Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июня 2014 года г. Минусинск
Минусинский городской суд в составе:
председательствующего: Сергеева Ю.С.
при секретаре: Чернюговой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Минусинска, ТСЖ «Вариант+М», ТСЖ «Комета» о понуждении совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Минусинский городской суд с иском к ТСЖ «Вариант+М» о понуждении ТСЖ в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, а также требованиями санитарных правил содержания территории населенных мест, утвержденных Министерством здравоохранения СССР от 05 августа 1988 года № 4690-88 в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести следующие действия: отвести и оборудовать на территории домов по <адрес> в <адрес> контейнерную площадку, предназначенную для сбора твердых бытовых отходов, а также вблизи данной площадки отвести специальную площадку для сбора крупногабаритного мусора; контейнерную площадку оборудовать специальным ограждением из металлической сетки, препятствующей разносу мусора за пределы площадки; установить на контейнерной площадке, контейнер КЗ-12, для сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора для домов по <адрес>
Прокурор также обратился в суд с иском к ТСЖ «Комета» о понуждении ТСЖ в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, а также требованиями санитарных правил содержания территории населенных мест, утвержденных Министерством здравоохранения СССР от 05 августа 1988 года № 4690-88 в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести следующие действия: отвести и оборудовать на территории домов по <адрес> в <адрес> контейнерную площадку, предназначенную для сбора твердых бытовых отходов, а также вблизи данной площадки отвести специальную площадку для сбора крупногабаритного мусора; контейнерную площадку оборудовать специальным ограждением из металлической сетки, препятствующей разносу мусора за пределы площадки; установить на контейнерной площадке, контейнер КЗ-12, для сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора для домов по <адрес>
Указанные гражданские дела определением суда от 30.12.2013 года соединены в одно производство (л.д. 75).
28 апреля 2014 года прокурор уточнил свои требования к ТСЖ и предъявил новые требования к администрации города Минусинска (л.д. 138, 139), просил суд обязать администрацию города Минусинска в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, а также требованиями СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 года № 4690-88 в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить и оборудовать на территории вблизи дома по <адрес>, <адрес> специальную площадку для сбора крупногабаритного мусора, а также на территории вблизи дома по <адрес>, <адрес> специальную площадку для сбора крупногабаритного мусора. Обязать ТСЖ «Вариант+М» и ТСЖ «Комета» обеспечить своевременную уборку специальных площадок для сбора крупногабаритного мусора и систематическое наблюдение за их санитарным состоянием.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что управление многоквартирными домами по <адрес>, <адрес> осуществляет ТСЖ «Вариант+М», а домами <адрес>, <адрес> управление осуществляет ТСЖ «Комета».
Указанными ТСЖ заключены договоры с МУП «Минусинское городское хозяйство» на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов.
Прокурор указывает в своих исках, что отходы регулярно вывозятся специализированной организацией.
Вместе с тем, как указал прокурор в своих исковых заявлениях, ТСЖ на придомовой территории многоквартирных домов не оборудованы контейнерные площадки, предназначенные для сбора ТБО.
Прокурор свои требования мотивирует тем, что согласно ч. 1.1. ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Согласно ст. 39 ЖК РФ Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.
Согласно п. 10 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем:
- соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
- безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
- соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Также согласно п. 1.8 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя санитарное содержание: а) уборка мест общего пользования; б) уборка мест придомовой территории; в) уход за зелеными насаждениями.
Согласно п. 3.7.1 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:
установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно п. 3.7.15. «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
Из перечисленных норм прокурор делает вывод, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного жилого дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Также прокурор обосновывает свои требования тем, что согласно п.п. 2.1.3, 2.2.11 СанПиН 42-128-4690-88 от 05.08.1988 «Санитарные правила содержания населенных пунктов» на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров по сбору твердых бытовых отходов.
Установленные прокурором нарушения, как указано в иске, ведут к ухудшению условий проживания граждан.
Свои требования прокурор уточнил (л.д. 138, 139) мотивируя изменение позиции по составу лиц привлеченных в деле тем, что придомовая территория не передавалась на обслуживание ТСЖ «Вариант+М» и ТСЖ «Комета», поэтому в силу ч. 2 ст. 13 и ч.3 ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 24 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», согласно которых организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
В судебном заседании заместитель прокурора Коптева Е.И. на требованиях настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Также суду пояснила, что обращений граждан <адрес> в прокуратуру <адрес> о том, что на территории, прилегающей к домам по <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес> имеется неубранный мусор, в том числе крупногабаритный нет, а также, что прокурор не располагает информацией о наличии во дворах указанных домов несанкционированных свалок.
Факт своевременного, ежедневного вывоза мусора, согласно заключенного договора с МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» специализированным автотранспортом, не влияет по мнению прокурора, на обязанность ответчиков по оборудованию специальных площадок.
В судебном заседании представитель ответчика администрации города Минусинска Ольховская Г.В. по доверенности суду пояснила, что требования понятны, администрация требования прокурора не признает в полном объеме и просит суд отказать в их удовлетворении. Свою позицию мотивировала тем, что согласно актам осмотра придомовой территории указанных домов по вопросу размещения указанных прокурором площадок для сбора крупногабаритных отходов установлено, что выделить и оборудовать такие площадки не представляется возможным. В суд представлен письменный отзыв на исковое заявление прокурора (л.д. 176-178). Кроме того, представитель администрации города Минусинска суду пояснила, что ранее были предприняты меры по установке контейнерных площадок в 6-ти дворах и после установки контейнеров, от жителей близлежащих домов поступали многочисленные жалобы на переполненные контейнеры, неприятный запах, особенно в жаркую погоду, разнос мусора ветром, бродячими собаками, наличие мышей, крыс, размещение площадок вблизи детских площадок. В результате контейнерные площадки были демонтированы.
В судебном заседании представитель ответчика администрации города Минусинска Зыков Е.В. по доверенности (л.д. 175) суду пояснил, что является начальником инспекции архитектурно-строительного надзора города Минусинска и считает требования прокурора удовлетворению не подлежат.
В судебном заседании представитель ТСЖ «Вариант+М» возражала против удовлетворения требований прокурора в полном объеме, просила суд отказать в иске, представила письменные возражения на исковое заявление (л.д. 27-29), в которых пояснила, что дома по <адрес>, <адрес> с момента ввода в эксплуатацию оборудованы мусоропроводными шахтами и контейнерами для сбора мусора. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было проведено собрание в форме заочного голосования, по результатам которого <данные изъяты> % собственников помещений проголосовали против оборудования площадки. Также представитель ТСЖ указала на то, что указанные площадки невозможно оборудовать во дворах дома, так как будет нарушено правило о 20-тиметровой зоне от жилых домов, детских игровых площадок, мест отдыха и занятия спортом людей, тем более с удобными подъездами для транспорта к этим площадкам.
Представитель ТСЖ «Комета» в суд не явился, о времени и месте судебного слушания был извещен надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствии (л.д. л.д. 151), что является основанием для рассмотрения дела в его отсутствии. В суд представлены возражения на исковое заявление (л.д. 114, 115, 152), в которых ТСЖ просит отказать прокурору в иске.
Представитель Роспотребнадзора по доверенности Радченко Е.С. (л.д. 60) в суд представила ходатайство, в котором указала, что санитарным законодательством не регламентируются требования к оборудованию площадок для сбора крупногабаритного мусора, так в п. 2.2.9. СанПиН 42-128-4690-88 указано, что удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю. При этом не указано, что для этого должна быть оборудована специальная площадка и кто должен удалять накопленные отходы.
Ранее Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю был представлен письменный отзыв на исковое заявление прокурора (л.д. 135-137), в котором указано на то, что в г. Минусинске сложилась отрицательная практика оборудования контейнерных площадок – после установки контейнеров, от жителей близлежащих домов поступали обращения на переполненные контейнеры, разнос мусора ветром, бродячими собаками, наличие грызунов, размещение площадок вблизи домов и детских площадок. В результате контейнерные площадки были демонтированы собственниками.
Выслушав явившихся участников процесса, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом достоверно установлено, что на дворовой территории жилых многоквартирных домов отсутствует какое-либо количество твердых и жидких бытовых отходов размещенных без соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и правил, действующих в РФ.
То есть судом установлено, на момент предъявления требований в суд прокурором на территории жилых домов по <адрес> <адрес>, <адрес>, <адрес> отсутствуют несанкционированные свалки твердых и жидких бытовых отходов.
Прокурор в ходе судебного заседания указанные обстоятельства признал, доказательств обратного суду не представил.
Отсутствие несанкционированных свалок во дворах указанных домов является следствием надлежащей работы так ТСЖ, обслуживающих указанные жилые дома, в части организации рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий, так и администрации города Минусинска, в соответствии с действиями которой было организовано Муниципальное унитарное предприятие г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство», функциями и задачами которого является сбор и вывоз отходов на полигон, для их утилизации (захоронения).
Организация указанной работы подтверждается материалами гражданского дела, так между ТСЖ «Вариант + М» и ТСЖ «Комета» с одной стороны и МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство» с другой стороны заключены договора на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на специализированном полигоне (л.д. 153-154, 165-174).
Также судом достоверно установлен факт того, что указанные отходы не складируются для временного хранения где-либо, так как благодаря наличию договорных отношений со специализированной организацией их вывоз производится ежедневно. Доказательств обратного, прокурором представлено в суд не было.
Согласно 1.2. Санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Суд приходит к выводу, что ответчиками разработана и исполняется именно такая система санитарной очистки, в результате которой достигается поставленные цели - рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразная утилизация бытовых отходов.
Прокурор не представил суду доказательств того, что в результате выделения и оборудования на территории вблизи домов специальных площадок для крупногабаритного мусора система санитарной очистки станет еще лучше.
Отсутствие захламления внутридомовых территорий указанных жилых домов и отсутствие несанкционированных свалок делает выделение и оборудование указанных площадок экономически нецелесообразным в данном конкретном случае, так как не направлено на решение каких-либо задач, требующих вмешательства надзорных органов, следовательно, требования прокурора заявлены в противоречие п. 1.2. Санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88.
Также суд установил, что схема вывоза отходов, при которой отходы вывозятся ежедневно, исключает необходимость их временного хранения сроком до 3-х суток в порядке п. 2.2.1.
Также суд приходит к выводу, что прокурор, обратившись в суд с данным иском, не учел положения п. 2.2.3. Санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, согласно которых площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Таким образом, Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88 предусматривают процедуру, в результате которой может быть после согласования с архитектором города и Санэпидемстанцией (Роспотребнадзор) определены места временного хранения отходов, либо комиссионно с обязательным составлением актов, которые утверждаются депутатами местных Советов.
Суду прокурором не представлено никаких сведений о размерах тех площадок, которые он просит суд обязать оборудовать ответчика, о конкретном месте их размещения, так в иске указано «…на территории вблизи дома…» (л.д. 138, 139), что может привести к произвольному исполнению исковых требований прокурора, сопровождающегося нарушением прав граждан или неисполнению решения суда вообще.
Представленные акты ответчиком (л.д. 179, 180), свидетельствуют о том, что представителем Роспотребнадзора, главным архитектором города Минусинск, собственниками помещений указанных домов, представителями ТСЖ установлено, что на территории домов невозможно установить контейнерную площадку для сбора крупногабаритных отходов и твердых бытовых отходов.
Также прокурор, предъявляя указанные требования, не учитывает то обстоятельство, что жилые дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> являются домами оборудованными мусоропроводами, в каждом подъезде имеется мусоросборочная камера (специализированное помещение), в которой находится контейнер для сбора мусора, рядом с указанной камерой имеется специальная бетонная площадка, к которой оборудован подъезд специальной мусороуборочной техники и с которой идет погрузка мусора (всех видов).
Для дома по адресу: <адрес>, необорудованного мусоропроводом, подлежат применению правила, предусмотренные в п. 3.7.8. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, согласно которых сбор твердых бытовых отходов в неканализированных домовладениях следует производить отдельно в малые (металлические) емкости, которые должны выноситься жильцами в установленное время к месту остановки мусоровоза.
Также заслуживают внимания доводы стороны ответчика о том, что появление в указанных дворах площадок и контейнеров приведет к стихийному их наполнению мусором и не только крупногабаритным, но и бытовым и жидкими отходами, то есть, не взирая на назначение указанных площадок и контейнеров, площадки превратятся в свалки, так как мусор будут приносить жители не указанных домов, которым проще его выбросить не выходя их подъезда посредством мусоропровода, а жители соседних домов, не оборудованных мусоропроводом.
Наличие и перспектива указанной ситуации объективно подтверждается представленными ответчиком материалами по установке подобных контейнеров в г. Минусинске (л.д. 181-185).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что само по себе формальное неисполнение установленного нормами СанПиН и Правилами Госстроя России порядка (способа) сбора и вывоза отходов, при осуществлении сбора и вывоза отходов иным способом, не запрещенным Законом не порождает возложение обязанности без наличия существенного нарушения прав кого-либо или угрозы такого нарушения.
Оценивая заявленные прокурором требования к администрации города Минусинска о выделении и оборудовании на территории вблизи домов по указанным адресам специальной площадки для сбора крупногабаритного мусора суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для их удовлетворения, так как прокурор слишком широко трактует положения ч. 2 ст. 13 и ч.3 ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 24 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», согласно которых организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и организация сбора, вывоза, утилизация и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.
Суд приходит к выводу о том, что приведенные нормы выполнены органами местного самоуправления – администрацией города Минусинска, так как в городе имеется специализированный полигон для утилизации отходов и учреждена специализированная организация – МУП г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство», которая и осуществляет сбор, вывоз и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на специализированном полигоне.
Обязанность по установке на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов Законом возложена на организации по обслуживанию жилищного фонда, в частности п. 3.7.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170.
Администрация города Минусинска не является организацией по обслуживанию жилищного фонда, поэтому возложение такой обязанности на неё не основано на Законе.
Также судом установлено, что за жилыми домами официально не была закреплена территория (л.д. 69, 130), а суду представлены лишь проекты схем (л.д. 30, 32, 132, 133), и у ТСЖ отсутствует обслуживаемая территория, что подтверждается ответом как МКУ «ЗиГ», главным архитектором города, а также пояснениями представителя администрации города Минусинска, при этом какого-либо виновного бездействия администрации города Минусинска нет, так как порядок закрепления такой территории регламентирован ЗК РФ, ЖК РФ и не связан с волей администрации города Минусинска как органа местного самоуправления.
Оценивая требования прокурора к ТСЖ об обеспечении своевременной уборки специальных площадок для сбора крупногабаритного мусора и систематическое наблюдение за их санитарным состоянием суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для их удовлетворения, так как оснований полагать, что данный ответчик в случае установки при необходимости специальных площадок будет нарушать Закон у суда не имеется, прокурор таких доказательств суду не представил.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Минусинска о выделении и оборудовании на территории вблизи домов по указанным адресам специальной площадки для сбора крупногабаритного мусора и о понуждении ТСЖ «Вариант+М», ТСЖ «Комета» обеспечить своевременную уборку специальной площадки для сбора крупногабаритного мусора и систематическое наблюдение за её санитарным состоянием – ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения суда.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения суда изготовлен 30.06.2014 года