УИД58RS0002-01-2021-000082-26
№ 2-43/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Спасск
Пензенской области 24 февраля 2021 г.
Спасский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Артамоновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Юдашкиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело
по исковому заявлению прокурора Спасского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа Спасского района Пензенской области» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Спасского района Пензенской области обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа Спасского района Пензенской области» (далее в тексте – МБОУ ДО ДЮСШ Спасского района Пензенской области) о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению,
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокуратурой района проверки исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов и об образовании установлено, что в нарушение требований действующего законодательства: статей 15 и 19 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»; статей 28 и 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; пунктов 3 и 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 09 ноября 2015г. № 1309 - при входе в здание МБОУ ДО ДЮСШ Спасского района Пензенской области, расположенное по адресу: <адрес>, которое относится к объектам социальной инфраструктуры, не установлены вывески с названием, графиком работы образовательной организации, плана здания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.Тем самым ограничиваются права граждан с ограниченными возможностями на получение информации о здании, его помещениях и на беспрепятственный доступ к предоставляемым услугам, в том числе на образование. Отсутствие в образовательном учреждении учащихся-инвалидов по зрению не освобождает ответчика от обязанности исполнения в своей деятельности приведенных требований нормативных актов.В связи с чем на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор обращается с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, и просит суд возложить на МБОУ ДО ДЮСШ Спасского района Пензенской областиобязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путем размещения при входе в здание образовательного учреждения, расположенного по вышеуказанному адресу, информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, графиком работы, плана здания с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (л.д.5-8).
Определением от 03 февраля 2021 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечен учредитель МБОУ ДО ДЮСШ Спасского района Пензенской области - Администрация Спасского района Пензенской области (л.д.2-4).
В судебное заседание представители сторон и третьего лица не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
От представителя истца - помощника прокурора Спасского района Пензенской области Елизарова С.С. и представителя ответчика - директора МБОУ ДО ДЮСШ Спасского района Пензенской области Антоновой Л.Б. поступили ходатайства с просьбой рассмотреть дело без участия представителей сторон, где указано, что истец иск поддерживает, а ответчик – полностью признает (л.д.57, 58).
Представителем третьего лица – администрации Спасского района Пензенской области сведения о причинах неявки и возражения по иску суду не предоставлены.
В соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон и третьего лица.
Изучив материалы дела, оценив доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ). Целью такой политики является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула данного закона).
В части 1 статьи 1 Федерального закона № 181-ФЗ дано понятие инвалида как лица, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Как установлено статьей 2 Федерального закона № 181-ФЗ социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В статье 19 Федерального закона № 181-ФЗ предусмотрено, что государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной зашиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
В соответствии пунктами 5 и 6 части 1 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам:
- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Тем самым положения поименованного закона предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, объекты и учреждения образования и науки.
В силу пп. «а» п.4 приказа Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. № 798/пр.
В данных правилах использование для изложения информации шрифта Брайля - специального рельефного шрифта для лиц с полной потерей зрения (незрячих) и слабовидящих, - названо одним из основных средств адаптации среды для соответствующей категории маломобильных лиц (пункт 3.56 СП 59.13330).
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами относится к компетенции образовательной организации (пункт 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно Уставу МБОУ ДО ДЮСШ Спасского района Пензенской области является организацией дополнительного образования (пункт 1.5). Основным предметом деятельности является реализация дополнительных общеразвивающих программ физкультурно-оздоровительной направленности (пункт 2.1) (л.д.38).
Учредителем организации является администрация Спасского района Пензенской области (пункт 1.3 Устава) (л.д.37).
Собственником учреждения является муниципальное образование Спасский район Пензенской области (пункт 4.1 Устава).
В соответствии с пунктом 4.2. Устава собственник передает учреждению объекты собственности (здание, имущество и т.п.) в оперативное управление (л.д.40).
Из материалов дела следует, что в оперативном управлении МБОУ ДО ДЮСШ Спасского района Пензенской области находится нежилое здание – физкультурно-оздоровительный комплекс, кадастровый номер №, общей площадью 1285,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН, <данные изъяты> (л.д.31-33).
Судом установлено, что прокуратурой Спасского района Пензенской области 29 декабря 2020 г. проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов и об образовании в деятельности МБОУ ДО ДЮСШ Спасского района Пензенской области, в ходе которой установлено, что здание физкультурно-оздоровительного комплекса относится к объектам социальной инфраструктуры. Между тем при входе в здание вывеска с названием образовательной организации, графиком работы организации, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, отсутствует (л.д.9-11).
Таким образом, МБОУ ДО ДЮСШ Спасского района Пензенской области, расположенное по адресу: <адрес> являясь учреждением дополнительного образования, относится к объектам социальной инфраструктуры, и на него в полной мере распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов в организацию, как объекту образования, является обязанностью образовательной организации.
Несоблюдение вышеуказанных требований законодательства нарушает конституционные права неограниченного круга лиц, включая несовершеннолетних, с полной потерей зрения (незрячих) и слабовидящих, имеющих ограничения по зрению, на беспрепятственный доступ, достойную жизнь и свободное развитие; нарушает принцип полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.
В связи с чем в силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор обоснованно обратился в суд с настоящим исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, который является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Суд считает, что указанный истцом срок три месяца для исполнения решения суда с момента вступления в законную силу для спорного правоотношения является разумным и достаточным.
С учетом положений статей 88, 98, 103 ГПК РФ, пункта 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Спасского района Пензенской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа Спасского района Пензенской области» <данные изъяты> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путем размещения при входе в здание учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, графиком работы, плана здания с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа Спасского района Пензенской области» <данные изъяты> государственную пошлину в доход местного бюджета муниципального образования Спасский район Пензенской области в размере 300 (триста) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пензенский областной суд через районный суд.
Председательствующий: - П/П
Решение принято в окончательной форме 02 марта 2021 г.
Председательствующий: - П/П