Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-718/2015 ~ М-696/2015 от 30.07.2015

Решение в окончательной форме изготовлено 21.09.2015

Дело № 2-718/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2015 года Город Кушва.

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Пшонки О.А.,

с участием прокурора Мартыновой Е.Е.,

при секретаре Овчаровой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кушвы Свердловской области в интересах Смирновой Г.Н. Управлению социальной политики Свердловской области по городу Кушве, Государственному учреждению – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Кушвы Свердловской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в интересах Смирновой Г.Н. с иском к Управлению социальной политики Свердловской области по городу Кушве (далее – УСП по г. Кушве), Государственному учреждению – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ – СРО ФСС РФ) о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации.

В обоснование иска прокурор г. Кушвы Свердловской области указал, что Смирнова Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты> и по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации. Согласно медицинским документам, индивидуальной программе реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ Смирнова Г.Н. в период проведения мероприятий медицинской реабилитации (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) должна быть обеспечена лупой, лупой с подсветкой, специальным устройством для чтения «говорящих книг» на флэш-картах и тростью тактильной жесткой составной. В качестве исполнителя проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации определен ФСС РФ. ДД.ММ.ГГГГ Смирнова Г.Н. написала заявление в филиал ГУ – СРО ФСС РФ о предоставлении ей указанных технических средств реабилитации. Обособленным структурным подразделением территориального органа ФСС РФ в адрес заявителя направлено уведомление о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации. Однако до настоящего времени Смирнова Г.Н. не обеспечена лупой, лупой с подсветкой и тростью тактильной жесткой составной, хотя должна проходить реабилитацию с использованием данных средств реабилитации постоянно.

На основании ст. ст. 2, 10, 11, 11.1, 32 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» просит обязать ГУ – СРО ФСС РФ обеспечить Смирнову Г.Н. техническими средствами реабилитации - лупой восьмикратного увеличения, лупой с подсветкой и тростью тактильной жесткой составной. Также просит обязать УСП по г. Кушве осуществить контрольные мероприятия по обеспечению Смирновой Г.Н. техническими средствами реабилитации.

В судебном заседании истец Смирнова Г.Н. исковые требования прокурора г. Кушвы поддержала и просила их удовлетворить, пояснив, что нуждается в средствах реабилитации постоянно, ежедневно, однако до настоящего времени она не обеспечена лупами и тростью.

Представитель ответчика ГУ – СРО ФСС РФ ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, телефонограммой просила рассмотреть дело в ее отсутствие /л.д. 63/, направила в адрес суда отзыв, в котором просила в удовлетворении требований прокурора г. Кушвы в интересах Смирновой Г.Н. отказать, ссылаясь в обоснование своих доводов на то, что Правительством Российской Федерации возложены функции финансового обеспечения расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий. Финансирование расходов по обеспечению инвалидов, средствами реабилитации осуществляется в пределах, выделенных на эти цели средств федерального бюджета и перечисленных ФСС РФ в виде межбюджетных трансфертов на календарный год, за счет которых ФСС РФ осуществляет расходы по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за свет средств федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Государство выделяет средства на обеспечение инвалидов в пределах утверждаемого ежегодно на финансовый календарный год объема бюджетных ассигнований. Обеспечение техническими средствами реабилитации будет производиться после выделения Правительством Российской Федерации на эти цели средств федерального бюджета и перечисленных их ФСС РФ. Внеочередное обеспечение Смирновой Г.Н. техническими средствами реабилитации нарушит права и законные интересы инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации в пределах выделенных на эти цели средств федерального бюджета /л.д. 55-59/.

Представитель ответчика УСП по <адрес> ФИО2, действующая на доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие /л.д. 61-62/.

Из письменного отзыва УСП по г. Кушве на исковое заявление следует, что Положением об Управлении социальной политики по г. Кушве, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 07.11.2008 года №1164-ПП, не предусмотрено полномочий Управления осуществлять по отношению к ФСС РФ и его региональным отделениям контрольные мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Просит отказать в удовлетворении требований прокурора в части обязания УСП по г. Кушве осуществить контрольные мероприятия по обеспечению Смирновой Г.Н. техническими средствами реабилитации, в остальной части иска просит принять решение на усмотрение суда /л.д. 17/.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

Заслушав доводы прокурора, истца Смирновой Г.Н., изучив доводы ответчиков, изложенные в отзывах на исковое заявление, исследовав представленные доказательства, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статьями 39, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право на охрану здоровья и социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности.

Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006, ратифицированная Российской Федерацией законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ, устанавливает международные обязательства государств-участников, предусматривающие осуществление мер по предоставлению инвалидам возможностей для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни.

В соответствии с вводной частью Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно требованиям ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р., и включает реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации.

На основании п. п. 11, 12 Административного регламента предоставление государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации через территориальные органы Фонда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года № 240, утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (далее Правила).

Согласно п. 3 Правил, обеспечение инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями осуществляется путем: предоставления соответствующего технического средства (изделия); оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия); предоставления проезда инвалиду к месту нахождения организации; оплаты проживания инвалида в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях; выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте "в" настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

В силу п. 5 Правил, территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации обязан в течение 15 дней, с даты поступления заявления о предоставлении технических средств реабилитации в письменной форме уведомить инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием) и одновременно с уведомлением выслать (выдать) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

На основании ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

В ней содержатся реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Таким образом, ФСС РФ наделен полномочиями по обеспечению граждан, в том числе инвалидов техническими средствами реабилитации. Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет бюджетных ассигнований ФСС РФ, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.

Судом установлено и не оспаривается ответчиками, что Смирнова Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты> инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 34, 35/.

Согласно медицинским документам, индивидуальной программе реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ Смирнова Г.Н. в период проведения мероприятий медицинской реабилитации должна быть обеспечена техническими средствами реабилитации: лупой, лупой с подсветкой, специальным устройством для чтения «говорящих книг» на флэш-картах и тростью тактильной жесткой составной. Срок проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В качестве исполнителя проведения реабилитационных мероприятий определен ФСС РФ /л.д. 5-6/.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец Смирнова Г.Н. обратилась в филиал ГУ – СРО ФСС РФ с заявлением на обеспечение указанными в программе реабилитации техническими средствами реабилитации /л.д. 4/, в связи с чем была она поставлена на учет в ГУ – СРО ФСС РФ по обеспечению техническими средствами реабилитации.

Однако, как следует из ответа директора филиала ГУ – СРО ФСС РФ прокурору г. Кушвы и приложенному к нему списку необеспеченных инвалидов за 2013-2014 года /л.д. 7-8/, а также подтверждено истцом в судебном заседании, Смирнова Г.Н. до настоящего времени не обеспечена необходимыми ей средствами реабилитации – лупой, лупой с подсветкой, тростью тактильной жесткой составной. Доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчиками суду не представлено.

Истец состоит на учете в качестве нуждающейся в обеспечении техническими средствами реабилитации, ответчиками не оспаривается ее право на их получение и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, следовательно, ей не может быть отказано в предоставлении технических средств реабилитации по мотиву недостаточности поступлений из федерального бюджета соответствующих субвенций в бюджет ФСС РФ.

Установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения в какой мере федеральные органы государственной власти субъекта Российской Федерации не исполнили обязанности по реализации Закона в рамках переданных им Российской Федерацией соответствующих полномочий.

Принимая во внимание, что право инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, не ставится в зависимость от каких-либо условий, исходя из того, что обязанность обеспечить ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации возложена законодателем на ГУ – СРО ФСС РФ, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований к указанному ответчику о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации.

Доводы представителя ответчика ГУ – СРО ФСС РФ о том, что обеспечение Смирновой Г.Н. техническими средствами реабилитации за предшествующие годы ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на государственную социальную помощь, суд находит несостоятельными, поскольку действующим законодательством предусмотрено полное и абсолютное исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых норм и форм собственности. Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение технических средств реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таких средствах.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора к УСП по г. Кушве о возложении обязанности осуществить контрольные мероприятия по обеспечению Смирновой Г.Н. техническими средствами реабилитации.

В соответствии с п. 48 Положения о Министерстве социальной политики Свердловской области оно осуществляет обмен с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти информацией о социальной защите инвалидов и об оказании им социальной поддержки. К федеральным органам исполнительной власти ни ФСС РФ, ни его региональное отделение не относятся. Положением об УСП по г. Кушве, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 07.11.2008 № 1164-ПП, не установлено полномочие управления осуществлять по отношению к Фонду и его региональным отделениям контрольные мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.

Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор и ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Кушвы Свердловской области в интересах Смирновой Г.Н. к Государственному учреждению – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Управлению социальной политики Свердловской области по городу Кушве о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Смирнову Г.Н. техническими средствами реабилитации: лупой восьмикратного увеличения, лупой с подсветкой и тростью тактильной жесткой составной.

В удовлетворении исковых требований прокурора города Кушвы Свердловской области в интересах Смирновой Г.Н. к Управлению социальной политики Свердловской области по городу Кушве об осуществлении контрольных мероприятий по обеспечению Смирновой Г.Н. техническими средствами реабилитации - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кушвинский городской суд Свердловской области.

Судья Пшонка О.А.

2-718/2015 ~ М-696/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Смирнова Галина Николаевна
Мартынова Е.Е.
Ответчики
Фонд соцстраха
УСП г. Кушвы
Суд
Кушвинский городской суд Свердловской области
Судья
Пшонка О.А
Дело на сайте суда
kushvinsky--svd.sudrf.ru
30.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2015Передача материалов судье
04.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2015Подготовка дела (собеседование)
24.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2015Судебное заседание
21.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее