Гр. дело № 2-1077/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ
Чеховский городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Варенышевой М.Н.
с участием прокурора ФИО10
при секретаре судебного заседания ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Совета депутатов <адрес> по одномандатному избирательному округу № ФИО3 к Избирательной комиссии <адрес> муниципального района <адрес> и зарегистрированному кандидату в депутаты Совета депутатов <адрес> по одномандатному избирательному округу № ФИО2 о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии <адрес> муниципального района <адрес> № 12/3.2-13.2 от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Совета депутатов <адрес> муниципального района <адрес> по одномандатному избирательному округу № на досрочных выборах депутатов Совета депутатов <адрес> муниципального района <адрес> назначенных на ДД.ММ.ГГГГ»,
У С Т А Н О В И Л:
Зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов <адрес> по одномандатному избирательному округу № ФИО3 обратился в суд с заявлением к Избирательной комиссии <адрес> муниципального района <адрес> и зарегистрированному кандидату в депутаты Совета депутатов <адрес> по одномандатному избирательному округу № ФИО2 о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии <адрес> муниципального района <адрес> № 12/3.2-13.2 от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Совета депутатов <адрес> муниципального района <адрес> по одномандатному избирательному округу № на досрочных выборах депутатов Совета депутатов <адрес> муниципального района <адрес> назначенных на ДД.ММ.ГГГГ», мотивируя свои требования тем, что согласно решения избирательной комиссии <адрес> № 12/3.2-13.2 от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО2 был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов <адрес> в порядке самовыдвижения, собрав необходимое количество подписей в свою поддержку, однако все подписи представленные кандидатом ФИО2 в качестве основания регистрации являются недействительными, в связи с тем, что в силу п.5 ст. 37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рФИО4 Российской Федерации» подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата, тогда как кандидатом ФИО2 избирательный счет не открывался, о чем в избирательной комиссии имеется соответствующее заявление. При этом, представленные кандидатом ФИО2 подписные листы не соответствуют приложению № 8, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рФИО4 Российской Федерации», поскольку не содержат сведений об адресе места жительства кандидата и рода его занятий, что является основанием для отказа в регистрации кандидату ФИО2. Исходя из изложенного просил отменить решение избирательной комиссии о регистрации ФИО2 в качестве кандидата в депутаты и удовлетворить заявленные им требования в полном объеме.
Заявитель ФИО3 в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела был извещен надлежаще, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заявителя ФИО3, по доверенности ФИО12 (л.д.13), в судебном заседании требования ФИО3 поддержал по вышеуказанным доводам, приведенным в заявлении.
Представитель избирательной комиссии <адрес>, по доверенности ФИО13 (л.д.12), заявленные требования не признал и пояснил, что согласно действующему законодательству, в частности Федерального ФИО8 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рФИО4 Российской Федерации» и разъяснениям данным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в рФИО4 Российской Федерации», адрес места жительства в подписном листе может не содержать всех реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства, в связи с чем кандидатом ФИО2, по мнению избирательной комиссии, не допущено существенных нарушений в составлении и заполнении подписных листов. Отсутствие избирательного фонда кандидата является допустимой при проведении выборов в органы местного самоуправления, а неоплата изготовления подписных листов из средств избирательного фонда влечет за собой иной вид ответственности а именно, в порядке предусмотренном Кодексом РФ «Об административных правонарушениях». Таким образом, комиссия полагает регистрацию кандидата в депутаты ФИО2 законной и просит отказать в заявленных требованиях.
Заинтересованное лицо, зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов <адрес> по одномандатному избирательному округу №1, ФИО2 заявленные требования не признал и пояснил, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов <адрес> по одномандатному округу №1. В связи с тем, что численность избирателей по избирательному округу № не превышает 5000 избирателей, ему законодательством предоставлено право проведения предвыборной кампании без открытия специального избирательного фонда кандидата, о чем им было составлено заявление в избирательную комиссию, в связи с чем считает доводы заявителя относительно этого обстоятельства несостоятельными. Как следует из представленных им подписных листов, в них лично им сделана запись об адресе его места жительства и рода занятий, в связи с чем указанные заявителем в этой части доводы также находит несостоятельными, просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица, Администрации <адрес>, привлеченный к участию в дела по инициативе суда, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон и заключение прокурора, полагавшего требования подлежащими удовлетворению, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Как установлено судом, решением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 12/3.2-13.2, ФИО2 зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов <адрес> по одномандатному избирательному округу № на досрочных выборах депутатов Совета депутатов <адрес> муниципального района <адрес> назначенных на ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.15-16).
Решением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 10/1.3-13.2, ФИО3 зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов <адрес> по одномандатному избирательному округу № на досрочных выборах депутатов Совета депутатов <адрес> муниципального района <адрес> назначенных на ДД.ММ.ГГГГ» (л.д.17-18).
Согласно представленным в избирательную комиссию документам, а именно копии паспорта, ФИО2, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, кВ.8 (л.д.25-29), как следует из представленной трудовой книжки АТ-I № и удостоверения ГУВД по <адрес>, выданных на имя ФИО2, последний является пенсионером по выслуге лет ( л.д.31-34).
Из представленных избирательной комиссией <адрес> подписных листов кандидата в депутаты ФИО2 следует, что в подписных листах не содержится полных сведений об адресе места жительства кандидата в депутаты ФИО2 и его рода занятий (л.д.35-41).
Исходя из текста представленного ФИО2 заявления в избирательную комиссию <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО2 уведомляет последнюю о том, что им не будет открываться специальный банковский счет, так как расходы на предвыборную кампанию не составляют более трех тысяч рублей (л.д.42).
При этом кандидатом ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию <адрес> представлен первый финансовый отчет, из которого следует, что кандидатом ФИО2 каких-либо денежных средств на ведение предвыборной кампании не затрачено.
Удовлетворяя требования заявителя, суд исходил из следующих норм действующего законодательства.
В силу п.5 ст. 37 ФЕДЕРАЛЬНОГО ФИО8 РФ «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ФИО15 ПРАВА НА ФИО16 РФИО4 ФИО6» от ДД.ММ.ГГГГ года, № 67-ФЗ (с изм. и доп. от ДД.ММ.ГГГГ N 396-ФЗ) - Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Установленный ФИО8 субъекта Российской Федерации период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, должен составлять не менее 30 дней, а период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума, - не менее 20 дней.
В силу п.п. «ж» и «з», п.24 ст. 38 ФЕДЕРАЛЬНОГО ФИО8 РФ «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ФИО15 ПРАВА НА ФИО16 РФИО4 ФИО6» от ДД.ММ.ГГГГ года, № 67-ФЗ (с изм. и доп. от ДД.ММ.ГГГГ N 396-ФЗ) - Основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
- несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статей 58 настоящего Федерального ФИО8 создание избирательного фонда необязательно). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата;
з) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного ФИО8 предельного размера расходования средств избирательного фонда;
При этом, в силу п.1 ст. 58 ФЕДЕРАЛЬНОГО ФИО8 РФ «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ФИО15 ПРАВА НА ФИО16 РФИО4 ФИО6» от ДД.ММ.ГГГГ года, № 67-ФЗ (с изм. и доп. от ДД.ММ.ГГГГ N 396-ФЗ)- Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. Избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, избирательный фонд не создает.
Как следует из п.1 ст. 24 ФИО8 <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, N 46/2013-ОЗ (в ред. ФИО8 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 56/2013-ОЗ)- Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом соответствующих избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
При этом, в силу п.п.10, 11, п.24, ст. 30 ФИО8 <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, N 46/2013-ОЗ (в ред. ФИО8 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 56/2013-ОЗ) - Основаниями отказа в регистрации кандидата являются:- несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим ФИО8 создание избирательного фонда необязательно при условии уведомления кандидатом соответствующей избирательной комиссии об указанных обстоятельствах). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата;
11) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим ФИО8 предельного размера расходования средств избирательного фонда;
Согласно п.1 ст.49 ФИО8 <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, N 46/2013-ОЗ (в ред. ФИО8 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 56/2013-ОЗ) - Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.
Создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
Однако, вопреки требованиям установленным вышеуказанными нормами, кандидат в депутаты Совета депутатов <адрес> по одномандатному избирательному округу № –ФИО2 представил в Избирательную комиссию <адрес> муниципального района <адрес>, заявление об отказе в открытии соответствующего избирательного фонда и сумме расходов в размере не превышающем 3000 рублей, затраченных им на предвыборную кампанию, не указав при этом тех обстоятельств, которые являются обязательными, а именно о числе избирателей по избирательному округу № и отсутствии финансирования своей избирательной кампании.
Наряду с указанным, кандидат в депутаты Совета депутатов <адрес> по одномандатному избирательному округу № –ФИО2 представил в Избирательную комиссию <адрес> муниципального района <адрес>, первый финансовый отчет, из которого следует, что кандидатом ФИО2 денежных средств на предвыборную кампанию затрачено не было.
Указанные обстоятельства по мнению суда, являлись основанием для отказа в регистрации гр-на ФИО2, кандидатом в депутаты Совета депутатов <адрес>, в связи с чем, решение Избирательной комиссии <адрес> муниципального района <адрес> № 12/3.2-13.2 от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Совета депутатов <адрес> муниципального района <адрес> по одномандатному избирательному округу № на досрочных выборах депутатов Совета депутатов <адрес> муниципального района <адрес> назначенных, на ДД.ММ.ГГГГ», в этой части нельзя признать законным.
При этом суд учитывал, что из содержания п.2 ст. 49 ФИО8 <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, N 46/2013-ОЗ (в ред. ФИО8 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 56/2013-ОЗ) следует, что перечисление средств избирательного фонда на специальный избирательный счет является необязательным, в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают три тысячи рублей, на выборах депутатов Советов депутатов сельских поселений, тогда как ФИО2, являлся кандидатом в депутаты Совета депутатов <адрес>.
Как следует из представленных кандидатом в депутаты ФИО2 подписных листов, вопреки требованиям установленным ФЕДЕРАЛЬНЫМ ФИО8 РФ «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ФИО15 ПРАВА НА ФИО16 РФИО4 ФИО6» от ДД.ММ.ГГГГ года, № 67-ФЗ (с изм. и доп. от ДД.ММ.ГГГГ N 396-ФЗ), Приложения 8 к Федеральному ФИО8 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рФИО4 Российской Федерации" (в ред. Федерального ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ N 41-ФЗ) и ФИО8 <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, N 46/2013-ОЗ (в ред. ФИО8 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 56/2013-ОЗ), в указанных подписных листах кандидатом в депутаты ФИО2 не указаны род занятий и полный адрес места жительства.
В силу п. 8 ст. 37 ФЕДЕРАЛЬНОГО ФИО8 РФ «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ФИО15 ПРАВА НА ФИО16 РФИО4 ФИО6» от ДД.ММ.ГГГГ года, № 67-ФЗ (с изм. и доп. от ДД.ММ.ГГГГ N 396-ФЗ) - Форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность Президента Российской Федерации, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются федеральным ФИО8. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 5 к настоящему Федеральному ФИО8, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному ФИО8, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложению 8 к настоящему Федеральному ФИО8. Подписные листы для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 9 к настоящему Федеральному ФИО8. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 10 к настоящему Федеральному ФИО8. Форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются ФИО8 субъекта Российской Федерации.
При этом, в силу Приложения 8 к Федеральному ФИО8 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рФИО4 Российской Федерации" (в ред. Федерального ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ N 41-ФЗ) – в подписных листах должны быть указаны в том числе, место работы, род занятий кандидата и его место жительства, а именно: наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства.
Как следует из п. 5 ст.29 ФИО8 <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, N 46/2013-ОЗ (в ред. ФИО8 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 56/2013-ОЗ) - Подписные листы изготавливаются по форме, установленной Федеральным ФИО8. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящим в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата.
Однако указанные требования ФИО8 кандидатом в депутаты Совета депутатов <адрес> по одномандатному избирательному округу № –ФИО2 выполнены не были, в связи с чем в титульной части подписного листа отсутствуют полные сведения о месте жительства кандидата ФИО2, так как они указанны в его паспорте, а также сведения о роде его занятий.
Указанные обстоятельства по мнению суда, являлись основанием для отказа в регистрации гр-на ФИО2, кандидатом в депутаты Совета депутатов <адрес>, в связи с чем, решение Избирательной комиссии <адрес> муниципального района <адрес> № 12/3.2-13.2 от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Совета депутатов <адрес> муниципального района <адрес> по одномандатному избирательному округу № на досрочных выборах депутатов Совета депутатов <адрес> муниципального района <адрес> назначенных, на ДД.ММ.ГГГГ», в этой части нельзя признать законным.
Доводы заинтересованных лиц о наличии сведений о месте регистрации в подписных листах, указанные кандидатом собственноручно в графе удостоверяющий подписной лист, суд находит несостоятельными, поскольку это противоречит вышеприведенным нормам ФИО8.
При таких обстоятельствах суд считает решение Избирательной комиссии <адрес> муниципального района <адрес> № 12/3.2-13.2 от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Совета депутатов <адрес> муниципального района <адрес> по одномандатному избирательному округу № на досрочных выборах депутатов Совета депутатов <адрес> муниципального района <адрес> назначенных, на ДД.ММ.ГГГГ», незаконным и подлежащим отмене.
Учитывая изложенное, руководствуясь ФЕДЕРАЛЬНЫМ ФИО8 РФ «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ФИО15 ПРАВА НА ФИО16 РФИО4 ФИО6» от ДД.ММ.ГГГГ года, № 67-ФЗ (с изм. и доп. от ДД.ММ.ГГГГ N 396-ФЗ), ФИО8 <адрес> «О муниципальных выборах в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, N 46/2013-ОЗ (в ред. ФИО8 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 56/2013-ОЗ), ст.ст.194-199, 259-261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования зарегистрированного кандидата в депутаты Совета депутатов <адрес> по одномандатному избирательному округу № ФИО3, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии <адрес> муниципального района <адрес> № 12/3.2-13.2 от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Совета депутатов <адрес> муниципального района <адрес> по одномандатному избирательному округу № на досрочных выборах депутатов Совета депутатов <адрес> муниципального района <адрес> назначенных, на ДД.ММ.ГГГГ».
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня принятия решения, путем подачи апелляционной жалобы через Чеховский городской суд.
Председательствующий: подпись Варенышева М.Н.