Р Е Ш Е Н И Е
25 декабря 2019 года г. Усолье-Сибирское
Судья Усольского городского суда Иркутской области Янова О.В., с участием Омельченко Д.В., старшего помощника прокурора г. Усолье-Сибирское Марченко Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении № 12-266/2019 по жалобе Омельченко Дмитрия Владимировича на постановление государственного инспектора по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району по пожарному надзору Насыпова Владимира Александровича № 2-8-18-322 от 22 октября 2019 года о назначении должностному лицу – генеральному директору ООО «Тимбер» Омельченко Дмитрию Владимировичу административного наказания, предусмотренного частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от 22 октября 2019 года № 2-8-18-322 государственного инспектора г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Иркутской области Насыпова Владимира Александровича должностное лицо генеральный директор ООО «Тимбер» Омельченко Дмитрий Владимирович привлечен к административной ответственности по части 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Омельченко Д.В. указал, что в его действиях отсутствует став административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При вынесении Постановления Государственный инспектор по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району по пожарному надзору Насыпов Владимир Александрович указал: таким образом в нарушении требований ст. 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123 - ФЗ, п. 77 ППР в РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 года Генеральным директором ООО «Тимбер», не обеспечена очистка прилегающей территории к объекту защиты ООО «Тимбер», от горючих отходов (отходов лесопиления), что повлекло возникновение пожара и причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, за что предусмотрена административная ответственность частью 6 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)».
Поскольку в постановлении не указано конкретное место нахождения опилок, то не возможно определить является ли это место прилегающей территорией к земельному участку ООО «Тимбер». Прилегающая территория это не открытый участок местности, расположенный за промышленной территорией по адресу: <адрес>, как указано в постановлении.
В постановлении нет ни слова об источнике происхождения опилок, что является необходимым для установления виновного лица. Необходимо установить, кто складировал указанные опилки, тем совершил нарушение правил. Поскольку правонарушение произошло, на не установленном земельном участке, не имеющем ни собственника, ни владельца доступ к указанному участку был у любого лица.
Причина возгорания опилок (поджог, самовозгорание и т.д.) также при вынесении постановления не исследовалась, а это тоже является необходимым условием для определения виновного лица.
Просил: отменить полностью постановление № 2-8-18-322 от 22.10.2019 года государственного инспектора по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району по пожарному надзору Насыпова Владимира Александровича, по делу административном правонарушении № 2-8-18-322 в отношении должностного лица Генерального директора ООО «Тимбер» Омельченко Дмитрия Владимировича в соответствие с которым он был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в 40 000 (сорок тысяч) рублей; прекратить производство по делу об административном правонарушении № 2-8-18-322 в отношении должностного лица генерального директора ООО «Тимбер» Омельченко Дмитрия Владимировича.
Омельченко Д.В. в судебном заседании настаивал на доводах жалобы в полном объеме.
Старший помощник прокурора Марченко Н.П. возражала против доводов жалобы, настаивала на доказанности вины Омельченко Д.В. в совершении административного правонарушения.
Государственный инспектор г. Усолье – Сибирское и Усольского района по пожарному надзору Насыпов В.А. в судебном заседание возражал против доводов жалобы, настаивал на доказанности вины Омельченко Д.В. в совершении административного правонарушения.
Выслушав Омельченко Д.В., старшего помощника прокурора Марченко Н.П., государственного инспектора Насыпова В.А., исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Указанные требования закона государственным инспектором г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Иркутской области Насыповым В.А. при рассмотрении дела в полном объёме соблюдены.
В соответствии со статьями 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 6 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствие статьи 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
содействовать деятельности добровольных пожарных;
обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно статьи 38 ФЗ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, назначенные ответственными за пожарную безопасность.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В статье 1 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) определено, что настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.
В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты - это состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
В соответствии ст. 4, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:
1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;
2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;
3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Из материалов дела об административном правонарушении № 2-8-18-322, представленных судье следует, что 01.09.2019г. в 17 час. 53 мин. из ОГБУЗ «Усольская городская больница» на пульт диспетчера ЦППС СПТ 4 ПСО ФПС ГУ МЧС России по Иркутской области поступило сообщение о том, что в детский стационар поступило трое несовершеннолетних детей с термическими ожогами, сообщение зарегистрировано в КРСП №204 от 01.09.2019г.
Аналогичное сообщение поступило в дежурную часть МО МВД России «Усольский» (КУСП №10158, КУСП 10159, КУСП № 10160 от 01.09.2019г.).
В ходе проверки установлено, 01.09.2019г. в дневное время несовершеннолетние Ф.И.О13., находясь возле территории производственной площадки ООО «Тимбер», расположенной по адресу: <адрес>, забрались в углубление на земельном участке, в котором находились опилки, происходило их тление, в результате несовершеннолетние получили термические ожоги, на машине скорой помощи дети доставлены в медицинское учреждение. Согласно медицинских справок у Ф.И.О9 диагноз: ожог пламенем правой стопы 1-П степени, общей площадью до 1 %, вред здоровью - легкой тяжести; у Ф.И.О10 диагноз: ожог пламенем стоп, голеностопных суставов, голеней П-Ш степени, общей площадью до 5%, вред здоровью - средней тяжести; у Ф.И.О12 диагноз: ожог пламенем области /зленных суставов I-II степени, общей площадью до 2 %, вред здоровью - легкой тяжести. Согласно протокола осмотра места происшествия от 01.09.2019г. составленному старшим следователем СО по г. Усолье-Сибирское СУ СК РФ по Иркутской области Ворфоломеевым А.Ю., на открытом участке местности, расположенном за промышленной территорией по адресу: <адрес>, имеются отходы лесопиления - опилки, с признаками тления. В соответствии с договором аренды №1 от 01.06.2018 г. ООО «Вуд Лайн» предоставило ООО «Тимбер» во временное владение и пользование нежилое здание главного корпуса фанерного производства - смешанной этажности (1-3 этажа), по адресу: <адрес>, общей площадью 23697,84 кв.м. Все имущество и оборудование передано во временное пользование ООО «Тимбер» гр. Полянской О.А. по договору аренды №2 от 01.06.2018г. (срок действия до 31.12.2019 г.), принадлежащей ей на праве собственности.
В соответствии с приказом от 01.02.2019 г. №1/02 генеральным директором ООО «Тимбер» назначен Омельченко Д.В.
Согласно положениям ст. 11 п. 11.1 Устава ООО «Тимбер», руководство текущей деятельностью Общества осуществляется генеральным директором.
Согласно протоколу осмотра места происшествия от 01.09.2019, составленному старшим следователем следственного отдела по г. Усолье-Сибирское Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области Ворфоломеевым А.Ю., на открытом участке местности, расположенном за промышленной территорией по адресу <адрес>. 103 имеются отходы лесопиления - опилки, с признаками тления. Кроме того, на данном участке местности имеются две кучи мусора, среди которого в ходе осмотра обнаружены почтовые конверты в количестве 5 штук, адресатами корреспонденции являются ООО «Тимбер», ООО «ВудЛайн», копия договора подряда по заготовке лесоматериала от 01.02.2017 г. заключенного между ООО «Тимбер» и ИП Лосевым. Указанные документы изъяты с места происшествия.
Согласно пояснениям директора ООО «ВудЛайн» Ожиганова Е.А. от 01.09.2019, предприятие ООО «ВудЛайн» переработкой древесины не занимается, все корпуса с деревоперерабатывающим оборудованием и спецтехника сдается в аренду ООО «Тимбер». На протяжении многих лет за территорией предприятия к спуску реки Ангара образовалась свалка из отходов лесопиления, которую периодически кто-то поджигает.
Согласно пояснениям генерального директора ООО «Тимбер» Омельченко Д.В. от 01.09.2019 г., все бытовые отходы складируются в контейнеры, которые в последующем утилизируются надлежащим образом, все отходы лесопиления уничтожаются путем сожжения в печах, отходы за территорию не вывозятся, вместе с тем, ранее за территорией предприятия осуществлялась погрузка и выгрузка леса, поэтому там остались отходы лесопиления, в т.ч. и опилок, которые периодически возгораются, осуществляется их тушение силами предприятия (на балансе предприятия имеется пожарный автомобиль). Полагает, что обнаруженные за территорией отходы, в т.ч. почтовые документы, адресованные ООО «Тимбер» могли быть вывезены туда прежним руководством предприятия, поскольку в занимаемой должности он состоит только с января 2019 г.
Согласно оттискам печати на обнаруженных почтовых конвертах, корреспонденция для ООО «Тимбер» получена в отделении почтовой связи 09, 12.13, 16 августа 2019 года, для ООО «ВудЛайн» - 15.08.2019.
Должностным лицом государственным инспектором по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району по пожарному надзору Насыповым Владимиром Александровичем в оспариваемом постановлении сделан вывод о том, что в нарушение требований ст. 4,6 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-Ф3 п. 77 ППР в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012 генеральным директором ООО «Тимбер» не обеспечена очистка прилегающей территории к объекту защиты ООО «Тимбер», от горючих отходов (отходов лесопиления), что повлекло возникновение пожара и причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью.
Однако, с таким выводом согласиться нельзя в силу следующего.
Правонарушения, предусмотренные частями 6 и 6.1 статьи 20.4 КоАП РФ, относятся к материальным составам.
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений заключается в нарушении или невыполнении субъектами административной ответственности требований пожарной безопасности.
Для привлечения виновного лица к административной ответственности по частям 6 и 6.1 статьи 20.4 КоАП РФ необходимо наступление противоправных последствий: возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека (часть 6); возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека (часть 6.1).
Поскольку диспозиция статьи 20.4 КоАП РФ является бланкетной, для привлечения виновных лиц к административной ответственности нужно установить, какие конкретные правила были нарушены или не выполнены.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
В силу статьи 20 Закона N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 25.04.2012 N 390 утвердило Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила N 390), определяющие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов.
Требования пожарной безопасности содержатся в различных сводах правил по вопросам противопожарной безопасности, а также в строительных нормах и правилах и других нормативных актах.
В силу статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в числе прочего, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Следовательно, обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности возложена не только на собственника, но и на любое другое лицо, уполномоченное владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
В постановлении о привлечении должностного лица к административной ответственности местом совершения административного правонарушения установлено «возле территории производственной площадки ООО «Тимбер», расположенной по адресу: <адрес>», в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении от 15.0.2019 указано, что несовершеннолетние, находясь «возле территории производственной площадки ООО «Тимбер», расположенной по адресу: <адрес>», аналгичные сведения указаны в уведомлении заместителя прокурора города Южаковой А.В, генеральному директору ООО «Тимбер»; согласно информации начальника МО МВД России «Усольский» от 03.09.2019 № 25/11860 указано, что «находясь около предприятия ООО «Вуд Лайн», расположенного по <адрес>, дети играли в подвижные игры, бегали друг за другом. Обойдя предприятие с обратной стороны, дети забежали в углубление», «Установлено, что территория ООО «Вуд Лайн» арендуется ООО «Тимбер», которое занимается изготовлением фанеры. На прилегающей территории данного предприятия за периметральным ограждением находятся тлеющие отходы лесопиления. Данная территория в настоящее время не имеет ограждения, остается общедоступным местом и местом повышенной опасности для граждан»; из постановления я о передаче материала по подследственности от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дети гуляли возле реки Ангара в районе адреса <адрес>, где забрались в кучу с опилками»; из протокола осмотра места происшествия местом тления опилок установлен открытый участок местности, расположенный за бывшим фанерным заводом г. Усолье-Сибирское.
Причина возгорания (тления) опилок не установлена.
Таим образом, принимая во внимание факт обнаружения документации ООО «Тимбер» и ООО «Вуд Лайн» нельзя сделать однозначный вывод о том, что место тления опилок, где несовершеннолетние получили термические ожоги, относится именно к территории ООО «Тимбер», и соответственно, вывод том, что лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в данном случае является генеральный директор ООО «Тимбер» Омельченко Д.В., поскольку не установлено, что возникновение возгорания (тления) находится в прямой причинно-следственной связи с действиями (бездействием) именно генерального директора ООО «Тимбер» Омельченко Д.В., и что он достоверно является надлежащим субъектом ответственности.
Таким образом, неполное выявление всех обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, привело к тому, что достоверно не установлен надлежащий субъект ответственности.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району по пожарному надзору Насыпова Владимира Александровича № 2-8-18-322 от 22 октября 2019 года о назначении должностному лицу – генеральному директору ООО «Тимбер» Омельченко Дмитрию Владимировичу административного наказания, предусмотренного частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, а дело об административном правонарушении - возвращению в Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении надлежит устранить допущенные нарушения, обеспечить всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств дела, обеспечить возможность представления доказательств участникам процесса, исследовать имеющиеся и вновь представленные доказательства с учётом доводов жалобы, и принять законное и обоснованное решение в установленный законом срок.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району по пожарному надзору Насыпова Владимира Александровича № 2-8-18-322 от 22 октября 2019 года о назначении должностному лицу – генеральному директору ООО «Тимбер» Омельченко Дмитрию Владимировичу административного наказания, предусмотренного частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Тимбер» Омельченко Дмитрия Владимировича возвратить на новое рассмотрение в Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения в Иркутский областной суд.
Судья О.В. Янова