Дело № 5-40/2012
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Объячево 06 ноября 2012 года
Прилузский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кочанова Л.А.,
при секретаре Костылевой М.В.,
с участием законного представителя Объячевского сельского потребительского общества Ульяновой Надежды Егоровны,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Объячевского сельского потребительского общества, поступившее в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
23.10.2012 в Прилузский районный суд поступило дело об административном правонарушении в отношении Объячевского сельского потребительского общества (далее – Общество) в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законный представитель юридического лица Ульянова Н.Е. виновным общество признала в полном объеме, подтвердив обстоятельства допущенных нарушений, изложенных в протоколе об административном правонарушении. Подтвердила обоснованность жалобы посетителей о наличии в помещении закусочной «Вечерняя» тараканов, некачественную обработку использованной посуды. Не оспаривала и законность проведения в отношении Общества внеплановой проверки. Однако, с учётом материального положения Общества, устранения выявленных нарушений, просила об освобождении организации в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Заместитель начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Койгородском районе Романовских В.Р. настаивал на наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ. Он пояснил, что, несмотря на частичное устранение нарушений (в штате отсутствует единица уборщицы), выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований, не позволяют применить в отношении юридического лица правила малозначительности, поскольку данные нарушения представляют непосредственную угрозу жизни и здоровья неопределенного круга граждан.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Административным правонарушением в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, на основании поступившей жалобы административным органом ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении с проведением административного расследования. ДД.ММ.ГГГГ в период с 09 часов 30 минут до 11 часов 15 минут проведён осмотр помещения <данные изъяты>» (обеденного зала, раздаточной, моечной столовой посуды) по адресу: <адрес>. В ходе осмотра установлено: для мытья столовой посуды используется отдельное помещение (моечная). Помещение имеет вход со стороны варочного цеха, отдельное окно для приемки грязной столовой посуды. Для мытья столовой посуды и столовых приборов предназначена трех секционная ванна, к которой подведен водопровод с холодной водой от центрального водоснабжения, горячая вода поступает от автономного водонагревателя (титан на 100 литров). На момент осмотра температура горячей воды в точке разбора ниже температуры 65 гр. и составляла 25 гр.С. На ваннах отсутствуют смесители, имеются только краны. На 1 ванне отсутствует кран для отбора горячей воды. Из-за отсутствия систематической подачи горячей воды, используется приносная горячая вода из титана методом перелива из ведра. Кухонный работник (посудомойщица), кроме мытья столовой посуды, убирает столы для посетителей в обеденном зале. Т.к. отсутствует отдельный вход в моечную со стороны обеденного зала, посудомойщице для уборки обеденных столов приходится идти через производственные цеха, через коридор для посетителей и возвращаться обратно, тем самым нарушается технологический процесс работы предприятия (встречное движение посетителей и персонала). Нарушение технологического процесса создает угрозу жизни и здоровья граждан. Из объяснения кухонного работника (посудомойщицы) ФИО4: ДД.ММ.ГГГГ в закусочной «Вечерняя» было много посетителей. Посудомойщица не успевала убирать столы после каждого приема пищи посетителями и одновременно бегать в моечную для мытья посуды. Т.е. требования по санитарной обработке столовой посуды выполнялись не в полном объеме из-за нехватки времени. Не были выполнены требования и по уборке обеденного стола после каждого посетителя. При наличии признаков тараканов, своевременно не были приняты меры со стороны администрации предприятия по дезинсекции помещений. Обработка была проведена по разовой заявке только ДД.ММ.ГГГГ силами специализированной организации ФГУП «Дезинфекция» <адрес> (договор от ДД.ММ.ГГГГ №-Э). На протяжении последних лет Объячевское сельское потребительское общество не заключало договора на проведение дезинсекционных работ со специализированными организациями (информация от ФГУП «Дезинфекция» <адрес> вх. № от ДД.ММ.ГГГГ). Из других нарушений: не выполнено требование по генеральной уборке и дезинфекции помещений с кратностью один раз в месяц. О чем свидетельствует неудовлетворительное санитарное состояние моечной столовой посуды. Не выполнено требование о выделении отдельного персонала для уборки в моечной и в обеденном зале. В неудовлетворительном санитарном состоянии (требуется покраска) находится водопроводная сеть в моечной. На рабочем месте посудомойщицы вывешена инструкция по правилам мытья столовой посуды. Однако при устном опросе посудомойщицы не было получено ни одного вразумительного ответа на поставленные вопросы в отношении соблюдения требований обработки посуды. Не выполнены требования по обработке ветоши, используемой для мытья посуды ( очистка, замачивание в горячей воде при температуре не ниже 45 гр.С с добавлением моющих средств, кипячение и промывка проточной водой. На рабочем месте посудомойщицы в инструкции о правилах мытья посуды и инвентаря не указаны концентрации и объемы применяемых моющих и дезинфицирующих средств. Отсутствует маркировка на ведре для отходов. Производственный контроль на предприятии проводится на основании разработанной программы производственного контроля, утв. ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с разделом 9 п.3 контроль санитарной обработки помещений, оборудования, инвентаря: смывы с оборудования, инвентаря, тары, рук и спецодежды персонала должны осуществляться 2 раза в год, но фактически контроль за санитарным оборудованием не проводился. По результатам проверки составлен протокол за №.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Объячевского сельского потребительского общества составил протокол № об административном правонарушении в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ.
Согласно протокола об административном правонарушении Обществом допущены нарушения ст. ст. 11, 17, 24, 32 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 3.3, 5.1, 5.11, 5.12, 5.14, 5.16, 6.19, 6.21, 9.13, 12.2, 14.2, 14.3 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; п. 1.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», ответственность за которые предусмотрена ст. 6.6 КоАП РФ.
Статей 6.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
В соответствии со ст. 4 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 3) приоритет охраны здоровья детей; 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; 8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья. Согласно ст. 18 Закона каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью. Из содержания ст. 29 Закона организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Статья 17 Закона гласит, что при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования. При организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты, установлении норм пищевого довольствия для военнослужащих, а также при установлении норм питания для лиц, находящихся в следственных изоляторах или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека. При установлении минимальных социальных стандартов уровня жизни населения, гарантируемых государством, должны учитываться физиологические нормы питания человека.
Согласно ст. 24 Закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления (статья 32 Закона).
Согласно пунктам 3.3, 5.1, 5.11, 5.12, 5.14, 5.16, 6.19, 6.21, 9.13, 12.2, 14.2, 14.3 Санитарно-эпидемиологических правил 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001 количество воды, используемой организацией, должно полностью обеспечивать ее потребности. Нормы расхода воды должны соответствовать таблицам 1 и 2.
Объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала. На доготовочных организациях, работающих на полуфабрикатах, работа на сырье не проводится. Все помещения организаций необходимо содержать в чистоте. Текущая уборка проводится постоянно, своевременно и по мере необходимости. В производственных цехах ежедневно проводится влажная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств. После каждого посетителя обязательна уборка обеденного стола.
Не реже одного раза в месяц проводится генеральная уборка и дезинфекция. При необходимости в установленном порядке проводится дезинсекция и дератизация помещений.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний уборка производственных, вспомогательных, складских и бытовых помещений проводится уборщицами, а уборка рабочих мест - работниками на рабочем месте. Для уборки туалетов выделяется специальный персонал. Уборщицы должны быть обеспечены в достаточном количестве уборочным инвентарем, ветошью, моющими и дезинфицирующими средствами.
В организациях общественного питания должен проводиться косметический ремонт (побелка и покраска помещений, профилактический ремонт санитарно-технического и технологического оборудования) по мере необходимости и его покраска.
Щетки для мытья посуды после окончания работы очищают, замачивают в горячей воде при температуре не ниже 45 град. C с добавлением моющих средств, дезинфицируют (или кипятят), промывают проточной водой, затем просушивают и хранят в специально выделенном месте. Щетки с наличием плесени и видимых загрязнений, а также губчатый материал, качественная обработка которого невозможна, не используются.
В моечных отделениях вывешивается инструкция о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств.
Пищевые отходы собирают в специальную промаркированную тару (ведра, бачки с крышками), которую помещают в охлаждаемые камеры или в другие специально выделенные для этой цели помещения. Бачки и ведра после удаления отходов промывают моющими и дезинфицирующими средствами, ополаскивают горячей водой 40 - 50 град. C и просушивают. Выделяется место для мытья тары для пищевых отходов. Для транспортирования отходов используют специально предназначенный для этой цели транспорт. Пищевые продукты, произведенные в организациях общественного питания, срок годности которых истек, подлежат утилизации или уничтожению в установленном порядке.
Мероприятия по дезинсекции и дератизации проводятся постоянно и регулярно в установленном порядке.
Лабораторные исследования по микробиологическим показателям должны проводиться в соответствии с требованиями к санитарно-бактериологическому контролю в организациях общественного питания и торговли пищевыми продуктами.
Порядок и периодичность производственного контроля, в том числе лабораторных исследований, устанавливается организацией по согласованию с органами и учреждениями госсанэпидслужбы. Номенклатура, объем и периодичность производственного контроля за качеством и безопасностью поступающего производственного продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессом производства, а также условиями труда, соблюдением правил личной гигиены работниками должны соответствовать виду, типу и мощности организации и определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. В период проведения массовых общественных мероприятий организациям общественного питания, участвующим в организации питания, рекомендуется обеспечить дополнительный контроль за качеством и безопасностью приготовленных блюд. Для контроля приготовленных блюд отбираются суточные пробы. Суточную пробу от приготовленного блюда отбирают стерильными (или прокипяченными) ложками в промаркированную стерильную (или прокипяченную) стеклянную посуду с плотно закрывающимися стеклянными или металлическими крышками. Порционные блюда отбираются в полном объеме, при этом салаты, первые и третьи блюда, гарниры - не менее 100 гр. Отобранные суточные пробы сохраняют не менее 48 часов в специальном холодильнике или в специально отведенном месте холодильника при температуре +2 - +6 °C.
Согласно пункту 1.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04.06.2003, санитарные правила обязательны для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих дезинсекционные мероприятия.
Данные требования являются категорическими и другому толкованию не подлежат.
Законным представителем юридического лица не представлено доказательств, опровергающих факты нарушений требований Санитарных правил, правил СанПиН, перечисленных в протоколе об административном правонарушении, наоборот, она подтвердила наличие данных нарушений.
Кроме того, наличие нарушений подтверждено также и письменными материалами дела, а именно: протоколом № осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от ДД.ММ.ГГГГ, жалобой посетителей пельменной-столовой от ДД.ММ.ГГГГ, объяснительными работников <данные изъяты> подтвердивших обстоятельства, изложенные в жалобе посетителей данного заведения.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, прихожу к выводу о наличии в действиях Объячевского сельского потребительского общества события и состава вменяемого административного правонарушения.
Санкция статьи 6.6 КоАП РФ предусматривает ответственность для юридических лиц в виде наложения административного штрафа от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При установленных обстоятельствах, суд, с учетом характера и тяжести совершенного административного правонарушения, приходит к выводу о необходимости применения к Объячевскому сельскому потребительскому обществу административного наказания в виде наложения административного штрафа в минимальном размере.
Применение иного размера штрафа или применение наказания в виде приостановления деятельности не будет отвечать целям административного наказания, а именно целям административного наказания.
С учётом выявленных нарушений санитарных правил, несмотря на отсутствие вредных последствий и устранения на момент рассмотрения дела существенных нарушений, суд не может освободить организацию в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Объячевское сельское потребительское общество, расположенное по адресу: <адрес> Республики Коми, <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть административному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Реквизиты для перечисления штрафа: Управление Федерального казначейства по Республике Коми, ИНН «Управление Роспотребнадзора по Республик Кеми» (администратор платежа) 1101486396, КПП 110101001, р/счет № 40101810000000010004 в ГРКЦ НБ Республики Коми г. Сыктывкар, ОКАТО 87224845000, КБК 14111628000016000140.
Согласно ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный ст. 32.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления.
Жалоба может быть подана в тот же срок непосредственно в Верховный суд Республики Коми.
Судья - Л.А. Кочанов