Председательствующий – Раднаева З.Н. | Дело № 33-157 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 февраля 2016 года | г. Горно-Алтайск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Сарбашева В.Б.,
судей – Кокшаровой Е.А., Красиковой О.Е.,
при секретаре – Слабодчиковой А.И.,
с участием прокурора – Дедина А.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Управления образования администрации МО «<адрес>» ФИО3 на решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от <дата>, которым
исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 удовлетворены.
На муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» возложена обянность установить ФИО1 заработную плату без учета районного коэффициента в размере не ниже минимального размера оплаты труда начиная с июня 2015 года.
На муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» возложена обязанность выплатить недоначисленную заработную плату ФИО1 за июнь 2015 года в сумме <данные изъяты>, июль 2015 года – <данные изъяты>, август 2015 года – <данные изъяты> сентябрь 2015 года – <данные изъяты>, а всего в общей сумме <данные изъяты> с последующим вычетом из указанной суммы налога на доходы физических лиц в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
<адрес> в интересах ФИО1 обратился с требованием к МБДОУ детский сад «Солнышко» (далее также - Учреждение) об обязании установить заработную плату без учета районного коэффициента не ниже минимального размера оплаты труда, обязании ответчика выплатить недоначисленную заработную плату истцу за период с июня 2015 года по сентябрь 2015 года в сумме 2040 руб. 02 коп. в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Иск мотивирован тем, что ФИО1 работает рабочим по ремонту здания на в МБДОУ детский сад «Солнышко». За период работы ФИО1 с июня по сентябрь 2015 года истцу недоначислена и не выплачена заработная плата в размере <данные изъяты>. в нарушение действующего трудового законодательства.
Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, привлечено Управление образования администрации МО «<адрес>».
Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель ФИО3, указывая, что решение незаконно, так как судом сделан вывод без учета требований закона и ряда обстоятельств, имеющих значение для дела. Удовлетворяя требования о взыскании недоначисленной заработной платы, суд первой инстанции исходил из того, что МБДОУ детский сад «Солнышко» неправомерно производило начисление и выплату заработной платы с учетом районного коэффициента 1,4. Материалами дела подтверждено, что размер месячной заработной платы ФИО1с учетом компенсационных, стимулирующих и социальных выплат был не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, таким образом нарушений трудовых прав истцов при выплате заработной платы в указанный период не допущено. В обосновании жалобы ссылается на ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, ст. ст. 129, 133, 135, 146, 148 ТК РФ, Федеральный закон от <дата> №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Полагает, что данные нормы допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом размера оплаты труда (в данном случае с <дата> <данные изъяты>). Указывает, что доводы решения о том, что положения ст. ст. 129, 130, 133, 133.1, 146, 143, 421, 423 ТК РФ в той части в которой они позволяют включить районный коэффициент как компенсационную выплату в минимальный размер оплаты труда, нарушают конституционные права истцов, основано на системном толковании приведенных правовых норм. <адрес> относится к числу районов с особыми климатическими условиями. К районам Крайнего Севера отнесены только Кош-Агачский и <адрес>ы. Между тем, установленный районный коэффициент к заработной плате 1,4 не свидетельствует об отнесении <адрес> Республики Алтай к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, а также районам Севера. Для Республики Алтай законодательно установлен районный коэффициент 1,4, но порядок его применения для расчета заработной платы для местности с особыми климатическими условиями Правительством РФ не определен. На сегодняшний день такие законы не приняты, что ставит под сомнение неправомерность начисления заработной платы ФИО1 В жалобе также ссылается на ст. ст. 315, 316, 317 ТК РФ, Закон РФ от <дата> № «О государственных границах и компенсациях для лиц, работающих в проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Указ Президента от <дата> № «О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Республики Алтай».
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, заслушав прокурора ФИО6, возражавшего по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).
Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
В силу ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые должны быть разработаны работодателем в соответствии с нормами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В силу ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
По правовому смыслу указанных норм месячная заработная плата работника без включения в нее районного коэффициента должна быть не ниже минимального размера оплаты труда, а работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, должна выплачиваться в повышенном размере.
Согласно ст. 1 Федерального закона от <дата> № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с <дата> устанавливался минимальный размер оплаты труда в сумме 5965 рублей.
В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из содержания вышеприведенных положений закона следует вывод, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени, ему гарантирована выплата минимального размера оплаты труда независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. В связи с чем, соблюдение требований ст. ст. 146, 148 ТК РФ для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину минимального размера оплаты труда, а не включается в нее. Кроме того, в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлено запрета повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от <дата> №-В11-31 указано, что заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. Недопустимо установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности, но в различных климатических условиях.
Таким образом, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент.
Согласно ст. 317 ТК РФ, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных местностях.
Аналогичные положения содержатся и в ст. 11 Закона Российской Федерации от <дата> № «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Пунктом 3 Постановления Верховного ФИО2 РФ от <дата> № «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Из п. 7 Указа Президента РФ № от <дата> «О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Республики Алтай» следует, что с <дата> на территории Республики Алтай введен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,4, расходы по выплате которого возложены, в частности, на предприятия и организации.
Постановлением ФИО2 Министров Правительства Российской Федерации от <дата> № «О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Горный Алтай», в <адрес> утвержден районный коэффициент - 1,4.
<адрес>ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением ФИО2 от <дата> № только Кош-Агачский и <адрес>ы Республики Горный Алтай (Республики Алтай) отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
<адрес> расположена в сибирской части России, в соответствии с Указом Президента РФ от <дата> № входит в административное формирование Сибирский федеральный округ.
Учитывая нормативное отнесение Республики Алтай к числу регионов Сибирского федерального округа, коллегия судей отмечает, что <адрес> относится к числу районов с особыми климатическими условиями.
Между тем, установление районного коэффициента к заработной плате в размере 1,4 не свидетельствует об отнесении <адрес> Республики Алтай к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям, а также районам Севера.
Следовательно, на работников, проживающих и работающих на территории <адрес> Республики Алтай, не распространяются положения вышеуказанных правовых норм в части предоставления права на выплату процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В связи с изложенным, доводы жалобы представителя Управления образования Администрации МО «<адрес>» ФИО3 о правильном начислении заработной платы, поскольку районный коэффициент в размере 1,4 должен учитываться в составе МРОТ как компенсационная выплата и сверх его не начисляется, судебная коллегия не может принять во внимание, как не основанные на нормах материального права, регулирующих спорные отношения.
Судом первой инстанции установлено, что в спорный период ФИО1 работал в должности рабочего по ремонту здания и ему с учетом отработанного времени за июнь 2015 года была начислена заработная плата в сумме <данные изъяты>, за июль 2015 года – <данные изъяты>, за август 2015 года – <данные изъяты>, за сентябрь 2015 года – <данные изъяты>, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, в том числе районный коэффициент к заработной плате.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что размер начисленной заработной платы работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда в нормальных условиях труда, не должен быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с начислением на эту сумму районного коэффициента.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует приведенным правовым нормам и установленным по делу обстоятельствам.
Определяя размер, подлежащей к взысканию недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцу, суд исходил из того, что истцом отработаны все дни за указанный период, согласно представленного расчета заработной платы.
Произведенный судом первой инстанции расчет суммы недоначисленной и невыплаченной заработной платы ответчиками не оспорен и, по мнению судебной коллегии, является верным.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления образования администрации МО «<адрес>» ФИО3 – без удовлетворения.
Председательствующий судья | В.Б. Сарбашев |
Судьи | О.Е. Красикова |
Е.А. Кокшарова |