Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1689/2017 ~ М-1441/2017 от 21.06.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    08.08.2017                             город Нижний Тагил

    Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Осиповой Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Горбуновой Г.В.,

с участием старшего помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области – Ватутиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1689/2017 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил», Управлению городским хозяйством администрации города Нижний Тагил о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области обратился в суд с иском к администрации МО «город Нижний Тагил», Управлению городским хозяйством администрации города Нижний Тагил, в котором просит: признать бездействие Администрации МО «город Нижний Тагил» по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на земельном участке южнее автодороги по <адрес>, и восточнее огороженного бетонным забором земельного участка по <адрес> в г. Н.Тагиле, незаконным; возложить на ответчиков обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ восстановить нарушенное состояние окружающей среды, приняв действенные меры к ликвидации несанкционированной свалки с координатами – широта <...> долгота <...>, на которой незаконно размещены отходы, расположенные на земельном участке южнее автодороги по <адрес>, и восточнее огороженного бетонным забором земельного участка по <адрес> в г. Н.Тагил, объем размещенных отходов IV класса опасности составляет не менее 10 куб. м. <адрес> захламленного земельного участка составляет не менее <...> кв. м.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Ленинского района г. Нижний Тагил проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в части сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории МО «город Нижний Тагил». При обследовании земельного участка южнее автодороги по <адрес>, и восточнее огороженного бетонным забором земельного участка по <адрес> в местности размерами примерно 25м с запада на восток на 15 метров с севера на юг располагается непосредственно на поверхности земли несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. При помощи GPS трекера на смартфоне и программного обеспечения определены географические координаты, по которым можно установить точное местонахождение свалки. Видовой состав отходов: отходы из жилищ несортированные (код 7 31 110 01 72 4) в соответствии с ФККО утвержденным Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, данный вид отходов имеет 4 класс опасности для окружающей среды; отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ФККО 8 90 000 01 72 4) в соответствии с ФККО данный вид отхода имеет IV класс опасности для окружающей среды. Общий объем размещенных отходов IV класса опасности на земельном участке составляет не менее 10 куб. м. Общая площадь захламленного земельного участка составляет не менее <...> кв. м. Согласно сведений общедоступной кадастровой карты свалка находится на земельном участке, чья принадлежность не определена, то есть на землях общего пользования, которые находятся в ведении администрации г. Н.Тагил. Таким образом, администрация МО «город Нижний Тагил» является ответственным за организацию сбора, вывоза и дальнейшую переработку (утилизацию) отходов несанкционированно размещенных на землях общего пользования на территории муниципального образования. В результате сброса отходов неустановленным лицами и бездействия органов местного самоуправления по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, располагающихся на землях городского округа, нарушаются экологические права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Старший помощник прокурора Ленинского района г. Н.Тагила Ватутина Е.В. в судебном заседании заявленные требования, основания и предмет иска, а также доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала, просила их удовлетворить.

Представители ответчиков - Администрации МО «город Нижний Тагил», Управления городским хозяйством администрации города Нижний Тагил извещены своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.

При таких обстоятельствах неявка представителей ответчиков судом признана неуважительной, и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителей ответчиков.

Заслушав прокурора и исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ), в связи с чем, экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).

Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (статья 1).

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

В ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Полномочия администрации города по участию в организации деятельности по ликвидации коммунальных отходов на территории городского поселения, закреплены п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вышеуказанной нормой закона на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории городского округа.

Абзацем 16 ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в редакции, действующей с 1 января 2016 года, регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления городского поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей.

В соответствии со ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 № 77-ОЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством осуществляют экологическое просвещение на территории Свердловской области в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе информируют население по вопросам обращения с такими отходами в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.

Органы местного самоуправления городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством обеспечивают организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

На территории муниципального образования «город Нижний Тагил» действуют Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Нижний Тагил, утвержденные постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 25.06.2013 № 1450. Согласно пункту 3 Правил организация работ по благоустройству территории города Нижний Тагил обеспечивается собственниками и (или) уполномоченными ими лицами, являющимися владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, если иное не установлено законодательством.

Земельный участок, на котором непосредственно находится несанкционированная свалка отходов производства и потребления, относится к землям общего пользования в границах территории муниципального образования «город Нижний Тагил». Данный земельный участок не предоставлен каким-либо субъектам в пользование, право распоряжения участком в соответствии с действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления муниципального образования «город Нижний Тагил».

В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. В силу примечания к указанному пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В силу п. 24 ст. 29 Устава город Нижний Тагил к полномочиям администрации г. Нижний Тагил относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Организация ликвидации несанкционированных свалок на территории МО г. Нижний Тагил на основании п. 19 ст. 3 Положения об Управлении городским хозяйством администрации г. Нижний Тагил возложена на отраслевой орган администрации города - управление городским хозяйством, являющемся юридическим лицом.

Постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 07.11.2014 N 2315-ПА (в ред. от 16.12.2016) утверждена муниципальная программа «Развитие и содержание объектов городского и коммунального хозяйства города Нижний Тагил до 2024 года».

Таким образом, органы местного самоуправления являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.

Как следует из материалов гражданского дела на территории муниципального образования «город Нижний Тагил» не организован надлежащим образом сбор, вывоз бытовых отходов, в результате чего отходы несанкционированно размещаются на территории муниципального образования.

Место несанкционированного размещения отходов, расположенное на земельном участке южнее автодороги по <адрес>, и восточнее огороженного бетонным забором земельного участка по <адрес> в г. Н.Тагил, с координатами – широта <...> долгота - <...>, оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду. При этом бездействие ответчика, который обязан принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

Исковые требования прокурора подтверждаются следующими доказательствами: актом о выявлении несанкционированного места сбора бытовых отходов от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицей к акту, на которой зафиксирована несанкционированная свалка отходов.

Нахождение свалки отходов является нарушением пунктов 1.1 и 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», в которых предусмотрено, что организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих правил. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

Генеральная схема санитарной очистки территории муниципального образования город Нижний Тагил до 2025 года утверждена постановлением Администрации города Нижний Тагил от 25.07.2011 № 1462 «Об утверждении Генеральной схемы санитарной очистки территории муниципального образования город Нижний Тагил до 2025 года» (размещена на официальном сайте города Нижний Тагил www.ntagil.org) и содержит меры местного уровня для улучшения экологической обстановки и предотвращения образования несанкционированных свалок.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

В исковом заявлении прокурором был предложен срок ликвидации несанкционированной свалки до ДД.ММ.ГГГГ.

Предложенный прокурором срок суд считает разумным.

При наличии к тому оснований ответчик не лишен возможности обратиться в суд в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением об отсрочке исполнения решения.

В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░ - <...>, ░░░░░░░ - <...>, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ IV ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 10 ░░░. ░., ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ <...> ░░.░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

    ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14.08.2017 (░░░░░░░░░░░).

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –                    ░.░. ░░░░░░░

2-1689/2017 ~ М-1441/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ленинского района города Н.Тагила
Ответчики
МО Администрация г. Н.Тагила Управление городским хозяйством администрации
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Осипова Н.Ю.
Дело на сайте суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
21.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2017Передача материалов судье
23.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2017Судебное заседание
14.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2018Дело оформлено
05.10.2018Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее