/б смесей, а также ликвидировать локальные разрушения дорожной одежды с использованием щебеночно-песчано-гравийных материалов.
Указанные работы выполнены в полном объеме в <данные изъяты> и <данные изъяты> года, однако производство на Ветеринарном переулке не согласовывалось.
В сентябре и октябре 2019 года производилась установка предупреждающих дорожных знаков, но Ветеринарного переулка в согласованных списках нет.
Соответствующие факты администрацией Петрозаводского городского округа не опровергнуты.
Таким образом, оценивая изложенное выше и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что в данном случае иск предъявлен к надлежащему ответчику - администрации Петрозаводского городского округа, поскольку причиной дорожно-транспортного происшествия явилось ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и обслуживанию участка дороги, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие.
Доказательств причинения истцу ущерба в ином размере, ответчиком не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит выводу об обоснованности заявленных требований.
Таким образом, с администрации Петрозаводского городского округа за счет казны Петрозаводского городского округа в пользу истца подлежит взысканию в счет возмещения ущерба (с учетом уменьшения размера заявленных требований) – 63420 рублей (22142+41278).
Исходя из смысла законоположений, зафиксированных в ст.ст.94, 98, 100 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений, содержащихся в пп.1, 2, 4, 11-13
постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», суд признает:
издержки, понесенные истцом на оплату услуг представителя разумными в пределах 12000 рублей (с учетом объема проделанной представителем работы, длительности судебного разбирательства);
издержки в сумме 2500 рублей (на выполнение досудебной экспертизы);
расходы истца по уплате государственной пошлины в сумме 2102,61 рублей, подлежащими возмещению.
С учетом изложенного с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в сумме 16602,61 рублей (12000+2500+2102,61).
На основании положений ст.333.40 Налогового кодекса РФ за счет средств бюджета Петрозаводского городского округа истцу надлежит возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1643,39 рублей (3746-2102,61).
В силу положений ст.ст.98, 103 Гражданского процессуального кодекса РФ на ответчика подлежат отнесению расходы по производству экспертиз в сумме 29500 рублей (в пользу ИП Каппи О.Ю. 13500 рублей и в пользу ООО «Консалтинговая компания «КРОНОС-Карелия» 16000 рублей).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Федорова П. С. к администрации Петрозаводского городского округа удовлетворить.
Взыскать с администрации Петрозаводского городского округа за счет казны Петрозаводского городского округа в пользу Федорова П. С. в счет возмещения ущерба 63420 рублей, в возмещение судебных расходов 16602,61 рублей.
Возвратить Федорову П. С. из бюджета Петрозаводского городского округа 1643,39 рублей государственной пошлины, перечисленной по чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ через ПАО Сбербанк России Карельское отделение №<данные изъяты>/<данные изъяты> (операция <данные изъяты>).
Взыскать с администрации Петрозаводского городского округа за счет казны Петрозаводского городского округа в пользу индивидуального предпринимателя Каппи О. Ю. в возмещение расходов на проведение судебной экспертизы 13500 рублей.
Взыскать с администрации Петрозаводского городского округа за счет казны Петрозаводского городского округа в пользу общества с ограниченной ответственностью «Консалтинговая компания «КРОНОС-Карелия» в возмещение расходов на проведение судебной экспертизы 16000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Л. Курчавова
Мотивированное решение изготовлено 08 июня 2020 года.