дело № 2-1668/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Бакалы 13 ноября 2017 года
Чекмагушевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Исмагиловой Г.А.,
при секретаре Черновой З.Н.,
с участием главы администрации сельского поселения Камышлытамакский сельсовет муниципального района <адрес> РБ ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, Шаранском районах в интересах неопределенного потребителей к администрации сельского поселения Камышлытамакский сельсовет муниципального района Бакалинский район РБ о признании действий исполнителя противоправными и возложении обязанности исполнить предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственный надзор, суд
установил:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РБ в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, Шаранском районах обратился в суд с иском, в котором просит признать противоправными действия Администрации сельского поселения Камышлытамакский сельсовет муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан по эксплуатации систем водоснабжения и кладбищ в с. Камышлытамак, Сакатово, д.Устюмово Бакалинского района Республики Башкортостан с нарушением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, в частности: без проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопровода питьевого назначения, без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, в отсутствии производственного контроля качества питьевой воды источников водоснабжения, на кладбищах не проводятся системные дератизационные мероприятия. Обязать Администрацию сельского поселения Камышлытамакский сельсовет муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. В случае удовлетворения искового заявления, обязать ответчика в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, довести его через средства массовой информации до сведения потребителей, путем опубликования резолютивной части решения в официальном издании Бакалинского района (ст.46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»). Опубликованное решение суда предоставить истцу. Исполнительный лист, после вступления решения в законную силу направить в Бакалинский районный отдел судебных приставов УФССП по РБ для исполнения.
Исковые требования мотивированы следующим: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Согласно ст. 40 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» (далее - Закон «О защите прав потребителей»), контроль и надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 46 Закона «О защите прав потребителей», п. 8.18. Положения о Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (далее – Туймазинский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан), утвержденного приказом руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, Туймазинский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан наделен полномочием обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, Шаранском районах с 15 августа по ДД.ММ.ГГГГ проводилась плановая выездная проверка Администрации сельского поселения Камышлытамакский сельсовет муниципального района Бакалинский район Республики Бапшкортостан по адресу: 452661, <адрес>. В ходе проведения проверки были выявлены нарушения обязательных требований установленных с целью санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
На судебное заседание истец представил заявление о рассмотрении иска в его отсутствие, просит исковые требования удовлетворить. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика глава администрации сельского поселения ФИО2 исковые требования признал и показал суду, что постановлением админитсрации сельского поселения от 28 декабря 2016г. № утверждена Программа производственного контроля качества питьевой воды в сельском поселении, 03 июня и ДД.ММ.ГГГГг. проведены лабораторный исследования качества питьевой воды на водопроводных сетях с.Камышлытамак, с.Сакатово, д.Устюмово. Дератизационные мероприятия на кладбищах с.Сакатово, д.Устюмово проведены в августе 2017г. своими силами. На сегодняшний день разрабатываются Правила землепользования и застройки.
Изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка в отношении Администрации сельского поселения Камышлытамакский сельсовет муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан о чем свидетельствует акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГг., в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований установленных с целью санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, для водопровода село Камышлытамак, Сакатово, Устюмово не организованы зоны санитарной охран, а именно: не разработан проект зоны санитарной охраны с определением границ зон санитарной охраны и составляющих ее поясов; с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; с правилами и режимом хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны, что является нарушением ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.4,1,5,1.6,,п.3.2.1.1. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 « Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения». Не разработана программа производственного контроля за качеством питьевой воды и как следствие не проводятся лабораторные исследования качества питьевой воды на водопроводных сетях, в частности не представлены результаты лабораторных исследований на радиологические показатели, что является нарушением ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2.1,2.2,2.3,2.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 « Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических( профилактических ) мероприятий). В нарушение статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», использование водных объектов-источников водоснабжения в с.Камышлытамак, Сакатово, Устюмово Бакалинского района для хозяйственно-питьевого водоснабжения допущено без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В нарушение п.2.3 СП 3.5.33223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» на кладбищах с. Камышлытамак, Сакатово, Устюмово Бакалинского района РБ, как объектах имеющих особое эпидемиологические значение, не проводятся систематические дератизационные мероприятия, что является нарушением п.2.3 СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГг. по делу об административном правонарушении о назначении административного наказанияглава сельсвкого поселения Камышлытамакский сельсовет муниципального района Бакалинский район ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2 000 руб.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об охране окружающей среды" № 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Согласно статье 5, пункту 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации, для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. При этом, для водных объектов (в том числе и подземных), используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с пунктом 1.4. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Как следует из пункта 1.6, пункта 1.13 указанного СанПина организации ЗСО должна предшествовать разработка проекта, который должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего подлежит утверждению в установленном законом порядке.
Согласно п.п. 5.2., 5.3, 5.4, 5.6 и 5.7. 5.2. СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01. 2.1.5. Водоотведение населенных мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГг. производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на подземные воды обеспечивают юридические лица или индивидуальные предприниматели, деятельность которых прямо или косвенно оказывает влияние на качество подземных вод.
Измерения выполняются в лабораториях, аккредитованных (аттестованных) в установленном порядке.
5.3. Производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на качество подземных вод предусматривается при:
- эксплуатации подземных вод в качестве источников водоснабжения;
- эксплуатации сооружений для разработки полезных ископаемых;
- эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- эксплуатации объектов складирования твердых бытовых отходов (ТБО), промотходов, ядохимикатов и других отходов.
5.4. При выполнении производственного контроля следует ориентироваться на показатели, критериями для выбора которых служат данные о:
- характере хозяйственной деятельности;
- геохимических особенностях территории;
- прогнозируемом качестве подземных вод.
В случае, когда выбор показателей затруднен, допускается пользоваться приложениями 2 и 3.
5.6. Периодичность производственного контроля должна обеспечивать достоверную информацию, позволяющую предотвратить опасность загрязнения, но не реже 1 раза в месяц.
5.7. При анализе результатов производственного контроля учитывается динамика уровней контролируемых показателей относительно фоновых величин.
Вместе с тем, в нарушение указанных положений юридическим лицом администрацией сельского поселения Камышлытамакский сельсовет муниципального района <адрес> РБ лабораторные исследования качества подземных вод на имеющихся скважинах не были проведены. Данное обстоятельство подтверждается отсутствием соответствующих протоколов лабораторных исследований и не оспаривается законным представителем юридического лица.
В соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Руководствуясь статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об охране окружающей среды", ст. 43 Водного кодекса РФ, ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, Шаранском районах в интересах неопределенного потребителей к администрации сельского поселения Камышлытамакский сельсовет муниципального района Бакалинский район РБ о признании действий исполнителя противоправными и возложении обязанности исполнить предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственный надзор удовлетворить.
Признать противоправными действия Администрации сельского поселения Камышлытамакский сельсовет муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан по эксплуатации систем водоснабжения и кладбищ в с. Камышлытамак, Сакатово,д.Устюмово Бакалинского района Республики Башкортостан по эксплуатации систем водоснабжения и кладбищ в с. Камышлытамак, Сакатово, д.Устюмово Бакалинского района Республики Башкортостан в частности: без проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопровода питьевого назначения, без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, в отсутствии производственного контроля качества питьевой воды источников водоснабжения, на кладбищах не проводятся системные дератизационные мероприятия.
Обязать Администрацию сельского поселения Камышлытамакский сельсовет муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательств, а именно:
- разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения для водопроводов с. Камышлытамак, с.Сакатово, д. Устюмово Бакалинского района с определением границ зон санитарной охраны и составляющих ее поясов; с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; с правилами и режимом хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны, что является нарушением ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ « О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.4,1,5,1.6,,п.3.2.1.1. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 « Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения»;
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования источников водоснабжения в с. Камышлытамак, село Сакатово, д.Устюмово Бакалинского района;
- разработать программу производственного контроля и обеспе6чить проведение и проводить лабораторные исследования качества питьевой воды на водопроводных сетях в с. Камышлытамак, село Сакатово, с.Устюмово Бакалинского района;
- проводить систематические дератизационные мероприятия на кладбищах с. Камышлытамак, с. Сакатово, д. Устюмово Бакалинского района РБ, в соответствии с п.2.3 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».
-обязать ответчика в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, довести его через средства массовой информации до сведения потребителей, путем опубликования резолютивной части решения в официальном издании Бакалинского района (ст.46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения через Чекмагушевский межрайонный суд Республики Башкортостан
Председательствующий судья: Г.А. Исмагилова