дело № 2-1056/17
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 апреля 2017 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Фофонова А.С.,
при секретаре Швыревой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рудова 1ИО к Администрации городского округа г. Воронеж о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
установил:
Рудов 1ИО. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Воронеж о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, как инвалид с детства, страдающий заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ №378 от 16.06.20116г.
В обосновании заявленных исковых требований ссылается на то, что он зарегистрирован проживает по адресу: <адрес> Состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, состоит в списке малоимущих граждан, а также включен в список граждан имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма. Однако ответчик свою обязанность по предоставлению жилого помещения и заключению договора социального найма до настоящего времени не исполнил.
Истец Рудов 1ИО. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца Рудова 1ИО. на основании устного ходатайства Сиволдает 2ИО. заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить, изложил правовые основания иска. Суду сообщил, согласно выписки, иного имущества в собственности Рудова 1ИО. не имеется.
Представитель ответчика Администрации городского округа г. Воронеж по доверенности Наливкина 3ИО. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, Суду пояснила, что в настоящее время реализация жилищных прав граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения по договорам социального найма, признанных малоимущими и имеющих право внеочередного предоставления жилых помещений, крайне затруднена. Данная ситуация связана с тем, что администрация г/о <адрес> испытывает острый дефицит свободных благоустроенных жилых помещений. В условиях интенсивной приватизации жилья гражданами поступление квартир вторичного фонда, освобождающихся за выселением граждан, крайне ограничено и не способно обеспечивать решение вопросов жилищного обеспечения граждан. Сроки реализации жилищных прав граждан, состоящих на учете и имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, обусловлены поступлением благоустроенных жилых помещений в муниципальный жилищный фонд, а также приведением жилых помещений повторного заселения в состояние, отвечающие санитарным и техническим требованиям. Кроме того, согласно служебного письма управления жилищных отношений администрации городского округа <адрес> впереди истца в списке внеочередников 31 семья, имеющих аналогичную льготу и право на внеочередное получение жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, которые также в настоящее время жилой площадью не обеспечены. Ранее суду представлены письменные возражения на иск (л.д. 12). При этом не оспаривала право истца Рудова 1ИО. на получение жилья во внеочередном порядке.
Представитель Управления жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора определением занесенным в протокол судебного заседания по доверенности Матвеева 4ИО. возражала против удовлетворения исковых требований истца, поддержала позицию стороны ответчика по делу.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, истец Рудов 1ИО. зарегистрирован и проживает по адрес: <адрес>
Постановлением Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. № истец составом семьи 4 человека (он, отец – ФИО5, мать – ФИО6, сестра – ФИО7), как малоимущие граждане поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма с даты подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со справкой ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» Рудову 1ИО. установлена третья группа инвалидности с детства бессрочно, страдает заболеванием, требующим обязательного диспансерного наблюдения, на него распространяется действие Приказа МЗ СССР №330 от 28.03.1983 г. и постановления Правительства РФ от 16.06.2006г. №378, Приказ МЗ России от 30.11.2012г. №991Н.
Заболевание Рудова 1ИО. входит в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. №378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире» и имеет право на внеочередное предоставление жилья.
Таким образом, заболевание Рудова 1ИО. входит в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. №378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире» и имеет право на внеочередное предоставление жилья. Кроме того, иного имущества в собственности Рудова 1ИО. не имеется, что подтверждается материалами дела.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации.
Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относятся, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация и содержание муниципального жилищного фонда. Для решения этих вопросов в собственности муниципального образования может находиться, в частности жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предоставляющих обязанность государства заботиться о благополучии граждан.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов.
Анализируя все имеющиеся доказательства в совокупности, суп приходит к выводу о том, что именно орган местного самоуправления обязан осуществить реализацию права Рудова 1ИО. по обеспечению его жилым помещением.
Таким образом, истец Рудов 1ИО. имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку признан малоимущим и нуждающимся, а с учетом наличия заболевания утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. №378 имеет право на его получение во внеочередном порядке.
Довод стороны ответчика, о том, что имеются иные граждане, которые стоят в очереди на получение жилья во внеочередном порядке ранее, не может быть судом принят во внимание как основание для отказа в иске, поскольку это противоречит нормам гражданского и жилищного законодательства. Само наличие нескольких лиц в сформированной ответчиком очереди на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения не должно влиять на права истца, так как само право реализации во внеочередном порядке не должно быть обусловлено правами иных лиц. Поэтому указанный довод ответчика не может служить основанием для отказа истцу в реализации его прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
В связи с чем, заявленные исковые требования к Администрации городского округа г. Воронеж о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.67, 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Рудова 1ИО о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Воронеж предоставить Рудову 1ИО благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте городского округа г. Воронежа.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья А.С. Фофонов
Изготовлено мотивированное решение: 14.04.2017 года
дело № 2-1056/17
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 апреля 2017 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Фофонова А.С.,
при секретаре Швыревой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рудова 1ИО к Администрации городского округа г. Воронеж о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
установил:
Рудов 1ИО. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Воронеж о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, как инвалид с детства, страдающий заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ №378 от 16.06.20116г.
В обосновании заявленных исковых требований ссылается на то, что он зарегистрирован проживает по адресу: <адрес> Состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, состоит в списке малоимущих граждан, а также включен в список граждан имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма. Однако ответчик свою обязанность по предоставлению жилого помещения и заключению договора социального найма до настоящего времени не исполнил.
Истец Рудов 1ИО. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца Рудова 1ИО. на основании устного ходатайства Сиволдает 2ИО. заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить, изложил правовые основания иска. Суду сообщил, согласно выписки, иного имущества в собственности Рудова 1ИО. не имеется.
Представитель ответчика Администрации городского округа г. Воронеж по доверенности Наливкина 3ИО. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, Суду пояснила, что в настоящее время реализация жилищных прав граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения по договорам социального найма, признанных малоимущими и имеющих право внеочередного предоставления жилых помещений, крайне затруднена. Данная ситуация связана с тем, что администрация г/о <адрес> испытывает острый дефицит свободных благоустроенных жилых помещений. В условиях интенсивной приватизации жилья гражданами поступление квартир вторичного фонда, освобождающихся за выселением граждан, крайне ограничено и не способно обеспечивать решение вопросов жилищного обеспечения граждан. Сроки реализации жилищных прав граждан, состоящих на учете и имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, обусловлены поступлением благоустроенных жилых помещений в муниципальный жилищный фонд, а также приведением жилых помещений повторного заселения в состояние, отвечающие санитарным и техническим требованиям. Кроме того, согласно служебного письма управления жилищных отношений администрации городского округа <адрес> впереди истца в списке внеочередников 31 семья, имеющих аналогичную льготу и право на внеочередное получение жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, которые также в настоящее время жилой площадью не обеспечены. Ранее суду представлены письменные возражения на иск (л.д. 12). При этом не оспаривала право истца Рудова 1ИО. на получение жилья во внеочередном порядке.
Представитель Управления жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора определением занесенным в протокол судебного заседания по доверенности Матвеева 4ИО. возражала против удовлетворения исковых требований истца, поддержала позицию стороны ответчика по делу.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, истец Рудов 1ИО. зарегистрирован и проживает по адрес: <адрес>
Постановлением Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. № истец составом семьи 4 человека (он, отец – ФИО5, мать – ФИО6, сестра – ФИО7), как малоимущие граждане поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма с даты подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со справкой ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» Рудову 1ИО. установлена третья группа инвалидности с детства бессрочно, страдает заболеванием, требующим обязательного диспансерного наблюдения, на него распространяется действие Приказа МЗ СССР №330 от 28.03.1983 г. и постановления Правительства РФ от 16.06.2006г. №378, Приказ МЗ России от 30.11.2012г. №991Н.
Заболевание Рудова 1ИО. входит в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. №378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире» и имеет право на внеочередное предоставление жилья.
Таким образом, заболевание Рудова 1ИО. входит в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. №378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире» и имеет право на внеочередное предоставление жилья. Кроме того, иного имущества в собственности Рудова 1ИО. не имеется, что подтверждается материалами дела.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации.
Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относятся, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация и содержание муниципального жилищного фонда. Для решения этих вопросов в собственности муниципального образования может находиться, в частности жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предоставляющих обязанность государства заботиться о благополучии граждан.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов.
Анализируя все имеющиеся доказательства в совокупности, суп приходит к выводу о том, что именно орган местного самоуправления обязан осуществить реализацию права Рудова 1ИО. по обеспечению его жилым помещением.
Таким образом, истец Рудов 1ИО. имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку признан малоимущим и нуждающимся, а с учетом наличия заболевания утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. №378 имеет право на его получение во внеочередном порядке.
Довод стороны ответчика, о том, что имеются иные граждане, которые стоят в очереди на получение жилья во внеочередном порядке ранее, не может быть судом принят во внимание как основание для отказа в иске, поскольку это противоречит нормам гражданского и жилищного законодательства. Само наличие нескольких лиц в сформированной ответчиком очереди на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения не должно влиять на права истца, так как само право реализации во внеочередном порядке не должно быть обусловлено правами иных лиц. Поэтому указанный довод ответчика не может служить основанием для отказа истцу в реализации его прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
В связи с чем, заявленные исковые требования к Администрации городского округа г. Воронеж о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.67, 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Рудова 1ИО о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Воронеж предоставить Рудову 1ИО благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте городского округа г. Воронежа.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья А.С. Фофонов
Изготовлено мотивированное решение: 14.04.2017 года