Дело № 5-175/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Елизово Камчатского края 09 февраля 2021 года
Судья Елизовского районного суда Камчатского края Соловьёв А.Н.,
с участием:
защитника юридического лица (действующей по доверенности), в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Барбашовой Т.Е.,
при секретаре Чаяло А.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - <данные изъяты>, №, привлеченного к административной ответственности по ст. 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
у с т а н о в и л:
<данные изъяты> допустило нарушение санитарно-эпидемиологических требований к хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Правонарушение совершено в <адрес> при следующих обстоятельствах.
27 ноября 2020 года заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в Елизовском, Усть-Большерецком, Соболевском районах и городе Вилючинске вынесено определение № 113 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении <данные изъяты>
Поводом для возбуждения дела послужило обращение директора <данные изъяты> ФИО8 (№ 12427/18 от 17.11.2020) об осуществлении в пределах <данные изъяты> <данные изъяты>, где осуществляет хозяйственную деятельность <данные изъяты> неорганизованного захоронения умерших особей крупного рогатого скота и оставшихся после забоя фрагментов тел животных, что создает угрозу здоровью населения Камчатского края, использующих воду.
17 декабря 2020 года установлено, что <данные изъяты>» нарушены санитарно-эпидемиологические требования, установленные п. 3.2.3.1. СанПиН «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10, а именно: <данные изъяты>», осуществляя добычу питьевых подземных вод <данные изъяты> для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения Камчатского края допустило нарушение санитарно-эпидемиологических требований к хозяйственно-бытовому водоснабжению, что выразилось в следующем: на территории животноводческого комплекса <данные изъяты>», расположенного, в пределах <данные изъяты>, осуществляется неорганизованное захоронение умерших особей крупного рогатого скота и оставшихся после забоя фрагментов тел животных. Такое захоронение по своей сути является скотомогильником, размещение которого в пределах <данные изъяты> обуславливает опасность микробного загрязнения подземных вод. Второй пояс зоны санитарной охраны водозабора предназначен для защиты водоносного пласта от микробного загрязнения, то есть нарушение правил и режима хозяйственного использования второго пояса ЗСО может привести к ухудшению качества воды, использование некачественной воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения может оказать негативное влияние на здоровье населения.
В судебном заседании защитник <данные изъяты>» Барбашова Т.Е. не согласилась с протоколом об административном правонарушении и пояснила, что орган не полностью разобрался с ситуацией, не провели расследование в полном объёме. В связи с тем, что п. 1.15 СанПина, который непосредственно указан надзирающим органом, это 2.1.4.1110-02, он гласит о том, что санитарные мероприятия в пределах второго и третьего поясов зон санитарной охраны должны выполняться владельцами объектов оказывающих отрицательное влияние на качество воды, источников водоснабжения. Они не являются владельцами такого объекта, первая зона санитарной охраны у них выполнена как положено, согласно СанПина, плюс ко всему земли <данные изъяты>, они не знают даже кто им эту землю дал, соответственно это местное самоуправление каким – то образом решало. Они отреагировали на этот факт, обратились в органы для проведения надлежащей проверки и чтобы они дали соответствующую оценку. Если они являются пользователями недр, то это не значит, что они несут за это ответственность. В настоящее время ими написан ответ на предписание органа, там всё подробно расписали, ответ от органа до сих пор не получен. Они не обязаны убирать останки трупов, которые там есть, плюс ко всему в предписании написано то, что они не смогут выполнить. Считает, что юридическое лицо не виновно.
Выслушав доводы защитника, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Административная ответственность по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
В силу ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в числе прочего выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно ст. 18 вышеуказанного Федерального закона, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ).
В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10, определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Целью мероприятий на территории ЗСО является сохранение постоянства природного состава воды в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения.
Пунктом 3.2.3.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» определено, что в пределах второго пояса ЗСО не допускается: размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод; применение удобрений и ядохимикатов; рубка леса главного пользования и реконструкции.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3. СанПиН 2.1.4.1110-02).
ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02).
Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02).
Анализ содержания правовых норм, приведённых выше и регулирующих отношения в сфере обеспечения безопасности водоснабжения, позволяет сделать вывод о том, что субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является лицо, осуществляющее эксплуатацию водных объектов, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Как установлено судом и объективно следует из материалов дела, в связи с обращением директора <данные изъяты>» ФИО9 (№ 12427/18 от 17.11.2020) об осуществлении в пределах <данные изъяты>, где осуществляет хозяйственную деятельность <данные изъяты>, о неорганизованном захоронении умерших особей крупного рогатого скота и оставшихся после забоя фрагментов тел животных, что создаёт угрозу здоровью населения Камчатского края, 27 ноября 2020 года заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в Елизовском, Усть-Большерецком, Соболевском районах и городе Вилючинске ФИО6. возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении КГУП «Камчатский водоканал», назначено проведение административного расследования.
В ходе административного расследования должностным лицом Роспотребнадзора назначено проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы соответствия зоны санитарной охраны источника водоснабжения – Авачинского водозабора, которая проходит по территории Раздольненского сельского поселения, где осуществляет свою деятельность <данные изъяты>», на соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
В соответствии с экспертным заключением врача по общей гигиене филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае в Елизовском, Усть-Большерецком, Соболевском районах и г. Вилючинске» ФИО7. № 1693-113Э-16 от 10 декабря 2020 года, зона санитарной охраны Авачинского водозабора, проходящего по территории Раздольненского сельского поселения не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». На территории животноводческого комплекса <данные изъяты>, расположенного в пределах <данные изъяты> осуществляется неорганизованное захоронение умерших особей крупного рогатого скота и оставшихся после забоя фрагментов тел животных, которое по своей сути является скотомогильником, размещение которого в пределах второго пояса ЗСО обуславливает опасность микробного загрязнения подземных вод, что не соответствует требованиям п. 3.2.3.1 СанПиН 2.1.4.1110-02, несоблюдение которых, в силу ст. 1 главы 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, проживающего в населенных пунктах, чьё централизованное водоснабжение организовано от Авачинского водозабора, проходящего по территории <данные изъяты>.
<данные изъяты> представляет собой групповой скважинный водозабор инфильтрационного типа, расположенный в среднем течении реки Авача, в 50 м от её русла, на северной окраине г. Елизово. Проект зон санитарной охраны Авачинского водозабора (инфильтрационный водозабор питьевых подземных вод г. Петропавловска-Камчатского и г. Елизово) имеет санитарно-эпидемиологическое заключение № 41.КЦ.08.000.Т.000199.07.10 от 28.07.2010, в соответствии с которым граница второго пояса ЗСО охватывает долину реки Авача с её притоками в размерах поймы и надпойменных террас: верхняя граница второго пояса ЗСО, принимается как для поверхностного источника, удалена от водозабора вверх по реке Авача на 30,1 км; нижняя граница второго пояса ЗСО, принимается как для подземного источника, проходит на расстоянии 465 м. от эксплуатационной скважины № 11 вниз по течению реки; боковые границы пояса принимаются как для подземного источника, проходят по водоразделам долины реки Авача.
Экспертное заключение № 1693-113Э-16 от 10 декабря 2020 года соответствует требованиям законодательства, поскольку проведено экспертом, которому, в соответствии со ст. 25.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, разъяснены права и обязанности, он предупрежден об ответственности по ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях за дачу заведомо ложного заключения. Подвергать сомнению экспертное заключение, у суда оснований не имеется.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 30 декабря 2020 года <данные изъяты>» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является - забор, очистка и распределение воды (ОКВЭД – код 36.00), имеет действующую лицензию <данные изъяты> на право пользования участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.
Согласно пункта 5.1.6 лицензии на пользование недрами (приобщённой в судебном заседании), <данные изъяты>» (Недропользователь), при эксплуатации водозаборного участка обязан в пределах ЗСО-1 скважинного водозабора выполнять мероприятия, предусмотренные СанПиН 2.1.4.1110-02, «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» с учётом необходимых охранных мер <данные изъяты>1.
Согласно пункта 5.2 лицензии – по охране окружающей природной среды Недропользователь должен:
- пункт 5.2.1 соблюдать установленные требования по охране окружающей природной среды, в том числе обеспечивать экологическую безопасность проводимых работ, а также водохозяйственных объектов водозабора с учётом особенностей окружающей природной среды;
- пункт 5.2.2 в случае заключения Недропользователем договора с другими юридическими лицами на выполнение отдельных видов работ или комплекса работ, связанных с пользованием недрами, а также в случае передачи водозаборных скважин в оперативно-хозяйственное пользование другому лицу за Недропользователем сохраняется вся полнота ответственности за соблюдение положений настоящих Условий пользования недрами, в том числе за охрану недр, окружающей природной среды и безопасности ведения работ. Привлекаемое Недропользователем лицо, наряду с ним, несёт ответственность в случае и порядке, предусмотренном законодательством РФ за охрану недр, окружающей природной среды и безопасность ведения работ, которые он осуществляет в соответствии с договором и лицензиями на виды деятельности. В силу пункта 1 абзаца 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что <данные изъяты>» допустило нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Оценив в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что вина <данные изъяты>» в совершении правонарушения доказана и квалифицирует его действия по ст. 6.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – как нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина <данные изъяты>» в нарушении требований санитарного законодательства состоит в бездействии, выразившемся в несоблюдении обязательных требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при осуществлении основного вида деятельности.
<данные изъяты>» имело возможность соблюдать императивные нормы санитарного законодательства - Закона № 52-ФЗ, СанПиН 2.1.4.1110-02, но не предприняло необходимых мер, направленных на точное соблюдение его требований.
Доказательства, свидетельствующие о том, что соблюдение Закона № 52-ФЗ, СанПиН 2.1.4.1110-02 было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые <данные изъяты> не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, материалы дела не содержат и суду не представлены.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность <данные изъяты>» в соответствии со ст. 4.2 Кодекса ПФ об административных правонарушениях, не установлено.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность <данные изъяты>», в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 4.3 Кодекса ПФ об административных правонарушениях, является повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Санкция статьи 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает назначение юридическому лицу административного наказания в виде административного штрафа от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При назначении наказания суд учитывает, что <данные изъяты>» не обеспечены необходимые условия для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, что представляет реальную опасность для здоровья населения, проживающего в населенных пунктах.
Разрешая вопрос о виде и размере наказания, суд учитывает, характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, наличие отягчающих административную ответственность обстоятельств, и приходит к выводу о возможности назначения <данные изъяты>» административного наказания в виде административного штрафа, в размере, установленном санкцией ст. 6.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом, достаточных оснований для назначения наказания в виде приостановления деятельности <данные изъяты>», суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
П О С Т А Н О В И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ - <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 6.5. ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 000 (░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░:
░░░ 4101099804 ░░░ 410101001 ░░░ 013002402 ░░░░ 1054100005068
░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 306 07 154
░░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░/░ 04381787680),
░░░ 40102810945370000031 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░//░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 03100643000000012800
(░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 141 1 16 01061 01 0003 140).
░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 31.5 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░