Дело №2-2223/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2016 года г. Бахчисарай
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Готовкиной Т.С.
при секретаре судебного заседания Бельской В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Бахчисарай гражданское дело по иску Смаиловой В.Р. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым о признании незаконными решений и их отмене, понуждении к совершению определенных действий, -
УСТАНОВИЛ:
Смаилова В.Р. обратилась в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым и с учетом принятого судом заявления об уточнении исковых требований просит признать решения Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым от 16.10.2015г. №, от 11.05.2016г. № об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконными и отменить; обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым включить Смаиловой В.Р. периоды работы нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства за период с 18.03.1996г. по 13.04.1996г., с 05.02.2001г. по 02.03.2001г., с 06.02.2006г. по 03.03.2006г., с 13.09.2010г. по 08.10.2010г.; период работы с 06.04.1992г. по 14.01.1993г. в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; понуждении назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением – 02.11.2015г.
Исковые требования мотивированы тем, что истец обратился в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым по вопросу назначения досрочной пенсии; решениями Управления пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым от 16.10.2015г. и от 11.05.2016г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом, в решении от 16.10.2015г. указано, что периоды работы с 18.03.1996г. по 13.04.1996г., с 05.02.2001г. по 02.03.2001г., с 06.02.2006г. по 03.03.2006г., с 13.09.2010г. по 08.10.2010г. не могут быть зачтены, поскольку данные периоды отнесены к курсам повышения квалификации, которые не могут быть зачтены в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии. В решении от 11.05.2016г. период работы с 06.04.1992г. по 14.01.1993г. в должности фельдшера-диспетчера не засчитан, поскольку фельдшер-диспетчер не предусмотрен списком должностей, дающих право на пенсию по выслуге лет. Согласно представленных документов стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составляет 29 лет 03 месяца 14 дней, тогда как требуемая продолжительность последнего должна составлять не менее 30 лет.
Истец и ее представитель в судебное заседание не явились. О дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющейся в материалах дела распиской. Истицей Смаиловой В.Р. подано заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика Нафиева Э.У., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала, ссылаясь на то, что должность фельдшера-диспетчера не предусмотрена Списком должностей, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии; периоды нахождения на курсах повышения квалификации также не могут быть зачтены в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии, поскольку работник во время прохождения курсов повышения квалификации не осуществляет свою основную трудовую функцию полный рабочий день, ввиду чего такие периоды не могут быть зачтены в страховой стаж.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав в их совокупности предоставленные суду доказательства, установил следующее.
05.10.2015г. Смаилова В.Р. обратилась с заявлением в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым о назначении страховой пенсии по старости.
Решением Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет 29 лет 07 месяцев 10 дней; в стаж на соответствующих видах работ не включаются курсы повышения квалификации с отрывом от производства за период с 18.03.1996г. по 13.04.1996г., с 05.02.2001г. по 02.03.2001г., с 06.02.2006г. по 03.03.2006г., с 13.09.2010г. по 08.10.2010г.; отпуск без сохранения заработной платы за период с 26.06.2012г. по 02.07.2012г., с 04.09.2012г. по 10.09.2012г. (л.д.8).
02.11.2015г. Смаилова В.Р. просила назначить ей досрочную страховую пенсию, предоставив ряд документов.
Решением Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым № от 11.05.2016г. установлено, что стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет 29 лет 03 месяца 14 дней; в стаж на соответствующих видах работ не включается период работы с 06.04.1992г. по 14.01.1993г., так как фельдшер-диспетчер не предусмотрен списком должностей, дающих право на выслугу лет (л.д.9).
В соответствии с Федеральным конституционным законом №6-ФКЗ №О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014 года Республика Крым принята в Российскую Федерацию. Согласно ст.6 указанного Закона со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Частью шестой ст. 11 этого Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.07.2014г. №208-ФЗ с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При назначении, перерасчете и выплате пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат учитывается льготный статус граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, подтверждаемый правоустанавливающими документами, в том числе документами об установлении инвалидности, выданными на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно либо на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно (ч.5 ст.2 ФЗ №208-ФЗ),
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий.
Статьей 8 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 указанного Закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30 ФЗ №400-ФЗ).
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно постановлению Правительства РФ №665 от 16.07.2014г. наряду со Списком и Правилами №781 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Пунктом 1 Списка №464 определено, что право на досрочное пенсионное обеспечение предоставляется врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с п.3 Правил №781 в специальный стаж для досрочного назначения пенсии засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке №781 (который расширительному толкованию не подлежит).
Таким образом, законодательством четко определен ряд определяющих условий для установления досрочного пенсионного обеспечения, в том числе наименования должностей и учреждений.
Так, в Список №781 наряду с прочими наименованиями учреждений, включены следующие станции: скорой медицинской помощи, скорой и неотложной медицинской помощи, переливания крови.
В Перечень должностей, поименованных Списком, в числе прочих, включена должность фельдшера.
Документов, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка установленного образца.
Пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011г. №258н, определено, что в тех случаях, когда в трудовой книжке нет полных данных о факторах, определяющих право на досрочное пенсионное обеспечение, в подтверждение принимаются справки, выдаваемые предприятиями или организациями, либо соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В трудовой книжке ГТ-І № от 10.06.1983г., выданной на имя Смаиловой (Алиевой) В.Р. имеется, в частности, запись от 06.04.1992г. о принятии в отделение скорой медицинской помощи фельдшером-диспетчером на период отпуска по уходу за ребенком <адрес>ной больницы <адрес> и от 15.01.1993г. о переводе выездным фельдшером отделения скорой медпомощи <адрес>ной больницы <адрес> (л.д.14).
Ввиду вышеизложенного, период работы в качестве фельдшера-диспетчера отделения скорой медицинской помощи, должен быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Независимо от перестановки слов в наименовании должности, функциональные обязанности медицинского персонала одинаковые (оказание скорой медицинской помощи гражданам).
В этой связи, суд приходит к выводу, что должность «фельдшер-диспетчер» идентична должности «фельдшер».
Потому период работы в должности фельдшера-диспетчера с 06.04.1992г. по 14.01.1993г. подлежит включению в страховой стаж, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости.
Кроме того, данная должность была включена в Список должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Кабинета министров Украины (действовавшего в период работы Смаиловой В.Р. на данной должности, что в свою очередь позволяло ей рассчитывать на возможность досрочного выхода на пенсию).
Что касается периодов прохождения Смаиловой В.Р. курсов повышения квалификации следует отметить следующее.
В соответствии со ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из материалов отказного пенсионного дела Смаиловой В.Р. усматривается, что во время нахождения Смаиловой В.Р. на курсах повышения квалификации за вышеуказанные периоды, заработная плата Смаиловой В.Р. начислялась, соответственно страховые выплаты (отчисления) в пенсионный фонд производились.
Таким образом, периоды нахождения Смаиловой В.Р. на курсах повышения квалификации также подлежат включению в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Данная правовая позиция нашла свое отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009г. №-В09-7.
Разрешая заявленные требования на основании исследованных судом доказательств, представленных сторонами, с учетом положений п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №30 от 11.12.2012 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», суд исходит из того, что работа в должности фельдшера-диспетчера идентична работе в должности фельдшера, ввиду чего данный период подлежит включению страховой стаж, как и периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации виду вышеприведенных обстоятельств.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом, исходя из пределов заявленных исковых требований, суд считает необходимым обязать ответчика назначить Смаиловой В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением – 02.11.2015г., указанном в принятом судом заявлении об уточнении исковых требований.
На основании изложенное, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Исковые требования Смаиловой В.Р. удовлетворить.
Признать решения Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым от 16.10.2015г. №, от 11.05.2016г. № об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости Смаиловой В.Р. незаконными и отменить.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым включить Смаиловой В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, а именно: период с 18.03.1996г. по 13.04.1996г., с 05.02.2001г. по 02.03.2001г., с 06.02.2006г. по 03.03.2006г., с 13.09.2010г. по 08.10.2010г.; а также период работы с 06.04.1992г. по 14.01.1993г. в должности фельдшера-диспетчера отделения скорой медицинской помощи <адрес>ной больницы <адрес>, в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым назначить Смаиловой В.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением – 02.11.2015г.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23.12.2016г.
Судья: Т.С. Готовкина