Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1885/2022 ~ М-1468/2022 от 11.07.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 сентября 2022г. г. Тольятти

Ставропольский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Милованова И.А.,

с участием представителя административного истца Данилова С.Г.,

при секретаре судебного заседания Шебалиной Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1885/2022 по административному исковому заявлению Щербакова Алексея Владимировича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконными решений государственного регистратора о приостановлении государственной регистрации и возложении обязанности произвести государственную регистрацию,

УСТАНОВИЛ:

Щербаков Алексей Владимирович обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконными решений государственного регистратора о приостановлении государственной регистрации и возложении обязанности произвести государственную регистрацию, указав при этом следующее.

На основании договора купли-продажи от 12.01.2015г. административным истцом были приобретены в собственность следующие объекты недвижимого имущества: - одноэтажное здание зернохранилища с навесом площадью 623,6 кв.м, лит. А, расположенное по адресу: <адрес> (Объект ); - одноэтажное здание зернохранилища площадью 626,0 кв.м, лит. А, расположенное по адресу: <адрес> (Объект ).

Сведения об указанных объектах внесены в Единый государственный реестр недвижимости и им присвоены кадастровые номера 63:32:2309002:9988 и 63:32:2309002:9985 соответственно. 2 Указанный договор был заключен административным истцом с конкурсным управляющим ООО Агрофирмы «Волгарь» в результате проведенных открытых торгов – аукциона в электронной форме по продаже имущества ООО Агрофирмы «Волгарь» в порядке ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) № 127-ФЗ от 26.10.2002г. в рамках дела № А55-1991/2014.

Согласно данного договора стоимость отчуждаемого имущества составляет 500 000 рублей, сторонами определена рассрочка платежа. При этом, стороны договорились, что акт приема-передачи отчуждаемого имущества подписывается ими только после полной его оплаты. Административный истец полностью оплатил стоимость приобретенного по договору имущества, что подтверждается чек-ордерами: от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

После полной оплаты отчуждаемого имущества, а именно 09.02.2015г., сторонами договора был подписан акт приема-передачи.

27.05.2022г. административный истец обратился в орган регистрации прав с заявлениями о государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости. В качестве основания был представлен договор купли-продажи от 12.01.2015г. Кроме того, вместе с заявлением были также представлены акт приема-передачи от 09.02.2015г. и чек-ордеры, подтверждающие оплату приобретенного по договору имущества.

Однако, уведомлениями № и № от 03.06.2022г. орган регистрации прав сообщил о приостановлении государственной регистрации прав в отношении заявленных объектов.

Причиной, препятствующей осуществлению регистрационных действий на спорное имущество, по мнению органа регистрации прав, является отсутствие в ЕГРН сведений о регистрации права собственности ООО Агрофирмы «Волгарь» на объекты недвижимости, являющиеся предметом договора купли-продажи от 12.01.2015г. Возможность регистрации права собственности административного истца на приобретенные объекты административный ответчик усматривает исключительно после регистрации в отношении них права собственности ООО Агрофирмы «Волгарь».

С учетом изложенного, административный истец был вынужден обратиться за защитой своих нарушенных прав и охраняемых законом интересов в Ставропольский районный суд <адрес> с соответствующим административным исковым заявлением, в котором просит:

Признать незаконными решения Управления Росреестра по <адрес> о приостановлении государственной регистрации прав в отношении здания площадью 623,6 кв.м, с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, а также здания площадью 626,0 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, изложенные в уведомлениях от 03.06.2022г. № и №

Обязать Управление Росреестра по Самарской области зарегистрировать право собственности Щербакова Алексея Владимировича на здание площадью 623,6 кв.м, с кадастровым номером расположенное по адресу: <адрес>, а также здание площадью 626,0 кв.м с кадастровым номером расположенное по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 12.01.2015г.

Административный истец Щербаков А.В. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. При этом воспользовался своим правом, предусмотренным ст.54 КАС РФ.

Представитель административного истца Данилов С.Г. судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, представлен отзыв, согласно которого просил отказать в заявленных требованиях в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве.

Кроме того, в соответствии со статьями 14 и 16 ФЗ РФ от 22.12.2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения административного дела заблаговременно размещалась на интернет-сайте Ставропольского районного суда Самарской области.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание требования ч.2 ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, отсутствие оснований для отложения судебного разбирательства по делу, которое может повлечь за собой нарушение сроков его рассмотрения, предусмотренных процессуальным законодательством, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Оснований для отложения судебного разбирательства по делу, предусмотренных ч. ч. 1, 6 ст. 150, 152 КАС РФ, судом не установлено.

Выслушав доводы представителя административного истца, исследовав письменные возражения представителя административного ответчика, иные письменные материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, полагает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

В развитие закрепленной в ст. 46 Конституции РФ гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч. 1 ст. 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а ч.1 ст.218 КАС РФ определяет, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения ст. 46 Конституции РФ, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, (экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ юридически значимыми обстоятельствами по данной категории дел являются следующие:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

(Обязанность доказывания указанных обстоятельств в соответствии с ч.11 ст.226 КАС РФ возлагается на лицо, обратившееся в суд).

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

(Обязанность доказывания вышеперечисленных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Указанный срок административным истцом был соблюден, поскольку обжалуемые решения о приостановлении государственной регистрации прав согласно уведомлениям №КУВД-001/2022-21993173 и №КУВД-001/2022-21991268 вынесены 03.06.2022г., а настоящий административный иск предъявлен в суд 08.07.2022г. (л.д.5).

Правоотношения, связанные с юридическим признанием и подтверждением государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ осуществляется с применением ФЗ РФ от 13.07.2015г. №218-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О государственной регистрации недвижимости", процедура по предоставлению указанных услуг предусмотрена административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2017 г. №278.

В соответствии с ч.1 ст.14 ФЗ РФ от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с ч.1 ст.21 ФЗ РФ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Согласно ч.ч.1 и 3 ст.69 ФЗ РФ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Согласно ч.2 ст.209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с п.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно нормам статей 8.1, 131 ГК РФ, пункту 1 статьи 541 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации.

В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Согласно части 1 статьи 3 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Таким образом, законом предусмотрен внесудебный порядок возникновения права собственности на недвижимое имущество, приобретенное по гражданско-правовой сделки путем регистрации права в уполномоченных государственных органах.

В соответствии п.5 ч.1 ст.26 ФЗ РФ от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Судом установлено, что 27.05.2022г. Щербаков А.В. в лице представителя Данилова С.Г. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением об осуществлении государственной регистрации прав объекта недвижимости с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; заявлением об осуществлении государственной регистрации прав объекта недвижимости с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> (л.д.50-52).

В качестве правоустанавливающих документов на регистрацию был представлен договор купли-продажи недвижимого имущества от 12.01.2015г., согласно которому ООО «Агрофирма Волгарь» в лице конкурсного управляющего Мишенина С.А. продает, а Щербаков А.В. покупает здание – зернохранилище, расположенное по адресу: <адрес>; здание – зернохранилище, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.62), акт приема – передачи по договору купли – продажи от 12.01.2015г. (л.д.63), а также квитанции об оплате (л.д.64-66).

03.06.2022г. Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Комсомольского отдела Управления Росреестра по <адрес> в адрес истца направлены уведомления о приостановлении государственной регистрации прав № КУВД-001/2022-21991268/1 и №КУВД-001/2022-21991268/2, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует запись о регистрации права собственности ООО «Агрофирма «Волгарь» на заявленные объекты недвижимости (л.д.68-69).

Целью правовой экспертизы представленных на регистрацию документов является, в том числе проверка законности сделки с целью пресечения неправомерных действий, недопущения государственной регистрации прав, возникших без оснований, предусмотренных законодательством.

Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество. При проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.

Судом установлено, что общество Агрофирма «Волгарь» не осуществило процедуру государственной регистрации права собственности на спорное имущество, что административным истцом не оспаривалось, в связи с чем соответствующее право у данного лица не возникло.

В пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что на основании статей 58, 1110 и 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (статья 551 Гражданского кодекса Российской Федерации) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца.

При отсутствии наследников продавца либо при ликвидации продавца - юридического лица покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (главы 22 Кодекса административного судопроизводства) или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности.

В данном случае, судом установлено не только отсутствие продавца при осуществлении государственной регистрации, но и отсутствие права собственности продавца на объекты недвижимости. Таким образом, провести регистрацию права собственности не представляется возможным.

При этом лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности (пункт 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".

Исходя из этого принципа в статье 226 КАС РФ по данной категории административных дел на административного ответчика возложена обязанность доказывания обстоятельств, на которые он ссылается как на основания своих возражений относительно заявленных административным истцом требований.

Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области представило относимые и допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что уведомление о приостановлении государственной регистрации вынесено законно и обоснованно в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Уведомление о приостановлении государственной регистрации содержит в себе все основания для принятия оспариваемого истцом решения.

Таким образом, основываясь на обстоятельствах, установленных по делу, имеющихся в деле доказательствах, а также установив, что административным истцом действительно не представлено документов, свидетельствующих о наличии права собственности продаваемого имущества, суд приходит к выводу о предоставлении административным ответчиком достаточных доказательств, подтверждающих наличие законных оснований для приостановления государственной регистрации.

Оценив указанные выше обстоятельства в их совокупности и системной взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения о приостановлении государственной регистрации вынесены законно и обоснованно.

Кроме этого, сами по себе решения о приостановлении государственной регистрации прав собственности на вышеуказанные объекты недвижимости не нарушают прав истца на такую регистрацию в установленном законом порядке.

При этом, суд разъясняет административному истцу о возможности возобновления рассмотрения государственной регистрации после предоставления необходимых документов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 226, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Щербакова Алексея Владимировича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконными решений государственного регистратора о приостановлении государственной регистрации №КУВД-001/2022-21993173/2 от 03.06.2022г. в отношении здания площадью 623,6 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; № КУВД- от 03.06.2022г. в отношении здания площадью 626,0 кв.м с кадастровым номером 63:32:2309002:9985, расположенного по адресу: <адрес>, и возложении обязанности произвести государственную регистрацию – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной судчерез Ставропольский районный суд<адрес> в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья И.А. Милованов

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-1885/2022 ~ М-1468/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Щербаков А.В.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
Данилов С.Г.
Суд
Ставропольский районный суд Самарской области
Судья
Милованов И.А.
Дело на странице суда
stavropolsky--sam.sudrf.ru
11.07.2022Регистрация административного искового заявления
12.07.2022Передача материалов судье
14.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.08.2022Предварительное судебное заседание
24.08.2022Судебное заседание
01.09.2022Судебное заседание
14.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее