Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1890/2016 ~ М-929/2016 от 25.02.2016

Дело № 2-2890/16

строка № 53

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«21» марта 2016 года Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Михиной Н.А.,

при секретаре Сергеенко А.А.,

с участием:

представителя истца Овциновой Ю.А. по ордеру адвоката Долматова Д.П.,

представителя ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Борщевского К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овциновой ФИО7 к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления по договору социального найма, принятии решения о предоставлении благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления по договору социального найма,

установил:

Овцинова Ю.А. обратилась в суд с настоящим иском к Департаменту социальной защиты населения Воронежской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, о возложении обязанности на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области, ссылаясь на то, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её <данные изъяты> - ФИО3, являлась <данные изъяты> и умерла ДД.ММ.ГГГГ. Истец была принята на учёт Департаментом труда и социального развития в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма.

Поскольку истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет другого жилого помещения, в том числе, на праве собственности, была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но до настоящего времени ответчиками не исполнена обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Истец Овцинова Ю.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель истца по ордеру адвокат Долматов Д.П. иск поддержал, пояснил изложенное.

Представитель ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Борщевский К.В. иск не признал, представил письменные возражения на исковые требования, в которых указывает, что законодательством не предусмотрено внеочередное предоставление жилья по договорам найма специализированных жилых помещений, что подтверждается предоставлением лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам специализированных жилых помещений, ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до фактического обеспечения жилыми помещениями согласно п.6 ст. 97.10 Закона Воронежской области от 14.11.2008г. № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области». В списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Овцинова Ю.А. числится под номером и своими требованиями затрагивает интересы , принятых на учёт ранее истца (л.д. 24).

Ответчик Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области о слушании дела извещен надлежащим образом, его представитель в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, представлены письменные возражения (л.д.16-17).

Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

В соответствии с пп. 14.2 п. 2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Основания и порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 29.02.2012г. № 15-ФЗ) (далее – Закон).

На основании п. 1 ст. 8 Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7).

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9).

В силу Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ положения п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях) с 01.01.2013г. утратили силу, и с 01.01.2013г. введена ст. 109.1 ЖК РФ, согласно которой, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 4 ст. 21.1. Закона Воронежской области от 20.11.2007г. № 131-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Воронежской области» определено, что порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным правительством Воронежской области.

Приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10.04.2013г. № 1476/ОД в соответствии с Законом Воронежской области от 20.11.2007г. № 131-ОЗ утвержден Порядок принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет.

Этим же приказом отделу предоставления жилья отдельным категориям граждан департамента поручено обеспечить: принятие на учет указанной категории граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений; ведение учета, в том числе, ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее состоявших на учете и не реализовавших право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года, до фактического обеспечения их жилыми помещениями; ежегодное формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений и достигших возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, для обеспечения их жилыми помещениями в текущем году; взаимодействие с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области путем направления копий приказов департамента труда и социального развития Воронежской области о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений конкретным получателям жилья для заключенияс ними договоров найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п. 1.4. Порядка жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, по их заявлениям с указанием желаемого места предоставления жилого помещения, которое должно учитываться при наличии возможности (п. 1.7. Порядка).

Департамент труда и социального развития Воронежской области принимает решение в форме приказа о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, жилых помещений специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений (п. 2.2.3 Порядка).

В течение пяти рабочих дней со дня принятия приказов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, направляет копии приказов в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для заключения с ними договоров найма специализированных жилых помещений (п. 2.2.4 Порядка).

Согласно п. 5.3 Порядка, получатели жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области заключают с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области договор найма специализированного жилого помещения в течение 1 месяца с момента получения копии приказа Департамента о предоставлении жилого помещения.

Постановлением правительства Воронежской области от 23.12.2013г. № 1132 утверждено Положение о департаменте социальной защите Воронежской области, согласно которому департамент уполномочен правительством на определение порядка предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений названной категории граждан.

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от 22.03.2012г. № 509-О-О, от 25.02.2013г. № 192-О и др.).

Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не установлена очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан, а содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. Установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

Таким образом, реализация прав детей-сирот по предоставлению жилого помещения не поставлена в зависимость от очереди, которую занимает данное лицо в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Как следует из материалов дела истец Овцинова Ю.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается копиями свидетельства о рождении (л.д. 8), копией свидетельства о смерти (л.д. 9), справкой от ДД.ММ.ГГГГ. Отдела опеки и попечительства администрации Борисоглебского городского округа <адрес> (л.д. 11). Данный факт ответчиками не оспаривался.

В соответствии с приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области ДД.ММ.ГГГГ истец принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.1 0).

До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено; истец жилого помещения, находящегося в собственности не имеет; доказательств обратного суду не представлено.

Доводы ответчиков о том, что спорное помещение будет предоставлено истцу в порядке очередности, а поэтому в иске необходимо отказать, не принимаются судом во внимание, поскольку, обязанность по предоставлению жилого помещения не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

Доводы ответчиков о том, что удовлетворение иска фактически приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенных в сводный список ранее истца, судом не принимается во внимание, поскольку граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст. 9 ГК РФ).

Учитывая изложенное, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194., 198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении Овциновой ФИО8 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с Овциновой ФИО9 договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Михина Н.А.

Решение принято в окончательной форме 25.03.2016г.

Дело № 2-2890/16

строка № 53

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«21» марта 2016 года Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Михиной Н.А.,

при секретаре Сергеенко А.А.,

с участием:

представителя истца Овциновой Ю.А. по ордеру адвоката Долматова Д.П.,

представителя ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Борщевского К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овциновой ФИО7 к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления по договору социального найма, принятии решения о предоставлении благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления по договору социального найма,

установил:

Овцинова Ю.А. обратилась в суд с настоящим иском к Департаменту социальной защиты населения Воронежской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, о возложении обязанности на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области, ссылаясь на то, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её <данные изъяты> - ФИО3, являлась <данные изъяты> и умерла ДД.ММ.ГГГГ. Истец была принята на учёт Департаментом труда и социального развития в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма.

Поскольку истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет другого жилого помещения, в том числе, на праве собственности, была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но до настоящего времени ответчиками не исполнена обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Истец Овцинова Ю.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель истца по ордеру адвокат Долматов Д.П. иск поддержал, пояснил изложенное.

Представитель ответчика Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Борщевский К.В. иск не признал, представил письменные возражения на исковые требования, в которых указывает, что законодательством не предусмотрено внеочередное предоставление жилья по договорам найма специализированных жилых помещений, что подтверждается предоставлением лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам специализированных жилых помещений, ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до фактического обеспечения жилыми помещениями согласно п.6 ст. 97.10 Закона Воронежской области от 14.11.2008г. № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области». В списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Овцинова Ю.А. числится под номером и своими требованиями затрагивает интересы , принятых на учёт ранее истца (л.д. 24).

Ответчик Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области о слушании дела извещен надлежащим образом, его представитель в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, представлены письменные возражения (л.д.16-17).

Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

В соответствии с пп. 14.2 п. 2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Основания и порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 29.02.2012г. № 15-ФЗ) (далее – Закон).

На основании п. 1 ст. 8 Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7).

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9).

В силу Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ положения п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях) с 01.01.2013г. утратили силу, и с 01.01.2013г. введена ст. 109.1 ЖК РФ, согласно которой, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 4 ст. 21.1. Закона Воронежской области от 20.11.2007г. № 131-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Воронежской области» определено, что порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным правительством Воронежской области.

Приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 10.04.2013г. № 1476/ОД в соответствии с Законом Воронежской области от 20.11.2007г. № 131-ОЗ утвержден Порядок принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет.

Этим же приказом отделу предоставления жилья отдельным категориям граждан департамента поручено обеспечить: принятие на учет указанной категории граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений; ведение учета, в том числе, ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее состоявших на учете и не реализовавших право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года, до фактического обеспечения их жилыми помещениями; ежегодное формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений и достигших возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, для обеспечения их жилыми помещениями в текущем году; взаимодействие с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области путем направления копий приказов департамента труда и социального развития Воронежской области о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений конкретным получателям жилья для заключенияс ними договоров найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п. 1.4. Порядка жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, по их заявлениям с указанием желаемого места предоставления жилого помещения, которое должно учитываться при наличии возможности (п. 1.7. Порядка).

Департамент труда и социального развития Воронежской области принимает решение в форме приказа о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, жилых помещений специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений (п. 2.2.3 Порядка).

В течение пяти рабочих дней со дня принятия приказов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, направляет копии приказов в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для заключения с ними договоров найма специализированных жилых помещений (п. 2.2.4 Порядка).

Согласно п. 5.3 Порядка, получатели жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области заключают с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области договор найма специализированного жилого помещения в течение 1 месяца с момента получения копии приказа Департамента о предоставлении жилого помещения.

Постановлением правительства Воронежской области от 23.12.2013г. № 1132 утверждено Положение о департаменте социальной защите Воронежской области, согласно которому департамент уполномочен правительством на определение порядка предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений названной категории граждан.

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от 22.03.2012г. № 509-О-О, от 25.02.2013г. № 192-О и др.).

Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не установлена очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан, а содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. Установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

Таким образом, реализация прав детей-сирот по предоставлению жилого помещения не поставлена в зависимость от очереди, которую занимает данное лицо в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Как следует из материалов дела истец Овцинова Ю.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается копиями свидетельства о рождении (л.д. 8), копией свидетельства о смерти (л.д. 9), справкой от ДД.ММ.ГГГГ. Отдела опеки и попечительства администрации Борисоглебского городского округа <адрес> (л.д. 11). Данный факт ответчиками не оспаривался.

В соответствии с приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области ДД.ММ.ГГГГ истец принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.1 0).

До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено; истец жилого помещения, находящегося в собственности не имеет; доказательств обратного суду не представлено.

Доводы ответчиков о том, что спорное помещение будет предоставлено истцу в порядке очередности, а поэтому в иске необходимо отказать, не принимаются судом во внимание, поскольку, обязанность по предоставлению жилого помещения не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

Доводы ответчиков о том, что удовлетворение иска фактически приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенных в сводный список ранее истца, судом не принимается во внимание, поскольку граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст. 9 ГК РФ).

Учитывая изложенное, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194., 198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении Овциновой ФИО8 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с Овциновой ФИО9 договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Михина Н.А.

Решение принято в окончательной форме 25.03.2016г.

1версия для печати

2-1890/2016 ~ М-929/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Овцинова Юлия Алексеевна
Ответчики
ДИЗО ВО
Департамент соц.защиты ВО
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Михина Наталья Александровна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
25.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.02.2016Передача материалов судье
29.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2016Судебное заседание
25.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2016Дело оформлено
25.07.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее