<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 ноября 2018 года г. Екатеринбург
Екатеринбургский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в составе:
председательствующего – заместителя председателя суда Харечко В.А.,
при секретаре – Лукьяненко О.В.,
с участием истца – Мучкина Е.В., его представителя – Трофимова Е.Н., представителя ответчика – Никонова Д.А., рассмотрев гражданское дело, возбужденное по исковому заявлению военнослужащего <данные изъяты> Мучкина Евгения Владимировича к Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и данному Министерству о взыскании денежных средств в размере 1000 000 рублей в счет компенсации морального вреда, причиненного истцу в результате незаконного досрочного увольнения с военной службы,
УСТАНОВИЛ:
Истец проходил военную службу в должности <данные изъяты>. Приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) от 3 марта 2017 года № Мучкин был досрочно уволен с военной службы в запас и с 7 апреля 2017 года исключен из списков личного состава.
Решением Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 21 июня 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением Уральского окружного военного суда от 29 августа 2017 года и в тот же день вступившим в законную силу, действия должностных лиц, связанные с увольнением истца с военной службы и исключением из списков личного состава были признаны незаконными, а права истца восстановлены путем отмены приказов о досрочном увольнении и исключении из списков личного состава.
Как указывает истец в иске, незаконными действиями должностных лиц, связанными с его досрочным увольнением с военной службы и, как следствие, потерей работы, ему был причинен моральный вред, выразившийся, в частности, в переживаниях по поводу незаконного увольнения с военной службы, что сказалось на его состоянии здоровья. Кроме того, длительное время он вынужден был добиваться восстановления нарушенных прав, обращаться в военный суд.
На основании изложенного, Мучкин через своего доверенного представителя Трофимова просил суд:
- взыскать с Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице названного Министерства в пользу истца сумму компенсации морального вреда в размере 1 000000 рублей.
В судебном заседании Мучкин и его представитель Трофимов иск поддержали в полном объеме и просили его удовлетворить. Дополнительно пояснили, что решение суда в части отмены приказа о досрочном увольнении истца с военной службы было исполнено Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий только 19 октября 2018 года.
Представитель ответчика Никонов иск не признал, просил в его удовлетворении отказать. Поддержал представленный в суд отзыв на иск Мучкина, пояснив при этом, что истцом не представлено доказательств физических и нравственных страданий, понесенных в связи с незаконным увольнением с военной службы.
Выслушав мнение истца, его представителя и представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Вступившим в законную силу решением Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 21 июня 2017 года установлены следующие обстоятельства, в силу ст. 61 ГПК РФ, не подлежащие доказыванию и оспариванию. <данные изъяты> Мучкин действительно проходил военную службу по контракту в <данные изъяты>. Приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) от 3 марта 2017 года № Мучкин был досрочно уволен с военной службы в запас и приказом председателя ликвидационной комиссии ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 13.03.2017 № с 7 апреля 2017 года исключен из списков личного состава. При этом решением суда действия названных должностных лиц, связанные с досрочным увольнением и исключением из списков личного состава Мучкина были признаны незаконными, а его права восстановлены путем отмены приказов о досрочном увольнении и исключении истца из списков личного состава, возобновления воинских правоотношений и восстановлении его в статусе военнослужащего.
Апелляционным определением Уральского окружного военного суда от 29 августа 2017 года решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 21 июня 2017 года оставлено без изменения. Определением судьи Уральского окружного военного суда от 22 ноября 2017 года представителю начальника ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС по Свердловской области» отказано в передаче кассационной жалобы на вступившие в законную силу судебные решения для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Согласно выписке из приказа (по строевой части) начальника ГУ МЧС по Свердловской области от 31.10.2018 № решение суда в части отмены приказа о досрочном увольнении истца с военной службы было исполнено Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий только 19 октября 2018 года путем издания приказа №.
Таким образом, для суда представляется очевидным тот факт, что, безусловно, неправоверным и незаконным увольнением истца с военной службы ему причинен моральный вред (нравственные страдания), выразившиеся, в частности, в переживаниях по поводу незаконного прерывания его военной службы и утраты им статуса военнослужащего. Длительный промежуток времени Мучкин вынужден был добиваться восстановления нарушенных прав, в том числе путем обращения за судебной защитой своих прав в военный суд, и последовавшего длительного исполнения вступившего в законную силу решения суда должностным лицом.
Более того, исследованными в суде медицинскими документами Мучкина, включая заключение ВВК от 20.02.2017 №, выписной эпикриз № от 18.11.2017, копии рапортов от 14.12.2017, 19.02.2018, направление на госпитализацию от 30.03.2018, медицинские справки от 07.03.2018, 09.04.2018, 04.04.2018, 07.05.2018, 11.05.2018, 29.06.2018 подтверждается, что в период его незаконного увольнения с военной службы и дальнейшего восстановления нарушенных прав, в том числе путем судебных разбирательств, его состояние здоровья значительно ухудшилось.
В силу ст. 150 Гражданского кодекса РФ, достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" определено, что моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
При этом действующим в области воинских правоотношений законом, а именно, п. 2 ст. 23 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», прямо предусмотрено, что в случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения.
В соответствии с ч. 3 ст. 1099 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего возмещению истцу в силу закона, суд руководствуется ст.ст. 151, 1099, 1100 и 1101 ГК РФ, в соответствии с которыми, при определении размера компенсации морального вреда необходимо, помимо прочего, учитывать характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также требования разумности и справедливости.
С учетом степени нравственных переживаний истца, вызванных неправоверными действиями должностного лица – Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, связанными с незаконным прерыванием военной службы истца и утратой им статуса военнослужащего, вынужденного добиваться восстановления нарушенных прав, в том числе путем обращения за судебной защитой, а также фактов физических страданий, связанных с диагностированными после незаконного увольнения заболеваниями, в том числе неврологического профиля, военный суд считает разумным и справедливым определить размер компенсации морального вреда в сумме 15 000 рублей, которую полагает необходимым взыскать с ответчика – Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которым руководит должностное лицо, действия которого признаны судом незаконными.
В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно разъяснениям п. 21 постановления Пленума верховного Суда РФ от 21 января 2016 года N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ,) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда).
При таких обстоятельствах, в пользу Мучкина подлежит взысканию с Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий сумма уплаченной им государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 000 (░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>