Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2956/2017 от 25.10.2017

Судья Тульская С.Г.                     Дело № 33-2956/17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«14» ноября 2017 года                          город Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

в составе:

председательствующего судьи Корневой М.А.,

судей Юдиной С.В., Жидковой Е.В.,

при секретаре Киселевой А.В.,

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Климанова Василия Викторовича к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница», Департаменту здравоохранения Орловской области о восстановлении нарушенного права,

по апелляционным жалобам Климанова Василия Викторовича и Департамента здравоохранения Орловской области на решение Мценского районного суда Орловской области от 05 сентября 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования Климанова Василия Викторовича удовлетворить частично.

<...>Признать незаконным бездействие Департамента здравоохранения Орловской области, выразившееся в не организации обеспечения Климанова В.В. <...> в соответствии с медицинскими показаниями.

Возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность обеспечить Климанова Василия Викторовича изделиями медицинского назначения путем выдачи Климанову Василию Викторовичу рецептов на получение <...> в соответствии с медицинским назначением в соответствии с медицинскими показаниями.

Взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу Климанова Василия Викторовича расходы на приобретение средств диагностики в размере 3856 рублей 60 копеек.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу Климанова Василия Викторовича расходы на услуги представителя в размере 4000 рублей.»,

заслушав доклад судьи Орловского областного суда Юдиной С.В., выслушав представителя Департамента здравоохранения Орловской области Морозову Ю.А., действующую на основании доверенности, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» Никишову С.А., действующую согласно доверенности, изучив доводы апелляционных жалоб, материалы дела, судебная коллегия

установила:

Климанов В.В. обратился в суд с иском к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» (далее по тексту – БУЗ ОО «Мценская ЦРБ») о восстановлении нарушенного права.

В обоснование заявленных требований указал, что в марте 2017 года ему был установлен диагноз <...>. 22 марта 2017 года врачом-<...> ему был выдан рецепт на получение <...>, выдан <...> и <...> к нему. <...>, полученные в аптечном пункте, не были укомплектованы <...>. На неоднократные обращения о выдаче рецептов на бесплатное получение <...> к <...>, <...>, врачом ему было отказано, в связи с чем, он был вынужден приобретать за счет собственных средств указанные изделия.

Просил признать незаконным бездействие (отказ) ответчика в выдаче ему рецептов на бесплатное получение средств диагностики, <...> и возложить на БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» обязанность обеспечивать его необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в установленном законом порядке и в установленные сроки; взыскать с ответчика в его пользу материальный ущерб в размере 3856 рублей 60 копеек, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей и судебные издержки в сумме 22300 рублей.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечён Департамент здравоохранения Орловской области.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Климанов В.В. выражает несогласие с отказом в удовлетворении его исковых требований о признании незаконным бездействия БУЗ ОО «Мценская ЦРБ», выразившегося в отказе выдачи ему рецептов на получение бесплатных средств диагностики, <...>, а также о взыскании компенсации морального вреда, который был ему причинен в виду невозможности контроля за <...>.

Выражая несогласие с решением суда в части возложения обязанности по обеспечению истца изделиями медицинского назначения путем выдачи рецептов, Департамент здравоохранения Орловской области в апелляционной жалобе указывает, что Департамент здравоохранения Орловской области не осуществляет выписку и выдачу рецептов на льготные лекарственные препараты.

Полагает необоснованным взыскание расходов на услуги представителя, поскольку представитель не принимал участия в судебных заседаниях, а также по тем основаниям, что Климанов В.В. имеет высшее юридическое образование и является адвокатом Мценской юридической консультации, не нуждался в услугах представителя.

В судебное заседание истец Климанов В.В., извещенный надлежащим

образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, о чём в деле имеется заявление.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия полагает, что оно подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований к БУЗ ОО «Мценская ЦРБ», в части возложения на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности по обеспечению истца изделиями медицинского назначения путем выдачи рецептов на бесплатное получение изделий медицинского назначения, и изменению в части распределения расходов на оплату услуг представителя по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или

изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права, в частности, неправильное истолкование закона.

При вынесении обжалуемого решения такое нарушение было допущено судом первой инстанции.

Конституция Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41).

Статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) закрепляет основные принципы охраны здоровья, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В соответствии со статьей 10 данного закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, а также предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно статье 11 указанного закона, отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

В силу статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 № 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень входит заболевание <...>. Все лекарственные средства, <...> (100 г в месяц), <...> <...> <...>, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Климанов В.В. <дата> находился на <...> лечении в БУЗ ОО «Мценская ЦРБ», где ему был поставлен диагноз <...>

<дата> он обратился к врачу-<...>, который выдал ему <...> и <...>, рецепт на получение <...>. Полученные в аптечном пункте <...>, не были укомплектованы <...>.

Согласно материалам дела, <дата> Климанов В.В. обратился в БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» с заявлением о нарушении его прав отказом врача в выдаче ему рецептов на бесплатное получение <...>.

В ответе от 11 мая 2017 года БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» сообщило Климанову В.В. об отсутствии у него права на получение рецептов на бесплатное получение <...>, а также об отсутствии данных о нем в регистре региональных льготников, который формируется по заявкам лечебных учреждений дважды в год.

Из сообщения Департамента здравоохранения Орловской области от 29 мая 2017 года следует, что трудности обеспечения Климанова В.В. необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями обусловлены ограниченным финансированием, а также отсутствием учёта потребностей истца в заявке БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» на 1-ое полугодие 2017 года, поскольку лечение ему назначено в марте 2017 года. БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» в заявку на закупку на 1 полугодие 2017 года за счет средств областного бюджета не включало <...> были включены в количестве 2 упаковок.

Разрешая спор, суд первой инстанции, учитывая вышеприведенные нормы права, пришел к правильному выводу, что Климанов В.В., проживающий на территории Орловской области и страдающий <...>, имеет право на бесплатное получение лекарственных средств, <...>

В связи с чем, признал незаконным бездействие Департамента здравоохранения Орловской области, выразившееся в неорганизации обеспечения Климанова В.В. <...>, в соответствии с медицинскими показаниями, и взыскал в пользу истца расходы на приобретение средств диагностики в размере 3856 рублей 60 копеек. Решение суда сторонами в указанной части не обжалуется.

    Отказывая в удовлетворении исковых требований к БУЗ ОО «Мценская ЦРБ», суд пришел к выводу об отсутствии с его стороны незаконного бездействия по выдаче рецептов истцу на бесплатное получение изделий медицинского назначения.

Вместе с тем, судебная коллегия с таким выводом согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Орловской области от

13 августа 2009 года № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области» право на льготное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении (далее - льготное лекарственное обеспечение) имеют граждане, проживающие на территории Орловской области и не имеющие права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с федеральным законодательством, включенные в перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 2 указанного Закона установлено, что порядок льготного лекарственного обеспечения граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона, утверждается Правительством Орловской области.

Постановлением Правительства Орловской области от 30 декабря

2016 года № 550 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, которая определяет порядок льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в Орловской области за счёт средств областного бюджета (далее – Порядок).Из пункта 4 указанного Порядка усматривается, что льготное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями осуществляется в соответствии с перечнями лекарственных средств и изделий медицинского назначения, которые отпускаются по рецептам врачей (фельдшеров) бесплатно или с 50-процентной скидкой отдельным категориям граждан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Согласно пункту 5 Порядка льготное обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями осуществляется по назначению врачей (фельдшеров) государственных медицинских организаций Орловской области при установлении диагноза или наличии показаний к проведению лечения в течение всего периода амбулаторного наблюдения.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что гражданин, проживающий на территории Орловской области и страдающий <...>, в случае нуждаемости имеет право на бесплатное получение лекарственных средств, <...>; количество необходимых медицинских изделий определяет лечащий врач; получение медицинских изделий осуществляется на основании выписанных рецептов.

Как установлено судом первой инстанции и следует из протокола судебного заседания, Климанову В.В. отказано лечащим врачом в выдаче рецептов на бесплатное получение <...> в связи с отсутствием их в аптеке, ввиду лимита денежных средств.

Из показаний представителя БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» в суде апелляционной инстанции следует, что рецепты Климанову В.В. не были выписаны, т.к. заявка на приобретение льготных лекарств на 1 полугодие 2017 года уже была сформирована в октябре 2016 года.

При таких обстоятельствах, с учётом вышеизложенных норм права, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Климанова В.В. о признании незаконным бездействия БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» по выдаче рецептов на бесплатное получение <...> а также о возложении обязанности на БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» по выдаче истцу рецептов на их бесплатное получение в соответствии с медицинским назначением по медицинским показаниям нельзя признать законным, поскольку иной подход означал бы необоснованное ограничение прав истца на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, являющимися одними из социальных гарантий, закрепленных в статье 41 Конституции РФ.

В связи с чем, решение суда в данной части подлежит отмене, бездействие БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» по выдаче Климанову В.В. рецептов должно быть признано незаконным, на него должна быть возложена обязанность выдавать истцу указанные рецепты.

Удовлетворяя исковые требования в части возложения на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности по обеспечению Климанова В.В. изделиями медицинского назначения путем выдачи рецептов на их получение, суд первой инстанции исходил из того, что указанные полномочия ему предоставлены.

Вместе с тем, судебная коллегия считает данный вывод основанным на неверном толковании закона.

В соответствии с пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 года № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области (далее – Положение)).

В соответствии с пунктом 5.7 Положения, Департамент здравоохранения Орловской области, осуществляет разработку и реализацию государственных программ в сфере здравоохранения в части обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 года № 1403, предусмотрена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, Департамент здравоохранения Орловской области осуществляет контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное

обеспечение за счет средств областного бюджета.

Таким образом, суд первой инстанции необоснованно возложил на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность по обеспечению Климанова В.В. изделиями медицинского назначения путем выдачи рецептов, поскольку выписка и выдача рецептов в круг полномочий Департамента здравоохранения Орловской области не входят, а являются обязанностью лечебного учреждения – БУЗ ОО «Мценская ЦРБ».

С доводами апелляционных жалоб Климанова В.В. и Департамента здравоохранения Орловской области в данной части суд апелляционной инстанции соглашается, в связи с чем, обжалуемое решение в части возложения на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности по обеспечению истца изделиями медицинского назначения путем выдачи рецептов, подлежит отмене.

Принимая во внимание обстоятельства дела, с учётом полномочий Департамента здравоохранения Орловской области, судебная коллегия полагает необходимым возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность по организации обеспечения Климанова В.В. <...>, в соответствии с медицинским назначением по медицинским показаниям.

Довод апелляционной жалобы истца о необоснованности отказа во взыскании компенсации морального вреда, судебная коллегия находит несостоятельным по следующим основаниям.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу законов нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина.

В силу пунктов 1, 2 статьи 1099 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

По смыслу приведенных норм право на компенсацию морального вреда

возникает, по общему правилу, при нарушении личных неимущественных прав гражданина или посягательстве на иные принадлежащие ему нематериальные блага, и только в случаях прямо предусмотренных законом, такая компенсация может взыскиваться при нарушении имущественных прав гражданина.

Положения Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не содержат прямого указания на возможность возложения на граждан либо должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, обязанности по возмещению компенсации морального вреда.

Кроме того, судом не установлены факты причинения вреда здоровью истца бездействием ответчика по своевременному обеспечению необходимыми изделиями медицинского назначения. Каких-либо доводов, подтверждающих данные обстоятельства, ни исковое заявление, ни апелляционная жалоба не содержат.

Таким образом, установив отсутствие доказательств ухудшения здоровья

Климанова В.В., явившегося следствием неполучения рецептов на бесплатное получение изделий медицинского назначения, и, соответственно, нарушений неимущественных прав истца, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда.

Доводы Департамента здравоохранения Орловской области в апелляционной жалобе относительно необоснованности взыскания судебных расходов на представителя в размере 4000 рублей в пользу Климанова В.В., являющегося адвокатом, судебная коллегия находит несостоятельными ввиду следующего.

В силу части 1 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей.

Из приведённой нормы закона следует, что право гражданина иметь представителя не обусловлено чем-либо, в том числе, уровнем его образования, профессиональной принадлежностью, поскольку в противном случае имелось бы нарушение закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства всех граждан перед законом и судом.

Размер взысканных расходов на представителя определён судом в соответствии с требованиями закона – в разумных пределах, с учётом объёма заявленных требований, сложности дела, объёма оказанных представителем услуг и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Вместе с тем, принимая во внимание отмену обжалуемого решения в части требований к БУЗ ОО «Мценская ЦРБ», судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части распределения судебных расходов, и взыскать в пользу Климанова В.В. расходы на оплату услуг представителя в указанном размере с БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» и Департамента здравоохранения Орловской области в равных долях, т.е. в размере 2000 рублей с каждого.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,

определила:

апелляционные жалобы Климанова Василия Викторовича и Департамента здравоохранения Орловской области удовлетворить частично.

Решение Мценского районного суда Орловской области от 05 сентября

2017 года в части отказа в удовлетворении исковых требований к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» отменить и постановить в этой части новое решение, которым исковые требования Климанова Василия Викторовича удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница», выразившееся в невыдаче Климанову Василию Викторовичу рецептов на получение <...>.

Обязать бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» выдавать Климанову Василию Викторовичу рецепты на бесплатное получение <...> в соответствии с медицинским назначением по медицинским показаниям.

Это же решение в части возложения на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности по обеспечению Климанова Василия Викторовича изделиями медицинского назначения путем выдачи рецептов отменить и постановить в этой части новое решение, которым возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность по организации обеспечения Климанова Василия Викторовича <...>, в соответствии с медицинским назначением по медицинским показаниям.

Это же решение в части взыскания в пользу Климанова Василия Викторовича расходов на оплату услуг представителя изменить, изложив резолютивную часть решения в этой части в следующей редакции:

«Взыскать с бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» и Департамента здравоохранения Орловской области в пользу Климанова Василия Викторовича расходы на оплату услуг представителя в размере

4000 (четырех тысяч) рублей в равных долях, то есть по 2000 (две тысячи) рублей с каждого».

В остальной части решение Мценского районного суда Орловской области от 05 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

    

Председательствующий

Судьи

Судья Тульская С.Г.                     Дело № 33-2956/17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«14» ноября 2017 года                          город Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

в составе:

председательствующего судьи Корневой М.А.,

судей Юдиной С.В., Жидковой Е.В.,

при секретаре Киселевой А.В.,

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Климанова Василия Викторовича к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница», Департаменту здравоохранения Орловской области о восстановлении нарушенного права,

по апелляционным жалобам Климанова Василия Викторовича и Департамента здравоохранения Орловской области на решение Мценского районного суда Орловской области от 05 сентября 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования Климанова Василия Викторовича удовлетворить частично.

<...>Признать незаконным бездействие Департамента здравоохранения Орловской области, выразившееся в не организации обеспечения Климанова В.В. <...> в соответствии с медицинскими показаниями.

Возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность обеспечить Климанова Василия Викторовича изделиями медицинского назначения путем выдачи Климанову Василию Викторовичу рецептов на получение <...> в соответствии с медицинским назначением в соответствии с медицинскими показаниями.

Взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу Климанова Василия Викторовича расходы на приобретение средств диагностики в размере 3856 рублей 60 копеек.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу Климанова Василия Викторовича расходы на услуги представителя в размере 4000 рублей.»,

заслушав доклад судьи Орловского областного суда Юдиной С.В., выслушав представителя Департамента здравоохранения Орловской области Морозову Ю.А., действующую на основании доверенности, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» Никишову С.А., действующую согласно доверенности, изучив доводы апелляционных жалоб, материалы дела, судебная коллегия

установила:

Климанов В.В. обратился в суд с иском к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» (далее по тексту – БУЗ ОО «Мценская ЦРБ») о восстановлении нарушенного права.

В обоснование заявленных требований указал, что в марте 2017 года ему был установлен диагноз <...>. 22 марта 2017 года врачом-<...> ему был выдан рецепт на получение <...>, выдан <...> и <...> к нему. <...>, полученные в аптечном пункте, не были укомплектованы <...>. На неоднократные обращения о выдаче рецептов на бесплатное получение <...> к <...>, <...>, врачом ему было отказано, в связи с чем, он был вынужден приобретать за счет собственных средств указанные изделия.

Просил признать незаконным бездействие (отказ) ответчика в выдаче ему рецептов на бесплатное получение средств диагностики, <...> и возложить на БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» обязанность обеспечивать его необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в установленном законом порядке и в установленные сроки; взыскать с ответчика в его пользу материальный ущерб в размере 3856 рублей 60 копеек, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей и судебные издержки в сумме 22300 рублей.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечён Департамент здравоохранения Орловской области.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Климанов В.В. выражает несогласие с отказом в удовлетворении его исковых требований о признании незаконным бездействия БУЗ ОО «Мценская ЦРБ», выразившегося в отказе выдачи ему рецептов на получение бесплатных средств диагностики, <...>, а также о взыскании компенсации морального вреда, который был ему причинен в виду невозможности контроля за <...>.

Выражая несогласие с решением суда в части возложения обязанности по обеспечению истца изделиями медицинского назначения путем выдачи рецептов, Департамент здравоохранения Орловской области в апелляционной жалобе указывает, что Департамент здравоохранения Орловской области не осуществляет выписку и выдачу рецептов на льготные лекарственные препараты.

Полагает необоснованным взыскание расходов на услуги представителя, поскольку представитель не принимал участия в судебных заседаниях, а также по тем основаниям, что Климанов В.В. имеет высшее юридическое образование и является адвокатом Мценской юридической консультации, не нуждался в услугах представителя.

В судебное заседание истец Климанов В.В., извещенный надлежащим

образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, о чём в деле имеется заявление.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия полагает, что оно подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований к БУЗ ОО «Мценская ЦРБ», в части возложения на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности по обеспечению истца изделиями медицинского назначения путем выдачи рецептов на бесплатное получение изделий медицинского назначения, и изменению в части распределения расходов на оплату услуг представителя по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или

изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права, в частности, неправильное истолкование закона.

При вынесении обжалуемого решения такое нарушение было допущено судом первой инстанции.

Конституция Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41).

Статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) закрепляет основные принципы охраны здоровья, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В соответствии со статьей 10 данного закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, а также предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно статье 11 указанного закона, отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

В силу статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 № 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень входит заболевание <...>. Все лекарственные средства, <...> (100 г в месяц), <...> <...> <...>, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Климанов В.В. <дата> находился на <...> лечении в БУЗ ОО «Мценская ЦРБ», где ему был поставлен диагноз <...>

<дата> он обратился к врачу-<...>, который выдал ему <...> и <...>, рецепт на получение <...>. Полученные в аптечном пункте <...>, не были укомплектованы <...>.

Согласно материалам дела, <дата> Климанов В.В. обратился в БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» с заявлением о нарушении его прав отказом врача в выдаче ему рецептов на бесплатное получение <...>.

В ответе от 11 мая 2017 года БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» сообщило Климанову В.В. об отсутствии у него права на получение рецептов на бесплатное получение <...>, а также об отсутствии данных о нем в регистре региональных льготников, который формируется по заявкам лечебных учреждений дважды в год.

Из сообщения Департамента здравоохранения Орловской области от 29 мая 2017 года следует, что трудности обеспечения Климанова В.В. необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями обусловлены ограниченным финансированием, а также отсутствием учёта потребностей истца в заявке БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» на 1-ое полугодие 2017 года, поскольку лечение ему назначено в марте 2017 года. БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» в заявку на закупку на 1 полугодие 2017 года за счет средств областного бюджета не включало <...> были включены в количестве 2 упаковок.

Разрешая спор, суд первой инстанции, учитывая вышеприведенные нормы права, пришел к правильному выводу, что Климанов В.В., проживающий на территории Орловской области и страдающий <...>, имеет право на бесплатное получение лекарственных средств, <...>

В связи с чем, признал незаконным бездействие Департамента здравоохранения Орловской области, выразившееся в неорганизации обеспечения Климанова В.В. <...>, в соответствии с медицинскими показаниями, и взыскал в пользу истца расходы на приобретение средств диагностики в размере 3856 рублей 60 копеек. Решение суда сторонами в указанной части не обжалуется.

    Отказывая в удовлетворении исковых требований к БУЗ ОО «Мценская ЦРБ», суд пришел к выводу об отсутствии с его стороны незаконного бездействия по выдаче рецептов истцу на бесплатное получение изделий медицинского назначения.

Вместе с тем, судебная коллегия с таким выводом согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Орловской области от

13 августа 2009 года № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области» право на льготное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении (далее - льготное лекарственное обеспечение) имеют граждане, проживающие на территории Орловской области и не имеющие права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с федеральным законодательством, включенные в перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 2 указанного Закона установлено, что порядок льготного лекарственного обеспечения граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона, утверждается Правительством Орловской области.

Постановлением Правительства Орловской области от 30 декабря

2016 года № 550 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, которая определяет порядок льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в Орловской области за счёт средств областного бюджета (далее – Порядок).Из пункта 4 указанного Порядка усматривается, что льготное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями осуществляется в соответствии с перечнями лекарственных средств и изделий медицинского назначения, которые отпускаются по рецептам врачей (фельдшеров) бесплатно или с 50-процентной скидкой отдельным категориям граждан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Согласно пункту 5 Порядка льготное обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями осуществляется по назначению врачей (фельдшеров) государственных медицинских организаций Орловской области при установлении диагноза или наличии показаний к проведению лечения в течение всего периода амбулаторного наблюдения.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что гражданин, проживающий на территории Орловской области и страдающий <...>, в случае нуждаемости имеет право на бесплатное получение лекарственных средств, <...>; количество необходимых медицинских изделий определяет лечащий врач; получение медицинских изделий осуществляется на основании выписанных рецептов.

Как установлено судом первой инстанции и следует из протокола судебного заседания, Климанову В.В. отказано лечащим врачом в выдаче рецептов на бесплатное получение <...> в связи с отсутствием их в аптеке, ввиду лимита денежных средств.

Из показаний представителя БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» в суде апелляционной инстанции следует, что рецепты Климанову В.В. не были выписаны, т.к. заявка на приобретение льготных лекарств на 1 полугодие 2017 года уже была сформирована в октябре 2016 года.

При таких обстоятельствах, с учётом вышеизложенных норм права, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Климанова В.В. о признании незаконным бездействия БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» по выдаче рецептов на бесплатное получение <...> а также о возложении обязанности на БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» по выдаче истцу рецептов на их бесплатное получение в соответствии с медицинским назначением по медицинским показаниям нельзя признать законным, поскольку иной подход означал бы необоснованное ограничение прав истца на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, являющимися одними из социальных гарантий, закрепленных в статье 41 Конституции РФ.

В связи с чем, решение суда в данной части подлежит отмене, бездействие БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» по выдаче Климанову В.В. рецептов должно быть признано незаконным, на него должна быть возложена обязанность выдавать истцу указанные рецепты.

Удовлетворяя исковые требования в части возложения на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности по обеспечению Климанова В.В. изделиями медицинского назначения путем выдачи рецептов на их получение, суд первой инстанции исходил из того, что указанные полномочия ему предоставлены.

Вместе с тем, судебная коллегия считает данный вывод основанным на неверном толковании закона.

В соответствии с пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 года № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области (далее – Положение)).

В соответствии с пунктом 5.7 Положения, Департамент здравоохранения Орловской области, осуществляет разработку и реализацию государственных программ в сфере здравоохранения в части обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 года № 1403, предусмотрена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, Департамент здравоохранения Орловской области осуществляет контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное

обеспечение за счет средств областного бюджета.

Таким образом, суд первой инстанции необоснованно возложил на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность по обеспечению Климанова В.В. изделиями медицинского назначения путем выдачи рецептов, поскольку выписка и выдача рецептов в круг полномочий Департамента здравоохранения Орловской области не входят, а являются обязанностью лечебного учреждения – БУЗ ОО «Мценская ЦРБ».

С доводами апелляционных жалоб Климанова В.В. и Департамента здравоохранения Орловской области в данной части суд апелляционной инстанции соглашается, в связи с чем, обжалуемое решение в части возложения на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности по обеспечению истца изделиями медицинского назначения путем выдачи рецептов, подлежит отмене.

Принимая во внимание обстоятельства дела, с учётом полномочий Департамента здравоохранения Орловской области, судебная коллегия полагает необходимым возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность по организации обеспечения Климанова В.В. <...>, в соответствии с медицинским назначением по медицинским показаниям.

Довод апелляционной жалобы истца о необоснованности отказа во взыскании компенсации морального вреда, судебная коллегия находит несостоятельным по следующим основаниям.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу законов нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина.

В силу пунктов 1, 2 статьи 1099 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

По смыслу приведенных норм право на компенсацию морального вреда

возникает, по общему правилу, при нарушении личных неимущественных прав гражданина или посягательстве на иные принадлежащие ему нематериальные блага, и только в случаях прямо предусмотренных законом, такая компенсация может взыскиваться при нарушении имущественных прав гражданина.

Положения Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не содержат прямого указания на возможность возложения на граждан либо должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, обязанности по возмещению компенсации морального вреда.

Кроме того, судом не установлены факты причинения вреда здоровью истца бездействием ответчика по своевременному обеспечению необходимыми изделиями медицинского назначения. Каких-либо доводов, подтверждающих данные обстоятельства, ни исковое заявление, ни апелляционная жалоба не содержат.

Таким образом, установив отсутствие доказательств ухудшения здоровья

Климанова В.В., явившегося следствием неполучения рецептов на бесплатное получение изделий медицинского назначения, и, соответственно, нарушений неимущественных прав истца, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда.

Доводы Департамента здравоохранения Орловской области в апелляционной жалобе относительно необоснованности взыскания судебных расходов на представителя в размере 4000 рублей в пользу Климанова В.В., являющегося адвокатом, судебная коллегия находит несостоятельными ввиду следующего.

В силу части 1 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей.

Из приведённой нормы закона следует, что право гражданина иметь представителя не обусловлено чем-либо, в том числе, уровнем его образования, профессиональной принадлежностью, поскольку в противном случае имелось бы нарушение закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства всех граждан перед законом и судом.

Размер взысканных расходов на представителя определён судом в соответствии с требованиями закона – в разумных пределах, с учётом объёма заявленных требований, сложности дела, объёма оказанных представителем услуг и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Вместе с тем, принимая во внимание отмену обжалуемого решения в части требований к БУЗ ОО «Мценская ЦРБ», судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части распределения судебных расходов, и взыскать в пользу Климанова В.В. расходы на оплату услуг представителя в указанном размере с БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» и Департамента здравоохранения Орловской области в равных долях, т.е. в размере 2000 рублей с каждого.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,

определила:

апелляционные жалобы Климанова Василия Викторовича и Департамента здравоохранения Орловской области удовлетворить частично.

Решение Мценского районного суда Орловской области от 05 сентября

2017 года в части отказа в удовлетворении исковых требований к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» отменить и постановить в этой части новое решение, которым исковые требования Климанова Василия Викторовича удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница», выразившееся в невыдаче Климанову Василию Викторовичу рецептов на получение <...>.

Обязать бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» выдавать Климанову Василию Викторовичу рецепты на бесплатное получение <...> в соответствии с медицинским назначением по медицинским показаниям.

Это же решение в части возложения на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности по обеспечению Климанова Василия Викторовича изделиями медицинского назначения путем выдачи рецептов отменить и постановить в этой части новое решение, которым возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность по организации обеспечения Климанова Василия Викторовича <...>, в соответствии с медицинским назначением по медицинским показаниям.

Это же решение в части взыскания в пользу Климанова Василия Викторовича расходов на оплату услуг представителя изменить, изложив резолютивную часть решения в этой части в следующей редакции:

«Взыскать с бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» и Департамента здравоохранения Орловской области в пользу Климанова Василия Викторовича расходы на оплату услуг представителя в размере

4000 (четырех тысяч) рублей в равных долях, то есть по 2000 (две тысячи) рублей с каждого».

В остальной части решение Мценского районного суда Орловской области от 05 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

    

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-2956/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Климанов Василий Викторович
Ответчики
Департамент здравоохранения Орловской области
БУЗ ОО "Мценская ЦРБ"
Суд
Орловский областной суд
Судья
Юдина Светлана Валериевна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
14.11.2017Судебное заседание
27.11.2017Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее