Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1132/2015 ~ М-941/2015 от 19.08.2015

Гр. дело № 2-1132/2015 Мотивированное решение составлено 25 августа 2015 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2015 года                         г. Кировск                                

Кировский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи         Бобковой И.В.

при секретаре                     Никифоровой М.В.

с участием заявителя Корчевского А.И. и его представителя Лазукова И.Г.

представителя заинтересованного лица Цакоева Т.М. – Маниной Т.А., действующей на основании доверенности от ... года,

представителя заинтересованного лица Кировской территориальной избирательной комиссии             Азаренко И.В.,

помощника прокурора г. Кировска         Ермоловой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Корчевского Александра Ивановича об отмене регистрации кандидата в депутаты,

У С Т А Н О В И Л :

Корчевский А.И., будучи зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов г. Кировска пятого созыва по одномандатному избирательному округу ..., обратился в суд с заявлением об отмене регистрации Цакоева Т.М. кандидатом в депутаты, указав в обоснование заявленного требования, что решением Кировской территориальной избирательной комиссии (далее – Кировская ТИК) от ... года ... Цакоев Т.М. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов г. Кировска пятого созыва по тому же, что и он (заявитель) избирательному округу. Основанием регистрации кандидата явилось мнение ТИК о достаточном количестве подписей избирателей, собранных и представленных им в избирательную комиссию в составе требуемых для регистрации документов. Однако при проведении проверки комиссия неправомерно признала действительными подписи шести избирателей. Так, в подписных листах ... (строки ...), ... (строка ...), ... (строка ...), ... (строка ...) в графе адрес места жительства указано обозначение «ул. ...», в то время как такой улицы в г. Кировске Мурманской области нет. Считает, что наименование конкретной улицы населенного пункта сопровождается обозначением наименования, совокупность которых не может быть произвольно изменено. Таким образом, в подписных листах кандидата Цакоева Т.М. вышеуказанные подписи избирателей должны быть признаны недействительными, как содержащие недостоверные сведения. Поскольку минимальное количество действительных и достоверных подписей избирателей для регистрации кандидата составляет 10 подписей, исключение из 14 подписей, представленных Цакоевым Т.М., шести недействительных, влечет отмену его регистрации в качестве кандидата в депутаты по основанию недостаточности подписей избирателей.

Заявитель Корчевский А.И. и его представитель Лазуков И.Г. в судебном заседании заявленное требование поддержали по изложенном в заявлении доводам, иных оснований для отмены регистрации кандидата Цакоева Т.М., предусмотренных Законом не имеется.

Заинтересованное лицо Цакоев Т.М. о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя.

Представитель заинтересованного лица Цакоева Т.М. – Манина Т.А. в судебном заседании полагает заявление неподлежащим удовлетворению, поскольку обстоятельства, на которые заявитель ссылается в обоснование своих требований, не влекут отмену регистрации кандидата в депутаты. В подписных листах кандидата Цакоева Т.М. данные об адресе места жительства избирателей указаны в соответствии с требованиями подпункта 5 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, в том числе: наименование субъекта Российской Федерации, города, улицы, номера дома и квартиры. Наличие сведений о названии улицы «...» является правильным и не препятствует однозначному восприятию сведений о названии улицы, что позволяет достоверно установить адрес места жительства (регистрации) избирателей в границах одномандатного округа ..., поскольку как в этом избирательном округе, так и в целом в городе Кировске Мурманской области иной улицы с аналогичным названием «...» не имеется. Все представленные кандидатом Цакоевым Т.М. подписи избирателей были проверены рабочей группой Кировской ТИК, в том числе с использованием системы ГАС "Выборы" (регистра избирателей). В результате проверки данных об избирателях не соответствующих действительности не выявлено. Данные об адресе места жительства избирателей, сведения о которых содержались в подписных листах, соответствовали их месту регистрации в городе Кировске в одномандатном избирательном округе .... У рабочей группы сомнений в достоверности подписей не возникло. Оснований для проведения повторной проверки подписных листов в данном случае не имеется. Указывает также на факты различного указания непосредственно миграционной службой адреса регистрации в паспортах граждан, проживающих на одной и той же улице г. Кировска Мурманской области: как «ул. ...», так и «пр. ...».

Представитель заинтересованного лица Кировской ТИК Азаренко И.В. в судебном заседании считает, что решения Кировской ТИК должно быть оставлено без изменений, а заявление – без удовлетворения. Спорные сведения, указанные в подписных листах самими избирателями, не препятствуют однозначному толкованию адреса их места жительства. Процедура регистрации кандидата в депутаты проведена в строгом соответствии с законом. Данные об избирателях, указанные в подписных листах совпали с данными в ГАС «Выборы». Обозначение «ул.» или «пр.» в данном случае не имеет значения – это идентифицируют сами избиратели. Кроме того, миграционная служба в своих ответах на запросы обозначает «...» и как «пр.», и как «ул.».

Суд считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие заинтересованного лица, поскольку в соответствии частью 1 статьи 260.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации его неявка не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему решению.

Конституцией Российской Федерации закреплено, что свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3). Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32).

В соответствии с общепризнанными принципами и нормам международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, статья 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года, статья 3 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств от 07 октября 2002 года).

Заявления о защите избирательных прав, в том числе об отмене регистрации кандидата, рассматриваются судом в порядке и сроки, установленные главой 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2002).

Согласно пункту 8 статьи 35.1 ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2002 на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатов представительного органа муниципального образования в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном статьей 37 настоящего Федерального закона.

В силу положений пункта 1 статьи 38 ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2002 регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, помимо прочего, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Этой же нормой установлены требования к проведению процедуры проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей.

Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума (пункт 3.1). Не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений (пункт 5). По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке (пункт 7).

В соответствии с положениями пункта 6.1 статьи 38 ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2002 по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной, при этом, согласно пункту 6.4 указанной нормы недействительными признаются, в том числе, подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности.

Статьей 39 ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2002 установлены основания для отказа в регистрации кандидата, среди которых указано недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (подпункт 3 пункта 2).

В судебном заседании установлено, что Решением Совета депутатов города Кировска с подведомственной территорией от ... ... на ... назначены выборы депутатов в Совет депутатов города Кировска пятого созыва.

Постановлением избирательной комиссии Мурманской области от ... ... полномочия избирательных комиссий муниципального образования г. Кировск возложены на Кировскую ТИК.

В соответствии с решением Кировской ТИК от ... ... полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов города Кировска пятого созыва по одномандатным избирательным округам ... возложены на Кировскую территориальную избирательную комиссию.

Из решения Кировской ТИК ... от ... следует, что для регистрации кандидатом в депутаты на вышеуказанных выборах необходимо 10 подписей избирателей, максимальное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата, составляет 14 подписей.

Согласно решений Кировской ТИК от ...... и ... зарегистрированы выдвинутые в порядке самовыдвижения кандидатами в депутаты Совета депутатов г. Кировска пятого созыва по одномандатному избирательному округу ... Корчевский А.И. и Цакоев Т.М., соответственно.

Решением Кировской ТИК от ... ... установлено, что порядок выдвижения, порядок сбора подписей и оформления подписных листов, документы, представленные для регистрации кандидатом Цакоева Т.М. соответствуют требованиям закона.

Согласно итоговому протоколу проверки подписей в поддержку самовыдвижения кандидата Цакоева Т.М. от ..., заявлено, представлено и проверено 14 подписей, из них действительными и достоверными признаны все 14 подписей избирателей.

Проверка подписей проводилась рабочей группой, сформированной решением Кировской ТИК ... от ..., с использованием ГАС "Выборы".

Данные обстоятельства в полной мере подтверждаются материалами дела и не оспариваются лицами, участвующими в деле; доводов относительно нарушения рабочей группой самой процедуры проведения проверки не приведено, вместе с тем, заявитель и его представитель полагают, что подписи в поддержку кандидата Цакоева Т.М. в подписных листах ... (строки ...), ... (строка ...), ... (строка ...), ... (строка ...) содержат недостоверные сведения об адресе места жительства избирателей, а именно «ул. ...», вместо «пр. ...», в связи с чем данные подписи должны быть признаны недействительными.

Проанализировав доводы заявителя, исследовав представленные подписные листы кандидата Цакоева Т.М., суд приходит к выводу о том, что нарушений в их заполнении, влекущих признание шести подписей подписных (листы ... строки ...; ... строка ...; ... строка ...; ... строка ...) недействительными, не имеется. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 10 статьи 36 ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2002 избиратель указывает в подписном листе, в том числе, свой адрес места жительства, указанный в паспорте. <…> Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей.

Согласно пункту 5 статьи 2 ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2002 адрес места жительства – адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Диспозиция данной статьи не содержит обязательного указания категории улицы, а именно переулок, проезд, проспект и т.д., что свидетельствует о собирательном понятии обозначения «улица».

Толковым словарем русского языка Ожегова понятие «проспект» определяется как большая, обычно широкая и прямая улица.

В исследованных судом подписных листах кандидата Цакоева Т.М. (листы ... строки 1, 2, 4; ... строка 2; ... строка 5; ... строка ...) в графе адрес места жительства избирателей указаны требуемые значения: наименование области, города, улицы, номера дома и квартиры. Наименование улицы у всех шести избирателей указана как «ул. ...».

Форма подписных листов представленных кандидатом соответствует требованиям, указанным в ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2002.

По сообщению Территориального пункта в г. Кировске Управления Федеральной миграционной службы по Мурманской области за исх. ... от ... наименование улицы в адресе регистрации избирателей указанно как «пр. ...», что также подтверждается имеющейся в материалах дела справкой судьи от ....

Согласно решения Совета депутатов г. Кировска с подведомственной территорией ... от ... «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов г. Кировска», сообщения Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации г. Кировска ... от ... «О предоставлении перечня наименования улиц г. Кировска», на территории г. Кировска Мурманской области имеется только одна улица с наименованием «...».

Также, решением Кировского городского Совета депутатов трудящихся Исполнительного комитета Мурманской области ... от ... ..., ... и ... преобразованы в проспект ... ....

Исследовав представленные документы, суд принимает во внимание доводы представителя заинтересованного лица о том, что миграционная служба в указании адреса регистрации граждан обозначает «...» и как «пр.», и как «ул.», в доказательства чему представлены копии паспортов жителей города Кировска.

Кроме того, из пояснений представителя заинтересованного лица следует, что заполнение подписных листов осуществлялось избирателями и адрес места жительства указывался ими на основании данных о регистрации согласно соответствующего штампа в паспорте. Кандидат не вправе требовать от граждан обязательного предъявления документа, удостоверяющего личность.

Соответствие сведений об избирателях и их достоверность проверено также избирательной комиссией, в установленном порядке и, в том числе, с использованием ГАС «Выборы», каких либо несоответствий не выявлено. При этом их личность идентифицирована, регистрация указанная в подписном листе совпала с регистрацией внесенной в автоматизированную систему. Совокупность указанных факторов определила наличие у граждан активного избирательного права.

Из анализа норм действующего законодательства следует, что необходимость указания в подписных листах избирателем фамилии, имени, отчества, года рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адреса места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, является безусловным требованием федерального законодательства, обязательного для исполнения всеми участниками избирательного процесса.

На обязательность указания всех реквизитов, перечисленных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, обращено внимание Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 30 Постановления от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В соответствии с положениями пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются: подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом (подпункт "г").

Как установлено в судебном заседании, все шесть избирателей, достоверность подписей которых оспаривается заявителем, заполнили в подписных листах все без исключения обязательные графы. Паспортные данные и сведения о месте жительства лиц, поставивших свои подписи за кандидата совпали с официальными сведениями Управления Федеральной миграционной службы по Мурманской области, то есть являются достоверными. Указание в подписных листах избирателями в графе адрес «ул.» вместо «пр.» не свидетельствует об ином месте их жительства. В данном случае указание сведений, не соответствующих действительности, могло быть в том случае, если в официальной справке УФМС было бы указано на то, что гражданин зарегистрирован по другому адресу (т.е. в данном случае - на другой улице). Использование избирателями в адресе места жительства дополнительного реквизита (атрибута) "ул." Применительно к проспекту ... не влечет за собой признание подписей избирателей недействительными.

Таким образом, суд приходит к выводу, что указание в подписных листах в графе адрес места жительства наименования улицы «ул. ...», вместо «пр. ...» не может служить основанием к отмене регистрации кандидата, поскольку не препятствует однозначному восприятию сведений об адресе регистрации избирателей и отнесению их к конкретному избирательному округу, так как иной улицы в городе Кировске Мурманской области с аналогичным наименованием не имеется. Данный факт нельзя расценить как предоставление кандидатом подписных листов содержащих недостоверные сведения.

К аналогичному выводу пришла и Кировская ТИК в своем решении ... от ... о регистрации Цакоева Т.М. кандидатом в депутаты.

Иных нарушений, которые могли бы явиться основанием для отказа в регистрации кандидата, избирательной комиссией допущено не было, судом не установлено и таких доводов не приведено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявления Корчевского А.И. об отмене регистрации кандидатом заинтересованного лица не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, ст.ст. 260-261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Корчевского А.И. об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Кировска пятого созыва по одномандатному избирательному округу ... Цакоева Т.М. отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                     И.В. Бобкова

2-1132/2015 ~ М-941/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Корчевский Александр Иванович
Прокурор г. Кировска Мурманской области
Другие
Лазуков Игорь Геннадьевич
Цакоев Тотраз Мурзаевич
Кировская территориальная избирательная комиссия
Манина Татьяна Александровна
Суд
Кировский городской суд Мурманской области
Судья
Бобкова Ирина Васильевна
Дело на странице суда
kir.mrm.sudrf.ru
19.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.08.2015Передача материалов судье
20.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2015Судебное заседание
24.08.2015Судебное заседание
25.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2015Дело оформлено
21.09.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее