Петрозаводский городской суд УИД 10RS0011-01-2020-016042-92
(г.Петрозаводск, ул.Красная, 33) (Дело № 5-2620/2021)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Резолютивная часть вынесена и оглашена 19.04.2021.
19 апреля 2021 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Сааринен Ирина Александровна, при секретаре Мельниченко Ю.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении
Частного образовательного учреждения дополнительного образования «Дошкольная академия» (далее – ЧОУ ДО «Дошкольная академия», Учреждение), <данные изъяты>,
установил:
согласно протоколу об административном правонарушении при проведении плановой выездной проверки с целью контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий; предупреждения, выявления, пресечения нарушений норм законодательства в сфере образования, в отношении МДОУ «Детский сад №21», 01.02.2021 по адресу: <адрес>, выявлено нарушение ЧОУ ДО «Дошкольная академия» положений ст.91 Федерального закона №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», ст.18 Федерального закона №99-ФЗ от 04 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно: осуществление образовательной деятельности по адресу: <адрес>, в отсутствие лицензии (адрес места осуществления образовательной деятельности - <адрес>, отсутствует в приложении №1 к лицензии на осуществление образовательной деятельности от 29.11.2018, регистрационный номер №, выданной ЧОУ ДО «Дошкольная академия»).
В судебном заседании законный представитель ЧОУ ДО «Дошкольная академия» Кирпель И.В. вину во вменяемом правонарушении признала частично, не оспаривая осуществление образовательной деятельности по адресу: <адрес> в отсутствие лицензии, пояснила, что не могла переоформить лицензию ввиду расторжения договора аренды.
Представитель Министерства образования и спорта Республики Карелия Бурдова Т.Л., действующая на основании доверенности, в судебном заседании протокол об административном правонарушении поддержала, пояснила, что вменяемое ЧОУ ДО «Дошкольная академия» правонарушение было выявлено при проведении плановой выездной проверки в отношении МДОУ «Детский сад №21», проверка в отношении привлекаемого лица не проводилась.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Статьей 24.1 КоАП РФ определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании ст.93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - органы и организации), требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Названным Федеральным законом № 294-ФЗ установлены: порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля; меры по защите их прав и законных интересов.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Частью 3 ст.14 Федерального закона №294-ФЗ установлено, что заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.
Согласно ч.ч.1,4 ст.16Федерального закона №294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Как указано в ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных названным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля) (п.4 ч.2 ст.20 Федерального закона № 294-ФЗ).
Из материалов дела следует, что вменяемое ЧОУ ДО «Дошкольная академия» правонарушение было выявлено должностным лицом административного органа при проведении плановой выездной проверки в отношении иного юридического лица - МДОУ «Детский сад №21».
03.02.2021 должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении в отношении ЧОУ ДО «Дошкольная академия», согласно которому Учреждению инкриминируется невыполнение лицензионных требований, а именно: осуществление образовательной деятельности по адресу: <адрес>, в отсутствие лицензии (адрес места осуществления образовательной деятельности - <адрес>, отсутствует в приложении №1 к лицензии на осуществление образовательной деятельности от 29.11.2018, регистрационный номер №, выданной ЧОУ ДО «Дошкольная академия»).
Требования ч.1 ст.1.6 КоАП РФ предписывают, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Исходя из положений статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу статьи 26.2 названного кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, и другими доказательствами, перечисленными в данной норме.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (пункт 3 часть 4 статьи 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
При наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки (примечание к статье 28.1 КоАП РФ).
Таким образом, законодатель предусмотрел особый порядок возбуждения дела об административном правонарушении при обнаружении признаков административного правонарушения в ходе проверки при осуществлении государственного контроля (надзора). Данным порядком предписано, что протокол об административном правонарушении составляется после оформления акта о проведении такой проверки.
Вместе с тем, распоряжение или приказ административного органа о проведении проверки в отношении ЧОУ ДО «Дошкольная академия» не принимался, акт о проведении проверки в отношении ЧОУ ДО «Дошкольная академия» не составлялся, в связи с чем процедура возбуждения дела в отношении ЧОУ ДО «Дошкольная академия» была нарушена, допущенные нарушения процессуальных норм являются существенными, что свидетельствует о том, что протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством по делу, поскольку получен с нарушением требований вышеизложенных процессуальных норм.
Учитывая вышеизложенное в совокупности, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении ЧОУ ДО «Дошкольная академия» подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Частного образовательного учреждения дополнительного образования «Дошкольная академия» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33).
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья И.А. Сааринен