Решение по делу № 2-265/2018 ~ М-52/2018 от 19.01.2018

Дело № 2-265/18

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Светлогорск                       28 марта 2018 года

Светлогорский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Аниськова М.В.

при секретаре Егоровой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костриковой И.А. к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) об обжаловании отказа о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, отдельных периодов трудовой деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

Кострикова И.А. обратилась в суд с названным иском. В исковом заявлении указывает, что 23.11.2017 г. она обратилась в Управление ПФР с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости, поскольку её педагогический стаж достиг 25 лет и у неё возникло право на назначение указанной пенсии. Пенсионным органом 18.12.2017 г. было принято решение, которым ей было отказано во включении в стаж для досрочного назначения пенсии периода работы на выборной должности в Светлогорском горкоме комсомола с 25 октября 1987 г. по 18 сентября 1991 г. в качестве секретаря- заведующей отделом учащейся молодежи. Пенсионный орган ссылается на то, что данная работа включается в стаж при условии, если перерыв между работой в партийных и комсомольских органах и работой, следующей за ней, не превышает трёх месяцев и если работе в этих органах непосредственно предшествовала или за ней непосредственно следовала работа, дающая право на пенсию на льготных условиях. Считает, что решение пенсионного органа нарушает её права. В соответствии с действовавшим в период её работы законодательством выборная работа в комсомольских органах включалась в стаж работы по специальности если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, проходило в учреждениях и организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. В должности учителя она отработала 23 года 3 дня, что больше требуемых 2/3 от 25 лет. Учителям, преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без каких-либо условий и ограничений время освобожденной партийной и комсомольской работы в партийных и комсомольских органах на ответственной должности, в том числе секретаря. Просит признать решение Управления ПФР <№> от 18 декабря 2017 года об отказе в назначении пенсии неправомерным; включить периоды работы с 25.10.1987 г. по 18.09.1991 г. в качестве секретаря Светлогорского горкома ВЛКСМ- заведующей отделом учащийся молодёжи в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости; обязать Управление ПФР назначить ей трудовую пенсию досрочно, с даты обращения за её назначением 23 ноября 2017 года.

В судебном заседании Кострикова И.А. поддержала свои требования по изложенным в иске основаниям. Пояснила, что до избрания на работу в горком ВЛКСМ она действительно не работала педагогом, но полагает, что это не имеет значения. Требования о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации она не намерена предъявлять, поскольку они незначительны и не влияют на назначением досрочной пенсии.

Представитель Государственного учреждения- Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное), Степанец К.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Костриковой И.А. по основаниям, изложенным в письменном отзыве ответчика (л.д. 21-25).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства и дав им оценку, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Костриковой И.А. подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что Кострикова И.А., <Дата> рождения, с 01.08.1986 года была принята на работу на должность лаборанта в ПУ «Межрайводоканал», где работала до 10.05.1987 г. С 11 мая по 24 октября 1987 г. она работала в Светлогорской конторе «Курортторг» на должности воспитателя общежития, откуда была уволена в связи с переходом на выборную должность в Светлогорский горком ВЛКСМ. 25.10.1987 г. Кострикова И.А. в связи с избранием принята на работу секретарем Светлогорского горкома ВЛКСМ-заведующей отделом учащейся молодежи, и работала в данной должности до 18.09.1991 года. 02.10.1991 г. истица принята на работу в Военную Академию Связи на должность техника, откуда уволена 04.06.1994 года. 30 августа 1994 года Кострикова И.А. была принята на работу в Среднюю школу № 1 г. Светлогорска (в настоящее время- МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Светлогорска) на должность учителя химии, где продолжает работу до настоящего времени.

Периоды работы Костриковой И.А. подтверждаются записями в её трудовой книжке (л.д. 7, 8), а также справкой о работе (л.д. 11, 12).

Полагая, что у неё имеется необходимый трудовой стаж 23 ноября 2017 г. Кострикова И.А. обратилась в УПФР в Светлогорском районе (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности (л.д. 26-29). Работниками пенсионного органа была организована и проведена документальная проверка, в ходе которой проверены все необходимые документы о трудовой деятельности заявительницы и составлен акт по результатам документальной проверки <№> от 23.11.2017 года. В соответствии с протоколом <№> заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 18 декабря 2017 года пенсионным органом было принято решение <№> от 21.12.2017 года об отказе в установлении пенсии, в соответствии с которым, в назначении досрочной страховой пенсии по старости заявителю было отказано в связи с отсутствие требуемого для этого стажа (л.д. 30-33).

О принятом решении ответчиком было письменно сообщено Костриковой И.А. (л.д. 9, 10).

Как следует из указанных протокола заседания комиссии и письменного ответа на заявление о назначении пенсии, из подсчета педагогического стажа Костриковой И.А. были исключены периоды нахождения в отпусках без содержания, на курсах повышения квалификации, командировках с сохранением заработной платы, а также период работы на должности секретаря Светлогорского горкома ВЛКСМ-заведующей отделом учащейся молодежи, так как работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготном размере при условии, если перерыв между работой в таких органах и работой, следующей за ней, не превышает трёх месяцев и если работе в партийных и комсомольских органах непосредственно предшествовала или за ней следовала работа, дающая право на пенсию на льготных условиях. Исходя из этого, по мнению пенсионного органа специальный стаж работы Костриковой И.А. на момент обращения был менее 25 лет и составил 23 года 3 дня.

Таким образом, между истцом и ответчиком возник спор о назначении досрочной страховой пенсии по старости и выплаты пенсии с даты наступления права на такую пенсию в связи с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы периодов работы в должности секретаря Светлогорского горкома ВЛКСМ-заведующей отделом учащейся молодежи, в части которого Кострикова И.А. не согласна с решением пенсионного органа.

Отказ пенсионного органа засчитать истице в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости спорный период, суд находит неправомерным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 19 части 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичное право было предусмотрено подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» действовавшим до 01 января 2015 года.

Согласно положениям части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4).

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно пункту 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка.

Вышеуказанными Списками предусмотрена работа в общеобразовательных школах, независимо от их наименований, в том числе в санаторных, в должностях учителя.

Названный Список не предусматривает включение в специальный стаж периода выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах, так же, как и действовавшие до 01 января 2002 года нормативные правовые акты.

Однако в силу подпункта «а» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 (действовавшего в период работы истца), учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

Согласно п. 3.1 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" N 1-63-И от 30.06.1986 при применении подп. "а" п. 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и другие.

Указанный перечень выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах является открытым.

Судом установлено, что в спорный период времени Кострикова И.А. занималась освобожденной работой в комсомольских органах на ответственной (руководящей) должности, в связи с чем указанные периоды подлежат включению в специальный стаж истца.

Кроме того, суд учитывает требования пункта 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, из которого следует, что время работы, указанной в п. п. 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

В силу п. 1 Приложения 6 - "Порядок зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях" к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 N 94, с учетом дополнений и изменений, внесенных Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 08.06.1990 N 400, учителям, преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без каких-либо условий и ограничений время освобожденной партийной и комсомольской работы в партийных и комсомольских органах на ответственной должности, в том числе: секретаря, заведующего отделом, инструктора райкома ВЛКСМ.

На момент обращения Костриковой И.А. в пенсионный орган за назначением досрочной пенсии ею в соответствии с указанным пунктом выработано более 23 лет, то есть не менее 2/3 (16 лет и 8 месяцев от 25 лет) педагогического стажа, требуемого для назначения пенсии.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П, а также ряде его определений, согласно которой ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключения из педагогического стажа выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах.

Таким образом, Поскольку Кострикова И.А. работала секретарем городского комитета ВЛКСМ в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, и при этом на момент обращения за пенсией имела педагогический не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, суд приходит выводу о включении указанного периода работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Доводы ответчика о том, что спорный период не может быть включен в специальный стаж Костриковой И.А., так как в период до 01.01.1992, а также до спорного периода работы и непосредственно после него отсутствовала работа, предусмотренная Перечнем учреждений, организаций, должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, основаны на неверном толковании норм материального права. По смыслу пунктов 1, 2, 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах засчитывается в педагогический стаж наряду с работой в должностях, предусмотренных Перечнем. При этом условий о том, что периоду работы в партийных и комсомольских органах должна предшествовать и непосредственно следовать за ним педагогическая деятельность, указанное Положение не содержит. Кроме того, п. 4 Положения предусматривает соотношение спорного периода работы на момент возникновения права на пенсию.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Принимая во внимание, что с учетом спорного периода работы специальный стаж Костриковой И.А. на момент обращения за пенсией составлял более 25 лет, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Костриковой И.А. о назначении ей страховой пенсии по старости с 23 ноября 2017 года являются обоснованными.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Костриковой И.А. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) включить в специальный трудовой стаж Костриковой И.А., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании пункта 19 части 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», период работы в должности секретаря Светлогорского горкома ВЛКСМ- заведующей отделом учащейся молодежи с 25 октября 1987 года по 18 сентября 1991 года.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) назначить Костриковой И.А. досрочную страховую пенсию по старости с 23 ноября 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 05 апреля 2018 года.

Судья                                            М.В. Аниськов

Дело № 2-265/18

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

город Светлогорск                        28 марта 2018 года

Светлогорский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Аниськова М.В.

при секретаре Егоровой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костриковой И.А. к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) об обжаловании отказа о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, отдельных периодов трудовой деятельности

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Костриковой И.А. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) включить в специальный трудовой стаж Костриковой И.А., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании пункта 19 части 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», период работы в должности секретаря Светлогорского горкома ВЛКСМ- заведующей отделом учащейся молодежи с 25 октября 1987 года по 18 сентября 1991 года.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) назначить Костриковой И.А. досрочную страховую пенсию по старости с 23 ноября 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                           М.В. Аниськов

2-265/2018 ~ М-52/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кострикова Ирина Анатольевна
Ответчики
УПФ РФ в СГО
Суд
Светлогорский городской суд Калининградской области
Судья
Аниськов М.В.
Дело на сайте суда
svetlogorsky--kln.sudrf.ru
19.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.01.2018Передача материалов судье
24.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.02.2018Предварительное судебное заседание
28.03.2018Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее