Дело № 2а-251/2021, УИД 13RS0015-01-2021-000399-93
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснослободск 17 июня 2021г.
Краснослободский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Симонова В.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Республике Мордовия к Лошкареву С. В. о взыскании недоимки по налоговым платежам и пени с ходатайством о восстановлении пропущенного срока для взыскания налоговых обязательств,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №7 по Республике Мордовия (далее – Межрайонная ИФНС №7 по Республике Мордовия) обратилась в суд с административным иском к Лошкареву С.В. (далее – административный истец) о взыскании недоимки по налоговым платежам и пени с ходатайством о восстановлении пропущенного срока для взыскания налоговых обязательств. В обоснование своих требований административный истец указал, что за административным ответчиком выявлена недоимка по транспортному налогу с физических лиц в размере 1070,68 руб., в том числе пени в размере 5,68 руб. Однако, в сроки, установленные законодательством, суммы налоговых платежей оплачены не были.
Административный истец просит суд взыскать с Лошкарева С.В. недоимку по транспортному налогу в размере 1076,36 рублей; восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления о взыскании задолженности по налоговым обязательствам, причиной пропуска срока для обращения в суд с административным исковым заявлением указан большой объем работы, частая смена сотрудников.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС №7 по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. В письменном заявлении начальник Межрайонной ИФНС №7 по Республике Мордовия Попов В.И. просит административное исковое заявление рассмотреть в отсутствие представителя инспекции, исковые требования по данному делу поддерживает.
Административный ответчик Лошкарев С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Поскольку явка указанных лиц не является обязательной, и не признана судом обязательной, то на основании части 2 статьи 140, части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ, без проведения устного разбирательства.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций прописаны в главе 32 КАС РФ.
Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3 части 2 статьи 48 НК РФ).
Исходя из положений части 2 статьи 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно части 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Лошкарев С.В. является плательщиком транспортного налога.
В связи с неуплатой Лошкаревым С.В. задолженности по транспортному налогу за 2015 г. к установленным в ранее направленных в его адрес уведомлениях сроков, налоговым органом заказным письмом в адрес ответчика было направлено требование об уплате налога №1101 от 18 декабря 2016 г.
С учетом вышеуказанных положений НК РФ, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании с Лошкарева С.В. недоимки по требованию №1101 от 18 декабря 2016 г. истек 20 августа 2020 г.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи административного искового заявления, предусмотренного частью первой статьи 286 КАС РФ, является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Административным истцом в административном иске заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока в связи с частой сменой сотрудников в обязанности которых входит взыскание недоимки, а также в связи с большим объемом работы.
В соответствии со статьей 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
Между тем, ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока, не содержит каких-либо уважительных причин, обосновывающих пропуск срока, к нему не приложены документы, подтверждающие уважительность этих причин.
При таких обстоятельствах, суд не может считать пропуск процессуального срока для подачи данного административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, уважительным, следовательно, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению.
Согласно части 5 статьи 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска, в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, установив, что причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд нельзя признать уважительными, суд вправе принять решение, не исследуя фактические обстоятельства административного дела, и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления о взыскании задолженности (недоимки) по страховым взносам, пени с ходатайством о восстановлении пропущенного срока для взыскания налоговых обязательств, следует отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Республике Мордовия к Лошкареву С. В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 год, пени и ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного иска оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцать дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, через Краснослободский районный суд Республики Мордовия.
Судья В.Ю. Симонов