Дело № 2-2(1)2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2013 года г.Аркадак
Аркадакский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Конышевой И.Н.,
при секретаре Симакиной С.Н.,
с участием истца Алексеевой В.А.,
представителей ответчика Евдокимова Н.К., Фролова В.Н.,
третьих лиц Алексеева А.М., Бессчетновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева В.А. к администрации Росташовского муниципального образования Аркадакского муниципального района о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов,
установил:
Алексеева В.А. обратилась в Аркадакский районный суд с иском к администрации Росташовского МО Аркадакского муниципального района о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
В обоснование требований указала, что она является собственником <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара сгорел двухквартирный дом, в котором расположена принадлежащая ей квартира. В результате пожара ей причинен материальный ущерб в размере <данные изъяты>. Считает, что дом сгорел из-за неудовлетворительной организации тушения пожара и незаконного бездействия органов местного самоуправления, а именно администрации Росташовского МО Аркадакского муниципального района, ввиду того, что последняя в нарушение ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не создала надлежащих условий для тушения пожаров в зимнее время, не организовала отапливаемое пожарное депо, которое должно работать и эксплуатироваться вместе с техникой, приспособленной для пожаротушения круглогодично. Истец просит взыскать с администрации Росташовского МО Аркадакского муниципального района в возмещение причиненного ей материального ущерба <данные изъяты> и <данные изъяты> компенсации морального вреда.
В судебном заседании истец Алексеева В.А. на своих требованиях настаивала, изложив обстоятельства, указанные в иске.
Представители ответчика администрации Роташовского МО Аркадакского муниципального района Евдокимов Н.К., Фролов В.Н. исковые требования не признали, пояснив, что причинение имущественного вреда истцу не является следствием бездействия администрации, в связи с чем они полагают, что администрация Росташовского МО Аркадакского района является ненадлежащим ответчиком и просили суд в удовлетворении иска отказать.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на стороне истца, Бессчетнова Е.А., Алексеев А.М. исковые требования поддержали.
Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд, приходит к следующему.
Конституция РФ (ст. 53) закрепляет, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом как указано в ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В силу ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В статьях 1064, 1069 ГК РФ закреплено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. То есть пострадавшее лицо вправе требовать возмещения всех причиненных ему убытков (включая ущерб). Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконного бездействия государственных органов, либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Статьёй 1082 ГК РФ предусмотрены способы возмещения вреда: возмещение вреда в натуре или возмещение убытков денежными средствами.
Таким образом, ответственность по обязательствам вследствие причинения вреда возникает только при наличии определенных, указанных в законе условий. Основанием возникновения обязательства из причинения вреда является факт причинения вреда. А условиями, при наличии которых на правонарушителя или иное указанное в законе лицо возлагается ответственность, являются противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между этим поведением и наступившим вредом, вина причинителя вреда. Совокупность условий и наличие оснований возникновения гражданско-правового обязательства образуют состав гражданского правонарушения.
Согласно п. 9 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, к которым относятся создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Согласно п. 11 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (Далее Правил) (Приложение к Приказу МЧС России от 18.06.2003 № 313, действовавшими в период возникших правоотношений, документ утратил силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 31.05.2012 г. № 306), соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению; обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
Пункт 31 Правил предусматривает, что сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.
Изложенные требования пожарной безопасности, наряду с иными, приведенными в Правилах, обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 1 ст. 1 Устава Росташовского муниципального образования Аркадакского муниципального района к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах поселения. <адрес> входит в состав Росташовского МО (п.5 ст.1 Устава Росташовского МО).
В судебном заседании установлено, что Алексеевой В.А. принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на <адрес>, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.137). Сособственниками являются Алексеев А.М. и Бессчетнова (до вступления в брак ФИО1) Е.А..
Дом, в котором находится квартира Алексеевых двухквартирный. Квартира <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности по 1/4 доли за каждым ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 (л.д.139).
ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар <адрес> (л.д.136). Тушение пожарапроизведено силами отделения 32 ПЧ по охране г.Аркадак. В результате пожара дом сгорел полностью(л.д.11-12).
По заключению эксперта № от 15.02.2013 года непосредственной причиной возникновения пожара вероятнее всего явился поджог с использованием интенсификаторов горения (ЛВЖ). Очаг пожара вероятнее всего находился в кухонном помещении принадлежащей ФИО3 <адрес> (л.д.209-217).Данное заключение суд принимает в качестве допустимого и достоверного доказательства с учётом иных обстоятельств установленных при настоящем рассмотрении дела, поскольку данное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 подтвердили, что возгорание дома началось в квартире, принадлежащей ФИО3. При этом свидетель ФИО9 видела, как ФИО3 выбежал из своей квартиры, и верхняя часть его тела была охвачена пламенем. А свидетель ФИО7 слышала, как ФИО3 кричал, что это он натворил.
Из ответа истцу временно исполняющего обязанности начальника Главного управления МЧС России по Саратовской области ФИО12 следует, что Главным управлением МЧС России по Саратовской области была проведена проверка по факту пожара, происшедшего ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, в ходе которой было установлено, что Росташовским МО в нарушение ст.19 ФЗ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» не были созданы условия для организации добровольной пожарной охраны с выездной техникой в зимнее время и участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; не были созданы в целях пожаротушения условия для забора воды из источников наружного водоснабжения в любое время года <адрес> и на прилегающих к нему территорий; не были приняты достаточные меры по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделения Государственной противопожарной службы (л.д.13-14).
Таким образом, факт неисполнения ответчиком возложенной на него ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и отсутствие условий для организации добровольной пожарной охраны с выездной техникой в зимнее время, условий для забора воды из источников наружного водоснабжения в любое время года <адрес>, не принятие достаточных мер по локализации пожара и спасению имущества до прибытия подразделения Государственной противопожарной службы, не может явиться причиной возгорания принадлежащего истцу жилого помещения. Причинно-следственная связь между бездействием ответчика и пожаром, приведшим к повреждению имущества истца и причинению тем самым ущерба, отсутствует. Следовательно, оснований для привлечения ответчика к деликтной ответственности в виде возмещения причиненного истцу ущерба не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Алексеевой В.А. к администрации Росташовского муниципального образования Аркадакского муниципального района о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Аркадакский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Аркадакского районного суда И.Н.Конышева