2-2921/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июля 2016 года г.Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Шиверской А.К.,
с участием представителей истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Кудрявцевой Е.Ю., действующей на основании доверенности от 14 сентября 2015 года сроком на три года (л.д. 84), Лысенко Т.А., действующей на основании доверенности от 30 апреля 2015 года сроком по 30 апреля 2017 года, Билаловой М.М., действующей на основании доверенности от 15 мая 2014 года сроком на три года (л.д. 108),
представителей ответчика ОАО «РУСАЛ Ачинск» Витюговой Н.А., действующей на основании доверенности от 24 марта 2015 года сроком по 25 февраля 2018 года (л.д. 87, л.д. 165-168), Сонина Д.А., действующего на основании доверенности от 08 октября 2015 года сроком до 01 сентября 2018 года (л.д. 88-95),
представителя ответчика ООО «Ачинский Цемент» Джугис О.В., действующей на основании доверенности от 11 января 2016 года сроком по 31 декабря 2016 года (л.д. 85),
при секретаре Кирилловой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к ОАО «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат», ООО «Ачинский Цемент», ООО «ДПМК Ачинская» о признании бездействия противоправным, возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к ОАО «РУСАЛ Ачинск», ООО «Ачинский Цемент», ООО «ДПМК Ачинская» о признании бездействия противоправным, возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства, мотивируя свои требования тем, что ответчики нарушают действующее санитарное законодательство как предприятия, оказывающие вредное воздействие на человека и благоприятную среду его обитания, взявшие на себя обязательства по организации санитарно-защитной зоны (СЗЗ). Оценка результатов маршрутных и подфакельных исследований загрязнения атмосферного воздуха в городских поселениях края показала, что за последние три года наибольшее количество нестандартных проб воздуха регистрируется в г.Ачинске и г.Красноярске. По факту нарушений санитарного законодательства ОАО «РУСАЛ Ачинск» был привлечен к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ постановлениями суда от 27 мая 2015 года и 07 декабря 2015 года, в том числе за нарушение требований п.5.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, выразившееся в том, что в определенной проектом санитарно-защитной зоне для предприятий Южной Промзоны размещаются садово-огородные участки «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», поселок «<данные изъяты>», мероприятия по выводу которых согласно проектному решению не реализованы, то есть ОАО «РУСАЛ Ачинск» не обеспечило выполнение работ по организации СЗЗ предприятия в соответствии с утвержденным проектом (санитарно-эпидемиологическое заключение от 25 ноября 2009 года № 24.49.31.000.Т.000919.11.09). Указанный проект санитарно-защитной зоны разработан и утвержден не только для ОАО «РУСАЛ Ачинск», но и для других предприятий, входящих в Южную Промзону г.Ачинска, соответственно выполнение работ по организации СЗЗ не выполнили и эти предприятия – ООО «Ачинский Цемент» и ООО «ДПМК Ачинская». Территория Южной Промзоны расположена на <адрес>, ближайшая жилая застройка расположена в <адрес>, в <адрес> расположены садово-огородные участки обществ «<данные изъяты>», «<данные изъяты>». В <адрес> расположены индивидуальные частные дома садового общества «<данные изъяты>», прилегающего к поселку «<данные изъяты>» Ачинского района. Предприятия ответчики расположены в границах одной промышленной площадки и включены в санитарную классификацию, для них определены ориентировочные размеры СЗЗ: основное производство ОАО «РУСАЛ Ачинск» - I класс – 1000 м, ООО «Ачинский Цемент» - II класс – 500 м, ООО «ДПМК Ачинская» - III класс – 300 м. Ведущим вредным фактором воздействия на среду обитания населения при эксплуатации производственных объектов ОАО «РУСАЛ Ачинск», ООО «Ачинский Цемент», ООО «ДПМК Ачинская» являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Основным источником загрязнения атмосферного воздуха среди ответчиком является ОАО «РУСАЛ Ачинск». В 2009 году ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» была разработана расчетная (предварительная) СЗЗ для предприятий Южной Промзоны г.Ачинска, на проект расчетной СЗЗ Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю выдано положительное санитарно-эпидемиологическое заключение. В границы СЗЗ вошли: поселок «<данные изъяты>», садово-огородные участки обществ «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», поселок <данные изъяты> тогда как требованиями п.5.1СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 запрещается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома в пределах санитарно-защитных зон предприятий. В этой связи руководством предприятий, входящих в состав Южной Промзоны г.Ачинска должны быть приняты меры по выносу за пределы СЗЗ жилых объектов, дачных и садово-огородных участков, либо обоснованному сокращению санитарно-защитной зоны. Согласно имеющемуся проекту ответчики в период 2010-2015 годов должны были исполнить взятые на себя обязательства по организации СЗЗ в отношении поселка «<данные изъяты>» и прилегающих садовых обществ «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», однако до настоящего времени каких-либо мер по организации СЗЗ вокруг промышленной площадки Южной Промзоны г.Ачинска и выполнению требований санитарного законодательства в части исключения нахождения в границах СЗЗ жилых зданий и дачных, садово-огородных участков не принято. Просит признать бездействие ответчиков, выраженное в неисполнении требований п.5.1СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха» противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, обязать ответчиков устранить имеющиеся нарушения санитарного законодательства в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, а именно устранить нарушения требований п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха» в части исключения размещения в санитарно-защитной зоне для предприятий Южной Промзоны г.Ачинска жилых домов поселка «<данные изъяты>» и прилегающих к нему садовых обществ «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>».
Впоследствии истец уточнил заявленные требования по п.2 искового заявления, просит обязать ответчиков устранить нарушения санитарного законодательства в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно устранить нарушение требований п.5.1СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха» в части исключения размещения в санитарно-защитной зоне для предприятий Южной Промзоны г.Ачинска жилых домов <адрес> и <адрес> и прилегающих к ним садовых обществ «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» (л.д. 172).
Представители истца Управления Роспотребнадзора заявленные исковые требования в уточненной редакции поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика ОАО «РУСАЛ Ачинск» в судебном заседании против иска возражали по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, согласно которого полагают, что заявленные требования являются необоснованными. Проект СЗЗ выполнен для ОАО «РУСАЛ Ачинск», ООО «Ачинский Цемент», ООО «<данные изъяты>» (в настоящее время ООО «<данные изъяты>»), ООО «<данные изъяты>», ООО «ДПМК «Ачинская», ГП КК «<данные изъяты>», <данные изъяты>», ЗАО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>». Площадь СЗЗ Южной промзоны г.Ачинска составляет <данные изъяты> Га. В соответствии с указанным проектом предусмотрен план мероприятий по созданию СЗЗ со сроком выполнения на период 2013-2020 годы, в частности, запланированы мероприятия по выносу жилых домов «<данные изъяты>» и садовых обществ со сроком выполнения до 2018-2020 годов. Кроме того, согласно решению Комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Красноярского края от 02 ноября 2015 года Правительству края совместно с Администрацией г.Ачинска и промышленным предприятиям города предложено провести работу по определению сроков и необходимых объемов благоустройства территории СЗЗ Южной Промзоны, выноса жилых домов поселка «<данные изъяты>» и поселка Мазуль, а также прилегающих к ним садовых обществ. Таким образом, данный вопрос находится в компетенции не только Общества, но и Правительства Красноярского края и Администрации г.Ачинска. Решение о строительстве Ачинского глиноземного комбината принято Постановлением Совета Министров СССР от 05 июля 1955 года, строительство велось с 1956 года. Земельные участки жилых домов поселка «10-й километр» изначально попали в санитарно-защитную зону Общества, что подтверждается картографическими материалами данной местности. Какими-либо полномочиями по распоряжению земельным участком под СЗЗ ОАО «РУСАЛ Ачинск» не наделено. Управлением Роспотребнадзора не конкретизировано каким способом ответчик должен исключить нахождение жилых домов на территории СЗЗ (л.д. 110-114).
Представитель ответчика ООО «Ачинский Цемент» также возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, содержащим доводы, аналогичные доводам ответчика ОАО «РУСАЛ Ачинск» (л.д. 210-213).
Представитель ответчика ООО «ДПМК Ачинская», будучи о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, ранее представил отзыв на исковое заявление, согласно которого на 01 июля 2016 года асфальтобетонный завод, расположенный в <адрес>, дробильно-сортировочный комплекс № и дробильно-сортировочный комплекс № на балансе у ООО «ДПМК Ачинская» не числятся (л.д. 80).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ возлагает обязанность на юридические лица выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных Постанволением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74, в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами, и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно п. 2.4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.
С 08 июня 2001 г. введены в действие Санитарные правила «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 мая 2001 г., которые направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации.
В судебном заседании установлено, что ООО «ФСЭБ плюс» составлено экспертное заключение по проекту санитарно-защитной зоны для предприятий Южгной Промзоны г.Ачинска от 10 июля 2009 года №, которым установлено, что целью проекта является установление размера СЗЗ для предприятий ОАО "РУСАЛ Ачинск", ООО «Ачинский цемент», ООО «<данные изъяты>», ОАО "<данные изъяты>", ООО «ДМПК «Ачинская», ГП КК <данные изъяты>», <данные изъяты>», ЗАО «<данные изъяты>», входящих в состав Южной промзоны г. Ачинска, предложения по её организации, включая отселение жителей. Территория Южной Промзоны расположена на <адрес> от территории расположены индивидуальные частные дома садового общества «<данные изъяты>», прилегающего к пос. «<данные изъяты>». При разработке проекта санитарно-защитной зоны были учтены перспективные показатели с учетом реализации проводимых работ по увеличению мощности предприятия ООО «Ачинский цемент» в период с 2008 по 2012 годы с одновременным проведением мероприятий воздухоохранного характера, а также проектируемой 4 карты (шламового поля). Непосредственно на территории промплощадки Ачинского глиноземного комбината находятся предприятия: ООО «Ачинский Цемент», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ЗАО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>». ООО «Ачинский Цемент» образовано на базе структурных подразделений ОАО «РУСАЛ Ачинск» без проведения реконструкции с использованием старых производственных мощностей и является его арендатором.
В соответствии с СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 предприятия, расположенные на промплощадке включены в санитарную классификацию и для них определены ориентировочные санитарно-защитные зоны: основное производство ОАО «РУСАЛ Ачинск» - I класс – 1000 м, ООО «Ачинский Цемент» - II класс – 500 м, ООО «ДПМК Ачинская» - III класс – 300 м.
В разделе 6 экспертного заключения указано, что на территории предлагаемой расчетной единой СЗЗ Южной Промзоны г.Ачинска находятся селитебные территории, а также территории с нормируемыми показателями качества среды обитания – садовыми обществами, что является нарушением требований п. 5.11СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В СЗЗ находятся два жилых поселка («<данные изъяты>» и <данные изъяты>) с прилегающими к ним садовыми обществами «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» и частично садовые участки садовых обществ «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» с юга, юго-запада от площадки АГК (л.д. 11-23).
Как следует из информации, предоставленной Администрацией г.Ачинска руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, в настоящее время в г.Ачинске название «<данные изъяты>» не существует, согласно адресному реестру, жилые дома, расположенные по данному наименованию, имеют адреса: <адрес> (л.д. 173).
Ранее Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обращалось в суд с требованиями к ОАО «РУСАЛ Ачинск» о понуждении выполнения требований п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 в части исключения нахождения в санитарно-защитной зоне ОАО «РУСАЛ Ачинск» селитебной территории – жилых домов поселка «10-й километр» и прилегающих к нему садовых обществ путем выплаты компенсаций владельцам жилых строений и садовых участков в размере 75 % об общейсуммы компенсации с последующим сносом селитебной застройки и садовых участков.
Решением Ачинского городского суда от 04 марта 2016 года в удовлетворении заявленных требований в указанной части отказано в связи с тем, что мероприятия по отселению жителей за пределы СЗЗ, в т.ч. выплата компенсации владельцам жилых домов и садовых участков с последующим их сносом, может быть произведена в случае необходимости и при наличии желания владельцев на получение этой компенсации, поскольку принудительное изъятие у собственника имущества возможно только в случаях, указанных в законе, тогда как ОАО «РУСАЛ Ачинск» в силу закона не наделено правом изъятия у граждан домов и земельных участков, а также правом на их снос, в связи с чем суд не установил наличия оснований для возложения на ответчика обязанности по выплате компенсации за находящиеся в СЗЗ жилые и дачные дома, садовые участки.
Решение вступило в законную силу 12 апреля 2016 года.
В ходе рассмотрения настоящего искового заявления сторона истца отказалась от уточнения исковых требований в части указания способа исполнения требований санитарного законодательства.
В тексте искового заявления истец указывает, что ответчиками должны быть приняты меры по надлежащей организации санитарно-защитной зоны, то есть по выносу за пределы зоны жилых объектов, дачных и садово-огородных участков либо обоснованному сокращению размеров СЗЗ.
Вынос за пределы зоны жилых объектов фактически означает проведение мероприятий по отселению жителей за пределы СЗЗ. Указанные требования, как указано выше, уже являлись предметом рассмотрения и в их удовлетворении отказано.
Относительно исключения нахождения жилой застройки в пределах санитарно-защитной зоны путем обоснованного сокращения размеров СЗЗ стороной истца каких-либо доказательств, подтверждающих возможность фактической реализации указанного способа не представлено.
Вместе с тем, из п.4.1 Проекта организации санитарно-защитной зоны для предприятий Южной промзоны г.Ачинска следует, что произведенный расчет рассеивания вредных веществ в атмосфере показывает достаточность принятого размер СЗЗ, этот расчет также показывает невозможность уменьшения величины СЗЗ (л.д. 124).
Согласно п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам; обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами.
Пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предусмотрено, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
В редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, действовавшей в период с 01 марта 2008 по 09 сентября 2010 года, пункт 1.2 предусматривал, что требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09 сентября 2010 года № 122 внесены изменения и дополнения к СанПин2.2.1/2.1.1.1200-03, из главы 1 пункта 1.2 абзаца первого «Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и других, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека» исключены слова «и действующих».
Таким образом, в настоящее время действует редакция п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» согласно которой требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Вместе с тем, стороной истца в ходе судебного разбирательства доказательств, подтверждающих, что ООО «РУСАЛ Ачинск», ООО «Ачинский Цемент» и ООО «ДПМК Ачинская» относятся к вновь строящимся либо реконструируемым промышленным объектам и на них распространяется действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03не представлено, тогда как из отзыва ответчика ОАО «РУСАЛ Ачинск» следует, что строительство предприятия начато в 1956 году, в ходе судебного разбирательства представители ответчика пояснили, строительство окончено в 1972 или 1973 году. Из представленного стороной истца заключения ООО «<данные изъяты>» следует, что ООО «Ачинский Цемент» образовано на базе структурных подразделений ОАО «РУСАЛ Ачинск» без проведения реконструкции с использованием старых производственных мощностей.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к ОАО «РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат», ООО «Ачинский Цемент», ООО «ДПМК Ачинская» о признании бездействия противоправным, возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья: Шиверская А.К.