дело № 2-835/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Воронеж 15 марта 2019 г.
Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,
при секретаре Козловой А.С.,
с участием представителя истца Колесникова Е.М., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика Никейцевой Н.М. Чернышовой И.А., действующей на основании ордера,
третьего лица Рогозина Г.Г., представителя третьего лица Яковлева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Воронежской области к Кулагину Николаю Михайловичу, Мельниковой Валентине Алексеевне, Никейцевой Надежде Михайловне, Потатуевой Галине Васильевне, Тюниной Людмиле Николаевне, Прибыльской Ларисе Николаевне о признании недействительными решений, принятых общим собранием собственников жилых помещений, оформленных протоколом,
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция Воронежской области обратилась в суд с иском к Кулагину Н.М., Мельниковой В.А., Никейцевой Н.М., Потатуевой Г.В., Тюниной Л.Н. с требованиями признать недействительными решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> по вопросам 2, 3, 4 и оформленные протоколом № 1 изменения назначения помещений колясочных площадью 17,2 кв.м. и 4 кв.м. на служебные помещения, площадью 12,6 кв.м. – на склад, площадью 9,5 кв.м. на архив, мусорокамер №№ 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16 – на кладовые для детских колясок, мусорокамер №№ 4, 5, 12, 13 – на кладовые для инвентаря и включении в состав общего имущества входной группы после её организации) и оформленные протоколом № 1 общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 03.06.2016.
Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> № 1 от 03.06.2016 в части вопросов 2, 3, и 4 (в части изменения назначения колясочных площадью 17,2 кв.м. и 4 кв.м. на служебные помещения, площадью 12,6 кв.м. – на склад, площадью 9,5 кв.м. на архив, мусорокамер №№ 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16 – на кладовые для детских колясок, мусорокамер №№ 4, 5, 12, 13 – на кладовые для инвентаря и включении в состав общего имущества входной группы после её организации) и принятых по указанным вопросам решений, признать недействительным.
В обоснование заявленных требований указано, что протоколом от 03.06.2016 № 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> оформлены решения, в том числе по вопросу о проведении реконструкции помещения электрощитовой подъезда № 14 с организацией входной группы, по вопросу № 3 о проведении переустройства колясочных подъезда № 14 площадью 17,2 кв.м. и 4 кв.м. в служебные помещения, по вопросу № 4 о внесении изменений и дополнений в состав общего имущества многоквартирного дома: изменить назначение помещений колясочных площадью 17,2 кв.м. и 4 кв.м. на служебные помещения, площадью 12,6 кв.м. – на склад, площадью 9,5 кв.м. на архив, мусорокамер №№ 1,2,3,6,7,8,9,10,11,14,15,16 – на кладовые для детских колясок, мусорокамер №№ 4,5,12,13 – на кладовые для инвентаря, включить в состав общего имущества оборудование системы видеонаблюдения, почтовые ящики, ОДПУ электрической энергии, земельный участок и входную группу после её организации. Инициаторами проведения собрания в протоколе указаны ответчики. Согласно указанного протокола, решения по данным вопросам приняты соответственно 70,5%, 70,4% и 69,8% голосов собственников помещений в многоквартирном доме, участвующих в голосовании на собрании, при этом всего в собрании приняли участие собственники, обладающие 79,5 % голосов. Решения, оформленные вышеуказанным протоколом, предусматривают реконструкцию помещений общего пользования и изменение их функционального назначения, что невозможного без переустройства соответствующих инженерных систем (электрооборудования, мусоропровода), уменьшение при создании входной группы составных частей общего имущества (несущей стены многоквартирного дома, земельного участка придомовой территории). Указанные решения касаются прав и интересов всех собственников помещений в многоквартирном доме, соответственно, вышеуказанные действия в отношении общего имущества возможны только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме. Однако, как усматривается из протокола общего собрания от 03.06.2016 № 1, решения по всем вопросам приняты с согласия не более 60% собственников помещений. Собственники квартир в указанном многоквартирном доме обратились в органы государственной власти о несогласии с указанными решениями. Руководствуясь ст. 20 ЖК РФ, Государственная жилищная инспекция Воронежской области обратилась в суд с иском с указанными выше требованиями.
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 28.11.2018 года, вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве соответчика привлечена Прибыльская Лариса Николаевна.
Впоследствии истец заявленные исковые требования уточнил, просил признать недействительными решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> по вопросам 2, 3 4 и оформленные протоколом № 1 изменения назначения помещений колясочных площадью 17,2 кв.м. и 4 кв.м. на служебные помещения, площадью 12,6 кв.м. – на склад, площадью 9,5 кв.м. на архив, мусорокамер №№ 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16 – на кладовые для детский колясок, мусорокамер №№ 4, 5, 12, 13 – на кладовые для инвентаря и включении в состав общего имущества входной группы после её организации) и оформленные протоколом № 1 общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 03.06.2016.
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 27.02.2019 года производство по настоящему делу прекращено в части требований о признании недействительным протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> № 1 от 03.06.2016 в части вопросов 2, 3, и 4 (в части изменения назначения колясочных площадью 17,2 кв.м. и 4 кв.м. на служебные помещения, площадью 12,6 кв.м. – на склад, площадью 9,5 кв.м. на архив, мусорокамер №№ 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16 – на кладовые для детский колясок, мусорокамер №№ 4, 5, 12, 13 – на кладовые для инвентаря и включении в состав общего имущества входной группы после её организации) и принятых по указанным вопросам решений.
В судебном заседании представитель истца Государственной жилищной инспекции Воронежской области Колесников Е.М., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик Никейцева Н.М. и её представитель адвокат по ордеру Чернышева И.А. возражали против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Ответчики Кулаков Н.М., Мельникова В.А., Потатуева Г.В., Тюнина Л.Н., Прибыльская Л.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Третье лицо Рогозин Г.Г. и его представитель Яковлев С.А., допущенный к участию в деле по устному ходатайству, поддержали заявленные исковые требования Государственной жилищной инспекции Воронежской области.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В силу части 1 статьи 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 1, 4 ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушений обязательных требований, с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса.
Установлено, что управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>
Протоколом от 21.04.2009 года № 1 выбран способ управления многоквартирным домом, утвержден устав ТСЖ «Московский 133», выбрано правление и ревизионная комиссия.
Согласно ст. 144 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
В соответствии с ч. 1 ст. 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
Положения статей 45 - 48 настоящего Кодекса распространяются на порядок проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья, если иное не установлено настоящим разделом (ч. 1.1 ст. 146 ЖК РФ).
Правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют члены товарищества или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов членов товарищества (ч. 3 ст. 146 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, 03.06.2016 года было проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в форме очно-заочного голосования, инициаторами собрания указаны собственники квартиры (№) Кулагин Н.М., № 30 Мельникова В.А., № 284 Никейцева Н.М., № 232 Потатуева Г.В., № 1 Прибыльская Л.Н., № 179 Тюнина Л.Н., со следующей повесткой дня:
О выборах председателя, секретаря счетной комиссии;
О проведении реконструкции помещения электрощитовой подъезда № 14 МКД № 133 с организацией входной группы;
О проведении переустройства колясочных 14 подъезда МКД № 133 площадью 17,2 кв.м и 4 кв.м. в служебные помещения;
О внесении изменений и дополнений в состав общего имущества МКД № 133: изменение назначения помещений колясочных площадью 17,2 кв.м и 4 кв.м. в служебные помещения, площадью 12,6 кв.м. в склад, площадью 9,5 кв.м. в архив; мусорокамер №№ 1,2,36,7,8,9,10,11,14,15,16 в кладовые для детских колясок, мусорокамер №№ 4,5,12,13 в кладовые для инвентаря, включение в состав общего имущества оборудования системы видеонаблюдения, почтовых ящиков, ОДПУ электрической энергии, земельного участка и входной группы после ее организации;
О безвозмездном использовании помещений ОИ по назначению, определенному решением ОСС: электрощитовой, служебных помещений 14 подъезда для работников ТСЖ и членов правления ТСЖ, архива и склада – для нужд ТСЖ.
Об установке двери в проем на лестничной площадке 1-го этажа 14 подъезда;
Об освобождении жильцами чердачных помещений и служебного технического помещения № 349 от личных вещей в связи с незаконным использованием и предоставлении ключей правлению ТСЖ.
О взыскании задолженности за целевой сбор на видеонаблюдение;
Об устранении препятствий в пользовании обществом «СД-Дизайн» подвальным помещением, являющимся частью общего имущества МКД;
Об определении способа сбора ТКО в МКД: контейнерная площадка или мусоропровод.
По результатам голосования приняты решения по всем вопросам повестки дня, в том числе по вопросу № 2 решено: провести реконструкцию помещения электрощитовой подъезда № <адрес> с организацией входной группы в соответствии с заключением Управления главного архитектора от 26.03.2012 № 26. Полномочия по проведению реконструкции возложить на членов правления;
по вопросу № 3 решено: провести переустройство колясочных 14-го подъезда (№) площадью 17,2 кв.м. и 4 кв.м. в служебные помещения. Полномочия по проведению переустройства, заключению договоров на выполнение работ возложить на председателя правления;
по вопросу № 4 решено: внести изменения и дополнения в состав общего имущества (№): изменить назначение помещений колясочных площадью 17,2 кв.м. и 4 кв.м. на служебные помещения, площадью 12,6 кв.м. – на склад, площадью 9,5 кв.м. на архив, мусорокамер №№ 1,2,3,6,7,8,9,10,11,14,15,16 – на кладовые для детских колясок, мусорокамер №№4,5,12,13 – на кладовые для инвентаря; включить в состав общего имущества оборудование системы видеонаблюдения, почтовые ящики, ОДПУ электрической энергии, земельный участок и входную группу после ее организации. Полномочия по внесению изменений в техническую документацию возложить на председателя правления.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правила его главы 9.1 "Решения собраний" применяются к различным решениям гражданско-правового сообщества постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное (пункт 1 статьи 181.1).
Каких-либо специальных норм, закрепляющих основания признания решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оспоримым или ничтожным, Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит, что позволяет применять к ним положения главы 9.1 ГК Российской Федерации, в том числе следующие:
решение собрания недействительно по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) либо независимо от такого признания (ничтожное решение); недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно (пункт 1 статьи 181.3);
основаниями для признания судом недействительным решения собрания являются нарушения требований закона, в том числе существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; отсутствие полномочий у лица, выступавшего от имени участника собрания; нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 1 статьи 181.4); оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия (пункты 3 и 7 той же статьи);
ничтожным, если иное не предусмотрено законом, является решение собрания, которое противоречит основам правопорядка или нравственности либо принято: по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; при отсутствии необходимого кворума; по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания (статья 181.5).
В обоснование исковых требований истец ссылается на ничтожность оспариваемых решений общего собрания в связи с отсутствием кворума для их принятия, а именно согласия всех собственников многоквартирного дома. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Статьи 246 и 247 ГК РФ также предусматривают, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Однако суд не может согласиться с данными доводами по следующим основаниям.
Согласно ст. 36 ЖК РФ (в редакции, действующей на дату принятия решения общего собрания) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 ЖК РФ. Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Более подробно данное понятие раскрывается в Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
Из пояснений ответчика Н.М. Никейцевой следует, что под реконструкцией помещений электрощитовой подъезда (№) площадью 17,2 кв. метра и 4 кв. метра в служебные помещения понимается организация входной группы, с этой целью было получено заключение № 26 от 26.03.2012 года в Департаменте градостроительства и архитектуры УГА.
Согласно данному заключению нежилое помещение (колясочная и электрощитовая) расположено на первом этаже пятиэтажной части панельного дома (№). Представленным на рассмотрение проектом предусматривалось устройство дополнительного отдельного входа со стороны двора, существующая планировка оставалась без изменений. Требовалось проведение работ по демонтажу панели ограждения лоджии и пристройке входной лестницы, монтажу перил ограждения лестницы и входной площадки.
Из ответа директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16.12.2016 года следует, что демонтаж ненесущей ограждающей плиты лоджии с последующей установкой лестницы не является реконструкцией многоквартирного дома, поскольку не влечет за собой изменение параметров объекта капитального строительства, изложенных в пункте 14 ст. 1 ГрК РФ, а для принятия решения необходимо не менее двух третей голосов.
По вопросам 3 и 4 повестки дня общего собрания собственников также не требуется 100 % голосов собственников всех помещений.
Согласно ч. 3 ст.36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в МКД возможно с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. При этом во время реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещений должна присоединиться часть общего имущества (п.2 ст. 40 ЖК РФ).
В связи с тем, что присоединения части общего имущества не происходит, уменьшения общего имущества тоже не происходит при реконструкции и переустройстве колясочных (вопросы 2 и 3), суд полагает, что для принятия решений собственниками не требуется 100% голосов собственников всех помещений.
ТСЖ «Московский 133» фактически выступает от имени и в интересах собственников помещений многоквартирного дома, передачи общего имущества многоквартирного дома иным лицам не производится, на ТСЖ как на юридическое лицо оформление права собственности на какие-либо помещения также не происходит, они остаются в составе общего имущества многоквартирного дома.
ГЖИ Воронежской области ссылается на то, что ЖК РФ не предусмотрено принятие общим собранием собственников многоквартирного дома решения об изменении назначения помещения, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома любым большинством голосов. В связи с чем, ГЖИ Воронежской области делает вывод о том, что назначение помещения как функциональная предопределенность его использования в соответствии с проектным решением согласно требованиям ч. 1 ст. 247 ГК РФ может быть изменено только с согласия всех его собственников, т.е. 100% голосов.
С данными утверждениями суд не может согласиться.
В силу подп. "а" п. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме.
Между тем, определение функционального назначения того или иного помещения общего имущества нельзя отнести к осуществлению полномочий собственников, предусмотренных ст. 247 ГК РФ, поскольку использование помещений общего имущества по своей сути является управлением многоквартирным домом.
В соответствии с п.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать решение вопросов пользования указанным имуществом. Правомочия собственника при этом не ущемляются и не нарушаются.
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 01.11.2013 года (ФИО3), (ФИО4). (ФИО5). (ФИО1), (ФИО2) было отказано в иске к ТСЖ «Московский 133» о признании недействительными решений общих собраний собственников помещений многоквартирного дома <адрес> от 31.01.2013 года, проведенных в форме очного и заочного голосования.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 13.02.2014 года решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 01.11.2013 года оставлено без изменения.
Оспариваемые решения собрания были приняты, в том числе, по вопросам предоставления в безвозмездное пользование ТСЖ «Московский 133» объектов общего имущества собственников многоквартирного дома, необходимых для управления домом, а именно: 4 колясочных и электрощитовой 14-го подъезда, а также предоставления собственникам дома в пользование свободных мусорокамер (недействующих) для хранения детских колясок и велосипедов. При этом судебные инстанции пришли к выводу о том, что, поскольку ТСЖ является законным представителем собственников помещений в МКД, передачи общего имущества во владение и пользование третьих лиц принятыми решениями не произошло, т.к. ТСЖ фактически выступает от имени и в интересах собственников помещений дома.
Жилищным кодексом Российской Федерации срок для обращения органами государственного жилищного надзора в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, и о признании договора управления данным домом недействительным не определен, в связи с чем в соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ (аналогия закона) необходимо применять положения ч. 6 ст. 46 данного Кодекса.
Согласно ч. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований этого Кодекса, в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
На основании изложенного шестимесячный срок исковой давности для обращения органов государственного жилищного надзора в суд с заявлением об оспаривании решений общего собрания собственников подлежит исчислению с момента выявления в ходе проведенной государственным жилищным надзором проверки указанных нарушений (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2013 года).
На основании приказа ГЖИ Воронежской области от 27.02.2017 года была проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении ТСЖ «Московский 133». Задачами проверки являлись проверка соблюдения требований Жилищного кодекса РФ к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соблюдения требований Стандарта раскрытия информации, получение достоверных сведений об исполнении ТСЖ обязанностей по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, находящегося в управлении ТСЖ.
Пункт 13 приказа содержит перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, в том числе протоколы общего собрания членов ТСЖ за 2016 год, реестр членов ТСЖ «Московский 133» по состоянию на февраль 2017 года, решения собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Все документы, указанные в п. 13 приказа были запрошены в ТСЖ «Московский 133».
По запросу инспектора ГЖИ Воронежской области ТСЖ «Московский» были предоставлены, в том числе протокол общего собрания собственников от 03.06.2016 года № 1, список собственников помещений, сообщение о проведении общего собрания, заключение УГА от 26.03.2012 года № 26, решения собственников, ведомости результатов голосования собственников помещений дома <адрес>, протокол работы счетной комиссии общего собрания, информационный бюллетень об итогах общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Таким образом, суд полагает, что о наличии оспариваемого протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> № 1 от 03.06.2016 года инспекции стало известно в ходе проведения проверки, проводимой в период с 03 по 31 марта 2017 года.
С доводами представителя истца о том, что протоколы общих собраний собственников инспектором при проведении проверки не запрашивались, суд не может согласиться, поскольку они опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
С исковым заявлением в суд ГЖИ Воронежской области обратилось 15.10.2018 года, т.е. с пропуском предусмотренного законом срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Оценив представленные доказательства, доводы и возражения сторон спора, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования ГЖИ Воронежской области к Кулагину Николаю Михайловичу, Мельниковой Валентине Алексеевне, Никейцевой Надежде Михайловне, Потатуевой Галине Васильевне, Тюниной Людмиле Николаевне, Прибыльской Ларисе Николаевне о признании недействительными решений, принятых общим собранием собственников жилых помещений, оформленных протоколом от 03.06.2016 года № 1 не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Государственной жилищной инспекции Воронежской области к Кулагину Николаю Михайловичу, Мельниковой Валентине Алексеевне, Никейцевой Надежде Михайловне, Потатуевой Галине Васильевне, Тюниной Людмиле Николаевне, Прибыльской Ларисе Николаевне о признании недействительными решений, принятых общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> по вопросам 2, 3, 4 и оформленных протоколом № 1 изменения назначения помещений колясочных площадью 17,2 кв.м. и 4 кв.м. на служебные помещения, площадью 12,6 кв.м. – на склад, площадью 9,5 кв.м. на архив, мусорокамер №№ 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16 – на кладовые для детских колясок, мусорокамер №№ 4, 5, 12, 13 – на кладовые для инвентаря и включении в состав общего имущества входной группы после её организации) и оформленные протоколом № 1 общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 03.06.2016 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.
Судья: подпись Л.В. Анисимова
Мотивированное решение суда
изготовлено 20.03.2019 года.
дело № 2-835/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Воронеж 15 марта 2019 г.
Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,
при секретаре Козловой А.С.,
с участием представителя истца Колесникова Е.М., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика Никейцевой Н.М. Чернышовой И.А., действующей на основании ордера,
третьего лица Рогозина Г.Г., представителя третьего лица Яковлева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Воронежской области к Кулагину Николаю Михайловичу, Мельниковой Валентине Алексеевне, Никейцевой Надежде Михайловне, Потатуевой Галине Васильевне, Тюниной Людмиле Николаевне, Прибыльской Ларисе Николаевне о признании недействительными решений, принятых общим собранием собственников жилых помещений, оформленных протоколом,
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция Воронежской области обратилась в суд с иском к Кулагину Н.М., Мельниковой В.А., Никейцевой Н.М., Потатуевой Г.В., Тюниной Л.Н. с требованиями признать недействительными решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> по вопросам 2, 3, 4 и оформленные протоколом № 1 изменения назначения помещений колясочных площадью 17,2 кв.м. и 4 кв.м. на служебные помещения, площадью 12,6 кв.м. – на склад, площадью 9,5 кв.м. на архив, мусорокамер №№ 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16 – на кладовые для детских колясок, мусорокамер №№ 4, 5, 12, 13 – на кладовые для инвентаря и включении в состав общего имущества входной группы после её организации) и оформленные протоколом № 1 общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 03.06.2016.
Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> № 1 от 03.06.2016 в части вопросов 2, 3, и 4 (в части изменения назначения колясочных площадью 17,2 кв.м. и 4 кв.м. на служебные помещения, площадью 12,6 кв.м. – на склад, площадью 9,5 кв.м. на архив, мусорокамер №№ 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16 – на кладовые для детских колясок, мусорокамер №№ 4, 5, 12, 13 – на кладовые для инвентаря и включении в состав общего имущества входной группы после её организации) и принятых по указанным вопросам решений, признать недействительным.
В обоснование заявленных требований указано, что протоколом от 03.06.2016 № 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> оформлены решения, в том числе по вопросу о проведении реконструкции помещения электрощитовой подъезда № 14 с организацией входной группы, по вопросу № 3 о проведении переустройства колясочных подъезда № 14 площадью 17,2 кв.м. и 4 кв.м. в служебные помещения, по вопросу № 4 о внесении изменений и дополнений в состав общего имущества многоквартирного дома: изменить назначение помещений колясочных площадью 17,2 кв.м. и 4 кв.м. на служебные помещения, площадью 12,6 кв.м. – на склад, площадью 9,5 кв.м. на архив, мусорокамер №№ 1,2,3,6,7,8,9,10,11,14,15,16 – на кладовые для детских колясок, мусорокамер №№ 4,5,12,13 – на кладовые для инвентаря, включить в состав общего имущества оборудование системы видеонаблюдения, почтовые ящики, ОДПУ электрической энергии, земельный участок и входную группу после её организации. Инициаторами проведения собрания в протоколе указаны ответчики. Согласно указанного протокола, решения по данным вопросам приняты соответственно 70,5%, 70,4% и 69,8% голосов собственников помещений в многоквартирном доме, участвующих в голосовании на собрании, при этом всего в собрании приняли участие собственники, обладающие 79,5 % голосов. Решения, оформленные вышеуказанным протоколом, предусматривают реконструкцию помещений общего пользования и изменение их функционального назначения, что невозможного без переустройства соответствующих инженерных систем (электрооборудования, мусоропровода), уменьшение при создании входной группы составных частей общего имущества (несущей стены многоквартирного дома, земельного участка придомовой территории). Указанные решения касаются прав и интересов всех собственников помещений в многоквартирном доме, соответственно, вышеуказанные действия в отношении общего имущества возможны только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме. Однако, как усматривается из протокола общего собрания от 03.06.2016 № 1, решения по всем вопросам приняты с согласия не более 60% собственников помещений. Собственники квартир в указанном многоквартирном доме обратились в органы государственной власти о несогласии с указанными решениями. Руководствуясь ст. 20 ЖК РФ, Государственная жилищная инспекция Воронежской области обратилась в суд с иском с указанными выше требованиями.
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 28.11.2018 года, вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве соответчика привлечена Прибыльская Лариса Николаевна.
Впоследствии истец заявленные исковые требования уточнил, просил признать недействительными решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> по вопросам 2, 3 4 и оформленные протоколом № 1 изменения назначения помещений колясочных площадью 17,2 кв.м. и 4 кв.м. на служебные помещения, площадью 12,6 кв.м. – на склад, площадью 9,5 кв.м. на архив, мусорокамер №№ 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16 – на кладовые для детский колясок, мусорокамер №№ 4, 5, 12, 13 – на кладовые для инвентаря и включении в состав общего имущества входной группы после её организации) и оформленные протоколом № 1 общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 03.06.2016.
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 27.02.2019 года производство по настоящему делу прекращено в части требований о признании недействительным протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> № 1 от 03.06.2016 в части вопросов 2, 3, и 4 (в части изменения назначения колясочных площадью 17,2 кв.м. и 4 кв.м. на служебные помещения, площадью 12,6 кв.м. – на склад, площадью 9,5 кв.м. на архив, мусорокамер №№ 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16 – на кладовые для детский колясок, мусорокамер №№ 4, 5, 12, 13 – на кладовые для инвентаря и включении в состав общего имущества входной группы после её организации) и принятых по указанным вопросам решений.
В судебном заседании представитель истца Государственной жилищной инспекции Воронежской области Колесников Е.М., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик Никейцева Н.М. и её представитель адвокат по ордеру Чернышева И.А. возражали против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Ответчики Кулаков Н.М., Мельникова В.А., Потатуева Г.В., Тюнина Л.Н., Прибыльская Л.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Третье лицо Рогозин Г.Г. и его представитель Яковлев С.А., допущенный к участию в деле по устному ходатайству, поддержали заявленные исковые требования Государственной жилищной инспекции Воронежской области.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В силу части 1 статьи 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 1, 4 ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушений обязательных требований, с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса.
Установлено, что управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>
Протоколом от 21.04.2009 года № 1 выбран способ управления многоквартирным домом, утвержден устав ТСЖ «Московский 133», выбрано правление и ревизионная комиссия.
Согласно ст. 144 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
В соответствии с ч. 1 ст. 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
Положения статей 45 - 48 настоящего Кодекса распространяются на порядок проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья, если иное не установлено настоящим разделом (ч. 1.1 ст. 146 ЖК РФ).
Правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют члены товарищества или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов членов товарищества (ч. 3 ст. 146 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, 03.06.2016 года было проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в форме очно-заочного голосования, инициаторами собрания указаны собственники квартиры (№) Кулагин Н.М., № 30 Мельникова В.А., № 284 Никейцева Н.М., № 232 Потатуева Г.В., № 1 Прибыльская Л.Н., № 179 Тюнина Л.Н., со следующей повесткой дня:
О выборах председателя, секретаря счетной комиссии;
О проведении реконструкции помещения электрощитовой подъезда № 14 МКД № 133 с организацией входной группы;
О проведении переустройства колясочных 14 подъезда МКД № 133 площадью 17,2 кв.м и 4 кв.м. в служебные помещения;
О внесении изменений и дополнений в состав общего имущества МКД № 133: изменение назначения помещений колясочных площадью 17,2 кв.м и 4 кв.м. в служебные помещения, площадью 12,6 кв.м. в склад, площадью 9,5 кв.м. в архив; мусорокамер №№ 1,2,36,7,8,9,10,11,14,15,16 в кладовые для детских колясок, мусорокамер №№ 4,5,12,13 в кладовые для инвентаря, включение в состав общего имущества оборудования системы видеонаблюдения, почтовых ящиков, ОДПУ электрической энергии, земельного участка и входной группы после ее организации;
О безвозмездном использовании помещений ОИ по назначению, определенному решением ОСС: электрощитовой, служебных помещений 14 подъезда для работников ТСЖ и членов правления ТСЖ, архива и склада – для нужд ТСЖ.
Об установке двери в проем на лестничной площадке 1-го этажа 14 подъезда;
Об освобождении жильцами чердачных помещений и служебного технического помещения № 349 от личных вещей в связи с незаконным использованием и предоставлении ключей правлению ТСЖ.
О взыскании задолженности за целевой сбор на видеонаблюдение;
Об устранении препятствий в пользовании обществом «СД-Дизайн» подвальным помещением, являющимся частью общего имущества МКД;
Об определении способа сбора ТКО в МКД: контейнерная площадка или мусоропровод.
По результатам голосования приняты решения по всем вопросам повестки дня, в том числе по вопросу № 2 решено: провести реконструкцию помещения электрощитовой подъезда № <адрес> с организацией входной группы в соответствии с заключением Управления главного архитектора от 26.03.2012 № 26. Полномочия по проведению реконструкции возложить на членов правления;
по вопросу № 3 решено: провести переустройство колясочных 14-го подъезда (№) площадью 17,2 кв.м. и 4 кв.м. в служебные помещения. Полномочия по проведению переустройства, заключению договоров на выполнение работ возложить на председателя правления;
по вопросу № 4 решено: внести изменения и дополнения в состав общего имущества (№): изменить назначение помещений колясочных площадью 17,2 кв.м. и 4 кв.м. на служебные помещения, площадью 12,6 кв.м. – на склад, площадью 9,5 кв.м. на архив, мусорокамер №№ 1,2,3,6,7,8,9,10,11,14,15,16 – на кладовые для детских колясок, мусорокамер №№4,5,12,13 – на кладовые для инвентаря; включить в состав общего имущества оборудование системы видеонаблюдения, почтовые ящики, ОДПУ электрической энергии, земельный участок и входную группу после ее организации. Полномочия по внесению изменений в техническую документацию возложить на председателя правления.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правила его главы 9.1 "Решения собраний" применяются к различным решениям гражданско-правового сообщества постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное (пункт 1 статьи 181.1).
Каких-либо специальных норм, закрепляющих основания признания решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оспоримым или ничтожным, Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит, что позволяет применять к ним положения главы 9.1 ГК Российской Федерации, в том числе следующие:
решение собрания недействительно по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) либо независимо от такого признания (ничтожное решение); недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно (пункт 1 статьи 181.3);
основаниями для признания судом недействительным решения собрания являются нарушения требований закона, в том числе существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; отсутствие полномочий у лица, выступавшего от имени участника собрания; нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 1 статьи 181.4); оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия (пункты 3 и 7 той же статьи);
ничтожным, если иное не предусмотрено законом, является решение собрания, которое противоречит основам правопорядка или нравственности либо принято: по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; при отсутствии необходимого кворума; по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания (статья 181.5).
В обоснование исковых требований истец ссылается на ничтожность оспариваемых решений общего собрания в связи с отсутствием кворума для их принятия, а именно согласия всех собственников многоквартирного дома. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Статьи 246 и 247 ГК РФ также предусматривают, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Однако суд не может согласиться с данными доводами по следующим основаниям.
Согласно ст. 36 ЖК РФ (в редакции, действующей на дату принятия решения общего собрания) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 ЖК РФ. Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Более подробно данное понятие раскрывается в Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
Из пояснений ответчика Н.М. Никейцевой следует, что под реконструкцией помещений электрощитовой подъезда (№) площадью 17,2 кв. метра и 4 кв. метра в служебные помещения понимается организация входной группы, с этой целью было получено заключение № 26 от 26.03.2012 года в Департаменте градостроительства и архитектуры УГА.
Согласно данному заключению нежилое помещение (колясочная и электрощитовая) расположено на первом этаже пятиэтажной части панельного дома (№). Представленным на рассмотрение проектом предусматривалось устройство дополнительного отдельного входа со стороны двора, существующая планировка оставалась без изменений. Требовалось проведение работ по демонтажу панели ограждения лоджии и пристройке входной лестницы, монтажу перил ограждения лестницы и входной площадки.
Из ответа директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16.12.2016 года следует, что демонтаж ненесущей ограждающей плиты лоджии с последующей установкой лестницы не является реконструкцией многоквартирного дома, поскольку не влечет за собой изменение параметров объекта капитального строительства, изложенных в пункте 14 ст. 1 ГрК РФ, а для принятия решения необходимо не менее двух третей голосов.
По вопросам 3 и 4 повестки дня общего собрания собственников также не требуется 100 % голосов собственников всех помещений.
Согласно ч. 3 ст.36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в МКД возможно с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. При этом во время реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещений должна присоединиться часть общего имущества (п.2 ст. 40 ЖК РФ).
В связи с тем, что присоединения части общего имущества не происходит, уменьшения общего имущества тоже не происходит при реконструкции и переустройстве колясочных (вопросы 2 и 3), суд полагает, что для принятия решений собственниками не требуется 100% голосов собственников всех помещений.
ТСЖ «Московский 133» фактически выступает от имени и в интересах собственников помещений многоквартирного дома, передачи общего имущества многоквартирного дома иным лицам не производится, на ТСЖ как на юридическое лицо оформление права собственности на какие-либо помещения также не происходит, они остаются в составе общего имущества многоквартирного дома.
ГЖИ Воронежской области ссылается на то, что ЖК РФ не предусмотрено принятие общим собранием собственников многоквартирного дома решения об изменении назначения помещения, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома любым большинством голосов. В связи с чем, ГЖИ Воронежской области делает вывод о том, что назначение помещения как функциональная предопределенность его использования в соответствии с проектным решением согласно требованиям ч. 1 ст. 247 ГК РФ может быть изменено только с согласия всех его собственников, т.е. 100% голосов.
С данными утверждениями суд не может согласиться.
В силу подп. "а" п. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме.
Между тем, определение функционального назначения того или иного помещения общего имущества нельзя отнести к осуществлению полномочий собственников, предусмотренных ст. 247 ГК РФ, поскольку использование помещений общего имущества по своей сути является управлением многоквартирным домом.
В соответствии с п.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать решение вопросов пользования указанным имуществом. Правомочия собственника при этом не ущемляются и не нарушаются.
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 01.11.2013 года (ФИО3), (ФИО4). (ФИО5). (ФИО1), (ФИО2) было отказано в иске к ТСЖ «Московский 133» о признании недействительными решений общих собраний собственников помещений многоквартирного дома <адрес> от 31.01.2013 года, проведенных в форме очного и заочного голосования.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 13.02.2014 года решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 01.11.2013 года оставлено без изменения.
Оспариваемые решения собрания были приняты, в том числе, по вопросам предоставления в безвозмездное пользование ТСЖ «Московский 133» объектов общего имущества собственников многоквартирного дома, необходимых для управления домом, а именно: 4 колясочных и электрощитовой 14-го подъезда, а также предоставления собственникам дома в пользование свободных мусорокамер (недействующих) для хранения детских колясок и велосипедов. При этом судебные инстанции пришли к выводу о том, что, поскольку ТСЖ является законным представителем собственников помещений в МКД, передачи общего имущества во владение и пользование третьих лиц принятыми решениями не произошло, т.к. ТСЖ фактически выступает от имени и в интересах собственников помещений дома.
Жилищным кодексом Российской Федерации срок для обращения органами государственного жилищного надзора в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, и о признании договора управления данным домом недействительным не определен, в связи с чем в соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ (аналогия закона) необходимо применять положения ч. 6 ст. 46 данного Кодекса.
Согласно ч. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований этого Кодекса, в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
На основании изложенного шестимесячный срок исковой давности для обращения органов государственного жилищного надзора в суд с заявлением об оспаривании решений общего собрания собственников подлежит исчислению с момента выявления в ходе проведенной государственным жилищным надзором проверки указанных нарушений (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2013 года).
На основании приказа ГЖИ Воронежской области от 27.02.2017 года была проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении ТСЖ «Московский 133». Задачами проверки являлись проверка соблюдения требований Жилищного кодекса РФ к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соблюдения требований Стандарта раскрытия информации, получение достоверных сведений об исполнении ТСЖ обязанностей по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, находящегося в управлении ТСЖ.
Пункт 13 приказа содержит перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, в том числе протоколы общего собрания членов ТСЖ за 2016 год, реестр членов ТСЖ «Московский 133» по состоянию на февраль 2017 года, решения собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Все документы, указанные в п. 13 приказа были запрошены в ТСЖ «Московский 133».
По запросу инспектора ГЖИ Воронежской области ТСЖ «Московский» были предоставлены, в том числе протокол общего собрания собственников от 03.06.2016 года № 1, список собственников помещений, сообщение о проведении общего собрания, заключение УГА от 26.03.2012 года № 26, решения собственников, ведомости результатов голосования собственников помещений дома <адрес>, протокол работы счетной комиссии общего собрания, информационный бюллетень об итогах общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Таким образом, суд полагает, что о наличии оспариваемого протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> № 1 от 03.06.2016 года инспекции стало известно в ходе проведения проверки, проводимой в период с 03 по 31 марта 2017 года.
С доводами представителя истца о том, что протоколы общих собраний собственников инспектором при проведении проверки не запрашивались, суд не может согласиться, поскольку они опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
С исковым заявлением в суд ГЖИ Воронежской области обратилось 15.10.2018 года, т.е. с пропуском предусмотренного законом срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Оценив представленные доказательства, доводы и возражения сторон спора, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования ГЖИ Воронежской области к Кулагину Николаю Михайловичу, Мельниковой Валентине Алексеевне, Никейцевой Надежде Михайловне, Потатуевой Галине Васильевне, Тюниной Людмиле Николаевне, Прибыльской Ларисе Николаевне о признании недействительными решений, принятых общим собранием собственников жилых помещений, оформленных протоколом от 03.06.2016 года № 1 не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Государственной жилищной инспекции Воронежской области к Кулагину Николаю Михайловичу, Мельниковой Валентине Алексеевне, Никейцевой Надежде Михайловне, Потатуевой Галине Васильевне, Тюниной Людмиле Николаевне, Прибыльской Ларисе Николаевне о признании недействительными решений, принятых общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> по вопросам 2, 3, 4 и оформленных протоколом № 1 изменения назначения помещений колясочных площадью 17,2 кв.м. и 4 кв.м. на служебные помещения, площадью 12,6 кв.м. – на склад, площадью 9,5 кв.м. на архив, мусорокамер №№ 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16 – на кладовые для детских колясок, мусорокамер №№ 4, 5, 12, 13 – на кладовые для инвентаря и включении в состав общего имущества входной группы после её организации) и оформленные протоколом № 1 общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 03.06.2016 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.
Судья: подпись Л.В. Анисимова
Мотивированное решение суда
изготовлено 20.03.2019 года.