Решение по делу № 2-545/2020 ~ М-94/2020 от 09.01.2020

Дело №92RS0003-01-2020-000150-67

Производство №2-545/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2020 года                                                      город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Котешко Л.Л.,

секретаря судебного заседания – Петрушечкиной Е.А.,

помощник судьи – Егорова А.С.

с участием истца – прокурора Гагаринского района г. Севастополя – Колбиной Ю.С.,

истца – Скопова А.П.,

представителя ответчика Департамента городского хозяйства города Севастополя – Третьяковой Т.А., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика ООО «Управляющая компания Гагаринского района – 1» - Хилютича И.А., действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя – Дуляницкой О.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Гагаринского района г. Севастополя в интересах Скопова Алексея Павловича к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, ООО «Управляющая компания Гагаринского района – 1», третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя, Правительство города Севастополя, о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Гагаринского района г. Севастополя, действующий в интересах Скопова А.П. обратился в суд с уточненным иском, в котором просит обязать Департамент городского хозяйства г. Севастополя профинансировать расходы по устранению нарушений закона в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалида ФИО2 к месту проживания по <адрес>, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид. Также просит обязать ООО «УК Гагаринского района – 1» обеспечить беспрепятственный доступ инвалида – Скопова А.П. к месту проживания по <адрес>, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом его потребностей в соответствии с требованиями Правил обеспечения доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 №649.

Исковые требования мотивированы тем, что Скопов А.П. является инвалидом 1 группы, инвалидность установлена бессрочно, проживает по <адрес>, своей семьи не имеет. Общее имущество в многоквартирном доме, в котором проживает Скопов А.П. не оборудовано соответствующими средствами, а именно: плавными спусками, поручнями, пандусом для спуска и подъема на кресле-коляске. С целью восстановления своих прав на доступную среду Скопов А.П. обращался с письменным заявлением в адрес ООО «УК Гагаринского района-1» с просьбой оборудовать жилой подъезд устройствами доступности. Однако управляющая компания перенаправила обращение Скопова А.П. в адрес Департамента городского хозяйства города Севастополя. До настоящего времени какие-либо средства, позволяющие обеспечить инвалиду доступную среду по адресу проживания Скопова А.П., не установлены. Таким образом, ненадлежащее соблюдение ответчиками требований законодательства о социальной защите инвалидов нарушает право инвалида-колясочника Скопова А.П. на беспрепятственный доступ к месту проживания по <адрес>, а также к общему имуществу в многоквартирном доме.

Прокурор в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в иске. Сообщил суду, что Скопов А.П. обращался с заявлением в Управляющую компанию, которое было перенаправлено в Департамент городского хозяйства. Департаментом заявление было снова перенаправлено в Управляющую компанию. Ответственность постоянно перекладывается с одного органа на другой.

Истец Скопов А.П. на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме. Пояснил суду, что существующий пандус сделан со стороны входа, он очень неудобный и опасный для передвижения. Самостоятельно без чьей-либо помощи по нему не подняться.

Представитель ответчика ООО «Управляющая компания-1» в судебном заседании сообщил суду, что Управляющая компания готова выполнить работы по установке пандуса, но при условии наличия финансирования.

Представитель ответчика Департамента городского хозяйства города Севастополя в судебном заседании в удовлетворении иска просила отказать, пояснила суду, что ранее дом был передан в обслуживание из УК Гагаринского района-2 в УК Гагаринского района-1. Ранее был разработан проект на пандус, который затем был передан УК Гагаринского района-2 для выполнения строительно-монтажных работ. Позднее выяснилось, что проект выполнен с нарушениями. Также суду представлены письменные возражения, в которых указывается на то, что порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов регулируются Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 №649. Департамент городского хозяйства города Севастополя не является органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию Постановления №649, поскольку до настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт не принят. Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя разработан проект постановления Правительства Севастополя о реализации положений постановления Правительства РФ от 09.07.2016 №649, которым предусмотрено возложение обязанностей по организации обеспечения доступности инвалидов к многоквартирным домам и другим объектам на Департамент труда и соцзащиты населения города Севастополя. Данный проект находится на стадии согласования. Кроме того, государственной программой «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя» не предусмотрен такой вид работы как капитальный ремонт многоквартирных домов с целью обеспечения доступности инвалидов и других малоподвижных групп населения к их жилью; программой не предусмотрено и финансирование данных мероприятий. Также ответчик указывает, что дом, в котором проживает истец, является 1986 года постройки и включен в программу проведения капитального ремонта на 2044-2046 гг.

Представитель третьего лица – Департамента труда и социальных отношений города Севастополя в судебном заседании пояснила суду, что исполнение требований истца возложено на орган государственной власти, который исполняет функции собственника, в данном случае – на Департамент городского хозяйства, который и является распорядителем бюджетных средств. Разрешение вопроса об удовлетворении требований истца оставила на усмотрение суда.

Третье лицо – Правительство Севастополя надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Согласно ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не предоставлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными.

Суд, выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Скопов А.П. является инвалидом первой группы, зарегистрирован и проживает вместе с братом и его женой по <адрес> собственной семьи не имеет. В силу особенности заболевания Скопов А.П. к передвижению без коляски не способен.

Положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Согласно статье 15 Федерального закона № 181-ФЗ инвалиды имеют право на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, к которым относятся и жилые дома. Для инвалидов - колясочников беспрепятственный доступ подразумевает наличие пандуса отвечающего установленным техническим требованиям (СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения), или иного оборудования, к которому относятся специальные подъемные устройства.

Пунктом 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном дом (далее - Правила).

Согласно пункту 2 указанных Правил, доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов в отношении жилых помещений, не входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, обеспечивает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п. 3 Правил).

Из протокола №1 заседания Координационного совета по делам инвалидов при Правительстве Севастополя от 20.03.2019 следует, что Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя в срок до 03.04.2019 поручено разработать проект нормативного правового акта о реализации постановления Правительства РФ от 09.07.2016 №649 «Об утверждении правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах». На момент судебного разбирательства нормативный правовой акт о реализации вышеназванного Постановления не принят; орган, уполномоченный осуществлять координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов, Правительством Севастополя не определен.

Однако суд не соглашается с доводами ответчика и не может рассматривать данное обстоятельство как основание для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку право инвалида-колясочника на беспрепятственный доступ к жилому помещению должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия нормативного правового регулирования на уровне субъекта Российской Федерации – в городе Севастополе – в сфере реализации постановления Правительства РФ от 09.07.2016 №649 «Об утверждении правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах». Кроме того, суд обращает внимание на длительный период времени (с 2016 года), на протяжении которого Правительством Севастополя не принято соответствующих актов по реализации вышеназванных Правил.

Разделом 3 Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида.

Так, согласно п. 23 - 24 Правил территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях. Перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия. Одиночные ступени должны быть заменены пандусами, лестницы должны быть дублированы пандусами. Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалида на кресле-коляске, не должен превышать 5 процентов, поперечный - 2 процента. На перепадах горизонтальных поверхностей высотой более 0,45 метра устанавливаются ограждения с поручнями.

Из заявление истца о 27.08.2019 в адрес ООО «УК Гагаринского района-1» следует, что по месту жительства истца установлен пандус, который не соответствует требованиям СНиПА 35-01-2001, имеет уклона в 45 градусов, что делает невозможным самостоятельное передвижение истца, въезд и выезд в/из подъезда. Данное обстоятельство в ходе судебного разбирательства сторонами не оспаривалось. С целью восстановления своих прав на доступную среду Скопов А.П. обращался с письменным заявлением в адрес ООО «УК Гагаринского района-1» с просьбой установить электрический подъемник. Согласно ответу ООО «УК Гагаринского района-1» от 02.09.2019 за исх. №1062, обращение истца передано на рассмотрение в Департамент городского хозяйства.

В ходе судебного разбирательства установлено, что работы по монтажу указанного пандуса проводились ООО «Управляющая компания Гагаринского района-2», в управлении которой находился многоквартирный дом на момент монтажа пандуса. Из ответа ГУПС «УК Гагаринского района-2» от 11.03.2020 за исх. №63103-03.11-03/03/20 следует, что разработка проектно-сметной документации для обустройства пандуса для обеспечения доступа инвалида к жилью по <адрес>, была профинансирована согласно Постановлению Правительства Севастополя №163-ПП от 11.03.2019. Заключен контракт с ООО «Мирос» на разработку проектно-сметной документации, который был выполнен и оплачен.

Постановлением Правительства Севастополя от 11.03.2019 №163-ПП внесены изменения в постановление Правительства Севастополя от 01.02.2018 №57-ПП «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), предоставляющим услуги по содержанию жилых помещений в многоквартирных домах, на финансовое обеспечение затрат по мероприятиям подпрограммы 1 "Улучшение технического состояния и развитие жилищного хозяйства города Севастополя" государственной программы "Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017 - 2022 годы». В адресный перечень многоквартирных домов, попадающих под действие программы, включен объект, расположенный по <адрес>, вид работ – «обустройство пандусов». Согласно п. 5 вышеназванного Порядка, утвержденного постановление Правительства Севастополя от 01.02.2018 №57-ПП, распорядителем бюджетных средств являлся Департамент городского хозяйства города Севастополя.

Таким образом, ранее Департаментом городского хозяйства была профинансирована разработка проектно-сметной документации для обустройства пандуса, установленного по месту жительства истца, что опровергает доводы ответчика, согласно которым Департамент городского хозяйства не является органом, уполномоченным финансировать работы по обеспечении доступности инвалидов к их жилью. Суд обращает внимание, что и на момент судебного разбирательства Департамент городского хозяйства города Севастополя продолжает оставаться главным распорядителем бюджетных средств (постановление Правительства Севастополя от 01.02.2018 №57-ПП в ред. от 13.12.2019).

Кроме того, 21.11.2016 в рамках полномочий Правительством Севастополя принято постановление № 1112-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Развитие и реформирование жилищно-коммунального хозяйства города Севастополя на 2017-2020 годы» (с изменениями), согласно которому повышение комфортности условий проживания, в том числе обеспечение доступности МКД для инвалидов и других маломобильных групп населения, относится к приоритетным направлениям развития жилищно-коммунальной инфраструктуры. Согласно разделу VII, определяющему механизм реализации Программы, ответственным исполнителем является Департамент городского хозяйства города Севастополя. Он несет ответственность за конечные результаты ее реализации, рациональное использование выделенных бюджетный ассигнований, определяет формы и методы управления реализацией Программы, обеспечивает информационное и организационное сопровождение выполнения программных мероприятий. Кроме того, названным разделом предусмотрено, что перечень (состав) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту включает выполнение проекта планировки территории и проекта межевания территории по объекту, проектно-изыскательские работы, инженерные изыскания, обследование технического состояния объекта, строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, пусконаладочные работы, авторский надзор, строительный контроль, проведение публичного технологичного и ценового аудита, проведение государственных экспертиз (экологической, проектной документации, в том числе инженерных изысканий, историко-культурной), проверку достоверности сметной стоимости работ и прочие затраты, предусмотренные сводным сметным расчетом.

Согласно п.п. 1, 3, 6 п. 9.1 Постановлению Правительства города Севастополя от 16.09.2016 № 875-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя» Департамент в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Севастополя координирует работу по реализации мероприятий, направленных на обеспечение финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального хозяйства; организует в установленном законом порядке управление многоквартирными домами; организует проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

С учетом вышеназванных положений, суд находит несостоятельными доводы ответчика о невозможности возложения на ответчика обязанности по обустройству пандуса в связи с отсутствием в Перечне основных мероприятий государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя» такого вида работ, как капитальный ремонт многоквартирных домов с целью обеспечения доступности инвалидов и других малоподвижных групп населения к их жилью.

Принимая во внимание, что Департамент городского хозяйства города Севастополя определен Правительством Севастополя как ответственный исполнитель в сфере реализации мероприятий, в том числе по обеспечению доступности МКД для инвалидов и других маломобильных групп населения, ответчик является главным распорядителем бюджетных средств, ранее финансировал разработку проектно-сметной документации для обустройства пандуса, установленного по месту жительства истца, суд считает необходимым обязать Департамент городского хозяйства города Севастополя профинансировать расходы по устранению нарушений закона в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалида Скопова А.П. к месту проживания по <адрес>, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид.

В связи с тем, что в судебном заседании представитель ответчика ООО «Управляющая компания Гагаринского района-1», осуществляющей управление многоквартирным домом, в котором проживает истец Скопов А.П., сообщил суду о готовности ответчика осуществить монтаж пандуса при условии выделения денежных средств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности по обустройству стационарного пандуса в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, на ООО «Управляющая компания Гагаринского района - 1».

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -

РЕШИЛ:

Исковое заявление Прокурора Гагаринского района г. Севастополя в интересах Скопова Алексея Павловича к Департаменту городского хозяйства города Севастополя, ООО «Управляющая компания Гагаринского района – 1», третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя, Правительство города Севастополя, о понуждении к совершению определенных действий – удовлетворить.

Обязать Департамент городского хозяйства города Севастополя профинансировать расходы по устранению нарушений закона в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалида Скопова Алексея Павловича к месту проживания по <адрес>, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид.

Обязать ООО «Управляющая компания Гагаринского района – 1» на выделенные денежные средства обеспечить беспрепятственный доступ инвалида Скопова Алексея Павловича к месту проживания по <адрес>, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, посредством обустройства стационарного пандуса.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд города Севастополя.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 23.03.2020.

Председательствующий –

2-545/2020 ~ М-94/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Скопов Алексей Павлович
Прокурор Гагаринского района г. Севастополя
Ответчики
Департамент городского хозяйства города Севастополя
ООО "Управляющая компания Гагаринского раона - 1"
Другие
Правительство города Севастополя
Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Котешко Людмила Леонидовна
Дело на странице суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
09.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2020Передача материалов судье
15.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.02.2020Судебное заседание
20.02.2020Судебное заседание
16.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее