Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сызрань 24 апреля 2012года
Судья Сызранского городского суда Самарской области Сорокина О.А.
при секретаре Зининой А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1273/12 по иску Зиновьевой А.Е. к Администрации г. Сызрани, Управлению по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г. Сызрани о включении в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья,
У с т а н о в и л:
Истица обратилась в суд с иском к ответчикам и просит включить ее в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья, ссылаясь на то, что решением Сызранского городского суда от **.**.**** г. она признана ребенком, оставшимся без попечения родителей. С **.**.**** г. она обучается в ГК технологический профиль оп профессии «портной» и с этого времени находится на полном государственном обеспечении. До 2010 г. за ней было закреплено жилье по адресу: ул. ХХХ **.**.**** г. решение о закреплении было отменено в связи с тем, что дом сгорел. Она проживала и проживает в общежитии, предоставленного колледжем по адресу: г. Сызрань, ул. ХХХ. При обращении в УВСМиД Администрации г.о. Сызрань получила отказ., так как она 1987 г.р., в связи с чем и обратилась в суд.
В судебном заседании Зиновьева А.Е. исковые требования поддержала, привела доводы, изложенные выше, уточнив, что просит обязать Администрацию г.о. Сызрань и Управление по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о. Сызрань включить ее в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья, дополнив, что дом, где она была закреплена сгорел еще в 2008 году по справке МЧС. С вопросом об отмене закрепления не обращалась, с письменным заявлением в УВСМиД Администрации г.о. Сызрань о включении ее в списки на получение жилья не обращалась, обращалась только с устным заявлением. В опеке ей говорили, что она имеет право включении в списки на жилье до 26 лет. До сих пор она является учащейся. С письмом обращалась к Президенту о включении в списки, но до сих пор ответа не поступило. В настоящее время жилья не имеет, в жилищный отдел для постановки на учет не обращалась. Закрепление за ней жилья было отменено в 2010 г., когда она уже достигла возраста 23 лет, до сих пор зарегистрирована в сгоревшем доме, считает, что пропуск срока обращения уважительным.
Представитель УВСМиД Администрации г.о. Сызрань в лице Новожениной Т.Ю. исковые требования поддержала, считает, что в судебном порядке есть возможность включения Зиновьевой А.Е. в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья, на момент происшествия пожара в 2008 г. Зиновьевой не было еще 23 лет, а отмена закрепления была произведена в 2010 г., уже после наступления ей 23 лет. На практике были случаи, что жилищный отдел отказывал в жилье, а квартиру дети-сироты получали через УВСМиД, а не через Администрацию, им на это выделяют деньги. Собственного жилья у Зиновьевой нет. До 2010 г. Зиновьева не могла встать на очередь, так как закрепление было еще не отменено.
В судебном заседании представитель жилищного отдела Администрации г.о. Сызрань в лице Остапенко Л.Е. против исковых требований возражала, в жилищный отдел истица не обращалась с заявлением о постановке на учет, нуждающейся в жилье не признана. Если бы Зиновьева собрала документы, то они бы поставили ее в общую очередь на получение жилья. До сих пор обращения Зиновьевой нет.
В судебном заседании представить Администрации г.о.Сызрань в лице Рудаевой Ю.М. против исковых требований возражала, Зиновьева на момент рассмотрения дела в суде уже достигла установленного возраста. Закрепление в настоящее время за Зиновьевой жилья отменено, нуждающейся в жилье не признана, на постановку в жилищный отдел Администрации г.о. Сызрани не обращалась. Уже на 2008 г. у Зиновьевой возникло право на постановку на учет, но так как закрепление было снято только в 2010 г., Зиновьева достигла уже возраста 23 лет, то основания включения ее в списки детей-сирот на данный момент отсутствуют.
Привлеченный в качестве 3-го лица Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание не явился, в своих возражениях просил рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Зиновьева А.Е. 07.09.1987 г.р., является лицом, оставшимся без попечения родителей по решению Сызранского городского суда №00 от **.**.**** г. Согласно постановления Администрации г.о. Сызрань №00 от **.**.**** г.
Зиновьева А.Е. содержится с данного времени на полном государственном обеспечении.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения: по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей-, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах: Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.06 года № 87-ГД (в редакции от 09.02.10№ 14-ГД) для указанной категории граждан - лиц из числа детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, норма предоставления жилой площади составляет 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жилья.
В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 ФЗ"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Частью 1 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы государственной власти субъектов РФ, за счет средств их бюджетов.
Частью 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.006 года № 27-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленных ст. 5 настоящего Закона.
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области гражданам.. . в соответствии с их письменного заявления может предоставляться социальная выплата. Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат гражданам... определяется Правительством Самарской области.
Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2005 года №152-ГД " Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ним жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
Согласно п. 1.2, 3.1, 3.3, 5.3 Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года №421 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.2006 года №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области".
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области детям-сиротам, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем предоставления им социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Формирование списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства, исходя из даты обращения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.
Органы местного самоуправления не позднее 15 февраля предоставляют в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом также установлено, что в соответствии с приложением № 8 к Закону Самарской области «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2112 годов» распределены субвенции на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, городскому округу Сызрань выделено 13055000 рублей. Согласно Постановлению № 3555 от 17.12.2009 г. Администрации городского округа Сызрани, распорядителем средств областного бюджета в сумме 13055328 рублей, предусмотренных на 2010 год на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, определена Администрации городского округа Сызрань. Уполномоченным органом, осуществляющим формирование списков и организацию обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено Управление по вопросам семьи, материнства и детства Администрации городского округа Сызрань.
Так же судом было установлено, что постановлением Администрации г.о. Сызрань №00 от **.**.**** г. за Зиновьевой А.Е. была закреплена квартира, жилой площадью 38,6 кв.м. по адресу: ул. ХХХ
**.**.**** г. в вышеуказанном доме произошел пожар, что подтверждается справкой ОГПН г.о. Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский ГУ МЧС России по Самарской области №00 от **.**.**** г. Согласно акта визуального обследования жилого помещения №00 от **.**.**** г. дом по адресу: г. Сызрань, ул. ХХХ не пригоден для проживания. На основании санитарно- апидемиологического заключения от **.**.**** г. №00 дом по адресу: г. Сызрань, ул. ХХХ не соответствует государственным санитарно-апидемиологическим правилам и нормативам.
Постановлением Администрации г.о. Сызрань №00 от 15.11.2010г. Постановление Главы Администрации г. Сызрани от **.**.**** г. №00 «О закреплении жилой площади по адресу: 966 км, Путевая будка №00 за несовершеннолетними Зиновьевыми» было отменено в связи с тем, что дом сгорел.
В настоящее время Зиновьева А.Е. проживает по адресу: г. Сызрань, ул. ХХХ, за ней недвижимость по данным ГУП СО «ЦТИ» не числится, что подтверждается справкой ГУП СО «ЦТИ» №00 от **.**.**** г., справкой ГБОУ СПО «Губернский колледж г. Сызрани» от **.**.**** г., уведомлением №00 от **.**.**** г.
Также установлено, что в жилищном отделе Администрации г.о. Сызрани Зиновьева не состоит.
На основании изложенного и с учетом все фактических обстоятельств, суд полагает, что требования Зиновьевой А.Е. о включении ее в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья подлежат удовлетворению, с учетом того, что на 2008 г., когда произошел пожар и дом стал непригодный для проживания Зиновьева не достигла еще возраста 23 лет и на тот момент она имела право на постановку на указанный учет, но так как закрепление за ней жилой площади было отменено лишь в 2010 г., т.е. после достижения установленного возраста 23 лет, следовательно до 15.11.2010 г. она не могла обратиться с заявлением о включении ее в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья, что явилось объективной причиной несвоевременного обращения Зиновьевой А.Е. для включения ее в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья.
Таким образом, Зиновьева А.Е. в настоящее время имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны Администрации городского округа Сызрань жилым помещением по договору социального найма не ниже социальных норм установленных ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.06 года № 87-ГД (в редакции от 09.02.10№ 14-ГД), однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, что нарушает ее право на жилище, гарантированное Конституцией РФ.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым так же обязать Администрацию г.о.Сызрани выделить Зиновьевой А.Е. денежные средства (за счет средств областного бюджета) для приобретения жилого помещения согласно действующему законодательству.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Зиновьевой А.Е. удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Сызрани включить Зиновьеву А.Е. в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья и предоставить Зиновьевой А.Е., **.**.**** г. рождения социальную выплату за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Самарской области, на приобретение жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Сорокина О.А.