2- 1104 (2013)
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 апреля 2013 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Гудовой Н.В.,
с участием истцов Раковской Г.П., Раковского М.С.,
при секретаре Шаробайко Р.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Раковской Г.П., Раковского М.С. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Администрации Ключинского сельсовета Ачинского района, Администрации Ачинского района, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, войсковой части 74008, 3-ему отделу ФГКУ «Центррегионжилье» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Раковская Г.П., Раковский М.С. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации Ключинского сельсовета, Администрации Ачинского района о признании в порядке приватизации права собственности на жилое помещение, расположенное по <адрес>. Исковые требования мотивированы тем, что в 1989 году Решением жилищной комиссии войсковой части 74008 Раковским на основании Протокола № 10 от 10 сентября 1989 года была предоставлена вышеуказанная квартира, состоящая из двух комнат общей площадью 47,3 кв.м. Спорная квартира по <адрес>, находящаяся на территории д. Каменка, ранее относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года № 752-р был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков, где в разделе «Красноярский край» были исключены закрытые военные городки во всех населенных пунктах Красноярского края, кроме г. Енисейска. При обращении Раковских в Ачинский отдел «Росреестра» по Красноярскому краю была получена информация, что сведения о собственнике спорного жилого помещения отсутствуют. В связи с тем, что спорная квартира не имеет статуса служебной, истцы не имеют другого жилья, право на приватизацию не использовали, истцы вынуждены обратиться в суд с настоящим исковым заявлением (л.д. 3-4).
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, учитывая характер спорных правоотношений в соответствии со ст. 40 ГПК РФ определениями Ачинского городского суда от 25.02.2013 года, от 12.03.2013 года в дело в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны РФ, Федеральное государственное казенное учреждение «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (далее ФГКУ «Специальное ТУИО» Министерства обороны РФ), Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее ФГКУ«Центррегионжилье» Министерства обороны РФ), Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (далее ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ), войсковая часть 74008, 3-й отдел ФГКУ «Центррегионжилье», Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (далее ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны РФ) (л.д. 1, 34).
Представители ответчиков: Министерства обороны РФ, Администрации Ачинского района, Администрации Ключинского сельсовета, Войсковой части № 58661-49, ФГКУ «Центрегионжилье» Министерства обороны РФ, 3-его отдела ФГКУ «Центрегионжилье», ФГКУ«Специальное ТУИО» Министерства обороны РФ, Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ извещенные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, о чем свидетельствуют судебные извещения, направленные в адрес ответчиков почтовой связью (л.д. 112-115), а также электронной почтой (л.д. 128-132), расписка в получении судебной повестки (л.д. 134), уведомления о вручении судебного извещения (л.д. 135, 136, 139, 140, 141), сведения с официального сайта «Почты России» о вручении судебного извещения (л.д. 158, 159), в судебное заседание не явились.
Представители третьих лиц Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют уведомления о вручении судебного извещения (л.д. 137, 138), в суд не явились.
Представитель ответчика Администрации Ачинского района Ключеня О.Н., действующая по доверенности № 08-241 от 24.01.2013 года (л.д. 44), в представленном отзыве указала, что не возражает против удовлетворения требований истцов при установлении в судебном порядке факта проживания на условиях социального найма и представлении сведений, подтверждающих, что право истцов на участие в приватизации не использовано. Дополнительно сообщила, что Администрация Ачинского района не является собственником квартиры, расположенной по <адрес>, спорная квартира в муниципальную собственность Ачинского района до настоящего времени не передана, в связи с чем отсутствует возможность регистрации права собственности на указанный объект недвижимости за Администрацией района. В соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ просит рассмотреть дело в отсутствии представителя Администрации района (л.д. 43).
От представителя Администрации Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации Ключинского сельсовета (л.д. 145).
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ Бородина М.В., действующая на основании доверенности № 108 от 01.09.2012 года, выданной сроком на один год (л.д. 144), представила в суд отзыв, в котором по заявленным требованиям возражала, указав, что целями деятельности ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России являются обеспечение в Вооруженных Силах РФ решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, а также управлению и распоряжению недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации по решениям Министра обороны Российской Федерации и (или) руководителя Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. На Министерство Обороны РФ не возложена обязанность по обеспечению гражданского персонала жилыми помещениями по договору социального найма. В соответствии с указаниями Министра Обороны РФ №205/2/709 от 15.10.2009 года, изданным во исполнение поручения Президента РФ о формировании к 2012 году фонда служебных жилых помещений, запрещено исключать помещения из специализированного жилищного фонда. В соответствии с приведенными нормами закона служебные жилые помещения приватизации не подлежат. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации, не являются обязанностью Министерства обороны РФ (л.д. 142-143).
От начальника склада базы (комплексного хранения) войсковой части 58661 (ранее войсковая часть 74008 реорганизованная в форме преобразования на основании указаний Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, поступило заявление о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя войсковой части. В архивах части отсутствуют какие-либо сведения по существу заявленного спора. При этом дополнительно указано, что спорная квартира, расположенная по <адрес> не имеет статуса служебного жилого помещения (л.д. 50).
От начальника 3 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» поступило ходатайство об исключении 3-его отдела из состава лиц участвующих в деле по настоящему гражданскому делу, так как не обладает гражданской процессуальной правоспособностью и не может являться стороной по делу. Одновременно сообщено, что объекты недвижимого имущества Сибирского военного округа на основании приказов Министра обороны РФ № 1550-2010 и №1871-2010 установленным порядком переданы на баланс федерального государственного казенного учреждения «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ, которое вправе распоряжаться переданным ему имуществом в соответствии с 19 Главой ГК РФ (л.д. 72-73, 119-125, 156).
От представителя третьего лица Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края Зинович Н.А., действующей по доверенности от 14 ноября 2012 года (л.д. 46), поступил отзыв, в котором указано, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не учитывается в Реестре государственной собственности Красноярского края. Имущество вооруженных сил относится исключительно к собственности Российской Федерации. Указанный выше объект в собственность субъекта Российской Федерации – Красноярского края из федеральной собственности не передавался. Уполномоченным органом по управлению имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (г. Красноярск, пр. Мира, д. 63). В связи с отсутствием возможности явки представителя агентства в судебное заседание просит рассмотреть данное дело в отсутствие представителя агентства (л.д. 45).
От представителя третьего лица Территориального управления федерального агентства по управлению госимуществом в Красноярском крае заместителя руководителя Булгаковой Н.Н. поступил письменный отзыв, в котором по существу заявленных требований указано, что в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» (далее – Постановление) функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Министерство обороны РФ. Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны организаций. Согласно подпункту 43 пункта 7 Положения о Министерстве Обороны РФ, утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 года № 108, Министерство обороны РФ реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, уволенных с военной службы, a также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны РФ в соответствии с его назначением (подпункт 68 пункта 7 Положения). Учитывая вышеизложенное, a также, если в суд истцом будут представлены в совокупности все доказательства, подтверждающие возможность признания права собственности в порядке приватизации, Территориальное управление не будет возражать против удовлетворения искового заявления. В связи с невозможностью обеспечить явку своего представителя, просит рассмотреть дело без их участия (л.д. 64-65).
В связи с неявкой ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
В судебном заседании истцы Раковская Г.П., Раковский М.С. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.
Выслушав объяснения истцов, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.3 ст.6 ЖК РФ, в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 N 1541-1 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Статья 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" устанавливает запрет на приватизацию квартир, находящихся в домах закрытых военных городков, а также на служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 11.06.2008 N 84-ФЗ).
Перечень закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, имеющих жилищный фонд, по представлению Министерства обороны РФ утвержден распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р.
Распоряжением Правительства РФ № 1779-р от 11.10.2011 г. «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской федерации (далее Перечень), подраздел «Красноярский край» был исключен полностью, а также указанны исключенные из Перечня закрытые военные городки поименно, в том числе и Ачинский район, д. Каменка.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 487-р «О внесении изменений в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации», жилищный фонд закрытого военного городка, исключенного из Перечня, a именно Ачинского района д. Каменка, передается органам местного самоуправления.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"№ 1541-1 от 04.07.1991г. передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 7 указанного выше Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» (далее – Постановление № 1053) функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Министерство обороны РФ. Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны организаций.
Постановлением №1053 предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
В соответствии с п. «и» ч.2 постановления №1053 Министерство обороны РФ осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», №1054 «О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил РФ» изменен порядок управления федеральным имуществом, закрепленным на соответствующем праве за организациями Министерства обороны России.
Однако порядок передачи жилых помещений Министерства обороны РФ гражданам в собственность до настоящего времени не разработан.
До настоящего времени жилищный фонд Ачинского района д. Каменка в муниципальную собственность Ачинского района не передан, тогда как жилищный фонд закрытого военного городка, исключенного из вышеназванного Перечня, относится к объектам муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Доказательств, свидетельствующих о наличии особого статуса спорного жилого помещения, а именно включения спорной квартиры в число служебных, стороной ответчика в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005г., жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, жилые помещения, расположенные в домах д. Каменка ул. Лесная (ранее – военный городок Ачинск 13), до 2004 года включались в число служебных решением исполнительного комитета Ачинского городского Совета народных депутатов и Администрацией города Ачинска. Спорная квартира не была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке, что объективно подтверждено представленными в материалы дела Решением исполкома Ачинского городского Совета народных депутатов от 18.09.1991 г. № 389 (л.д.84), Постановлениями Администрации города Ачинска №57-п от 09.04.1992 г. (л.д. 86), от 13.05.1992г. № 113-п (л.д.87), от 26.11.1992г. №484-п (л.д. 85), от 21.06.1993г. №241-п (л.д. 84), от 21.01.1993г. № 19-п (л.д. 88). После включения населенного пункта д. Каменка Ачинского района в состав сельского поселения муниципального района, спорная квартира также не была отнесена к числу служебных, что подтверждается представленными распоряжениями администрации Ачинского района за период 2004-2005 г.г. (л.д. 90-102).
Как следует из материалов дела, истец Раковский М.С. с 11.05.1963 года по 04.12.1999 год состоял в трудовых отношениях с в/ч 74008 на должностях гражданского персонала, что подтверждается записями в трудовой книжке о приеме на работу (л.д. 21, 24-25). С 26.08.1992 года назначена пенсия по старости, является Ветераном труда, ветераном Великой Отечественной войны (л.д. 9). 04.12.1999 года Раковский М.С. уволен из в/ч 74008 с должности начальника командира группы отряда ВОХР по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию. Истец Раковская Г.П. в периоды с 27.04.1981 года по 20.02.1989 год и с 11.11.1990г. по 20.07.2002г. была трудоустроена в войсковой части 74008 на должности гражданского персонала: кассира-инкассатора, стрелка отряда ВОХР, уборщик служебных помещений д/сада, уволена 10.07.2002г. в соответствии с медицинским заключением, что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 19-20), является пенсионеркой с 2000 года (л.д. 7).
В 1988 году по решению жилищной комиссии от 29.02.1988 года Раковскому М.С. на состав семьи супругу Раковскую Г.П. была предоставлена квартира, состоящая из двух комнат, жилой площадью 30,7 кв. м., расположенная по адресу <адрес> (л.д. 56).
Согласно выписке из домовой книги истцы Раковский М.С., Раковская Г.П. зарегистрированы в жилом помещении по <адрес> с 29.09.1982 года и 20.08.1983г. соответственно по настоящее время (л.д.15), на них открыт финансово-лицевой счет (л.д. 14), неоднократно заключались договоры на оказание коммунальных услуг, в том числе, 24.09.2007 года между Красноярской КЭЧ Домоуправлением №1 и Раковским М.С. (л.д. 160). С 05 августа 2011 года заключен договор №10/5 с филиалом «Красноярский» ОАО «Славянка» по организации технического обслуживания и предоставления коммунальных услуг квартиры № дома <адрес> (л.д. 161-162).
Истцы после предоставления им спорного жилого помещения постоянно проживают в нем, оплачивают коммунальные услуги, что подтверждается квитанциями (л.д. 163-166), претензий по проживанию к истцам не поступало. Представителями ответчиков законность вселения и факт проживания истцов в спорном жилом помещении не оспорены.
При рассмотрении данного гражданского дела стороной истцов представлен договор № 94 найма служебной квартиры (общежития) в домах государственного жилого фонда в РФ от 23 января 2004 года, заключенного между Красноярской КЭЧ в лице командира войсковой части 74008 и Раковским М.С. (л.д. 10-13). Суд считает, что данный документ не может повлиять на право истцов, связанного с приватизацией жилья, поскольку указанный договор не свидетельствует об установлении статуса служебной квартиры в соответствии с вышеуказанными требованиями закона.
В судебном заседании также установлено, что истцы других жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих им на праве собственности не имеют, право на приватизацию ими не использовано, что подтверждается справками Ачинского отделения Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по Красноярскому краю (л.д. 29, 30).
Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности Ачинского района квартира, расположенная по <адрес> в реестре объектов муниципальной собственности Ачинского района отсутствует (л.д. 27).
Согласно сообщению Ачинского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, сведения о зарегистрированных правах на спорное жилое помещение в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют (л.д. 26).
Данные обстоятельства с достоверностью подтверждаются исследованными в судебном заседании вышеуказанными доказательствами.
Таким образом, семья Раковских проживает в указанном жилом помещении на условиях социального найма, квартира является объектом приватизации и соответственно истцы имеют право на приватизацию указанного жилого помещения.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 8 постановления от 24 августа 1993. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснил, что исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При таких обстоятельствах и требованиях закона, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в полном объеме, поскольку государством законодательно установлено право граждан на получение жилья в собственность, однако в данном случае не обеспечена возможность реализации этого права. Принимая во внимание, что истцы по независящим от них причинам не могут реализовать свои правомочия по приватизации жилого помещения в установленном законом порядке, учитывая, что в судебном заседании установлена законность основания вселения в спорное жилое помещение, истцами представлены документы о соблюдении порядка регистрации по месту жительства, исходя из фактических обстоятельств дела и требований закона, суд считает возможным признать за Раковской Г.П., Раковским М.С. в порядке приватизации право собственности на квартиру № дома <адрес> по 1/2 доли за каждым.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за Раковской Г.П., Раковским М.С. право собственности пo 1/2 доли за каждым в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес> общей площадью 47,3 кв. метра.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано в Ачинский городской суд в течение 7 дней со дня получения копии решения или заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца через Ачинский городской суд по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Федеральный судья Н.В. Гудова