Судья Зацепилина Е.В. дело № 33-1902
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 июня 2016 г. город Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.
судей Рогожина Н.А., Герасимовой Л.Н.
при секретаре Ноздрачевой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Харламова В.В. к Управлению ветеринарии Орловской области, Департаменту финансов Орловской области о возмещении ущерба,
по апелляционной жалобе Харламова В.В. на решение Заводского районного суда г. Орла от 4 апреля 2016 г., которым постановлено:
«Исковые требования Харламова Владимира Валентиновича к Управлению ветеринарии Орловской области, Департаменту финансов Орловской области о возмещении ущерба - удовлетворить частично.
Взыскать с Управления ветеринарии Орловской области за счет средств резервного фонда Правительства Орловской области в пользу Харламова В.В. материальный ущерб в размере № рублей и расходы по уплаченной государственной пошлине в размере № рублей, а всего – № рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Харламову В.В. отказать».
Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., объяснения Харламова В.В. поддержавшего апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения на жалобу представителей ответчиков Управления ветеринарии Орловской области по доверенности Коробовой Е.Г., Департамента финансов Орловской области по доверенности Кондрашовой О.В., изучив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Харламов В.В. обратился в суд с иском к Управлению ветеринарии Орловской области о возмещении ущерба.
В обоснование заявленных требований указывал, что Указом Губернатора Орловской области № от <дата> его подсобное хозяйство, расположенное по адресу: <адрес>, в котором у него содержалось № голов свиней, было признано эпизоотическим очагом по африканской чуме свиней, определены первая и вторая угрожаемые зоны, утвержден план мероприятий по ликвидации эпизоотического очага африканской чумы свиней (далее АЧС) и предупреждению новых случаев заболевания на отдельных территориях Орловской области.
В целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов АЧС Управление ветеринарии Орловской области проведи убой № голов его свиней бескровным способом и их сжигание.
Средняя цена на свиней живых собственного производства в <дата> составляет № рублей за одну тонну в убойном весе.
Таким образом, в результате утраты имущества ему причинены убытки на сумму № рублей, в возмещении которых Управлением ветеринарии Орловской области ему отказано.
По изложенным основаниям просил взыскать с Управления ветеринарии Орловской области в его пользу сумму ущерба в размере № рублей, компенсацию морального вреда в размере № рублей.
Определением Заводского районного суда г. Орла от 08 февраля 2016 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент финансов Орловской области.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе истец Харламов В.В. ставит вопрос об изменении решения суда в части размера взысканных в его пользу денежных средств в счет возмещения причиненного ему ущерба и просит удовлетворить его требования в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что поголовье свиней в количестве № штук, содержащихся в его личном подсобном хозяйстве, хоть и пало само, но было сожжено сотрудниками БУ ОО Болховской рай СББЖ Орловский ОВЦ, в связи с чем Управлением ветеринарии Орловской области ему нанесен имущественный ущерб, который подлежит возмещению в полном объеме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно статье 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом «з» части 1 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении, защита населения от болезней, общих для человека и животных, а также реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних и других животных, осуществление государственного и ветеринарного надзора регулируется Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» (далее Закон РФ «О ветеринарии»).
В соответствии со статьей 2 Закона РФ «О ветеринарии» ветеринарное законодательство состоит из названного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 9 Закона РФ «О ветеринарии» главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, главные государственные ветеринарные инспектора субъектов Российской Федерации и их заместители имеют право вносить в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представления об изъятии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Статьей 19 Закона РФ "О ветеринарии" установлено, что при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанным в статье 9 Закона РФ «О ветеринарии», могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.
Правила отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2006 г. № 310 (далее Правила № 310).
В соответствии с пунктом 3 Правил № 310 животные могут быть отчуждены, а продукты животноводства изъяты при предотвращении возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных, согласно перечню болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства, утверждаемому Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Согласно Приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19 декабря 2011 г. № 476 африканская чума свиней включена в Перечень заразных, в том числе опасных болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин).
Пунктом 7 Правил № 310 предусмотрено обязательное принятие руководителем территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместителем решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Согласно пункту 8 Правил № 310 организация и проведение отчуждения животных и изъятие продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляется в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. О проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства составляется акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели (пункт 9 Правил № 310).
Основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 Правил № 310, и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства (пункт 10 Правил № 310).
Постановлением Правительства Орловской области от 23 августа 2011 г. № утвержден Порядок отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Орловской области (приложение № 1) (далее Порядок 1) и Порядок расходования средств областного бюджета на возмещение ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства (приложение № 2) (далее Порядок 2).
В силу пунктов 9-11 Порядка 1 при проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства Комиссией составляется акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 г. № 310 «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных».
Акт вручается гражданам и юридическим лицам - владельцам животных, подлежащих отчуждению, и продуктов животноводства, подлежащих изъятию, в течение трех суток с момента принятия решения об организации и проведении отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства.
Граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в соответствии с Порядком 2.
Согласно пунктам 4,5 Порядка 2 для возмещения ущерба, понесенного в результате отчуждения животных и (или) изъятия продуктов животноводства физические истца представляют в Управление ветеринарии письменное заявление о возмещении ущерба, копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность получателя, акт об отчуждении животных и (или) изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, оформленный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 г. № 310 «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных».
В возмещении ущерба отказывается в случае предоставления документов, указанных в пункте 4 настоящего порядка не в полном объеме, либо с нарушением требований, установленных данным пунктом.
Из анализа действующего законодательства следует, что право на получение компенсации не ставится в зависимость от того, являются ли животные, находящиеся в очаге особо опасной болезни, уже зараженными или имеется лишь угроза заражения. Единственным основанием для отказа в возмещении ущерба определено представление не в полном объеме или не в соответствии с требованиями Правил № 310 документов: заявления о выплате компенсации и акта об отчуждении и (или) изъятия животных.
В соответствии со статьей 242 ГК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
Приведенная норма согласуется со статьей 35 Конституции Российской Федерации, согласно которой принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Спорные правоотношения урегулированы специальным законодательством в области ветеринарии, в силу которого государство с учетом присущих ему социальных функций и чрезвычайного характера эпизоотий, распространение которых, как правило, находится вне контроля отдельных хозяйствующих субъектов, приняло на себя бремя возмещения возникающих вследствие эпизоотий убытков и обязанность по принятию мер против их распространения.
Инструкция Министерства сельского хозяйства СССР от 21 ноября 1980 г. регулирует порядок проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, тогда как вопросы, касающиеся возмещения ущерба вследствие эпизоотий регламентируются ветеринарным законодательством, состоящим из Закона РФ «О ветеринарии» и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Указом Губернатора Орловской области № от <дата> территория, на которой расположено личное подсобное хозяйство истца по адресу: <адрес>, признана неблагополучной по африканской чуме свиней, считается эпизоотическим очагом по африканской чуме свиней.
Заместителем начальника Управления ветеринарии Орловской области руководителю Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям было направлено письмо № от <дата> для принятия решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очага африканской чумы свиней на территории первой угрожаемой зоны в соответствии с указом Губернатора Орловской области.
На основании пункта 1.3. Плана мероприятий по ликвидации эпизоотического очага африканской чумы свиней и предупреждению новых случаев заболеваний на отдельных территориях Орловской области, утвержденного Указом Губернатора Орловской области № от <дата>, должностные лица Управления ветеринарии Орловской области <дата> провели убой свиней истца бескровным методом в количестве 5 голов, о чем составлены акт о проведении бескровного убоя синей и акт сжигания трупов свиней.
Убой был произведен в соответствии с Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР от <дата> (далее Инструкция).
Письмом № от <дата> Управления ветеринарии Орловской области истцу отказано в возмещении ущерба, поскольку уничтожение свинопоголовья в эпизоотическом очаге не является процедурой отчуждения животных, ввиду чего денежная компенсация владельцам свиней не выплачивается.
Средняя цена на свиней живых собственного производства, реализованных населением Орловской области в <дата>, составила № рублей за тонну (в убойном виде).
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая, что убой животных в количестве 5 голов свиней, произведен <дата> в личном подсобном хозяйстве истца, территория которого признана эпизоотическим очагом на основании Указа Губернатора Орловской области № от <дата>, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении исковых требований Харламова В.В. и взыскании в его пользу суммы ущерба, составляющего стоимость № голов свиней, уничтоженных по акту от <дата>
Доводы апелляционной жалобы Харламова В.В. о том, что в его пользу подлежит возмещению ущерб за все поголовья свиней в количестве № штук, не могут повлечь отмену решения суда, как основанные на неправильном толковании норм материального права, поскольку возмещению подлежит только ущерб, причиненный в результате принудительного изъятия имущества в государственных интересах, т.е. стоимость уничтоженных, а не павших животных, находящихся в эпизоотическом очаге.
Таким образом, суд дал правовую оценку всем материалам по настоящему делу, результаты оценки отразил в решении и привел мотивы, по которым доказательства приняты в качестве средства обоснования своих выводов, с которыми судебная коллегия согласна.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 4 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Харламова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Зацепилина Е.В. дело № 33-1902
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 июня 2016 г. город Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.
судей Рогожина Н.А., Герасимовой Л.Н.
при секретаре Ноздрачевой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Харламова В.В. к Управлению ветеринарии Орловской области, Департаменту финансов Орловской области о возмещении ущерба,
по апелляционной жалобе Харламова В.В. на решение Заводского районного суда г. Орла от 4 апреля 2016 г., которым постановлено:
«Исковые требования Харламова Владимира Валентиновича к Управлению ветеринарии Орловской области, Департаменту финансов Орловской области о возмещении ущерба - удовлетворить частично.
Взыскать с Управления ветеринарии Орловской области за счет средств резервного фонда Правительства Орловской области в пользу Харламова В.В. материальный ущерб в размере № рублей и расходы по уплаченной государственной пошлине в размере № рублей, а всего – № рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Харламову В.В. отказать».
Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., объяснения Харламова В.В. поддержавшего апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения на жалобу представителей ответчиков Управления ветеринарии Орловской области по доверенности Коробовой Е.Г., Департамента финансов Орловской области по доверенности Кондрашовой О.В., изучив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Харламов В.В. обратился в суд с иском к Управлению ветеринарии Орловской области о возмещении ущерба.
В обоснование заявленных требований указывал, что Указом Губернатора Орловской области № от <дата> его подсобное хозяйство, расположенное по адресу: <адрес>, в котором у него содержалось № голов свиней, было признано эпизоотическим очагом по африканской чуме свиней, определены первая и вторая угрожаемые зоны, утвержден план мероприятий по ликвидации эпизоотического очага африканской чумы свиней (далее АЧС) и предупреждению новых случаев заболевания на отдельных территориях Орловской области.
В целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов АЧС Управление ветеринарии Орловской области проведи убой № голов его свиней бескровным способом и их сжигание.
Средняя цена на свиней живых собственного производства в <дата> составляет № рублей за одну тонну в убойном весе.
Таким образом, в результате утраты имущества ему причинены убытки на сумму № рублей, в возмещении которых Управлением ветеринарии Орловской области ему отказано.
По изложенным основаниям просил взыскать с Управления ветеринарии Орловской области в его пользу сумму ущерба в размере № рублей, компенсацию морального вреда в размере № рублей.
Определением Заводского районного суда г. Орла от 08 февраля 2016 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент финансов Орловской области.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе истец Харламов В.В. ставит вопрос об изменении решения суда в части размера взысканных в его пользу денежных средств в счет возмещения причиненного ему ущерба и просит удовлетворить его требования в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что поголовье свиней в количестве № штук, содержащихся в его личном подсобном хозяйстве, хоть и пало само, но было сожжено сотрудниками БУ ОО Болховской рай СББЖ Орловский ОВЦ, в связи с чем Управлением ветеринарии Орловской области ему нанесен имущественный ущерб, который подлежит возмещению в полном объеме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно статье 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом «з» части 1 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении, защита населения от болезней, общих для человека и животных, а также реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних и других животных, осуществление государственного и ветеринарного надзора регулируется Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» (далее Закон РФ «О ветеринарии»).
В соответствии со статьей 2 Закона РФ «О ветеринарии» ветеринарное законодательство состоит из названного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 9 Закона РФ «О ветеринарии» главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, главные государственные ветеринарные инспектора субъектов Российской Федерации и их заместители имеют право вносить в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представления об изъятии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Статьей 19 Закона РФ "О ветеринарии" установлено, что при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанным в статье 9 Закона РФ «О ветеринарии», могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.
Правила отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2006 г. № 310 (далее Правила № 310).
В соответствии с пунктом 3 Правил № 310 животные могут быть отчуждены, а продукты животноводства изъяты при предотвращении возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных, согласно перечню болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства, утверждаемому Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Согласно Приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19 декабря 2011 г. № 476 африканская чума свиней включена в Перечень заразных, в том числе опасных болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин).
Пунктом 7 Правил № 310 предусмотрено обязательное принятие руководителем территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместителем решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Согласно пункту 8 Правил № 310 организация и проведение отчуждения животных и изъятие продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляется в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. О проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства составляется акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели (пункт 9 Правил № 310).
Основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 Правил № 310, и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства (пункт 10 Правил № 310).
Постановлением Правительства Орловской области от 23 августа 2011 г. № утвержден Порядок отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Орловской области (приложение № 1) (далее Порядок 1) и Порядок расходования средств областного бюджета на возмещение ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства (приложение № 2) (далее Порядок 2).
В силу пунктов 9-11 Порядка 1 при проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства Комиссией составляется акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 г. № 310 «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных».
Акт вручается гражданам и юридическим лицам - владельцам животных, подлежащих отчуждению, и продуктов животноводства, подлежащих изъятию, в течение трех суток с момента принятия решения об организации и проведении отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства.
Граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в соответствии с Порядком 2.
Согласно пунктам 4,5 Порядка 2 для возмещения ущерба, понесенного в результате отчуждения животных и (или) изъятия продуктов животноводства физические истца представляют в Управление ветеринарии письменное заявление о возмещении ущерба, копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность получателя, акт об отчуждении животных и (или) изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, оформленный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 г. № 310 «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных».
В возмещении ущерба отказывается в случае предоставления документов, указанных в пункте 4 настоящего порядка не в полном объеме, либо с нарушением требований, установленных данным пунктом.
Из анализа действующего законодательства следует, что право на получение компенсации не ставится в зависимость от того, являются ли животные, находящиеся в очаге особо опасной болезни, уже зараженными или имеется лишь угроза заражения. Единственным основанием для отказа в возмещении ущерба определено представление не в полном объеме или не в соответствии с требованиями Правил № 310 документов: заявления о выплате компенсации и акта об отчуждении и (или) изъятия животных.
В соответствии со статьей 242 ГК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
Приведенная норма согласуется со статьей 35 Конституции Российской Федерации, согласно которой принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Спорные правоотношения урегулированы специальным законодательством в области ветеринарии, в силу которого государство с учетом присущих ему социальных функций и чрезвычайного характера эпизоотий, распространение которых, как правило, находится вне контроля отдельных хозяйствующих субъектов, приняло на себя бремя возмещения возникающих вследствие эпизоотий убытков и обязанность по принятию мер против их распространения.
Инструкция Министерства сельского хозяйства СССР от 21 ноября 1980 г. регулирует порядок проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, тогда как вопросы, касающиеся возмещения ущерба вследствие эпизоотий регламентируются ветеринарным законодательством, состоящим из Закона РФ «О ветеринарии» и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Указом Губернатора Орловской области № от <дата> территория, на которой расположено личное подсобное хозяйство истца по адресу: <адрес>, признана неблагополучной по африканской чуме свиней, считается эпизоотическим очагом по африканской чуме свиней.
Заместителем начальника Управления ветеринарии Орловской области руководителю Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям было направлено письмо № от <дата> для принятия решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очага африканской чумы свиней на территории первой угрожаемой зоны в соответствии с указом Губернатора Орловской области.
На основании пункта 1.3. Плана мероприятий по ликвидации эпизоотического очага африканской чумы свиней и предупреждению новых случаев заболеваний на отдельных территориях Орловской области, утвержденного Указом Губернатора Орловской области № от <дата>, должностные лица Управления ветеринарии Орловской области <дата> провели убой свиней истца бескровным методом в количестве 5 голов, о чем составлены акт о проведении бескровного убоя синей и акт сжигания трупов свиней.
Убой был произведен в соответствии с Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР от <дата> (далее Инструкция).
Письмом № от <дата> Управления ветеринарии Орловской области истцу отказано в возмещении ущерба, поскольку уничтожение свинопоголовья в эпизоотическом очаге не является процедурой отчуждения животных, ввиду чего денежная компенсация владельцам свиней не выплачивается.
Средняя цена на свиней живых собственного производства, реализованных населением Орловской области в <дата>, составила № рублей за тонну (в убойном виде).
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая, что убой животных в количестве 5 голов свиней, произведен <дата> в личном подсобном хозяйстве истца, территория которого признана эпизоотическим очагом на основании Указа Губернатора Орловской области № от <дата>, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении исковых требований Харламова В.В. и взыскании в его пользу суммы ущерба, составляющего стоимость № голов свиней, уничтоженных по акту от <дата>
Доводы апелляционной жалобы Харламова В.В. о том, что в его пользу подлежит возмещению ущерб за все поголовья свиней в количестве № штук, не могут повлечь отмену решения суда, как основанные на неправильном толковании норм материального права, поскольку возмещению подлежит только ущерб, причиненный в результате принудительного изъятия имущества в государственных интересах, т.е. стоимость уничтоженных, а не павших животных, находящихся в эпизоотическом очаге.
Таким образом, суд дал правовую оценку всем материалам по настоящему делу, результаты оценки отразил в решении и привел мотивы, по которым доказательства приняты в качестве средства обоснования своих выводов, с которыми судебная коллегия согласна.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 4 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Харламова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи