Дело №2-1561/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 16 ноября 2016 года
Камышловский городской суд <адрес>в составе председательствующего судьи Шарипова О.Д.,
при секретаре Хмелевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бессоновой ФИО11 к Государственному учреждению-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Камышлове и <адрес> о восстановлении срока для получения средств пенсионных накоплений,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Камышлове и <адрес> (далее по тексту Управление ПФР) о восстановлении срока обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета ФИО1.
В обоснование исковых требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец– ФИО1, который являлся застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования. После смерти отца, на его индивидуальном счете осталась накопительная часть трудовой пенсии. С заявлением о выплате пенсионных накоплений умершего к ответчику своевременно, то есть до истечения шести месяцев со дня смерти она не обратилась, в связи с тем, что не знала о том, что может получить данные средства. Просит признать причину пропуска срока уважительной и восстановить шестимесячный срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего ФИО1 в Управление ПФР.
В судебном заседании истец пояснила, что исковые требования поддерживает в полном объёме. После смерти отца не знала о своем праве, ей объяснили, что деньги получит через полгода, а как оказалось надо было в течение полугода написать заявление на получение средств пенсионных накоплений. Брак у матери с отцом расторгнут задолго до его смерти.
Представитель истца-ФИО7 в судебном заседании пояснил, чтоистец не знала и не была осведомлена о возможности реализации своих прав на их получение в пенсионном органе, кроме того, состояние здоровья истца, инсульт, невозможность самостоятельного передвижения, инвалидность второй группы, временное нахождение на стационарном лечении, не позволило ей в полной мере своевременно осуществить реализацию своих прав. Пенсионный Фонд не известил о ее праве. Случайно узнали о возможности получения пенсионных накоплений после смерти отца истца, но кто-то разъяснил, что денежные средства можно получить по истечении 6 месяцев после смерти отца. Через несколько дней, после истечения шестимесячного срока обратились в Пенсионный Фонд, но был получен отказ.
Представитель Управления ПФР в судебное заседание не явился, в письменном заявлении в адрес суда просит дело рассмотреть в отсутствие их представителя, пояснил, что истцом пропущен срок обращения за выплатой накопительной пенсии как правопреемнику, поэтому следует выяснить причины пропуска срока и их уважительность, учесть разумность и добросовестность действий истца.
Третье лицо ФИО8 в судебное заседание не явился, в письменном заявлении в адрес суда просит дело рассмотреть в его отсутствие, считает доводы искового заявления обоснованными.
Исследовав материалы дела, заслушав истца, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1155 ГК РФ, по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст.1154) суд может восстановить срок и признать наследника принявшим наследство, если он пропустил этот срок по уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, обратился в суд в течение 6 месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно ст.1183 ГК РФ, право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.
В соответствии с ч.7 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О накопительной пенсии», в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии, правопреемникам умершего застрахованного лица из числа лиц, указанных в заявлении застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица либо определенных в договоре об обязательном пенсионном страховании, осуществляется выплата этих средств. В случае отсутствия указанного заявления застрахованного лица либо определения правопреемников в договоре об обязательном пенсионном страховании выплата осуществляется правопреемникам умершего застрахованного лица из числа родственников, к которым относятся его дети, в том числе усыновленные, супруга (супруг), родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности:
1) в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супруге (супругу) и родителям (усыновителям);
2) во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета», обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений или с отказом от получения средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица путем подачи в любой территориальный орган Фонда по выбору правопреемника.
В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в ч.7 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О накопительной пенсии».
Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.
Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта.
Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока.
Следовательно, при рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, необходимо выяснять как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность.
Из вышеуказанных положений норм права и разъяснений следует, что действующим законодательством Российской Федерации не установлен перечень уважительных причин, при наличии которых может быть восстановлен срок для обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, следовательно, применительно к спорным правоотношениям прерогатива оценки причин пропуска в качестве уважительных либо неуважительных принадлежит именно суду.
Согласно свидетельству о смерти, ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. (л.д. 8).
Свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что отцом ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ФИО1, матерью ФИО3 (л.д. 7).
В соответствии со свидетельством о заключении брака ДД.ММ.ГГГГ заключен брак между ФИО7 и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., жене присвоена фамилия «ФИО10» (л.д.17).
По сообщению нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ наследственное дело после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ не заводилось.
Согласно сведений о застрахованном лице у ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета №, умер ДД.ММ.ГГГГ, имеется сумма средств пенсионных накоплений, учтенная в специальной части индивидуального лицевого счета (л.д.16).
Согласно журнала Управления ПФР зарегистрировано заявление истца о выплате средств пенсионных накоплений ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).
В соответствии с Решением территориального органа Пенсионного фонда РФ за № от ДД.ММ.ГГГГ заявителю ФИО4 отказано в выплате средств пенсионных накоплений ФИО1 по истечению шестимесячного срока, установленного для обращения с заявлением о выплате пенсионных накоплений.
Согласно п. 7 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный лицевой счет застрахованного лица хранится в Пенсионном фонде Российской Федерации в течение всей жизни застрахованного лица, а после его смерти - в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел.
В случае смерти застрахованного лица сведения о его смерти передаются в течение одного месяца со дня регистрации смерти соответствующим органом записи актов гражданского состояния в тот орган Пенсионного фонда Российской Федерации, где зарегистрирован в качестве страхователя орган государственной власти субъекта Российской Федерации, образовавший орган записи актов гражданского состояния. Указанные сведения передаются по форме, определяемой Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно абз.1 п.9 Правил выплаты Пенсионным Фондом РФ правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) (далее по тексту Правила) территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
Согласно абз.3 п.9 Правил устанавливает порядок уведомления правопреемников по заявлению, предусматривая ограничительные условия о сроке извещения правопреемников по заявлению - не позднее 10 дней с даты получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица.
Таким образом, после получения соответствующей информации пенсионный орган обязан принять меры по извещению в разумные сроки правопреемников независимо от того, являются ли такие лица правопреемниками по закону или правопреемниками по заявлению. При этом, исходя из буквального толкования положения абз.1 п.9 Правил пенсионный орган обязан принять меры по извещению, в том числе путем истребования необходимых документов для установления круга правопреемников по закону и направить им извещения в разумные сроки после получения соответствующей информации.
Как видно из дела, УПФ РФ своевременно не выполнило обязанности, предусмотренной п.9 Правил, ввиду чего на момент смерти отца у истца отсутствовали сведения о его пенсионных накоплениях, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица. Иного суду не представлено.
Из изложенного следует, что в нарушение абз.1 п.9 Правил, ответчик не сообщил истцу о возможности получения средств пенсионных накоплений по месту жительства умершего и тем самым создал предпосылки для пропуска истцом срока для обращения за получением средств пенсионных накоплений,
Ответчиком в соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства, подтверждающие наличие подобного извещения правопреемников, в частности истца, о наличии пенсионных накоплений и возможности их получения.
Поскольку на момент смерти отца у истца отсутствовали сведения о его пенсионных накоплениях, ввиду чего у него отсутствовала информация и о возможности реализации своих прав на их получение в пенсионном органе.
Суммы пенсионных накоплений по своей правовой природе являются денежными средствами, принадлежащими наследодателю, который предоставил Пенсионному фонду Российской Федерации либо управляющей компании возможность управления ими. Согласно статье 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Это право включает в себя право на получение имущества наследодателя.
Как пояснила истец, она случайно узнал информацию по данному вопросу, узнав о которой обратилась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением в Пенсионный фонд.
Суд считает, что в установленный срок истец не обратилась к ответчику с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений ее умершего отца по уважительной причине, ввиду того, что она не знала и не была осведомлена о возможности реализации своих прав на их получение в пенсионном органе, кроме того, состояние здоровья истца не позволило ей в полной мере своевременно осуществить реализациюсвоих прав.
Сведений о принятии мер Управлением Пенсионного фонда по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего, суду не представлено.
Судом установлено, что истцомсрок получения выплат средств пенсионных накоплений после смерти отца пропущен незначительно, по уважительной причине в связи с тем, что она не знала об этом, не имела надлежащей информации о страховщике, осуществлявшем формирование накопительной части трудовой пенсии, не обладала познаниями о механизме получения указанных средств пенсионных накоплений и никто ее не осведомил о ее праве.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что имеются основания для восстановления истцу срока обращения за выплатой средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета ФИО1
Руководствуясь ст.194-198Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО4 к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Камышлове и <адрес> о восстановлении срока обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накопленийудовлетворить.
Восстановить ФИО4, срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Камышловский городской суд.
Судья О.Д. Шарипов