Дело №2а-2690/2022
УИД 73RS0013-01-2022-004888-89
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2022 года г.Димитровград
Димитровградский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кудряшевой Н.В., с участием прокурора <адрес> Фомичева Д.Ю., переводчика Рахымова А.Г., при секретаре Корниенко И.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению Аманова А. А. к Федеральному казенному учреждению «Тюрьма управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о понуждении к устранению нарушений, взыскании компенсации за нарушение условий содержания,
У С Т А Н О В И Л:
Аманов А.А. обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что он отбывает наказание в ФКУ Т в камере №*. Условия содержания и материально-бытовое обеспечение не соответствуют установленным нормам и требованиям закона. Качество воды не соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам; невооруженным взглядом видны посторонние примеси в воде; на раковинах и водонагревательных прибора остается осадок и накипь, которые каменеют и приводят приборы в негодность. Просил обязать администрацию учреждения устранить нарушения и признать за ним право на возмещение в материальном плане 30000 руб.
При подготовке дела к судебному разбирательству для участия по делу привлечены Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области, в качестве административных ответчиков - УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России, в качестве заинтересованных лиц – ООО «Ульяновскоблводоканал».
Административный истец Аманов А.А. участвовал в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи; действуя через переводчика Рахымова А.Г исковые требования поддержал, суду дал пояснения аналогичные изложенным в иске, дополнительно пояснил, что он с (ДАТА) отбывает наказание в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, в период отбытия наказания содержался в камере №*, где его не устраивало качество питьевой воды. Он пьет воду из крана, в воде чувствуется хлор. Вынужден покупать питьевую воду, однако денег не хватает. В остальном условия содержания его устраивают. Претензий он не имеет. В настоящее время его перевели в другую камеру, где качество воды лучше, претензий к питьевой воде на момент рассмотрения иска не имеет.
Представитель административного ответчика ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области Будилова Е.Н., действующая на основании доверенности (л.д.73), в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что условия содержания Аманова А.А. соответствуют действующим нормам. Ресурсоснабжающей организацией ООО «Ульяновскоблводоканал» постоянно отбираются пробы питьевой воды, и она всегда соответствует нормам. В период (ДАТА) гг. в учреждении проводился капитальный ремонт трубопровода горячего и холодного водоснабжения, все трубы заменеы, представлена техническая документация, водопровод соответствует СНиП. Поскольку доказательств нарушения прав административного истца не имеется, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика ФСИН России Никишин В.В., действующий на основании доверенности (л.д.76), в судебном заседании административный иск не признал, просил в его удовлетворении отказать, поддержав доводы представителя ФКУ Т УФСИН России.
Представитель административного ответчика УФСИН России по Ульяновской области, представитель заинтересованного лица ООО «Ульяновскоблводоканал» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении иска надлежит отказать, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (ДАТА) N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем, административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от (ДАТА) N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от (ДАТА) N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
В соответствии со ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Согласно ч.2 ст.11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (часть 11 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.3 ст.82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Судом установлено, что Аманов А.А. осужден (ДАТА) Центральным окружным военным судом <адрес> по ч. 1.1. ст. 205.1 УК РФ к 8 годам лишения свободы в ИК строгого режима, первые 2 года в тюрьме. Прибыл в учреждение (ДАТА) из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес> на основании наряда ФСИН России от (ДАТА).
Указанное обстоятельство подтверждено справкой, представленной административным ответчиком (л.д.29).
Справкой, выданной ФКУ Т УФСИН России, подтверждено, что Аманов А.А. содержался в следующих камерах учреждения: камера №* – с (ДАТА) по (ДАТА), камера №* – с(ДАТА) по (ДАТА), камера №* – с (ДАТА) по (ДАТА), камера №* – с (ДАТА) по настоящее время (л.д.37).
Обращаясь в суд с указанным административным иском, Аманов А.А.. ссылается на ненадлежащие условия содержания в камере №* за время его нахождения в учреждении, а именно плохое качество питьевой воды.
В соответствии со ст. 3 Конвенции от (ДАТА) «О защите прав человека и основных свобод» никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, при этом под унижающим достоинство обращением и наказанием понимаются, в частности, ненадлежащие условия содержания под стражей, в исправительных колониях.
Согласно техническому паспорту на здание режимного корпуса №* (л.д.44-47) следует, что камера №* имеет общую площадь 12,5 кв.м.
Федеральный закон от (ДАТА) №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно п.3 ст.39 названного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ч.3 ст.101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Суду представлены комиссионные акты от (ДАТА) (л.д.102), (ДАТА) (л.д.103), из которых следует, что представителями учреждения совместно с представителем медицинской части №* МСЧ-73 ФСИН России обследовалась жилая камера №*, и в ходе проверок было установлено, что жилая камера находится в удовлетворительном состоянии, лимит ее наполнения 4 осужденных. Коммунально-бытовые и санитарные условия камеры в удовлетворительном состоянии, помещение обеспечены централизованным отоплением, электропроводка и осветительные приборы в исправном состоянии. Указанная камера №* оборудована в соответствии с приказом ФСИН России №* от (ДАТА) и пригодна к эксплуатации и содержанию осужденных.
Административный истец при рассмотрении иска не высказывал каких-либо жалоб относительно коммунально-бытовых условий содержания, ссылаясь лишь на то, что в камере №* в период его содержания его не устраивало качество питьевой воды.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от (ДАТА) N3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН (ДАТА)-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в соответствии с которыми качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям; превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от (ДАТА) N 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 523) и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.
Не допускается наличие в питьевой воде посторонних включений и поверхностной пленки.
Судом установлено, что (ДАТА) между ФКУ Т УФСИН России по <адрес> и ООО «<адрес> водоканал» заключен государственный контракт (л.д.38-40), предметом которого является подача холодной (питьевой) воды сроком действия с (ДАТА) до (ДАТА).
В соответствии с условиями указанного государственного контракта организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана осуществлять подачу холодной воды установленного качества, не допускать ухудшения качества питьевой воды ниже установленных санитарно-эпидемиологических показателей.
В материалы дела представлены на запрос суда копии протоколов испытаний холодной воды, проводимых лабораторией «Водоснабжение» ООО «Ульяновскоблводоканал» (л.д.82-93), из которых следует, что указанной лабораторией в период с (ДАТА) осуществлялся контроль качества природной и питьевой воды, подаваемой с источников водоснабжения, водопроводных станций в распределительную водопроводную сеть и в распределительной водопроводной сети <адрес> в ближайшем месте отбора к ФКУ Т УФСИН России – колонка №* по адресу <адрес>.
Из указанных протоколов испытаний следует, что показатели воды соответствовали норме при отборах : (ДАТА), (ДАТА), (ДАТА), (ДАТА), (ДАТА), (ДАТА), (ДАТА), (ДАТА), (ДАТА), (ДАТА).
Указанный факт подтвержден и протоколом лабораторных испытаний от (ДАТА), проводимых филиалом ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России (л.д.30, 93).
В указанных протоколах отмечено, что исследованные пробы соответствуют требованиям СанПиН (ДАТА)-21.
В материалы дела представлены акты приемки выполненных работ (л.д.31-36), из которых следует, что в период 2019-2020 в учреждении проводился капитальный ремонт по замене и прокладке магистрального трубопровода холодного и горячего водоснабжения и подводке труб в камеры.
Таким образом, суду стороной административного ответчика представлены доказательства соответствия холодного водоснабжения установленным нормам и правилам, доказательств обратному Амановым А.А. не представлено.
Частью 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Суду не представлено доказательств тому, что в период нахождения административного истца в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, в том числе и в период отбывания наказания в камере №* ((ДАТА) по (ДАТА)) качество питьевой воды, не соответствовало установленным нормам, напротив, из представленных стороной административного ответчика доказательств следует, что санитарные нормы при его содержании в исправительном учреждении, в частности, в камере №* соблюдены.
Административный истец Аманов А.А. к администрации учреждения на ненадлежащие условия содержания не обращался.
Так, в журнале учета предложений, заявлений и жалоб (л.д.20-28), журнале личного приема осужденных в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области (л.д.101) жалобы Аманова А.А. на плохое качество воды не зафиксированы.
Из представленной Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области информации (л.д.58, 114) следует, что обращения от Аманова А.А. в Ульяновскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области не поступали и не рассматривались.
Доказательств обращения Аманова А.А. с иными жалобами не представлено.
Аманов А.А., обосновывая в судебном заседании исковые требования, указал, что просит взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в сумме 30 000 руб.
Вместе с тем, в судебном заседании не подтверждены доводы Аманова А.А. о том, что административными ответчиками допущены нарушения его прав и свобод.
Поскольку административным истцом не представлено суду соответствующих доказательств нарушения его прав, оснований для удовлетворения заявленного административного иска о понуждении к устранению нарушений его прав и о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, не имеется, в удовлетворении иска надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Аманову А. А. к Федеральному казенному учреждению «Тюрьма управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о понуждении к устранению нарушений, взыскании компенсации за нарушение условий содержания отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 7 декабря.2022.
Председательствующий судья Н.В. Кудряшева