Решения по делу № 2-424/2018 (2-5065/2017;) ~ М-4980/2017 от 30.11.2017

Дело № 2-424/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 января 2018 года                         г.Пермь

Индустриальный районный суд Перми в составе:

председательствующего судьи Мехряковой Л.И.,

при секретаре Каменских Д.Э.,

с участием представителя истца Гр.К.М., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л. М., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю об освобождении от исполнительского сбора,

установил:

Правительство Пермского края (далее – Правительство, должник) обратилось в суд с иском к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю (далее – Межрайонный ОСП) Сахабетдиновой Л. М. (далее – судебный пристав-исполнитель) об освобождении от исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству -ИП об обязанности должника предоставить Шр.М.Е. (далее – взыскатель) благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда, благоустроенное применительно к условиям г. Березники Пермского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. на территории субъекта РФ Пермского края, в том месте, где его по его месту жительства, будет предоставлено жилое помещение.

В обоснование заявленных требований истец указал, что должник не смог исполнить решение суда в пятидневный срок, установленный судебным приставом–исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 25.07.2017г., поскольку процедура формирования специализированного жилищного фонда, а также строительство жилых домов и проведение конкурсных процедур носит объективно длительный характер. 09.08.2017г. должником в адрес судебного пристава-исполнителя направлена информация, с указанием причин невозможности исполнения решения суда. 21.09.2017г. определением Гайнского районного суда Пермскому краю Правительству предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 31.12.2017г. В целях скорейшего исполнения решения суда взыскателю предложено жилое помещение по адресу: <адрес> 22.09.2017г. взыскатель согласился на предлагаемое жилое помещение. 20.10.2017г. с взыскателем заключен договор найма жилого помещения по вышеуказанному адресу. 24.10.2017г. постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительное производство окончено, в виду фактического его исполнения. 17.08.2017г. постановлением судебного пристава-исполнителя взыскан исполнительский сбор. Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2017г., регистрация права государственной собственности на приобретаемые жилые помещения в многоквартирных строящихся домах по государственным контрактам 2014-2016гг. на территории г. Перми планировалось в сентябре-декабре 2017г. Государственный контракт на приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей заключен 10.11.2016г. на основании протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.10.2016г. Согласно техническому заданию, являющемуся неотъемлемой частью государственного контракта срок исполнения составлял до 01.04.2018г., однако застройщиком ООО «Торговый дом Пермского завода теплоизоляционных изделий» жилые помещения приобретаемые по гос. контракту переданы Министерству строительства ЖКХ Пермского края ранее установленного срока. 05.10.2017г. жилые помещения по адресу: <адрес> включены в специализированный жилищный фонд Пермского края на основании приказа Министерства строительства и архитектуры Пермского края

Таким образом, Правительство Пермского края надлежащим образом исполнило свои обязательства по предоставлению жилого помещения, вина должника в длительном неисполнении решения суда отсутствует, в связи с этим имеются основания для освобождения должника от исполнительского сбора (л.д. 2-4).

Представитель истца в судебном заседании доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме.

Ответчик – судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдинова Л.М., просил рассмотреть дело без ее участия (л.д.39)

Ответчик – Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю - представителя в суд не направил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства -ИП, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частями 1, 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В силу п. 75 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Из материалов дела следует, что на основании решения Гайнского районного суда Пермского края от 29.05.2017г. на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить Гр.М.Д. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м на территории субъекта Российской Федерации Пермского края, в том месте, где ему, по его месту жительства, будет предоставлено жилое помещение (исполнительное производство, л.д.5-8)

ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительских производств УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Правительства Пермского края (исполнительное производство, л.д.9-10).

Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе 5 дней. Копия постановления о возбуждения исполнительного производства Правительством получена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9 оборот).

В установленный законом срок исполнения исполнительного документа ДД.ММ.ГГГГ Правительством в адрес судебного пристава-исполнителя направлена информация, согласно которой исполнение данного требования невозможно в связи с отсутствием свободных специализированного жилого фонда в г. Перми. Также указывается, что Гр.М.Д. предложено осмотреть жилые помещения в г. Перми, включение которых в специализированный жилищный фонд Пермского края ожидается в декабре 2017г. Указанная информация с приложением: письма в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края № от 05.07.2017г. с перечнем жилых помещений, планируемых к приобретению и формированию специализированного жилищного фонда в 2017г. получено судебным приставом исполнителем ДД.ММ.ГГГГ (исполнительное производство, л.д.11-14).

В связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа,17.08.2017г. постановлением судебного пристава - исполнителя с Правительства взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. 00 коп. (л.д.7).

07.09.2017г. Правительство Пермского края обратилось с заявлением в Гайнский районный суд Пермского края об отсрочке исполнения решения суда от 29.05.2017 г. по делу до ДД.ММ.ГГГГ (исполнительное производство л.д.16-20).

21.09.2017г. определением Гайнского районного суда Пермского края предоставлена отсрочка исполнения решения Гайнского районного суда от 29.05.2017г. по гражданскому делу по иску прокурора интересах Гр.М.Д., обладающего статусом «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к <адрес>, Отделу по Гайнскому району ТУ МСР Пермского края по Коми-Пермяцкому округу о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях договор найма специализированного жилого помещения до устранения обстоятельств, затрудняющих исполнения судебного решения, а именно до 31.12.2017г. (л.д.10).

22.09.2017г. Гр.М.Д. выразил согласие на предоставление жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д.20).

19.10.2017г. приказом ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей–сирот специализированного жилищного фонда» дс Гр.М.Д. предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по адресу <адрес> сроком на пять лет (л.д.21-27).

24.10.2017г. исполнительное производство -ИП в отношении правительства Пермского края судебным приставом - исполнителем окончено, в связи с фактическим исполнением (л.д.28).

Суд, оценив относимости, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств приходит к выводу о том, что Правительством в рамках, возложенных на него полномочий, предприняты все необходимые меры, направленные на исполнение судебного акта, в частности, Правительством, не имеющим свободных помещений в специализированном жилищном фонде, велась работа по строительству жилых помещений для их предоставления взыскателю и другим детям - сиротам.

10.11.2016г. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края и ООО «Торговый дом «Пермского завода теплоизоляционных изделий» был заключен государственный контракт на приобретение жилых помещений в строящемся многоквартирном доме по адресу: <адрес> для формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, со сроком исполнения до 01.04.2018г. (л.д. 11-19).

05.10.2017г. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края жилые помещения в указанных многоквартирных домах включены в специализированный жилищный фонд Пермского края (л.д.29).

Суд учитывает, что для предоставления жилого помещения в рамках указанного порядка ответчик был обязан соблюсти установленную процедуру, сроки которой превышают установленный судебным приставом – исполнителем 5 - дневный срок.

Так из материалов дела следует, что в пределах 5-дневного срока, 09.08.2017г. Правительством Пермского края судебному приставу-исполнителю представлена информация об отсутствии свободного жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории Пермского края, которое могло бы быть предоставлено взыскателю, а также ввиду длительной процедуры формирования специализированного жилищного фонда, при этом бездействия ответчика при исполнении решения суда о предоставлении Гр.М.Д. жилого помещения не установлено.

Таким образом, должником предприняты все возможные меры для своевременного исполнения указанного решения суда по предоставлению взыскателю жилого помещения, нарушение срока исполнения решения суда, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, обусловлено объективными причинами, независящими от воли должника, суд учитывает, что фактически решение исполнено - 19.10.2017г. в течение срока, на который была предоставлена отсрочка Гайнским районным судом Пермского края (до 31.12.2017г.). В действиях истца в рассматриваемом случае отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований законодательства об исполнительном производстве, решение суда не исполняется по объективным причинам, не зависящим от воли должника

Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также с учетом того, что Правительство в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность.

На основании изложенного, оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает, что заявленные Правительством Пермского края требования об освобождении от исполнительского сбора в размере 50 000 руб. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., подлежащего взысканию в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:    п/п (Л.И. Мехрякова)

Копия верна, судья:            (Л.И. Мехрякова)

2-424/2018 (2-5065/2017;) ~ М-4980/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Правительство Перского края
Ответчики
судебный пристав исполнитель МО СП ИОП Сахабетдинова Л.М.
Другие
Мизев Дмитрий Сергеевич
Суд
Индустриальный районный суд г. Перми
Судья
Мехрякова Лариса Ивановна
Дело на странице суда
industry.perm.sudrf.ru
30.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.12.2017Передача материалов судье
01.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.01.2018Предварительное судебное заседание
16.01.2018Судебное заседание
17.01.2018Судебное заседание
22.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2018Дело оформлено
Решения

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее