Дело №2-3624/2014 08 октября 2014 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Поликарповой С.В.
при секретаре Гуцал М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседаниигражданское дело по заявлению Богдановой Т. И. к мэрии города Архангельска о возложении обязанности обеспечить ребёнка местом в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении муниципального образования «Город Архангельск»,
установил:
Богданова Т. И. обратилась в суд с заявлением к мэрии города Архангельска о возложении обязанности обеспечить ребёнка Б, <Дата> года рождения, местом в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении муниципального образования «Город Архангельск».
В обоснование заявления указано, что в <Дата> Б был поставлен на учёт в Департаменте образования мэрии города Архангельска для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск». На момент обращения в суд место ребенку в муниципальном дошкольном образовательном учреждении муниципального образования «Город Архангельск» не выделено, что подтверждается ответом мэрии города Архангельска. Непредоставление заинтересованным лицом места в дошкольном образовательном учреждении, по мнению заявителя, нарушает положения частей 1, 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующих право каждого на образование, на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гарантирующей гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с заявленными требованиями.
В судебном заседании заявитель поддержала требования, представитель ответчика Плотникова С.В., действующая на основании доверенности от <Дата>, не признала требования. В обоснование возражений указала, что комплектование дошкольных образовательных учреждений проводится в соответствии с Правилами и уставами учреждений на начало учебного года. По мнению заинтересованного лица, из содержания текста Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что дошкольное образование не является обязательным. Вместе с тем указывает, что приналичии свободных мест допускается комплектование групп из числа детей, обладающих правом внеочередного или первоочередного приема в учреждение, в течение всего учебного года.В настоящее время в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Архангельска свободные места в детских садах для детей <***> рождения отсутствуют. Количество детей, зарегистрированных для дальнейшего определения в детский сад, составляет <***>. Предъявленные требования, по мнению представителя заинтересованного лица, нарушают положения части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Возложение на мэрию города Архангельска обязанности принять в дошкольное учреждение вне очереди ребенка заявителя повлечет необоснованный отказ в приеме детей, чьи родители обладают правом на внеочередной прием и первоочередной прием, что повлечет нарушение прав и свобод данных категорий граждан.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.
Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся в наличии дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
В силу положений ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации устанавливаются типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, к которым отнесены и дошкольные образовательные организации, то есть образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1014 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Приказ Минобрнауки России №1014), который регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В силу пункта 13 данного Приказа образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. В образовательной организации могут быть организованы также: группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Подпунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений.
В развитие норм указанного закона принято Постановление мэрии города Архангельска от 21.08.2013 № 554 «Об утверждении Порядка комплектования муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Город Архангельск», реализующих образовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении департамента образования мэрии города Архангельска» (далее по тексту - Порядок), первым пунктом которого установлено, что к
омплектование муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Город Архангельск», реализующих образовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении департамента образования мэрии города Архангельска, осуществляет департамент образования мэрии города Архангельска.Согласно пункту 2 данного Порядка в организации, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет. При этом решение о комплектовании организаций принимается комиссией по комплектованию муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Город Архангельск», реализующих образовательные программы дошкольного образования, действующей на основании положения, которое утверждается приказом директора департамента образования.Как усматривается из материалов гражданского дела, заявитель является матерью Б, <Дата> года рождения. В установленном законом порядке заявитель обращалась в мэрию города Архангельска с заявлением о предоставлении места сыну в дошкольном образовательном учреждении.
Сторонами по делу не оспаривается, что место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении муниципального образования «Город Архангельск» ребенку заявителя не предоставлено.
Частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) установлено, что гражданин вправе оспорить в суде бездействие органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, материалами гражданского дела подтверждается, что заинтересованным лицом обязанность по обеспечению ребенка заявителя местом в муниципальном бюджетном образовательном учреждении муниципального образовании «Город Архангельск» не исполнена, что свидетельствует о нарушении конституционного права ребенка на бесплатное дошкольное образование. Следовательно, заявленные Богдановой Т.И. требования подлежат удовлетворению.
Доводы заинтересованного лица, изложенные в отзыве, о том, что предоставление заявителю места в дошкольном учреждении нарушит права граждан, имеющих право на получение мест в детских учреждениях в первоочередном и внеочередном порядке, правового значения не имеют, поскольку орган местного самоуправления должен своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений. Вышеназванные нормативные акты гарантируют всем детям общедоступность бесплатного дошкольного образования в тех формах, которые выбраны их родителями, в связи с чем ссылки заинтересованного лица на наличие льготных категорий граждан несостоятельна и не освобождает мэрию города Архангельска от выполнения своих обязанностей в отношении каждого ребенка.
Помимо этого, суд считает необходимым в порядке части 1 статьи 258, статьи 206 ГПК РФ с учетом положений указанного Порядка возложить обязанность на мэрию города Архангельска предоставить Б, <Дата> года рождения, место в муниципальной образовательной организации муниципального образования «Город Архангельск», реализующей образовательные программы дошкольного образования, находящейся в ведении департамента образования мэрии города Архангельска, в срок до <Дата>.
Подпунктом 15 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ указано, что истцы при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка освобождаются от уплаты госпошлины. Это положение закона следует относить ко всем случаям защиты прав и законных интересов ребенка, в том числе и имущественных.
Руководствуясь статьями 194-198, статьей 206, частью 1 статьи 258 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Богдановой Т. И. к мэрии города Архангельска о возложении обязанности обеспечить ребёнка местом в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении муниципального образования «Город Архангельск» - удовлетворить.
Возложить обязанность на мэрию города Архангельска предоставить Б, <Дата> года рождения, место в муниципальной образовательной организации муниципального образования «Город Архангельск», реализующей образовательные программы дошкольного образования, находящейся в ведении департамента образования мэрии города Архангельска, в срок до <Дата>.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска.
Председательствующий С.В. Поликарпова