РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2019 года г.о. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Мироновой С.В.
при секретаре Бородулиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Джарагян С.С. к Администрации Советского внутригородского района г.о. Самары, заинтересованное лицо Департамент управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным постановления Администрации об отказе в переводе помещения из нежилого в жилое,
УСТАНОВИЛ:
Джарагян С.С. обратился в суд с административным иском к Администрации Советского внутригородского района г.о. Самары, просил признать незаконным Постановление Администрации Советского внутригородского района г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в переводе в жилое помещение нежилого помещения площадью 32,0 кв.м., расположенного в доме № по <адрес> комнаты №»; обязать Администрацию Советского внутригородского района г.о. Самара рассмотреть и принять решение по заявлению Джарагяна С.С. о переводе в жилое помещение нежилого помещения площадью 32,0 кв.м., расположенного в доме № по <адрес> комнаты №, по существу в установленный законом срок сорок пять дней с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование требований указал, что он является нанимателем жилого помещения комнаты № площадью 32 кв.м. по адресу: <адрес> согласно ордера № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ. На его имя открыт лицевой счет. В техническом паспорте содержатся сведения о том, что жилое помещение образовано в результате перепланировки и переустройства нежилых помещений, документы о переводе из нежилого в жилое не предъявлены. Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства и необходим для заключения договора передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации.
Истец обратился в Администрацию Советского внутригородского района г.Самары с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое, представил все необходимые документы. Административный ответчик отказал в переводе указанного нежилого помещения в жилое в связи с несоблюдением условий перевода помещений, предусмотренных ст. 22 ЖК РФ: выполнена реконструкция здания без получения соответствующего разрешения, что является нарушением п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Истец с отказом не согласен, считает его незаконным, нарушающим его жилищные права, поскольку препятствует реализации права на приватизацию. Здание общежития по <адрес> принадлежало ранее Самарской дистанции гражданских сооружений Куйбышевской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений Куйбышевской железной дороги <данные изъяты>» и на момент передачи общежития в муниципальную собственность была проведена реконструкция помещений общежития, но документы, подтверждающие реконструкцию нежилых помещений в жилые не сохранились. Постановлением Главы г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ указанное общежитие было включено в реестр муниципального имущества г.о Самара.
Комнаты № были предоставлены истцу как жилое помещение, по материалам технической инвентаризации на 2005 год данные помещения указаны как жилые, помещение поставлено на кадастровый учет как жилое. Согласно заключениям эксперта комнаты № соответствуют требованиям СНиП и СанПиН. Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что нежилое помещение может быть переведено в жилое, однако административным ответчиком созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
В судебном заседании представитель административного истца Агаркова С.В., действующая на основании нотариально оформленной доверенности, имеющая высшее юридическое образование, требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика, действующий на основании доверенности, Захарова О.Г. исковые требования не признала, пояснила, что в ходе рассмотрения заявления Джарагян С.С. специалистами Администрации установлен факт самовольно выполненных строительных мероприятий, в здании, в котором расположены спорные помещения, выполнена реконструкция. Полномочиями по согласованию проведенных строительных мероприятий, полномочиями по вводу реконструированных объектов в эксплуатацию Администрация района не обладает. Поскольку строительные мероприятия в спорном помещении выполнены без решения уполномоченного органа местного самоуправления, то есть без предусмотренного законодательством основания, считает, что законных оснований для удовлетворения заявления Джарагяна С.С. не имелось.
Представитель заинтересованного лица Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на иск, содержащие ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в удовлетворении требований просил отказать.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав объяснения лиц участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства в полном объеме.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Из материалов дела следует, что спорным помещением является помещение, площадью 32,0 кв. м (ком. №), расположенное по адресу: <адрес>.
Указанное помещение является муниципальной собственностью, включено в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ за номером № на основании Постановления Администрации г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ от <данные изъяты>», что подтверждается выпиской из реестра Департамента управления имуществом г.о. Самара.
Согласно ордеров № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ Джагараняну С.С. были предоставлены жилые комнаты № и № в общежитии на период работы на предприятии.
Из указанных ордеров, выписки из реестра муниципального имущества, кадастрового паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорное помещение значится как жилое, при этом как в кадастровом паспорте, так и техническом паспорте по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указано, что жилое помещение образовано в результате перепланировки и переустройства нежилых помещений. Документы о переводе из нежилого жилое не предъявлены.
Из технического заключения ЦНЭАТ от ДД.ММ.ГГГГ №, выполненного по заявлению Джарагян С.С., следует, что был проведен осмотр комнат № на 1 этаже <адрес>, исследованы представленные технические документы, установлено, что произведена перепланировка: демонтирован дверной блок в помещении 42, существующий проем заложен, демонтированы раковина, газовая плита в помещении.
Джарагян С.С. обратился в администрацию Советского внутригородского района г.о. Самара с заявлением о переводе в жилое помещение нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> комнаты №, являющегося муниципальной собственностью.
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Советского внутригородского района г.о. Самара отказано в переводе в жилое помещение нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> комнаты №, в связи с несоблюдением предусмотренных статьей 22 ЖК РФ условий перевода помещения, выразившихся в выполнении реконструкции здания без получения соответствующего разрешения, что является нарушением п. 1 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 22 Жилищного Кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Согласно п. 1 ст. 23 Жилищного Кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, согласно ч. 2 указанной статьи, собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо обязан представить в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 Жилищного Кодекса Российской Федерации условий перевода помещения (пункт 3 части 1 статьи 24 ЖК РФ).
В момент осуществления перепланировки действовали Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР N 8 от 5 января 1989 года.
Согласно п. 1.31 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных приказом министерства ЖКХ РСФСР от 05.01.1989 г. N 8, изменение планировки отдельных помещений государственного, а также общественного и кооперативного жилищного фонда допускается производить организациями и отдельными гражданами после получения разрешения межведомственной комиссии исполкома местного Совета народных депутатов. Результаты работы межведомственной комиссии следует оформлять протоколом, в котором излагается сущность рассмотренного вопроса и утверждается проект переустройства здания и помещения. Заявителю (заинтересованному лицу) надлежит выдавать выписку из протокола вместе с одним экземпляром проекта (п. 1.37 указанных Правил).
Пункт 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, действующих в настоящее время, допускает производить переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Установлено, что в спорном жилом помещении произведена перепланировка.
Из ответа <данные изъяты>» следует, что здание общежития числилось на балансе <данные изъяты>. В 90-х годах, учитывая потребность жилой площади в общежитии для заселения молодых специалистов, была проведена реконструкция первого этажа здания. Реконструкция осуществлялась согласно нормам Жилищного кодекса, комнаты обустраивались таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцам. В процессе перестройки не снизился уровень надежности здания, возводились лишь внутренние перегородки, не затрагивая несущие стены самого здания. Официально, являясь балансодержателем здания общежития, Самарская дистанция гражданских сооружений не обращалась в орган, осуществляющий перевод помещений по месту нахождения переводимых помещений. Проект и акты по завершению работ по переустройству отсутствуют.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что перепланировка спорного нежилого помещения произведена без получения необходимых разрешений, т.е. самовольно.
В силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Частью 8 ст. 23 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлен определенный порядок получения разрешения на перевод помещения и выполнения в нем строительных мероприятий. Из указанной нормы следует, что решение уполномоченного органа местного самоуправления является основанием проведения соответствующих переустройства и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и )или) перепланировки, и иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в данном решении.
В соответствии со статьей 28 Жилищного Кодекса Российской Федерации завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен уполномоченным органом в соответствии с частью 2 статьи 28 Жилищного Кодекса Российской Федерации в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества.
Вместе с тем, из технического заключения следует, что оно произведено на основании проекта перепланировки комнат №, составленным в <данные изъяты> в 2018 году, то есть после осуществления перепланировки помещения.
Проектная документация (в смысле, применяемом при градостроительной деятельности - документация, содержащая материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта) перепланировки общежития, расположенного по адресу: <адрес>, не представлена.
Заключение, подтверждающее соответствие перепланировки, произведенной в спорном помещении первоначальному проекту, также не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявителем не представлен полный объем документов, содержащих сведения об отсутствии препятствий к переводу нежилого помещения в жилое, предусмотренные ч. 2 ст. 22 ЖК РФ, в связи с чем, вынесенное органом местного самоуправления решение об отказе в удовлетворении заявления о переводе нежилого помещения в жилое, является обоснованным, поскольку решение о переводе может быть принято только при отсутствии всех обстоятельств, перечисленных в ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, препятствующих переводу нежилого помещения в жилое, при этом должны быть соблюдены условия перевода, предусмотренные ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Джарагян С.С. к Администрации Советского внутригородского района г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Джарагян С.С. к Администрации Советского внутригородского района г.о. Самары, заинтересованное лицо Департамент управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным постановления Администрации об отказе в переводе помещения из нежилого в жилое оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в тридцатидневный срок.
Решение изготовлено 22.02.2019.
Судья С.В. Миронова